Виталий ГОДУЛЯН: «Никогда не был судьей одной команды»

Экс-арбитр ФИФА рассказал Sport.ua о своей карьере

Виталий Годулян - один из самых известных украинских арбитров. Он не раз оказывался в эпицентре футбольных скандалов, но ему же поручали и самые ответственные матчи в Украинской премьер-лиге.

18 сентября 2013-го одесситу исполнилось 45 лет - это возрастное ограничение для судей, потому он вынужден был завершить карьеру.

Годулян начал работу арбитра в 1992 году. С 1998-го работал на матчах чемпионата Украины. В УПЛ работал с сезона-2008/09. За это время он обслужил 114 игр в чемпионате, 2 матча - в Кубке Украины и в молодежном чемпионате U-21 - 31 матч. В Премьер-лиге раздал 391 желтую карточку, 29 красных и назначил 28 пенальти.

О моментах своей карьеры Виталий Годулян рассказал Sport.ua

Первая часть интервью

НЕ СЧИТАЛ СЕБЯ СУДЬЕЙ ОДНОЙ КОМАНДЫ

- А вас же называли «продинамовским» арбитром. Вот после таких матчей, как с «Днепром», в Харькове, когда вы судили, «Динамо» выиграло у «Металлиста». Вы знали, что вас обвиняют в том, что вы судите в пользу «Динамо»?
- Конечно, знал. Потому что куда не приедешь, а тебе говорят: «Вот этот судья «динамовский», а вот тот судит за «Шахтер». Но это мнение болельщиков. Я себя никогда не считал судьей какой-то команды. Просто так складывалось, что я судил чаще других матчи «Динамо», и такие ключевые игры. Если брать ту же игру «Металлист» - «Динамо», то там не было каких-то ошибок в пользу «Динамо». Там все было объективно и правильно. Даже если уж так подходить, то я на 10-й минуте в ворота «Металлита» пенальти не назначил, когда Алиева сбили. Поэтому я не могу сказать, что были у меня суперсерьезные ошибки в пользу «Динамо». Ну, если не брать игру «Днепр» - «Динамо» и вот эти спорные моменты.

- А с Игорем Суркисом вы знакомы?
- Иногда перед играми лицом к лицу в коридоре сталкивались, он проходил, здоровался, но не более того. После игры тоже мог крепким словечком… Он, может, считал, что я ошибался. Но это все эмоции, без них в футболе никуда.

- А бывало так, что вам звонили перед матчем, чтобы поговорить об игре…
- Кто?

- Суркис, президент какой-то другой команды.
- Да я с ними никогда не общался. Президенты клубов с судьями не общаются. Не знаю, может быть, с какими-то другими. Но я за всю жизнь мимо Ахметова раз прошел, с Суркисом в подтрибунном помещении мог встретиться, а так - разве что на официальном каком-то мероприятии, и все. В этом плане с Ярославским больше удалось пообщаться. Потому что случилась такая возможность. Было время, когда Украина готовилась к Евро, и мы судили матч в Харькове. Утром у арбитров совещание на стадионе с представителями команд. И вот с кем мы минут 20 поговорили, так это с Ярославским. Он практически сам участвовал в реконструкции стадиона и мы его увидели там среди рабочих. Он ходил, в 8 утра уже был на стадионе, такой в тапках, в шортах, телефон у него еще был такой старенький «Нокия», без каких-то там понтов приятный человек, который с нами пообщался на равных.

- Общались о Евро или о каких-то судейских моментах?
- О подготовке к Евро, только так.

- А как вам удалось сделать так, что уже и динамовские болельщики вас невзлюбили?
- Это вы сейчас о матче в Симферополе, когда я удалил Ярмоленко и Милевского?

- Да. Вы еще в протоколе писали, что Михалик вам что-то нелицеприятное сказал. Помните что?
- Честно, про Михалика не помню. Но Тарас - он нормальный украинский парень. От него хамства никогда не было. А, да, что-то такое припоминаю, но я не злопамятный, чтобы помнить такие вещи. Что-то, наверное, говорил. Но я вас уверяю, что и Ярмоленко, и Молевский заслужили свои удаления в той игре.


Я ПРОТИВ ВИДЕОПОВТОРОВ

- Вас критиковали, что вы часто судите каждый мелкий фол, и не всегда даете командам играть…
- Да, возможно, так и было. Но так было раньше. Это не в последние два-три года. А ведь было время, когда мы не хотели, чтобы игроки вообще в штрафную площадь входили. А то если упадет в штрафной, то нужно думать, был контакт или не было, давать пенальти или не давать. А сейчас можно дать возможность командам побороться. Но если есть действительно серьезное нарушение, то его нужно свистеть. Если это просто мужская борьба, то тогда можно и дать поиграть. Класс арбитра заключается в том, чтобы дать команде продолжить атаку. Один из принципов - это принцип преимущества, и классный арбитр должен уметь им пользоваться. Я - за то, чтобы было меньше остановок в игре.

- А ведь большое количество «желтых карточек» и пенальти - это тоже был ваш стиль…
- После прихода Коллины в чемпионате Украины увеличилось количество желтых и красных карточек. Потому что это требования правил игры. Может быть, я и раньше больше показывал карточек, потому что я был в списке международных арбитров и выезжал на игры за границу, а там требования к применению дисциплинарных санкций более строгие. Ты можешь отсудить всю игру замечательно, но где-то ошибся с вынесением дисциплинарной санкции - и уже оценка хорошей не будет. Поэтому, наверное, где-то оттуда я переносил вот эти моменты и на чемпионат Украины.

- Судьям стало легче работать, когда появилась возможность общаться с помощниками и когда появился пятый судья за воротами?
- Если брать систему коммуникаций, то, конечно, стало легче. Мы имеем возможность получить подсказку от ассистента, не двигаясь к нему. Даже во время игры он может подсказать какую-то деталь, которая поможет тебе принять решение. Что касается системы судейства с дополнительными арбитрами, то разные мнения есть. Тренеры и клубы ее в основном не поддерживают, потому что для них это дополнительные расходы, наверное. Но мне такая система нравится. Я считаю, что за ней будущее. Просто ее нужно усовершенствовать, развивать.
Наверное, есть в ней минус, потому что здесь больше командная работа и нивелируется класс главного арбитра. И уже внутри судейской бригады идет недопонимание: судил главный судья или тот, кто за воротами у него стоит. Потому что очень часто ни тренеры, ни болельщики не видят, что происходит на поле в действительности. А арбитр за воротами может подсказать главному, что происходит даже в центре поля, что у него за спиной. Я считаю, что это неплохая система работы арбитров.

- А как вам система определения взятия ворот, которая уже работает на ЧМ в Бразилии?
- Мы, арбитры, к этому относимся очень положительно, потому что нам не нужно определять: был гол или нет. Зазвенели у тебя часы, какой-то сигнал пошел - все, гол. Уже не нужно ни о чем думать, потому что есть система, ответственная за результат в данном моменте. Но, в то же время, эта система же не поможет назначить пенальти в той ситуации, где арбитр этого не видит. Это может сделать только живой человек, который находится за воротами. Поэтому мы к этой системе относимся положительно, но всех проблем в судействе она все равно не решит.

- А видиоповторы решат?
- Думаю, это нереально. Ну, вы бы хотели сидеть на стадионе и ждать, пока кто-то посмотрит эти моменты. И даже при просмотре таких эпизодов, одни будут за, а другие - против. Тут нет однозначного ответа, я, например, против всех этих видеоповторов.

- А в Украине же Пьерлуиджи Коллина все новинки пробует, вы разговариваете о том, что система видеоповторов все же может быть внедрена в нашем чемпионате?
- Если честно, то мы об этом не говорим. Ну, тогда совсем легко было бы судить. Ты просто выходишь, может, тебе даже наушник какой-то в ухо вставят, а кто-то будет сидеть на трибуне, смотреть видеоповторы и говорить: «Свисти или не свисти». Тогда все будет просто.

МАТЧ «ДИНАМО» - «ШАХТЕР» - ПРАЗДНИК ДЛЯ КАЖДОГО АРБИТРА

- Судей финансово мотивируют перед матчем?
- Я думаю, нет ни одного арбитра, который скажет, что ему предлагали или не предлагали деньги перед матчем. Во-первых, ни один арбитр не приедет перед матчем в клуб и не скажет, мол, дайте мне денег, а я вам обеспечу результат. Я таких не знаю. Может, такие и были, но они очень быстро заканчивали с судейством. Так что ничего нового я вам тут не скажу.

- А судья на поле чувствует, что она команда на поле заведомо проигрывает другой? Ну, вот к примеру, как у нас всегда говорят о матчах донецкого «Шахтера» и «Ильичевца»…
- Возможно, кто-то что-то и ощущает, но для арбитра такие игры гораздо сложнее судить, чем какую-то боевую игру. Потому что любая провокация или спорный момент, а после матча скажут, что во всем виноват судья. Найдут виновного, который неправильно назначил пенальти или засчитал гол. Поэтому для нас не имеет значения, кто играет, как они там между собой договариваются. У нас задача - выйти, отсудить и уехать домой. Все. Просто такие игры есть сложные, есть легкие, когда в центре поля можно стоять и не устать. Но в целом такие игры самые неприятные, которые являются якобы договорными, или вот как вы говорите. Но мне о таких неизвестно! Я много за свою карьеру отсудил игр «Ильичевец» - «Шахтер», и я бы не назвал легкими для судейства.
Может быть, «Ильичевец» для меня такая команда, в играх которой у меня всегда случается спорный момент и всегда остаются недовольные принятым решением.

- А какие матчи вы называете легкими?
- Это когда счет 2:0, 3:0, и ты понимаешь, что одна команда сдулась совершенно. Но даже в этих ситуациях арбитр расслабляться не имеет права, потому что при счете 5:0 ты допускаешь результативную ошибку и получаешь отрицательную оценку, и на следующую игру уже можешь не выйти в таком случае.

- А украинское Эль Класико «Динамо» - «Шахтер» как судится?
- Да нормально судится. Это праздник для каждого арбитра - получить назначение на эту игру, потому что, как правило, эта игра приходит при полных трибунах. В Киеве на «Олимпийском» 70 тысяч собирается, в Донецке полная «Донбасс-Арена». Конечно, это приятно. Но это и повышенное внимание к тебе и к твоей работе.

- А вы сколько таких матчей отсудили?
- Не так и много. Три или четыре в чемпионате и два Суперкубка.

- И какой из этих матчей получился самым памятным?
- Вот было приятно судить этот последний матч на «Олимпийском» при полном стадионе. Хотя не всегда ты уже видишь, что там происходит на трибунах. Полностью в игре находишься. Всегда эти игры приятно судить. Тяжело, большая ответственность. Но потом выходишь после игры с чистой совестью, можешь взять себе бокал пива и расслабиться.

- А вы после последнего матча объяснили Ярмоленко, почему так долго держали его вне поля?
- С футболистами нужно общаться, объяснять им ситуацию. Потому что футболисты, как правило, правил не знают. И тот же Ярмоленко, и Блохин не знали этого момента, что если футболист удален с поля для приведения формы в порядок, он может вернуться только в момент остановки игры. Вот и все.

- Говорите, что после игры можно расслабиться и выпить пива, так стресс снимаете?
- Кстати, я, когда судил, то очень редко себе это позволял. Разве что после каких-то действительно нервных игр, можно было и пива выпить и что-нибудь покрепче. Потому что психологически тяжело стрессы эти переносятся.

БЫЛ КОНФЛИКТ С РЫКУНОМ, НА ПАВЛОВА ОБИДЫ НЕТ

- Вы жалеете о чем-то в своей карьере?
- Наверное, прежде всего жаль, что Коллина раньше к нам не пришел. Может быть, легче работалось бы с точки зрения психологии. Конечно, какие-то моменты, принятые решения я бы изменил, вел бы себя по-другому в каких-то ситуациях. Но это все с опытом приходит. По молодости я принимал одни решения, а сейчас я бы мыслил по-другому и принимал бы другие решения. Возможно. Задним числом легко рассуждать. Но по большому счету я не жалею о тех годах, которые провел. Мне грех жаловаться. Все таки, такое количество матчей в Премье-лиге отсудить не каждому дано.

- А ведь международная карьера сложилась для вас не так, как хотелось бы…
- Я думаю, ничего случайно не происходит. Где-то что-то недоработал - и все. Одна мелочь в игре решает многое и может перечеркнуть карьеру арбитра. Где-то неправильно поступил - и все. Нам ошибок там не прощали. Если бы у нас там был человек, который мог защитить…

- Вроде Коллины?
- Не то, чтобы Коллины. Коллина же украинских судей в Европе не защищает, он их здесь готовит к играм. Действительно, если бы у нас был кто-то в судейском комитете УЕФА, то интересы арбитров отстаивались бы. Но такой возможности не было.

- А обиды ни на кого не осталось? На Николая Павлова, например?
- У меня обид вообще ни на кого нет, мне не на что жаловаться. А с Павловым отдельная история. Почему у него такое отношение ко мне? Во-первых, «Ильичевец» Павлова никогда не выигрывал, когда я судил, как бы я ни судил. Может быть, я такой нефартовый был. Я вроде бы 12 лет судил, а они только на 13-й год первую победу одержали. Но Павлова уже тогда в команде не было. Как-то с самого начала не сложилось. Когда я судил первый год в Высшей лиге, «Ильичевец» был на вылете и приехал играть в Донецк с «Металлургом». Казалось бы, друзья-товарищи где-то должны договориться, помочь соседнему городу. Но когда Онищенко, который руководил «Металлургом», узнал, что что-то такое возможно, он уехал со стадиона и даже не был на игре. И матч закончился со счетом 2:0 в пользу «Металлурга», а я поставил пенальти в ворота «Ильичевца». Наверное, с тех времен и началось наше отношение такое «дружеское». А потом было много матчей с их участием, в которых были конфликты. С тем же Сашей Рыкуном, которого я считаю одним из лучших футболистов, с которым приходилось выходить на поле. Почему там произошел конфликт? После одной из игр, которую он опять не смогли выиграть, Рыкун ко мне подошел и втихаря всем своим весом шипами наступил на ногу. И вот с этого все и началось. А через полгода я судил игру в Симферополе, где «Таврия» принимала «Ильичевец». И сложилось впечатление, что не очень-то «Ильичевец» хотел сражаться. В одном из эпизодов я свистнул нарушение. Было оно или не было, я уже не помню, скорее всего, что не было. Рыкуна это сильно обозлило, и он меня оскорбил в той ситуации. Естественно, я ему не задумываясь показал красную карточку. Он уходил с поля, а ему Павлов на весь стадион кричит: «Ты зачем это сделал? Он тебя полгода ждал!». Вот так произошло. Хотя потом мы еще не раз выходили вместе на поле, он так здоровался сквозь зубы, не очень доволен был, молча всегда играл, никогда больше не хамил. Но футболист действительно был сумасшедший.

- А ведь Павлов тоже нелицеприятно вас называл…
- Честно, я такого не помню. Была у меня с ним еще история. Перед игрой в Полтаве, когда «Ворскла» принимала киевское «Динамо». И вот тогда перед игрой звонили и предлагали не ехать на ту игру, скажем так.

- От кого звонили?
- Не важно. Я это знаю. Угрожали, мол не нужно ехать на игру. Но я уже говорил, что от игр не отказывался. Все было нормально. Тот матч закончился 2:2, претензий ни у кого не было.

- Вы сейчас, когда встречаетесь, жмете руку своим «закадычным друзьям»?
- Да. Это же футбол. На эмоциях можно многое сказать. А потом можно подойти, извиниться, пожать друг другу руку. А с Павловым… Было приятно услышать его комментарий по игре, в которой я заканчивал. Положительный комментарий. К нему у меня нет никаких претензий или обид. Большой тренер, что я могу сказать?

- А друзья у вас среди футболистов есть?
- Таких близких отношений нет ни с кем. Бывало, что часто после игры с футболистами домой возвращались. Я часто на машине на игру ездил, потом забирал какого-то футболиста. Разговаривали о футболе, о судействе по дороге домой. Как-то Билозора подвозил. Он в Одессе живет и из Симферополя после игры мы ехали вместе. Мусолитин - был такой футболист. Но с ним весело очень было. Хорошо, что я за рулем был, а то бы пришлось мне с ним проводить время весело. Слишком часто останавливались.

- Болеете за «Черноморец»?
- Вообще за «Черноморец», но я больше люблю просто посидеть и футбол посмотреть. Больше обращаю внимание на судейство.

- «Черноморец» приходилось судить?
- «Черноморец» мы постоянно судим, когда идет подготовка к сезону, товарищеские игры. Но там ни о каких симпатиях, и, тем более, ответственности речи быть не может.

РЕШЕНИЕ БЫТЬ АРБИТРОМ ПРИНЯЛ В 17 ЛЕТ

- Когда украинские судьи будут на высоком уровне судить международные турниры?
- Они уже судят на высоком уровне.

- Хорошо. Когда будут судить чемпионаты мира? Ведь Равшана Ирматова мы знаем, а кажется, что Узбекистан не такая уж футбольная страна…
- У Ирматова все же корни футбольные, у него и отец был арбитром, и он сам в футбол играл, хоть и не на самом высоком уровне. И у нас тоже арбитры и в футбол играли, и судят на высоком уровне. Но просто пока не попали в ту группу, из которой можно попасть на чемпионат мира. Все идет постепенно. Насколько я знаю, Арановский и Бойко находятся в Первой группе, следующая «Элит». Вот у них при хорошей работе есть самые высокие шансы попасть на крупный турнир. Следующий в России чемпионат будет. И плюс у нас есть хорошие арбитры в Первой и во Второй лигах, которые при серьезном отношении к работе имеют шансы достичь высокого уровня на международной арене.

- Равшан Ирматов пошел по стопам отца, а вы как приняли решение стать арбитром?
- Честно говоря, еще в 17 лет принял такое решение. Занимался футболом, но были мысли, что не дотягиваю до уровня профессионального футболиста. Но мы были фанатами футбола. Нас тогда интересовало в футболе все. Мне попала в руки книжка о правилах, я заинтересовался. Плюс, у нас тогда в спортивной школе директором был Дехтярев Александр Викторович, и он нескольких ребят попросил посудить. И я тоже попробовал.

- Получилось сразу?
- Не сразу. Но интерес возник. Стал глубже к правилам относиться. Серьезно стал судить в возрасте 20 лет после армии, одновременно совмещая с игрой в футбол на аматорском уровне. Но тогда и не было столько желающих судить, не было это столь престижным, не было столько внимания к арбитрам. Я занимался просто из-за любви к этому делу.

- У вас долгим был путь от аматорской лиги до Премьер-лиги?
- Получилось в районе 10 лет. Как по графику - по 3 года в каждой лиге: любительская, Вторая, Первая.

- Учились вы где?
- В каждой коллегии есть специальные курсы. Потом лучшие молодые арбитры на региональном уровне отправляются на сбор лучших украинских арбитров. И уже если ты себя там проявил, то идешь дальше и так по ступенькам.

Sport.ua

Источник Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 22 декабря 2024, 13:59 1

Давиде Анчелотти может стать коучем римского клуба

Комментарии