Ведущие за собой
Орбу, Элбер и Иванов
- 23 июля 2004, 17:00
- |
- 598
- 0
Даже зубчатые колеса делятся на ведущие и ведомые. Что уж говорить о футболистах? Им ведь тоже надо двигаться согласно тренерскому замыслу, а для этого кто-то должен начать первым. Вот о них, о первопроходцах, мы и поговорим, благо сегодня таковых родилось аж трое.
Пусть некоторые из них бывают несдержанными, пусть «прокатывается о них дурная слава», пусть они небриты и выпивают. Не это главное. Потому что далеко не каждый (хотя бывают и исключения) чистый, выбритый и аккуратно причесанный трезвенник сможет их заменить на футбольном поле.
Одним из таких неформальных лидеров всех своих коллективов был полузащитник Шахтера и сборной Украины 90-х Геннадий Орбу. Игрок был неординарный. Обращал на себя внимание скоростью, отличным ударом с левой и нескрываемой страстью к игре.
Довольно быстро Орбу сделался лидером донецкой команды и перешел в авторитетный в то время волгоградский Ротор. Там он тоже не потерялся, но вскоре вернулся домой. В приближающийся к своему расцвету Шахтер. С ним Орбу пережил немало побед. Пережил и определенное количество поражений (в основном от заграничных мастеров). Если другие переживали про себя, то Гена это делал порою публично. Иногда это выглядело не очень красиво (речь об истории с киданием футболки после того, как Орбу заменил Анатолий Бышовец). Но все это можно понять. Просто Геннадий Орбу никогда не мог оставаться безучастным к своему делу, то есть к любимой команде. И не остается до сих пор, работая в клубе тренером-селекционером.
Джоване Элбер - еще один настоящий «вожак стаи». Хотя и бразилец, то есть, по идее, существо техничное, талантливое, но мягкотелое и легко поддающееся негативному влиянию окружающей среды (холод, неприязнь партнеров и т.д.). Но Джоване Элбер непростой бразилец, он «немецкий» бразилец. Так его прозвали газеты за то, что много лет играл нападающий в стране сосисок, шнапса и великих философов. А это, кстати, далось ему нелегко. Первое время в Европе (сначала Элбер играл в Цюрихе) Джоване горько плакал (по его же словам) по бразильскому солнцу, теплому морю и нежным девушкам. Зато в Европе Элбер впервые в жизни увидел снег.
Все же желание добиться чего-нибудь в своей профессии (да и деньжат заработать) оказалось сильнее тоски по родине, и Элбер до сих пор играет в Европе (пусть и изгнали его из Баварии). Прижился, изменился, научился говорить и читать по-немецки (а теперь уже и по-французски надо полагать, в Лионе). В общем, приспособился к окружающей среде. Настолько, что в сборную Бразилии его не берут. Там измена стилю не приветствуется.
И еще один человек родился сегодня, бросающийся (бросавшийся) в глаза на футбольном поле. Трифон Иванов, помните такого защитника сборной Болгарии. А дело в его замечательной недельной небритости, которой он щеголял на всех крупных турнирах, где блистала сборная Болгарии в середине 90-х (вообще-то по настоящему блеснули болгары лишь в 94-м). Трифон радовал глаз своей внешностью, за которую получил погремуху Неандерталец. Конечно, в первой попавшейся «сливозаливочной» можно увидеть не один десяток таких лиц, но в том-то и дело, что Трифон Иванов с таким лицом играл на чемпионате мира. По одним сведениям, на фарт, по другим, его просто «ломало» бриться. Впрочем, внешность совсем не мешала болгарину быть отличным защитником.
Андрей Крикунов