«Арбитры ошибаются реже, чем футболисты»
Херберт Фандель о поединке «Шахтер» - «Динамо»
- 17 июля 2007, 17:00
- |
- 443
- 0
Если рассматривать работу Фанделя под микроскопом, то в ней, в зависимости от личных симпатий, можно найти какие-то погрешности. Но специалисты и футболисты, с которыми довелось общаться после матча, отмечали, что немецкий арбитр не дал усомниться в своей квалификации, не выпустил игру из-под контроля, был последователен, принимая те или иные решения. Не это ли лучшая оценка для футбольного судьи?
- Получилась хорошая игра, - сказал Фандель корреспонденту «СЭ» после финального свистка. - Как часто бывает в тех случаях, когда силы примерно равны, матч закончился вничью, и мне кажется, что соперники не вправе сетовать на судьбу. На мой взгляд, исход поединка закономерен.
- Насколько сложной была эта игра для вашем бригады?
- Скажу откровенно: это не самый сложный матч в моей карьере, но и не самый простой. Футболисты были хорошо настроены, мотивированы, стремились в стартовом матче чемпионата показать максимум того, на что способны в данный момент. И «Шахтер», и «Динамо» хотели добиться результата. Поэтому игра получилась несколько, скажем так, конфликтной. Мне постоянно приходилось гасить эмоции.
- Если не секрет, на каком языке вели воспитательные беседы с футболистами?
- Русским и украинским языками я, к сожалению, не владею, но это не беда (улыбается). Футбольные термины звучат похоже на разных языках. Стоит арбитру что-то выкрикнуть по-английски, поверьте, его поймут и ваши футболисты, и представители немецких клубов, и латиноамериканцы, и восточные народы. Имею в виду, например, японцев и корейцев, чье появление в клубах из ведущих европейских чемпионатов стало обыденным явлением. Кстати, сегодня я убедился, что и игроки ваших команд неплохо знают английский.
- Они пытались оспаривать ваши решения?
- А вы видели хоть один матч, по ходу которого игроки ни разу не подходили к арбитру, не пытались ему что-то доказать? Это нормальное явление, ведь футбол - эмоциональная игра. Я всегда готов объяснить свое решение, если только футболисты ведут себя корректно.
- Если не против, вспомним некоторые спорные эпизоды прошедшего матча...
- А разве такие были?
- Например, в самом конце матча, когда мяч в штрафной площади попал в руку игроку «Динамо», а футболисты «Шахтера» апеллировали к вам, намекая, что можно было бы и пенальти назначить.
- На мой взгляд, не было никаких оснований назначать11-метровый, потому что игрок, которому мяч попал в руку, даже не понял, как это произошло. Так бывает, когда расстояние между футболистами минимальное или когда получается непредсказуемый рикошет. Умышленной игры в эпизоде, на который вы обратили внимание, не было. Во многих матчах бывают такие моменты. Потом они становятся предметом дискуссий на телевидении, в прессе. Это абсолютно нормально.
- Было еще множество падений, на которые вы никак не отреагировали. При этом иногда было очевидно, что соперники толкают друг друга...
- Понимаю, о чем вы хотите сказать. Футбол - контактный вид спорта. Но не каждый контакт - это нарушение правил. Если соперники ведут честную борьбу за мяч, судья не должен вмешиваться, даже если кто-то из них оказался на газоне. Игру нужно останавливать только в тех случаях, когда имеет место умышленное нарушение правил одной из сторон, грубость.
- Судя по тому, что в этом матче вы показали шесть желтых карточек, грубости на поле хватало?
- Не совсем. Игра была контактной, но не грубой. Практически все предупреждения я вынес после того, как футболисты пытались, но не успевали сыграть в мяч и попадали сопернику по ногам. В целом же соперники вели себя достаточно корректно.
- Что можете сказать об атмосфере на стадионе?
- Я хорошо знаю эту арену, потому что здесь уже в третий раз. Каждый раз трибуны были заполнены, болельщики хорошо поддерживали свои команды. Понятно, что здесь не такая атмосфера как, скажем, на немецких или английских стадионах. Но это вполне естественно. Манера поведения болельщиков - это такая же особенность каждой страны как, например, кухня. В этом я убедился на собственном опыте.
- Наши болельщики тоже сегодня отличились. Имею в виду брошенную на беговую дорожку дымовую шашку, из-за чего вам даже пришлось на некоторое время остановить игру.
- Я должен был обратить на это внимание официальных лиц, чтобы они довели до сведения болельщиков, что такие действия во время футбольных матчей недопустимы. Но в принципе ничего экстраординарного не произошло. Такое часто бывает. Просто есть нормы безопасности, с которыми мы должны считаться.
- Вы в третий раз в Донецке проводили игру с участием «Шахтера», и в третий раз хозяева не смогли победить. «Брюгге» в августе 2002-го, «Милан» в сентябре 2004-го, сегодня - «Динамо». Это уже какая-то закономерность?
- Это не более чем совпадение. Если я начну перечислять все команды, которые не выигрывали при моем судействе, вам придется очень долго слушать (улыбается). Но я всегда говорю, что результат матча зависит не от арбитров, а от тех, кто забивает голы.
- В число ваших недоброжелателей после финального матча последнего розыгрыша Лиги чемпионов можно записать и фанатов «Ливерпуля», который уступил в Афинах «Милану». Какие воспоминания остались от этого матча?
- Великолепная игра, фантастические ощущения. Финал Лиги чемпионов - одна из вершин, которую может покорить европейский арбитр. Я счастлив, что мне доверили этот матч, о нем у меня останутся самые лучшие воспоминания. Что же касается недоброжелательного отношения со стороны болельщиков «Ливерпуля», то я не думаю, что это действительно так. В любом турнире может быть только один победитель. Если бы выиграли англичане, получается, я стал бы врагом «Милана». Абсурд! Повторюсь, что результат того или иного матча определяют не судьи, а игроки. Конечно, случаются результативные ошибки арбитров, но их, согласитесь, гораздо меньше, чем промахов футболистов.
Дмитрий КУШНИРОВ, газета «СЭ в Украине»