ЛУКА: «Обогнуть мир под парусом - мечта всей жизни»
Украинец Родион Лука примет участие в кругосветной гонке Volvo Ocean Race в качестве рулевого парусника Team Russia
В этом веке Родион Лука, станет первым украинским участником кругосветной парусной регаты. В нашей стране непросто осилить парусный проект уровня Формулы-1, построить по последнему слову техники яхту, сколотить экипаж и отправить его в кругосветку Volvo Ocean Race или заявить на Кубок Америки. Нужны высокие технологии, финансирование, но главное - аргументы для державных мужей или потенциальных спонсоров, что участие в престижных регатах формирует несмываемый волнами позитивный имидж страны не хуже футбола .
Нашим яхтсменам высочайшего класса приходится действовать в одиночку. Серебряный призер Олимпиады в Афинах, чемпион мира в классе «49-й» Лука этой осенью отправится в кругосветное плавание в составе команды Team Russia. Любопытно, что Родион станет не рядовым членом экипажа, а рулевым. Участие в Volvo Ocean Race не помешает ему принять участие в Олимпиаде, поскольку кругосветка стартует лишь 11 октября в испанском Аликанте. Протяженность маршрута составляет 37 000 морских миль. Гонка, которая продлится более 9 месяцев и разбита на 11 этапов, завершится в июне 2009 года в Санкт-Петербурге.
- Родион, неужели так просто пересесть из миниатюрной лодки олимпийского класса «49-й» я океанскую яхту - и не просто пересесть, а управлять ею? - спрашиваю Луку.
- Все дело в том, что Team Russia представляет собой класс яхт Volvo Ocean 70 (длина корпуса - 70 футов) и практически один к одному копирует наш класс, превосходя его разве что по размерам. В остальном же эти парусники идентичны по отводам и конструкции, поэтому не думаю, что с адаптацией возникнут проблемы. А еще нам предстоит тренировочный сбор, да и перегонять яхту к месту старта из Англии в Испанию мы будем своим ходом.
- Вы, знаю, давно мечтали принять участие в кругосветке. Как удалось сделать свою мечту реальностью?
- Вы верно заметили: обогнуть мир под парусом - мечта всей моей жизни. Мальчишкой я бредил морскими приключениями, а когда на яхтах в детской секции парусного спорта ходил по Киевскому морю на острова и все сильнее впитывал романтику морских походов от своего тренера Валерия Солдатова, уже понимал - в моей жизни еще будут моря и океаны. Волна у берегов Вышгорода - лишь отправная точка моих дальних странствий.
- Как вы попали в состав экипажа Team Russia?
- По большому счету, олимпийский яхтинг - всего лишь ступень к настоящему парусу, a Volvo Ocean Rase наряду с Кубком Америки - фактически вершина пирамиды. Многие сравнивают участие в этих гонках с покорением Эвереста. Но, естественно, те знания и опыт, которые мы обретаем при подготовке к Играм, участвуя в олимпийских регатах, накапливаются, и теперь я получил шанс применить их в новом качестве. К тому же, в 2005-м я был задействован в организации Volvo Ocean Race. Прошлым летом россияне пригласили меня принять участие в отборе. Конкурс был жестким - что-то около 700 человек на место, а в январе подвели окончательные итоги.
- Верили в успех?
- Я всегда исповедовал принцип: не думай о глобальном, сосредотачивайся на мелочах, продвигайся шаг за шагом - и успех неминуем. Конечно, за годы, проведенные в парусе, я заработал себе репутацию. В мире знают, кто такой Родион Лука. И потом, олимпийский яхтинг - это своего рода альма-матер, откуда берут настоящих профессионалов. Например, на яхте Ericsson в кругосветку рулевым отправится Томас Йоханссон, олимпийский чемпион Сиднея-2000 в «49 м» классе, а в составе испанской Movie Star пойдет Икер Мартинес - чемпион Афин 2004 опять же в рфотинайнеро. В экипаже американского синдиката Puma сразу два представителя нашего класса - трехкратный чемпион мира Крис Николсон и бронзовый призер Сиднея-2000 Джонатан Макки.
- Итак, отбор вы прошли. Что дальше?
- После январского чемпионага мира в классе «49-й» (где экипаж в составе Родиона Луки и Георгия Леончука выиграл бронзу. - Прим. Р. С.) был тренировочный сбор в Альпах, где мы не только занимались общефизической подготовкой - нас долго проверяли на психологическую совместимость, подвергали тестам на выживание. К примеру, мы ночевали в горах без палаток в снегу при температуре минус 18 градусов на высоте 2500 метров. Затем в Австрии прошли углубленный медосмотр, о тщательности которого в олимпийском яхтинге можно только мечтать.
- Наших людей всегда интересует вопрос: откуда деньги на яхту, на кругосветку, на горы?
- Руководитель проекта и главный спонсор - питерский предприниматель Олег Жеребцов. Он вложил деньги в строительство яхты и выделил на организацию ни много ни мало 18 миллионов евро. Экипаж пойдет в кругосветку под российским флагом, но будет, как вы понимаете, Международным, а языком общения на борту станет английский. На сегодня состав экипажа утвержден на 80 процентов. Яхту спускают со стапелей в конце апреля...
- За три месяца до Олимпиады...
- Повторюсь, это никоим образом не помешает моей подготовке к Пекину. Напротив, подобные переключения - всегда плюс. Как ни крути, зимний период должен быть заполнен. Через двенадцать дней после олимпийской регаты я пересяду на новую яхту Team Russia, и мы из Англии возьмем курс на Аликанте. Уверен, что опыт, полученный в океанских гонках, пригодится и в олимпийском классе, с которым прощаться тоже не хочу.
- А как собираетесь решать проблему долгого расставания с семьей, с сыном и дочкой?
- Кругосветка, хоть и продолжается девять месяцев, не идет без остановки. Каждый этап длится порядка двух с половиной недель, а это не больше, чем наши традиционные сборы в олимпийской программе. Согласно регламенту, семья может прилетать туда, куда яхта будет заходить на финише каждого из этапов - синдикат оплачивает перелеты. Из так называемых неблагополучных районов - Индии или Китая - я буду прилетать к семье, а в Сингапуре, Соединенных Штатах или ЮАР дети с женой меня навестят. Будет, правда, переход из китайского Цин Дао, где, кстати, состоится олимпийская регата, в Рио-де-Жанейро - это 9 тысяч морских миль, четыре недели перехода. Вот там действительно придется испытать чувство тоски по родным.
- Но от тяжелых мыслей отвлекает работа?
- И работа опасная - в каждой такой кругосветке не обходится без потерь. Представьте, в каких непростых условиях приходится порой находиться: зазевался, не пристегнулся - и смыло волной. Конечно, в амуниции каждого члена экипажа предусмотрен GPS, и когда человек оказывается за бортом, моментально срабатывает датчик. Но учтите: яхта движется со скоростью 30 узлов. Пока уберешь паруса, остановишься, развернешься, возвратишься, найдешь человека, потребуется минут сорок, а выживаемость в холодной океанской воде - не более 20 минут...
Руслан СВИРИН, газета «СЭ в Украине»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Колумнисту Sport.ua Алексею Сливченко не понравилось одно из последних высказываний легенды «Реала»
«Металлург» Запорожье не приедет на поединок против «Хуста»
Ми за тебе Лука тримаємо кулаки)))
Так тримати)))