Анатолий ТИМОЩУК: «Роббен жаловался и уходил с поля»
Экс-футболист «Баварии» подвел итоги футбольного года
- 31 декабря 2014, 13:16
- |
- 31 декабря 2014, 13:35
- 10637
- 16
Зимним чемпионом России стал «Зенит». Положительные эмоции уравновесили отрицательные: питерский клуб не смог выйти из достаточно ровной группы в Лиге чемпионов. Еженедельник «Футбол» поговорил с Анатолием Тимощуком о том, почему русские клубы так плохо играют в еврокубках, о философии Андре Виллаш-Боаша и изменениях в «Баварии».
Финиш и старт
- Какая задача ставилась перед «Зенитом» в Лиге чемпионов?
- Имея такой потенциал, подбор игроков, во всех турнирах ставится максимальная задача. Минимум, которого мы должны были достичь в Лиге чемпионов, - выход из группы.
- Неудачи русских клубов в еврокубках связывают с тем, что мы не привыкли играть на максимуме в чемпионате.
- Не соглашусь. Хотелось бы намного больше клубов, которые бились бы за первое место. Если взять те же чемпионаты Франции, Германии, да разные примеры, там тоже два-три клуба борются за чемпионство. И никто не говорит, что не хватает команд, которые создают конкуренцию, как в Лиге чемпионов. На данный момент в России достаточно клубов, которые приобрели хороших футболистов, играют в Лиге Европы. Считаю, качество Премьер-лиги достаточное, несмотря на провал между топ-5 и остальными.
- Три причины бодрого старта «Зенита» в чемпионате России?
- Наверное, более организованно стали играть. Очень агрессивно и более сконцентрированно. Появился ряд новых игроков, усилилась конкуренция, что привело к улучшению качества. Но самое главное на длинной дистанции - концовка чемпионата. Старт нам удался хороший, мы его прошли очень уверенно. Теперь задача - удерживать эту форму и не давать соперникам шанса сместить нас.
- Чего не хватило на финише прошлого сезона? Или ЦСКА набрал слишком мощный ход и был недостижим?
- ЦСКА не был недостижим, все было в наших руках. Сначала эта нежелательная ничья с «Локомотивом», которая не вытекала из хода игры. Ну и ключевая игра с «Динамо». Не знаю, в чем причина. Так проводить игру, которая сделает тебя чемпионом, нельзя. Мы полностью провалили матч. Не были готовы морально, психологически. Сами виноваты, что отдали титул в руки ЦСКА.
- Три главных конкурента «Зенита» в нынешнем сезоне?
- ЦСКА, и если брать начальный отрезок, то «Динамо». Третий - один из московских клубов: «Спартак» или «Локомотив». Но они сейчас в поисках своей игры, оба не очень стабильны. Хотя «Локомотив» в последних матчах выглядит более слаженно и уверенно. Вообще радует, что в таблице есть плотность. Очень хороши краснодарские клубы, тот же «Терек». Радует, что группа лидирующих команд пополняется.
Тренер-айфон
- Когда Андре Виллаш-Боаш пришел в «Зенит», вы сказали, что понимаете его философию. Расскажите, в чем она состоит?
- Это представитель южноевропейской тренерской школы, а у них футбол, нельзя сказать что не такой атлетичный, просто более тактический, техничный, быстрый. Много внимания уделяется дисциплине, тактике, работе с мячом. Все это ключевые компоненты в тренировочном процессе. В моей карьере были специалисты, которые исповедовали схожую философию. Можно вспомнить Юппа Хайнкеса, который выиграл с «Баварией» практически все турниры. Легкость, открытость в общении с футболистами, тренировочный процесс - вот это больше всего удивило в Виллаш-Боаше. Весь сбор, все тренировки проходят интересно. Для меня было необычно, что на сборе практически не было беговой работы, все - с мячом. При любых других специалистах хотя бы минимальное внимание этому уделялось. Тут же вся работа шла через разминку, удары, тактические занятия, игровые серии. Футболисты получали нагрузку и развивали выносливость.
- Согласны с мнением, что Виллаш-Боаш - тренер новой формации, такой тренер-айфон?
- Можно разные параллели проводить. Главное, чтобы эта формация, новизна, которую привнес тренер, приносила плоды. Без результата все это не имеет смысла. Если команда будет побеждать, показывать хороший футбол, ни у кого не возникнет вопроса, что привнес тренер.
- Какую ошибку допустил Лучано Спаллетти в прошлом году?
- Тяжело сказать, ведь меня не было в команде. Потом я разговаривал с тренером, и он сказал, что в какой-то момент ситуация вышла из-под контроля. Сложно судить, почему так случилось, мне мотивы непонятны. Два сезона команда становилась чемпионом, показывала содержательный футбол.
- Недавно Халк сказал, что клуб избавился от «гнилых яблок», и тогда все наладилось. Спаллетти был «гнилым яблоком»?
- Это нужно спросить у Халка. Он опять же имел в виду кого-то конкретно, но имена футболистов или тренеров не были названы. Поэтому лучше спросить у него, что он имел в виду. Каждый имеет право сказать, что у него наболело, но ни в коем случае это не может идти в ущерб клубу. Добиваться результата можно только командой. Если система разрушится, ничего не достичь. Прослеживается, что сейчас атмосфера хорошая, мы стараемся быть единым коллективом.
- Чем отличался «Зенит», в который вы вернулись, от того, из которого уходили?
- По качеству игроков, индивидуальностям сейчас очень хорошая команда. Но если взять «Зенит» 2007-2008 года, командой двигал один результат, все были настроены на достижение цели. Сейчас все понимают, что с имеющимся подбором игроков результат должен приходить. Но за нас эту работу никто не сделает. Поэтому каждый должен подчинить свои интересы интересам команды. Максимальная концентрация, отдача в каждой игре и тренировке. Только так.
- «Зенит» повзрослел?
- Можно и так сказать, но тяжело сравнивать команды по прошествии времени, когда уже нет каких-то футболистов. Там у нас была сыгранная команда, которая как машина двигалась и добивалась результата. На выезде или дома, мы никого не боялись и всегда играли с позиции силы. Никогда не подстраивались под тактику соперника, играли в свой футбол.
Фанаты и культура
- В начале сезона фанатский «Вираж» протестовал и не посещал домашние матчи. Не хватало поддержки?
- «Вираж» отличается от всех остальных трибун по атмосфере, поддержке. Надеюсь, эта ситуация уже позади. Мы встречались с представителями фанатов, свою позицию они высказали. Но мое мнение: в любой ситуации, если стороны заинтересованы друг в друге, компромисс можно найти.
- Многие футболисты говорят, что не слышат, о чем там поют на трибунах.
- Лично я полностью концентрируюсь на игре. В пылу борьбы на поле не всегда слышишь, что происходит вокруг. Бывает, некоторое время проходит, тебя спрашивают: «Ты там-то играл, как было?» Вспоминаешь и понимаешь: ничего не помню, нормально вроде было. Настолько захватывает игра, и ничего не слышишь.
- А как же истории про знаменитые немецкие трибуны, которые «давят»?
- Если взять «Баварию», наверное, таких фанатов нет, которые могли ее задавить. Игроки такого уровня, да еще проводят каждый матч на полном стадионе и к этому привыкают. Наверное, есть клубы, которые приезжают в Дортмунд или Мюнхен и чувствуют себя неуютно. Бывает такое в Лиге чемпионов. Если брать чемпионат России, исключая «Петровский» и некоторые московские клубы, вряд ли у кого-то есть поддержка, которая давит соперника. Для меня же поддержка наших болельщиков - самая теплая, громкая и ответственная.
- Тем не менее прошлогодний матч с «Динамо» - самая безумная выходка болельщиков в вашей карьере?
- Наверное, да. Были разные ситуации, когда болельщики выбегали на поле. Но чтобы игра прекращалась, был нанесен удар футболисту - такого я не видел ни разу. После остановки матча в раздевалке мы ждали решения, но уже понимали, что оно будет не в нашу пользу. Некоторые игроки осуждали фанатов, кто-то пытался понять. Честно, как бы ты ни был раздосадован, какая бы ситуация ни была, понять такой момент очень сложно. Надеюсь, в дальнейшем такой ситуации не будет. Определенная культура поведения болельщиков должна быть.
Фернандо Риксен
- Вы участвовали в Ice Bucket Challenge, которая вскоре превратилась в модный флешмоб. Многие из тех, кто обливался водой, так и не поняли, что смысл в жертвовании денег.
- Не, ну я понял и обливался не просто так. В мае я получил приглашение от Фернандо Риксена на его прощальный матч в Голландии. Основная цель матча была обратить внимание на проблемы, связанные с ALS, постараться привлечь внимание общества и помочь. Мы с ним общаемся, я стараюсь быть в курсе событий, как он себя чувствует. Это самое страшное, когда у человека проблемы со здоровьем. Особенно если ты не знаешь, как ему помочь. Поэтому поддержка, финансовая помощь этому фонду - это плюс. Даже если акция превратилась во флешмоб, но был собран определенный банк, который, надеюсь, сдвинет изучение этой болезни с точки.
- Атмосфера на таких играх угнетающая?
- Фернандо сам по себе очень общительный, веселый человек. И вокруг него собрались люди, единодумцы. Была поддержка болельщиков, мы общались до и после игры. Как сказал Фернандо: «Каждую минуту, секунду я борюсь с этой болезнью». Мысленно мы боремся вместе с ним, хотя он очень сильный человек. У него растет красавица дочка, они недавно ездили всей семьей отдыхать. Насколько я знаю, пробуют экспериментальный препарат российского специалиста. Жена сказала, что на данный момент его состояние стабильно. Дай бог, чтобы развитие болезни приостановилось, хотя бы в этой стадии, когда он может двигаться, общаться с семьей.
- Расскажите про новую традицию в «Зените» - колотить друг друга.
- Новый тренер привнес такую традицию - «тоннель», который сооружают игроки. Находится любой предлог, чтобы кого-то в этот «тоннель» загрузить. Первый гол за «Зенит» - давай сюда, новый контракт - иди-иди, дочка родилась - получай! Сегодня просто кто-то пошутил. Было упражнение, надо было группироваться друг с другом, сколько скажет тренер. Шатов пошутил: «Три!» Ну и за обман - давай в «тоннель». На день рождения все бьют уже по два-три раза. Вроде шутка, но бывает, получаешь хорошо.
Тики-така и результат
- Чем вас покорила «Бавария», что вы даже решили купить в Германии дом?
- Каждый, думая про свою семью, хочет организации, стабильности. На данный момент Германия - одна из самых стабильных стран Европы. За время, которое я там прожил, чувствовал себя комфортно, а главное - было хорошо моей семье. Поэтому приняли решение купить дом под Мюнхеном.
- Нынешняя «Бавария» круче той, что была в прошлом сезоне?
- Можно судить по результатам. Громкие трансферы, тренер высокого уровня - это пока не принесло плодов, которые собрала «Бавария» до Гвардиолы. На начальном этапе он выиграл Суперкубок и клубный чемпионат мира. Но это были отголоски работы Юппа Хайнкеса и команды, которая создавалась. Новые результаты: чемпионат был выигран с большим отрывом, кучу рекордов переписали, но если брать Лигу чемпионов, с тем укреплением состава, все ожидали, что команда дойдет как минимум до полуфинала или финала. Много разных мнений существует, одно из них - «Бавария» перестала быть похожа на «Баварию», «немецкую машину», отлаженную и выстроенную. Но если тики-така будет приносить результат, то в итоге будет принята акционерами и болельщиками.
- Гвардиола сказал, что ненавидит тики-таку.
- Может, он так и сказал, но любой тренер будет рад, если его команда владеет тотальным контролем. Только этот контроль должен выливаться в опасные моменты или в забитые голы. Это же футбол, а не удержание мяча. Может, с этим и связано его высказывание. Думаю, каждый строит свою игру, чтобы побеждать.
- Есть мнение, что Гвардиола приходит на все готовое и способен работать только в тепличных условиях.
- Это качество тренера. Если у него есть возможность работать с лучшими клубами мира, почему нет? Но он и создает команду. Мы видим, что достаточно игроков ушло, достаточно появилось. Это говорит о том, что работа тренера ведется. Прослеживается стиль игры, который прививает Гвардиола. Пусть он даже меняется, хотя для меня было странно, зачем менять то, что приносило результат. Но Гвардиола с первых дней показал, что хочет перестроить команду под свое видение игры. Время покажет, насколько это сильный тренер. То, что он один из лучших в мире, нет сомнений.
- «Бавария» теперь играет с длинными передачами. Изменение стиля неотвратимо после прошлогоднего провала в Лиге чемпионов?
- Изменений много: Филипп Лам пришел в опорную зону, Рафинья стал играть. Продали Тони Крооса, Манджукича. Это футболисты, которые были ключевыми на определенном этапе. Игроки, которые пришли, должны влиться в стиль. Время покажет, насколько все оправданно. Не раз общавшись с Румменигге или Хенессом, я понял, что эта команда никогда не остановится на достижении цели. Когда «Бавария» 10-11 лет не выигрывала Лигу чемпионов, то все равно продолжала биться за чемпионат. Для немцев Бундеслига - очень важный турнир. Помню, когда мы выиграли Лигу чемпионов, Хайнкес говорил: «Главное - победить в чемпионате. А в Лиге чемпионов будем стараться пройти, куда сможем». Ну и смогли очень неплохо.
Секреты Хайнкеса
- Что сложнее выиграть?
- Для меня - Лигу чемпионов, потому что ты встречаешься с соперниками разных стилей из других стран, с которыми не имеешь возможности играть каждый год. По крайней мере, я пришел к этому через столько лет.
- Некоторые вообще не приходят.
- Не некоторые, а большинство.
- Расскажите, в чем состоял феномен Юппа Хайнкеса? Тренера чуть было не уволили, а он создает команду-мечту.
- Ну да, был и этот феномен команды. Тот год понадобился тренеру, чтобы притереть команду, которая должна была показать качества, которые он хотел. После чемпионства, которое выиграли с Ван Галом, два года не побеждали в Бундеслиге, и все были голодными. Плюс состав. Была настолько открытая ротация, тренер не боялся менять семь-восемь игроков. При такой большой ротации результаты оставались положительными. Одни футболисты могли отдохнуть, но психологическое состояние всегда было стабильным.
- Самый запомнившийся поступок Хайнкеса?
- Помню матч в Дортмунде, который для нас уже не был определяющим, но состоялся в преддверии финала Лиги чемпионов. Была ротация, много игроков поменялось. И отношение, требование к тем, кто выходил, было максимальное. Игру ни в коем случае нельзя было проиграть, любыми путями показать, что мы готовы к финалу. Хайнкес говорил: «Здесь, в Дортмунде, мы сделаем большой шаг по достижению цели, устрашению соперника перед финальной игрой». Этого он от нас требовал. Так и получилось, психологически это подготовило игроков.
- Вы сказали, что появление Манджукича дало возможность «Баварии» провести тот умопомрачительный сезон. Роберт Левандовски станет таким же катализатором?
- Манджукич действительно был одним из ключей к достижению целей. Появился нападающий, который много работал и создавал давление на защитников. Левандовски похожего класса и уровня игрок, но для меня Манджукич более сильный. Может быть, потому что я с ним знаком. Гвардиола, по сути, заменил одного игрока на другого того же класса.
- Конфликт между Манджукичем и Гвардиолой был?
- Может быть, между ними не было общения, не сошлись характерами. По жизни Манджукич боец, а у таких людей может возникнуть конфликт. Из того, что мне Марио говорил, выходит: недопонимание имело место. Дыма без огня не бывает. Да и, если бы не было противоречия, «Бавария» его бы не отпустила.
Рибери, Роббен, Гетце
- Для Франка Рибери действительно так важен «Золотой мяч»?
- Важен. Любой футболист, стремившийся к этому трофею, понимает: если выиграть Лигу чемпионов тяжело, то «Золотой мяч» - в десять раз тяжелее. Его получали единицы в мире. Учитывая игру, которую он показывал, он рассчитывал его получить. Для него это был удар по самолюбию, уверенности. Не могу сказать, что он потерял стимул. Причина - в травмах: проблемы со спиной, коленом. Психологически нужно из этого выходить. Он настолько уверенный в себе человек, который хочет добиваться результата, что я в нем не сомневаюсь.
- Из-за чего ноет Арьен Роббен?
- Ну, я не говорил, что он ноет, но жаловаться любит. Когда он пришел в команду, был травматичным игроком. Потом каждый день работал, усовершенствовал свое тело, физические данные. Но все равно не любил, когда его бьешь, жестко играешь на тренировках, идешь с ним в стыки. «Да ну что ты меня бьешь?» - и уходил с поля. Говорю: «Ну это борьба, что ты хотел? Техничных тоже никто не любит, когда ты мяч на носу носишь».
- Марио Гетце нашел себя в «Баварии»?
- Думаю, еще нет. Для него был важный психологический момент - гол в финале чемпионата мира. Потому что в начале «баварской» карьеры он не всегда показывал футбол, который от него ждут. То же самое было в сборной Германии. Поэтому сейчас мы видим, как он становится тем, кем он был в Дортмунде.
- Марко Ройс тоже окажется в Мюнхене?
- Не исключаю. Существует много разговоров по этому поводу, недовольство Дортмунда. Но это трансферный рынок: если у тебя есть возможность, покупаешь игроков, которые тебе нравятся.
- Есть мнение, что «Бавария» ворует игроков у «Боруссии».
- Слушайте, ну Ройс тоже пришел из Гладбаха, тот же Левандовски не воспитанник. Это не новая практика, когда футболисты переходят из одного клуба в другой. Заключайте тогда контракты с пунктом: «Такой-то может уйти куда угодно, но не в «Баварию». Если футболист на это пойдет, пусть подписывает. «Бавария» не делает ничего противозаконного. Если они берут игроков из Дортмунда, это комплимент, что «Боруссия» качественно проводит свою трансферную политику. Каждый будет играть дома, если будут создаваться условия. Дортмунд говорит, что не может их создать. И это не проблема «Баварии».
- Что случилось с Дортмундом в этом сезоне?
- Две разные команды мы видим в чемпионате и Лиге чемпионов. Концентрация там совсем другая. В Бундеслиге уверенность «Боруссии» перешла в самоуверенность. Потеряв ключевых игроков, они надеялись, что ничего не изменится. Но я считаю, что Дортмунд вернет свои позиции.
- Вы собираетесь после окончания карьеры получать тренерскую лицензию. Не хотите отучиться в Германии? Виктор Скрипник уже дослужился до клуба Бундеслиги.
- Я рад, что у Вити на данный момент получился хороший старт в «Вердере». Он получил команду не в очень хорошем состоянии. Дай бог, чтобы результат приходил дальше. Он чувствует себя комфортно, он там свой: много играл, работал с молодежью. Можно считать его тренерским воспитанником «Вердера». А у меня не такое хорошее знание языка, чтобы сдавать там на лицензию.
Вячеслав ОПАХИН, ftbl.ru