Деньги в футболе начнут считать

Финансовый «фэйр-плей» заставит украинские команды хотя бы попробовать сделать из футбола бизнес

С введением УЕФА финансового «фэйр-плей» клубы должны начать самостоятельно зарабатывать деньги. Это проблема для футбола постсоветского пространства. В Украине, как и в других странах СНГ, у большинства ФК нет бизнес-моделей. Команды попросту существуют за счет владельцев. По новым правилам УЕФА, такие коллективы останутся вне большой игры.

«Комментарии» разобрались в том, что в этой ситуации ждет украинские клубы, как им начать зарабатывать деньги в условиях денежного контроля. Начнем с того, что финансовый фэйр-плей коснется исключительно тех клубов, которые будут участвовать в еврокубках. У команд не должно быть задолженностей по трансферам и зарплатам. Также они должны показать свою безубыточность. Главные источники дохода при этом: медиа права, спонсорские поступления, продажа билетов и match day (сувениры, еда, напитки, шоу в день матча).

По критерию безубыточности клубов, первые санкции УЕФА стоит ожидать в сезоне 2014/15. Но, отметим, от клубов не будут сразу требовать прибыль. Будет важна позитивная динамика в финансах. Например, если клуб найдет новых спонсоров или расходная часть бюджета начнет сокращаться, то УЕФА может допустить команду к участию в еврокубках.

Основной частью заработка европейских лиг и клубов сейчас является продажа медиа прав. Например, английская Премьер-лига в сезоне 2010/11 заработала более 2 млрд. долларов, из которых 52% - доход от продажи медиа прав, 24% - спонсорские поступления, 24 % - match day. Значит, при финансовом «фэйр-плей» основной задачей для украинской Премьер-лиги должно стать создание единого ТВ-пула. Права на показ чемпионата в такой ситуации будут принадлежать одному транслятору. Премьер-лига сможет продавать права одним пакетом и привлекать спонсоров. Это должно быть выгодно и клубам, которые хотят зарабатывать, и Премьер-лиге, которая должна продавать трансляции на выгодных условиях для себя и клубов.

Все медиа права на чемпионат Украины изначально принадлежали ФФУ. Федерация передала права клубам на 8 лет. Затем уже сами команды продают «картинку» телеканалам (сейчас 2+2,ТК Футбол).

Заслуженный журналист Украины, ведущий программы ПроФутбол на ТК 2+2 Игорь Цыганык рассказал «Комментариям» , что предложения телеканалов устраивают клубы, а Премьер-лига даже не может найти спонсоров. «Единый ТВ-пул возможен в будущем, если спонсоры Премьер-лиги готовы заплатить за него. Премьер-лига - это организация, которая не нужна Украине. Они не смогли найти спонсоров и не выполняют своих функций», - сказал Цыганык. Журналист сообщил, что телеканалы анализируют все рейтинги трансляций, выбирают матчи, сами ищут спонсоров и делают клубам хорошие предложения.

«Никто не захочет работать в убыток. Матчи ведущих клубов имеют хороший рейтинг. Телеканалы и спонсоры решают, что они готовы платить клубам определенную сумму. Они приходят к руководству команд, а те, в свою очередь, могут узнать предложение Премьер-лиги, если такое есть, и выбрать более выгодное. Варианты частных каналов для клубов выгоднее», - отметил Цыганык.

Президент «Динамо» Игорь Суркис сказал «Комментариям», что он смотрит на создание единого ТВ-пула только с коммерческой точки зрения. «Необходимо прийти к консенсусу в этом вопросе. Премьер-лига обязана собрать руководителей клубов и стать инициатором переговоров. В нашем случае Премьер-лига тормозит процесс. Такое впечатление, что и президента Премьер-лиги не существует. Каждый вынужден идти своей дорогой и думать о том, как зарабатывать деньги», - сказал Суркис.

В ответ в Премьер-лиге озвучили «Комментариям» свою позицию: «Мы - за единый ТВ-пул». Несмотря на взаимное желание клубов и Премьер-лиги стоит отметить, что руководству Лиги будет трудно договориться с клубами о том, чтобы ФК передали медиа права. Сложно поверить, что Игорь Суркис, Игорь Коломойский или Ринат Ахметов придут к Виталию Данилову (президенту Премьер-лиги), отдадут ему медиа права и позволят УПЛ попробовать заработать на ТВ больше.

Как стало известно «Комментариям», благодаря созданию единого ТВ-пула и продаже медиа прав Премьер-лига и клубы могли бы заработать порядка 35 млн. долларов в год. Но даже такие деньги не позволят клубам стать безубыточными. Стоит задуматься и о других возможностях заработка. В частности, украинские команды должны приводить крупных спонсоров «со стороны», а не только рекламировать холдинг своего хозяина. Для клубов постсоветского пространства хорошим примером в этом плане может стать московский ЦСКА. Президент «армейцев» Евгений Гинер смог улучшить финансовое положение команды, заинтересовав таких крупных спонсоров, как «Сибнефть», «Аэрофлот», «ВТБ».

Нужно начать зарабатывать на болельщиках. Match day - весомая составляющая бюджетов европейских клубов. Бизнес команды строят вокруг хорошего стадиона, на который захочет прийти болельщик. Здесь уже есть неплохой пример - «Шахтер», у которого лучший стадион в Украине. За счет такой арены у «горняков» отличная посещаемость (в среднем 35 тысяч за сезон), что дает возможность зарабатывать на продаже билетов, а также сувенирах, еде, напитках. Правда, чтобы заставить зрителя прийти на стадион и потратить деньги, необходимо, чтобы и уровень футбола был хорошим.

В любом случае, финансовый «фэйр-плей» хотя бы заставит украинцев считать деньги. Из «Динамо» и других клубов исчезнут футболисты, которые играют за дубль и имеют миллионные контракты. Это в свою очередь заставит команды делать упор на воспитание и развитие своих исполнителей. При этом ФК будут заинтересованы в обучении тренеров для того, чтобы из юного таланта на выходе появлялся футболист основного состава, которого в будущем можно будет продать в европейский клуб. Соответственно, заработать на этом деньги и стать ближе к безубыточности.

Источник Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 29 ноября 2024, 20:31 4

Илья Крупский, скорее всего, не перейдет в «Нью-Инглэнд Революшн»

Комментарии