Александр ХАРИТОНОВ: «Меня всегда тянуло в ворота»
Интервью с вратарем «Харьковских Акул»
- 20 января 2012, 14:03
- |
- 3381
- 0
Вратарь Александр Харитонов начал заниматься хоккеем в 10 лет и вот уже 25 лет этот человек отдал любимому делу.
«Меня всегда тянуло в ворота»
- Александр, Вы родились в Уссурийске, а как оказались в Харькове?
- У меня отец военный, он ездил по разным городам и странам. То в Уссурийске служил, то в Германии, потом в Харькове остановился.
- А где произошло знакомство с хоккеем?
- Хоккеем занялся только в Харькове. В десять лет я пришел в этот спорт.
- Что повлияло на ваш выбор стать вратарем? Обычно все хотят быть на виду, забивать.
- Меня и в футболе, и в хоккее всегда тянуло в ворота. Мне нравилось отбивать. Тогда мы еще ребятишками катались во дворе, затем прошло полгода, мне дали форму и сказали: «Саша, ты теперь вратарь».
- Как вышло, что выбрали именно хоккей?
- Родители на день рождение подарили коньки с этого все и началось.
- То есть родители внесли свою лепту в вашу карьеру?
- Да. Раз были коньки, значит надо было на них кататься. Жили мы в трех минутах от Дворца спорта, я сразу пошел и записался в группу.
- Были ли у Вас кумиры?
- Честно говоря, нет. Талантливых очень много, поэтому одного выделить не могу.
Провокация не делом, а словом
- Говорят вратари необычные люди, с необычной психикой и отличаются от других игроков. Подтверждаете?
- Наверное да. У вратарей есть свой небольшой мир. Вопрос я бы переадресовал ребятам с команды, им виднее. Я то думаю, что я нормальный (улыбается).
- Вратарь получает много ударов шайбой. Долго к этому привыкали?
- До сих пор бывают неприятные попадания, но это уже привычка. Сначала было больно и обидно, сейчас нормально реагирую. Понимаю, что никто не желает зла. Это издержки профессии. Терплю.
- У Вас много шрамов?
- Когда играл в 16-17 лет, форма была намного хуже и помню, что на колене коньком проехали, был шрам. А так «пху - пху» не могу пожаловаться.
- А сколько весит форма вратаря? И как долго ее одевать?
- Могу ошибаться, но примерно форма весит 15-20 кг, а одеваю ее самостоятельно минут 15-20, это если не спеша.
- Голкипер в каком - то плане беспомощен. Он не может в отличие от полевых игроков вести силовую борьбу. Как тогда защищаться?
- Почему нельзя? Вон Рон Хекстолл в обиду себя вообще не давал и за партнеров заступался. Можно, но это не наша работа. Хочешь провести силовой прием, проводи пожалуйста, но повторюсь не наше это дело. Это дело других игроков.
- Приходилось участвовать в драках на арене?
- Нет, я только могу спровоцировать и уйти в сторону. То есть провести психологический прием. Я не умею драться, меня просто побьют и все (улыбается).
Легионеры как плюс и как минус
- Когда мы общались в октябре, Вы уже тогда заметили, что чемпионат ПХЛ стал интересней. Сейчас уже большая его часть позади и можно подвести какие- то итоги. Что больше всего удивило? Что огорчило?
- Понравилось, что игр стало большое, даже где - то непривычно. Так получилось, что в декабре три недели отдыхали, не было игр, а сейчас в январе у нас серия 6 матчей и еще 3 предстоит. Выходит 9 матчей за месяц, по сравнению с прошлыми годами это половина чемпионата. Тяжело настраиваться не столько физически, как психологически, но все равно это плюс ПХЛ. Это движение вперед. Организация матчей выросла, повысился интерес прессы, больше информации в интернете, на телевидении. Еще один плюс - очень много квалифицированных легионеров приехало в наш чемпионат, но также много прибыло и неквалифицированных - это минус. У молодых игроков есть к кому расти. В том же «Соколе», «Беркуте», «Компаньоне», «Донбассе» да и в нашей команде есть такие игроки, у которых молодым в первую очередь можно и нужно научиться, как относится к делу.
- Какой матч чемпионата тебе запомнился?
- Матч после нового года со «Львами».
- Обидно, что не смог выстоять в сухую?
- Хотелось конечно, но ничего страшного. Когда игра, в принципе, была уже сделана, мы выигрывали 6:0, у нас пошла череда удалений, а у команды «Львов» было огромное желание забить этот гол. Все - таки под занавес матча они смогли реализовать численное преимущество, плюс я где - то немного физически подустал к концу игры.
- Чего вам не хватает в ПХЛ? Может силовой борьбы?
- Драться накладно для самих хоккеистов. У нас есть игроки, которые умеют и могут подраться, но сейчас жесткие дисциплинарные наказания - это пропуск матча или денежный штраф. Поэтому нежелательно драться. Я считаю, что для этого должны быть специально обученные люди как в заокеанских лигах - тафгаи, которые снимают психологическое напряжение. Например, когда надо переломить ход матча, команды выпускают тафгаев, они дерутся, игроки получают психологический настрой, если их тафгай выиграл, и зачастую игра меняется. Это действует.
«С каждым годом только прибавляю»
- В прошлом году у вас был юбилей - 25 лет на коньках. А когда человек 25 лет в профессии, то чувствует себя профессионалом и знает, что нужно делать. А осталось ли после стольких лет желание расти или считаете, что Вы достигли своего пика?
- Анализируя каждые полгода или сезон свою игру, у меня складывается такое ощущение, что я только прибавляю. Я постоянно узнаю что-то новое, подходы к тем же тренировкам, к игре, стараюсь это выполнять. Такое впечатление у меня сложилось про себя, как оно на самом деле - не знаю. Но желание расти есть.
- Я вспомнила высказывание легендарного футбольного вратаря Лева Яшина, который всегда очень болезненно относится к промахам. Он говорил: «Какой же это вратарь, если он не терзает себя за пропущенный гол». А что чувствуете Вы, когда пропускаешь? Долго терзаете себя?
- Не особо долго. Немного попереживаю, какой - то анализ для себя делаю, лучше, конечно, просмотреть, подумать, что можно было сделать в тот момент и стараюсь поскорей забыть.
- Как восстанавливаете силы после игры?
- В основном фильмы смотрю, желательно с ненавязчивым сценарием, зачастую это легкая фантастика.
- А телевизор смотрите?
- Да, смотрю спортивные каналы, иногда могу еще новости посмотреть, чтоб знать, что в мире происходит.
- А если говорить не о хоккее, а о других видах спорта.
- Летом в отпуске на футбол хожу с удовольствием, посмотреть на «Металлист», отдохнуть и насладиться игрой. Раньше еще баскетбол смотрел, могу включить большой теннис посмотреть.
- Насколько важен для вратаря фактор везения?
- Очень важен. Мастерство и везение связаны. Не зря говорят «везет сильнейшим». Бывают такие дни, что все почему - то сквозь руки проходит, а бывает, как говорят в хоккее, «и шнурками», и кончиком клюшки цепляешь. То в тебя шайба попадает, ты даже можешь ее не видеть, а она попадает в штангу, в игроков, может мимо промчаться. Шайба летит куда угодно, но не в ворота - это удачный день.
- Следите за своей статистикой?
- В этом году перестал.
- Почему?
- Много проигрышей с крупным счетом, в начале чемпионата как - то еще следил, а сейчас нет. Сам статистику не веду, а пытался на днях найти в интернете, но не смог.
Психологический надлом «Харьковских Акул»
- Нашу команду сейчас постоянно критикуют. Насколько это может мешать при подготовке к матчу?
- Мы стараемся не обращать внимание, но полностью абстрагироваться нельзя. Просто мы своей игрой подталкиваем людей к этой критике, у болельщиков есть объективные причины на это. Понятное дело, что люди переживают, мы тоже переживаем это все. Спасибо болельщикам, что поддерживают нас всегда, что ходят на матчи! Где - то психологически мы надломились в домашних поражениях с «Компаньоном» и «Соколом». У нас совершенно не удался выезд, он вышел провальным. У нас есть кому критиковать нас на собраниях. Нам хватает, но и замечания людей мы видим и слышим.
- То есть главная причина поражений по вашему психологическая?
- Да, выезд прошел в психологической яме, в полном психологическом упадке, что было видно невооруженным глазом.
- Как считаете нужен ли отдельно тренер для вратарей?
- Такой человек должен быть обязательно.
- Но в ПХЛ таких нет.
- Нет, но он должен быть. Желательно, чтоб это был поигравший хоккеист, с каким - то именем, чтоб он пользовался авторитетом. Я думаю, что если ПХЛ будет развиваться дальше, то эта тренерская вакансия будет востребована. Тут есть еще нюанс: тренер по вратарям должен обладать хорошими психологическими умениями. Ведь таких мастеров как Костя Симчук или Александр Федоров вряд ли надо обучать тактике или технике, им можно только подсказать, а вот психологически настроить на игру очень важно.
«Хочется передать свой опыт молодежи»
- Уже думали, чем займетесь по окончанию карьеры?
- Пока серьезно не задумывался. Есть какие - то наметки. Вот в прошлом году предлагали остаться в «Донбассе» в школе, обучать молодые дарования, но было желание пока еще поиграть. В будущем хочу работать по своей специальности, хочется свой, нажитый в хоккее, опыт передать молодежи.
- Хотели бы свою вратарскую школу?
- Это тяжелый процесс. Пока не думал, но хотел попробовать весной поработать в школе СДЮШОР, там работают мои друзья, которые предложили мне потренировать маленьких детей. Я понимаю, что работа с детьми - это тяжелый психологический труд. Здесь надо подходить с душой. Вариант просто прийти, отбыть и уйти недопустимый. В этом деле необходимо найти к каждому ребенку свой подход.
- До этого был такой опыт?
- Я работал помощником тренера 4 года назад. Было тяжело справиться с детьми, их было очень много, но когда получается, то получаешь большое удовольствие.
- И последний мой вопрос: Вы счастливый человек?
- В большей степени да, потому что я занимаюсь любимым делом.
Официальный сайт ХК «Харьковские Акулы»