В мире нашим борцам ставят палки в колеса
ЭКСКЛЮЗИВ. Чемпион мира Владимир ШАЦКИХ рассказал www.sport.com.ua о проблемах, существующих в мире греко-римской борьбы
- 08 декабря 2006, 17:00
- |
- 1178
- 0
7 декабря в гостях у редакции www.sport.com.ua побывал чемпион мира по греко-римской борьбе Владимир Шацких, который стал вторым в истории украинцем, покорившим эту вершину. Уроженец Днепропетровска поделился приятными воспоминаниями о победном турнире в китайском городе Гуанчжоу, а также оценил вероятность победы на Олимпийских 2008 года играх в Пекине.
- Расскажи про Чемпионат мира. Ты готовился к победе?
- Не могу сказать, что знал заранее, что выиграю, но и сюрпризом это тоже не было. Хотя в финале я уже был настроен только на победу. Долгое время к этому готовился. Несколько раз был совсем рядышком возле тройки призеров, но как то не получалось занимать призовые места. Тем более, что я борец самой распространенной категории, средний вес - 74 кг., здесь очень большая конкуренция. В этом весе технически и физически самые сильные борцы. Плюс, у нас в стране большая конкуренция в этом весе, поэтому есть с кем побороться.
- Почему борьба в Украине не так популярна, как скажем футбол
- Как мне кажется, причина в том, что очень сложные правила и простому человеку не просто их сразу понять, к тому же, они часто меняются. А чтобы спорт стал интересен, надо вникнуть в правила. Хотя в других странах очень развита борьба и там активно болеют. В Турции борьба наравне с футболом. Иран, так там вообще молятся на борцов. Просто у них это пошло еще с тех времен. Борьба сама по себе древний вид спорта.
- Почему меняются правила?
- В бывшие странах СССР и Турции всегда были очень сильные борцы, и эти страны диктовали свои правила. А теперь ФИЛА хочет, чтобы другие страны тоже получали медали и они создали такие правила, что судейство может повлиять на ход встречи. Сейчас даже если борец на голову выше своего соперника, у слабого есть шансы выиграть, за счет судейства.
- Как именно?
- Многое зависит от жребия. Плюс, конечно же, проплачивают судей.
- Какие города в Украине самые сильные по борьбе?
- Мариуполь самый сильный. Там очень сильные спонсоры, большая база. На всех соревнованиях участвуют, по всем сборам ездят. В Киеве было затишье, но сейчас понемногу начинают поднимать.
- Говорили, что после нескольких неудач в тебя перестал верить тренер, как тебе удалось попасть в сборную?
- Тренер никогда не терял надежд, как и я. Мы всегда были уверены в своих силах. Просто иногда мешало судейство, а иногда просто не везло. Вообще, у нас в сборной все достойны медалей, просто ставят палки в колеса. Так, как Китай страна, проводящая Чемпионат мира им нужна была медаль… Нашего борца в категории 66 кг. скинули на первой схватке и единственным претендентом на победу остался китаец. На Чемпионате Европы россияне тоже такое вытворяли, что было неприятно смотреть.
- Если все так коррумпировано, как тебе удалось прорваться?
- Если ты реально на голову сильнее, то, конечно, засудить очень сложно. Но на этом чемпионате в принципе судейство было нормальным, не считая пары встреч, когда судейство было необъективным. В остальных же встречах судили хорошо.
- Кто первым поздравил с победой?
- Тренера, конечно. Потом, когда уже попал в Украину, то друзья начали звонить.
- Было чувство страха перед последним выходом?
- Когда у тебя есть поддержка, то забываешь о том, что ты борешься в финале на чемпионате мира. Я, тем более, с этими спортсменами уже встречался на турнирах. Все зависит от атмосферы в команде, а у нас она была очень хорошая. Ребята поддерживали друг-друга, надеялись, настраивали. И тренера, конечно, очень помогли в психологическом плане. Перед самым выходом может тряхануть немного или когда выезжаешь из гостиницы, а когда выходишь на схватку, то все проходит. Тем более, что заранее разбираем соперника, какие у него прийомы, контрприйомы, что он может пропустить.
- Какой бой больше всего запомнился?
- Финальный, наверное. Предыдущие бои пытался выбросить из головы, чтобы готовиться к следующим, а финал это уже конечный этап. Хотя, я бы не сказал, что он был самым трудным. Просто в финале было морально легче. Ты знаешь, что ты уже с медалью и хоть сейчас упади, на тебя все - равно наденут медаль, пусть и серебряную.
- Какие планы на будущее?
- Опять же, чемпионат страны. А потом буду готовиться брать лицензию на Олимпийские игры.
- Как ты оцениваешь свои шансы на Олимпийских играх?
- Это зависит от того, как будет через два года. Сейчас, конечно, на подъеме. На Олимпийских играх будет не такая конкуренция, как на Чемпионате мира. Участвует всего 22 - 24 человека, а на Чемпионате мира у меня в категории было 38. А люди практически те же самые, даже некоторых не будет. Этот Чемпионат мира не пропустил никто. Все страны выставили первые номера.
- Почему ты решил заняться именно борьбой?
- С детства так пошло. Я сам из провинции Луганской области и там кроме секции борьбы ничего не было. Потом учился в Луганске, в училище олимпийского резерва, там закончил одиннадцать классов и потом уже поступил в Днепропетровский институт физкультуры. Сейчас получаю второе юридическое.
- Ты собираешься когда-нибудь сойти с этого пути?
- Когда закончится здоровье, я сойду. Предельный возраст борца это 30 - 33 года. Сейчас изменились правила. Если раньше мы боролись в три дня, то сейчас в один, за который надо провести шесть схваток. А это не так просто. Но нас к этому готовили тренера на сборах. Мы проводили по две тренировки и нам говорили, что надо восстановиться максимум за пятнадцать минут.
- Не думаешь о тренерской карьере?
- Конечно, было бы интересно вырастить из малыша чемпиона, но в нашей стране за это очень мало платят. Те тренера, которые этим занимаются, просто не могут бросить своих воспитанников, а так особой прибыли это не приносит
- А как обстоят дела с допингом?
- Сейчас везде видят допинг. Вообще ничего нельзя есть и пить. Даже энергетические напитки, могут привести к дисквалификации. Поэтому рисковать не стоит. Но в Украине среди борцов допинг не распространен.
- А как с молодым поколением?
- Занимаются ребята, но многие бросают потому, что нет перспективы. У нас нет залов, тяжело привлечь спонсоров. Поэтому занимаются в основном дети школьного возраста, а потом когда идет институт, работа уже становится не до этого. А в таком раннем возрасте в нашем виде спорта тяжело что-то показать. Я показал результат еще студентом, поэтому вовремя нашлись спонсоры.
- А как спонсоры помогают?
- Обеспечивают финансами на сборы, соревнования, витаминизацию и все остальное. Не официально, просто от души, по мере возможности, помогают. Не только мне одному. На них вообще держится борьба в Днепропетровске. Просто они бывшие борцы, делают это не ради рекламы.
- Для тебя есть авторитеты в спорте?
- Всех не назовешь. Когда был маленьким, ровнялся на Рустама Аджи это первый украинец чемпион мира, есть и другие борцы. Потом уже боролся с ними, составлял конкуренцию. Поначалу они выигрывали, а потом они старели, а я взрослел и выигрывал у них потихоньку. Вот, перед Олимпиадой у нас была очень серьезная конкуренция с Аджи.
- У тебя есть жизненное кредо?
- Существует много разных кредо. Но, я просто стараюсь придерживаться каких-то жизненных принципов, которые для себя придумал. Принцип один - достигнуть задуманного. Ставить перед собой цели и пытаться их осуществить, но чтобы они были реальными.
- А когда ты поставил перед собой цель стать чемпионом мира?
- В детстве мечтал об этом, а потом это переросло в цель.
- Как тебе Китай?
- Ужасный климат, большая влажность. Пищу их мы не ели, все везли с собой, хлеб, колбасу. Потому, что еда очень специфическая. Нас привезли за два дня до старта, времени на акклиматизацию не было, поэтому было достаточно тяжело. Правда, столица у них очень развитая. Мы прошлись там по магазинам. То, что у нас в бутиках висит и стоит четыреста долларов, у них это по двенадцать гривен.
- А как с поддержкой?
- Мы приехали практически сами. Правда, в финале я помню, как кто-то кричал «Днепр, давай!».
- Что изменилось, после того как ты стал чемпионом мира?
- В принципе особо ничего. Просто появилась какая-то уверенность в себе, в тренере. Понял, что мы правильно работали и были на правильном пути. До этого было так, проиграешь и думаешь - или я что-то не так делаю, или тренер. Сейчас уже понимаешь, что все делал правильно. Даже проигрывал правильно. Потому, что если бы постоянно выигрывал, то не было бы той злости.
- Тебе не предлагали бороться за другую команду?
- Предлагали тренерам, когда я еще выиграл молодежный Чемпионат мира в 2000 году. Тогда отказался, потому, что в Украине друзья, родители. А сейчас даже если я перейду, то мне два года нельзя будет выступать на официальных соревнованиях. А два года это очень много.
-Как тебя наградила федерация?
- Сделали пресс-конференцию по этому поводу, на которой меня поздравили Павленко и Бубка.
Редакция www.sport.com.ua выражает отдельную благодарность нашим коллегам из газеты «Столичные новости» за помощь при подготовке материала.