Вячеслав ГРОЗНЫЙ: «Я не слабее Моуриньо»
Откровенное интервью экс-тренера киевского «Арсенала»
- 06 мая 2013, 19:06
- |
- 06 мая 2013, 19:15
- 10524
- 30
Украинский специалист Вячеслав Грозный, который ныне находится в творческом отпуске, рассуждает на тему своего места в современном футболе.
- Когда вы тренировали киевский «Арсенал», в клубе случилось две трагедии. Из-за проблем с сердцем умерли Павицкий и Апхазава. Как это можно было допустить?
- Павицкий никогда не работал с основным составом «Арсенала». Он с дублем поехал на сбор в Крым, основная команда была в Турции. Мне позвонили и сказали: «Мальчишка из дубля умер на тренировке». Впоследствии выяснилось, что этот парень был единственным кормильцем в семье и написал врачам расписку: «Если со мной что-то случится, всю ответственность беру на себя». Об этой бумаге только его сестра знала. Он входил во все юношеские сборные Украины, его все время проверяли. Я с ним не работал.
Шалхва Апхазава. За день до отлета на сбор команда провела медосмотр и не провела ни одной тренировки. В день отлета мне звонит начальник команды и говорит: «Шалва Апхазава не проснулся». Когда произвели вскрытие, показало, что у него такие же проблемы, как потом были у Пуэрты - проблемы, которые нельзя было диагностировать нашей техникой. Если бы была возможность это видеть, ему бы запретили играть в футбол. Разве тренер виноват, что медицинское оборудование не позволяет заглянуть в каждого из нас?
- Ваша последняя команда - «Тобол» из Костаная. Почему вы сейчас без работы?
- Потому что я тренер. И я работаю там, где мне интересно. В Казахстане аким, то есть губернатор, предложил мне продлить контракт на два года. Мы обсуждали некоторые моменты. Я сказал, что команда не может жить в доме реабилитации инвалидов, где все люди на колясках. И не может ездить на автобусе очень низкого уровня - таких в России и Украине нет вообще. Я понимаю, что жизнь в стране непростая, но команда - лицо региона. Команды из всех городов приезжают и смотрят на этот автобус. А мне стыдно! Вам, акиму, не стыдно? Даже чтобы кнопку купить, нужно было тендер объявлять и ждать.
Мы шли на первом месте практически весь сезон. Но уровень футбольной коррупции в Казахстане настолько высок, что вместо чемпионства нас выкинули из еврокубков. Сегодня команда при том же бюджете занимает последнее место.
- Вы как-то сказали, что Грозный - это тренер топ-уровня. Что вы имели в виду?
- Чем отличаются тренеры друг от друга? У них всего три критерия. Рост игроков. Постановка игры. Результат.
У меня из второй лиги до сборной Украины дошли Надуда, Нагорняк, Горшков, Косовский, Сергей Попов, я открыл Ивана Гецко, Сергея Ковальца, Жирков приезжал ко мне в «Арсенал», Диму Сычева из Тамбова я привез в «Спартак». Все мои команды играют в футбол, который нравится: «Арсенал» забивал больше всех голов, на него ходили люди. Я тренировал топ-команду Украины - «Днепр». В 40 лет я был признан лучшим тренером страны, потом - еще раз, при этом работал не в «Динамо» и не в «Шахтере». В киевском «Динамо» легко работать, там есть классные игроки. А ты попробуй из винницкой «Нивы» подготовить игроков для сборной.
Поэтому мне приходится бороться и защищаться. Я не боюсь принимать вызовы. Я пришел в «Терек», куда не каждый согласился бы прийти. И с ним обыграл всех грандов. В том числе - «Зенит», один игрок которого стоил больше, чем весь бюджет «Терека». Значит, мы можем делать подвиги.
- О чем вы мечтаете?
- В Украине сложно принять ту команду, которую я хотел бы. Потому что я не из «Динамо». Это нормально, я все понимаю: в «Динамо» играло много ребят, которые прошли хорошую школу, имеют международный опыт. Я спартаковец, мне легче в России, меня быстрее позовут туда.
Мне не хочется работать с клубами, которые борются за выживание. А топ-команды заняты. Хотя я не слабее тех тренеров, которые там работают. Возможно - сильнее. Но это познается в работе.
Хочется принять команду, которая может выиграть Лигу чемпионов. И я найду такую команду. Господь даст возможность мне принять команду, которая выиграет Лигу. У меня есть возможность по мозгам и по амбициям это сделать. Пока я не нашел президента, который будет вкладывать такие деньги. Но Господь услышит.
- Это не обязательно будет украинский или российский клуб?
- Не обязательно. Клуб любой страны. Хоть турецкой. Почему Моуринью может выигрывать Лигу чемпионов? Чем он сильнее украинского или российского тренера? Тем, что он поверил в то, что может выигрывать. Я тоже верю, что могу выигрывать. Я верю, что российские и украинские тренеры одни из лучших в мире - если им будут доверять.
- Вы хотите сказать, что Грозный не слабее Моуринью?
- Не только Грозный. Романцев, например, сильнее Моуринью. Потому что он разнообразнее. Он тоньше ставит игру. Романцев был бы в состоянии выигрывать Лигу чемпионов со «Спартаком», если бы у него были игроки и финансы. Поставь его в «Реал» или «Барселону» - выигрывал бы.
- Простите, но Олег Романцев не говорит ни на одном иностранном языке.
- А Мирча Луческу говорит?
- Как минимум на итальянском.
- Зачем ему итальянский на Украине? А, может, Гус Хиддинк по-русски говорит? Это не мешало сборной России показывать один из лучших футболов на Евро-2008. А, может, Адвокат говорит по-русски? Знание языка не самое главное. Понимание футбола, уверенность в том, что ты делаешь, - вот, что главное.
А давайте возьмем такой факт. Уже 11 лет, как мы с Романцевым ушли из «Спартака». «Спартак» не может ничего выиграть все это время. Что, денег стало меньше? Привозили супертренеров, все равно - ничего.
- Так конкуренция выросла.
- Нет, не конкуренция. Просто нет тренера такого уровня. Если бы мы с Романцевым сейчас вернулись в «Спартак», гарантирую: в следующем году мы бы стали чемпионами. Га-ран-ти-ру-ю. Мы два сильных пилота. У нас был бы самый сильный штаб. И, кроме того, мы спартаковцы по духу.
- Меня всегда интересовало, на что живут безработные тренеры. На то, что удалось накопить?
- Я небогатый человек. Я никогда не заключал серьезных контрактов. Я слишком наивный, иногда работаю на доверии - не подписывая ничего. Я работал в запорожском «Металлурге». Там были честные люди, нам выплатили все, что должны были. Кроме бонусов за выход в еврокубки - и мы вынуждены были уйти.
А так - когда у меня нет работы, я просто уменьшаю запросы.
- Кому-то из футбольного мира хватает на жизнь 2000 долларов в месяц. Вам столько хватает?
- Да это много. Мне не надо много. Главное, чтобы работал интернет и спутниковое телевидение. Я неприхотлив в еде: уже 18 лет ем только рыбу и птицу.
Я полюбил футбол еще тогда, когда не думал, что он может приносить деньги. Я как любил футбол в детстве, так и люблю. Может, кто-то прочитает и скажет: Грозный наивный, из старого поколения. А я каждый год в тренировочные упражнения вношу новые упражнения! Я каждый матч смотрю с карандашом, делаю несколько пометок. Вот с приходом Спаллетти «Зенит» стал здорово использовать выходящего из глубины - и Широкова, и Денисова, и других. Моуринью лучше всех в мире переходит из обороны в атаку. Я все беру себе на вооружение.
Про Моуринью недавно вышел фильм. Там видно, что он не показной, что он настоящий. Если он к игроку в больницу едет, это не значит, что так надо - это значит, что он действительно этого хочет. Если он с кем-то воюет, это тоже не для показухи. А есть тренеры-показушники. Перед игрой смотрят, правильно ли у него повязан галстук, как он будет выглядеть по ТВ. Я во время игры не знаю, где у меня галстук - на груди, на плече или на спине. Меня жена спрашивает: «Ну ты видел, что у тебя чуб торчит?» «Да мне по барабану! Мне нужно было, чтобы он последний пас в шаг отдал, а тот выскочил один в один». А она: «Да ты больной».
Да, больной. И вылечить невозможно.
По материалам Sports.ru