Наш футбол нельзя продать? Не верьте! (продолжение)
Размышления на тему
- 23 ноября 2006, 17:00
- |
- 2358
- 0
Вторая часть материала про финансово-маркетинговые аспекты нашего чемпионата.
Как мы уже говорили в первой части статьи, долгое время финансовые потоки вокруг отечественной высшей лиги были стихийными, бессистемными, а цифры недоступными для широкого круга болельщиков.
Упорядочить систему взялось MSP. По итогам серьезной работы сумели привлечь ряд серьезных спонсоров, которые в сумме выделили на проведение нынешнего чемпионата $2.350.000 (Союз Виктан - $1,400,000; УГМК $500,000; ТМ Днипро - $450,000).
После опубликования этих цифр можно было наблюдать интересную картину. Болельщики подсчитали, сколько денег идет в призовой фонд чемпионата, а про остальную сумму начали выдвигаться самые невероятные версии.
Дабы полностью прояснить ситуацию генеральный директор МСП Сергей Харченко предоставил нашему сайту официальный список расходов средств, которые выделяют на проведение чемпионата спонсоры.
1. Распределение между клубами - 1,100,000 у.е.
2. Организация трансляций (120 трансляций в сезоне, 5.000 у.е. одна трансляция) - 600,000 у.е.
3. Изготовление рекламных холстов (11 холстов х 16 клубов х 50 у.е.) - 9,600 у.е.
4. Командировки кураторов для организации трансляций и выполнение обязательств на стадионах (30 туров х 400 у.е.) - 12,000 у.е.
5. Изготовление календарей на 2007 год (10,000 штук) - 10,000 у.е.
6. Проведение пресс-конференций - 5,000 у.е.
7. Изготовление единого креатива (ТВ заставки, анонсирующие коллажи в прессе) - 5,000 у.е.
8. Изготовление конструкций для флеш интервью (16 штук) - 4,000 у.е.
9. Изготовление стикеров на скамейки запасных (16 комплектов) - 4,000 у.е.
10. Расходы сезона 2005/06 (убыток компании по итогам проведения минувшего чемпионата составил 240,000 у.е.) - Перенос на баланс сезона 2006/07 составил 140,000 у.е.
11. Налоговые обязательства, затраты на содержание аппарата реализующего проект - 460,000 у.е.
Так обстоят дела финансовые на сегодняшний день. Разумеется, порядок цифр даже по сравнению с российской Премьер-лигой не впечатляет. Но после стольки лет хаоса все привести в порядок одним махом - просто не возможно.
Какие существуют реальные трудности в совместной работе клубов, MSP и телевидения? Вот перечень тех проблем, которые не способствуют нормализации всего процесса:
- ФК "Динамо" (Киев) имеет контракт напрямую с телеканалом СТБ и транслирует свои матчи в эфире СТБ напрямую. В этой ситуации СТБ диктует условия сотрудничества. В итоге, СТБ обеспечивает эфир только домашних матчей "Динамо и МСП вынуждено выкупать у СТБ рекламу для спонсоров пула.
- Одновременно, "Динамо", начиная с сезона 2006/2007 гг. приняло решение поддержать создание пула и во время своих домашних матчей представляет в полном объеме спонсоров чемпионата на общих условиях.
- ФК "Шахтер" (Донецк) продал пулу права на трансляцию игр с принципиальным условием обеспечивать трансляции всех матчей "Шахтера" только в эфире ТРК "Украина". При этом ТРК "Украина" предоставляет эфир 60 матчам (29 с участием "Шахтера" + 31 других матчей). Одновременно, ФК "Шахтер" (Донецк) на своих домашних матчах не представляет спонсоров чемпионата в полном объеме.
- Позиция ФК "Динамо"(К) и ФК "Шахтер"(Д) в вопросах передачи телевизионных прав не позволяет пулу привлечь к трансляции Чемпионата более рейтинговые телеканалы ("Интер", "1+1", ICTV), которые могут сделать более успешные действия в вопросе определения спонсоров чемпионата.
- Матчи "Динамо" и "Шахтера" принципиально интересны любому телеканалу. "1+1" и "Интер" также готовы начинать переговоры о трансляциях матчей Чемпионата при условии, что матчи будут начинаться днем в 13-14:00.
С проблемами, вроде бы, разобрались. Это не столько проблемы, сколько, на мой взгляд, реалии нашего футбола. Два клуба по своему статусу и достижениям пытаются диктовать свои условия окружающим. Правильно ли это? Скорее нет, чем да. Конечно, какое им дело до проблем, например, того же "Кривбасса"? Правильно, никакого. Тут уместно говорить про компромисс в итоговом решении, а проще говоря, убеждении боссов наших уважаемых клубов в правильности выбранного направления.
В нынешнем сезоне зрители могут увидеть 120 трансляций поединков чемпионата Украины. Насколько нам известно, в следующем сезоне их количество возрастет до 150-ти, через год до 180-ти, а в сезоне 2009/2010 - 240. По крайней мере, такие планы существуют.
Говорить о том, что система уже налажена и работает без сбоев, не приходится. Как мы уже говорили необходимо сгладить определенные углы в отношениях МПС (как владельца маркетинговых прав чемпионата) и двух наших грандов. Кроме того, исходя из европейского опыта, договоренности про единый телевизионный пул это контракт со всеми клубами не менее чем на 4 года.
Давайте будем откровенно - зрителей не устраивает качество картинки и голос за кадром. Нет грамотных повторов и необходимых крупных планов, в общем, от трансляций матчей нашего чемпионата можно получить все, что угодно, кроме эмоций. Положительных эмоций. Это давняя проблема, о которой все знают много лет, но никаких решительных шагов не предпринимают. Может быть, при появлении в деле серьезных финансовых вливаний можно что-то изменить?
Четко прописанной программы действий в данном направлении (а именно - кто, где, когда и кого будет обучать или контролировать) лично мы нигде не встречали, но в частной беседе с г-ном Харченко получили информацию о том, что эти проблемы будут решаться в системном порядке. Насколько мы поняли, это и техническая модернизация процесса и кадровая. Например, стажировки режиссеров и других действующих лиц в проведении трансляций зарубежом, введение "свежей крови" и т.д. Под это (и под другие цели) компания готова увеличить бюджет каждой трансляции. Напомним, что сейчас организация одной трансляции составляет 5,000 у.е. Со временем эта цифра возрастет до 20-ти тысяч. Не сразу, постепенно, прибавляя каждый год по 15% от первоначальной суммы.
Тезисно, шаги для улучшения рейтинга телетрансляций матче нашего чемпионата выглядят так (информация предоставлена МСП):
- Улучшить качество трансляций. Для этого необходимо увеличить бюджет на
организацию телетрансляций в 2 раза и с каждым сезоном+15%.
2006/2007 - 6 500 USD
2007/2008 - 13 000 USD
2007/2008 - 15 000 USD
2008/2009 - 17 500 USD
2009/2010 - 20 000 USD
* Финансирование производства телетрансляций должны осуществлять телеканалы.
- Включить в пул телеканалов рейтинговый телеканал «Интер» или «1+1». Для этого необходимо матчи начинать в 1300 (1400) суббота/ воскресенье и предоставлять этим телеканалам самые популярные матчи.
- Уменьшить (исключить) из телепоказа заведомо нерейтинговые матчи.
- Предоставить телепроекту статус спецпроекта, что бы телеканалы и МСП могли увеличить стоимость одного GRP, по которым реализуется реклама в трансляциях.
- Привлечь к спонсорству чемпионата государственные компании "Укрзализница", "Укртелеком", "Нефтегаз" и другие, вложения которых в рекламу не завязываются на рекламных показателях (пример России: "Росгосстрах", "Внешторгбанк", "Ростелеком").
Как вы сами понимаете, улучшение рейтинга автоматически приводит к возможности увеличение продаж, а значит и коммерческой привлекательности нашего чемпионата. А значит больше спонсоров, больше отчислений клубам, лучшая картинка для болельщиков и т.д. и т.п. Такой себе приятный замкнутый круг. Вот только запустить бы эту схему на полную катушку...
В завершении второй части материала приведем финансовый прогноз роста вливаний в наш чемпионат со стороны спонсоров (эта информация предоставлена МСП), начиная с сезона 2007/08.
Прогноз МСП по объему реализации пула прав на сезон 2007/2008гг.:
$4,000,000 - $5,000,000. Меры, которые планирует предпринять ПФЛ и руководители Клубов по улучшению чемпионата, а также выполнения всех вышеуказанных предложений позволит через несколько сезонов иметь доход от реализации пула не менее $12,000,000 - $15,000,000.
Продолжение следует...
Источник: Sport.ua