Наталья ЖУКОВА: «Мне комфортней жить в своей стране»
Наши лучшие шахматистки - Жукова и Лагно, - выйдя замуж за иностранцев, сохранили верность Украине
- 12 ноября 2010, 15:37
- |
- 14160
- 3
За последние десятилетия в шахматах образовалось немало интересных семейных союзов. Комбинации были самые разные. Ради личного счастья люди сходились, меняли гражданство, федерации, фамилии. Некоторые, наоборот, расходились, достаточно вспомнить Иванчука и Галлямову или же Широва и Чмилите. Эльмира Скрипченко и вовсе сменила одного француза - гроссмейстера Жоэля Лотье - на Лорана Фрессине, ныне второго шахматиста Франции. Да и ведущая шахматистка сборной Украины Катя Лагно удачно вышла замуж за гроссмейстера этой страны Робера Фонтэнэ ставшего известным шахматным тележурналистом.
И все же самой сильной на планете в шахматном плане остается семейная пара многолетнего лидера украинской сборной Натальи ЖУКОВОЙ и российского гроссмейстера Александра Грищука, ныне второго игрока России. Естественно, что после прошлогодней свадьбы Сергея Карякина, когда он женился и сразу же взял курс на Москву, тема смены гражданства вновь стала витать в воздухе. Талантливых игроков мы уже потеряли немало, ну а замужество с иностранцем обычно лишь повышает шансы на отъезд. Впрочем, для Натальи Жуковой, чей супруг - также москвич, вопрос смены флага или паспорта не стоит...
- Наташа, в тот момент, кода вы вышли замуж за Сашу Грищука, вопрос смены гражданства на российское был темой для обсуждения?
-Нет, поскольку всегда хотела играть за Украину. Я здесь выросла и дело даже не в патриотизме, просто мне комфортнее жить в своей стране, своем городе, где меня знают. В России - совсем другие проблемы, другая жизнь. Можно, конечно, рассматривать возможность перехода с точки зрения карьерного роста, но в целом мы этот вопрос не поднимали. Кроме того, есть еще такой хитрый момент - можно поменять гражданство, но не менять федерацию. Пока еще я ничего не меняла, но, как знать, быть может, Россия будет более привлекательной в плане обеспечения поездок в страны Шенгена - тогда такой вариант возможен. Конечно, в России есть свои плюсы - чемпионаты там проводятся на очень высоком уровне и турниров сильных тоже много. Не выезжая из страны, можно быть профессионалом, играя в высшей лиге, в различных кубках, которые оплачиваются. У нас, к сожалению, в этом плане вообще ничего не делается. Так что объективно в России лучше. Но я, быть может, даже из-за лени (смеется) ничего не меняла. Мне так удобно и привычно.
- Когда наступают паузы между турнирами, где вы с мужем чаще живете, в Москве или Одессе?
-У нас есть негласная договоренность: поскольку в Одессе весной, летом и ранней осенью просто чудесно, мы проводим время здесь. Нам это нравится, тут тепло, море, и мы примерно полгода проводим в Украине. А осенью и зимой обычно находимся в Москве, где живут наши родственники. Там мы встречаем настоящую холодную русскую зиму.
- Когда вы с Сашей нашли друг друга, это была яркая вспышка чувств или растянутый во времени процесс?
-Скорее всего, второй вариант, хотя мы быстро стали жить вместе. Нам было комфортно, мы друг другу подходили. Ну а живя вместе, естественно, думали о продолжении рода. И через три года у нас уже родилась дочка. Так что можно сказать, что довольно быстро все поняли.
-Рождение ребенка не надолго прервало вашу профессиональную карьеру...
-Сейчас дочке три с половиной годика, и надо отдать должное бабушкам и дедушкам, которые очень помогают. Когда у меня турнир, сборы, подготовка, моя мама в Украине или Сашина мама в Москве без разговоров берут на себя все заботы о ней. В первые полгода я, конечно, не ездила никуда, пропустила командный чемпионат мира и сказала, что это время - святое для моей дочери. А потом, когда ребенок уже перешел на какое-то питание, стала понемногу играть. Сейчас, конечно, я реже выступаю, чем в тот период, когда у меня не было ребенка. Выбираю только важные турниры, которые можно считать необходимыми. Раньше я играла все подряд, а сейчас не могу, так как дочка очень скучает. Саша тоже всегда заботится о ней, но папа у нас имеет больше свободного времени.
- Рождение дочери изменило его как человека?
- Конечно, он, стал более ответственным за семью и ребенка. Рождение детей в положительную сторону меняет человека. И рожать детей, я считаю, надо вне зависимости от профессиональной карьеры. Нельзя играть до 35-40 лет, а потом спохватиться, мол, а где моя семья? Можно, кстати, привести пример Саши Костенюк, которая родила ребенка и уже после этого стала чемпионкой мира. Это показывает, что при желании все возможно.
-То, что Костенюк стала мамой, получается, придало ей дополнительные силы. Но можно ли то же самое сказать о вас?
-Саша Костенюк моя подруга, и знаю, что она стала очень много тренироваться, поскольку понимала, что потеряла много времени. Я же не столь сильно напрягалась и вообще тяжело входила в игру даже в том ритме, в котором играла раньше. Чувствовалось, что какие-то игровые практические моменты упустила. Правда, при этом я достигла пика карьеры, добившись звания мужского гроссмейстера, достигнув при этом рейтинга 2500. Дочке тогда было 3 годика.
-Вы уже состоялись в семейной жизни, взяли очередную спортивную высоту. Какие у вас дальнейшие цели из числа реальных?
-Думаю, вполне реально побороться за звание чемпионки мира. Нокаут-система очень демократична и позволяет выиграть высший титул в одном отдельно взятом турнире. Почему бы и нет? Ведь именно по такой системе я стала чемпионкой Европы в 2000 году. Да и от каждой Олимпиады жду высоких результатов, ведь команда у нас - очень сильная. Каждый раз мне кажется, что вполне реально повторить триумф того же Турина 2006 года, когда мы стали олимпийскими чемпионками. Правда, в этом году мы не очень удачно сыграли, тем не менее, желание побеждать не пропало. Конечно, спортивные амбиции приходится сопоставлять с тем, что уже есть маленький ребенок и нет возможности уделять турнирам много времени.
-Когда на Олимпиаде мужская сборная России играла против Украины, за кого вы болели? Видимо, за мужа, как и полагается хорошей жене?
-Конечно, но нужно помнить, что параллельно мы играли матч и я не могла всю энергию тратить на то, чтобы болеть за него. Правильнее всего сказать, что болела за мужа, но при этом удачи желала команде Украины.
Игорь ЩУКИН, газета «Команда»