Время отдыхать и анализировать

Украинские саблисты, ставшие вице-чемпионами Европы, прокомментировали свое выступление

В среду в 22.40 в столичном аэропорту «Борисполь» приземлился самолет из Мюнхена с украинскими саблистами - вице-чемпионами Европы на борту. Разъехались наши герои в разных направлениях. Обладатель бронзы континентального форума еще и в личных соревнованиях Олег Штурбабин остался в Киеве. Проходить обследование и лечиться. Два Димы - Бойко и Пундик поспешили домой в Нетешин. Правда, спешка оказалась лишней, потому что после двенадцати ночи поездов в нужном направлении не оказалось. Пришлось ребятам до четырех часов утра коротать время на вокзале. И у них, и у четвертого члена нашей серебряной сборной одессита Андрея Ягодки теперь есть время отдохнуть. Правда, немного. Уже десятого августа стартует сбор по общей физической подготовке в Карпатах. Расслабляться нельзя - впереди чемпионат мира, который пройдет в этом году на родине мушкетеров - в Париже.

Олег ШТУРБАБИН: «ЕЩЕ РАЗ ПРОВЕРЮ КУРТОЧКУ В ПАРИЖЕ»


- В Лейпциге в индивидуальных соревнованиях вы завоевали бронзу, в командных - серебро. А в вашем собственном рейтинге значимость наград отвечает цвету их металла?

- Обе медали дороги, но командная вдвойне, потому что заработал ее не сам, а вместе с ребятами и радость была общая.

- А как отмечали успехи?

- А вот отмечали одинаково (Смеется.). Посидели в кафе в Лейпциге. Выпили немного немецкого пива, медали обмыли.

- В личном первенстве на пути к пьедесталу вы заставили сложить оружие Луиджи Самеле и Диего Окьюцци. В финале командных соревнований проиграли итальянской сборной. Или же фехтование выше упомянутых саблистов - это одна Италия, а Тарантино и Монтано - совсем другая, все равно, что разные диалекты в этой стране?

- Тарантино и Монтано намного старше и, естественно, сильнее. У них столько титулов, что перечислять устанете. Конечно, классом каждый из них на порядок выше Самеле и Окьюцци вместе взятых. Мы, в принципе, неплохо фехтовали. Есть ошибки, над которыми просто надо поработать. Что можно было сделать, чтобы обыграть команду Италии на этом чемпионате Европы? Сказать сложно, итальянцы объективно были сильнее, обыгрывали нас как в защите, так и в атаке. Поэтому такой счет получился.

- Когда вы выходили на последний бой в полуфинале, счет на табло был 40:36. На четыре ваших удара Алексей Якименко ответил только двумя - 44:38. А дальше на дорожке начало происходить что-то необъяснимое: удача отвернулась или же дело в другом?
- При счете 44:40, я нанес удар, но лампа не зажглась. У нас такое бывает. Якименко же потихоньку стал меня догонять. Я продолжал бороться, атаковать, в какой-то момент немного вышел за границу дорожки и получил штрафной удар. Потом на обоюдных атаках чуть выигрывал, а судья этого не замечал. Но уже при
последнем обоюдном действии мое преимущество было настолько явным, что просто нельзя было не присудить очко в мою пользу.

- Насколько неожиданным было то, что вас оставили на скамейке запасных во встрече со сборной Румынии. И как тренерский штаб объяснил вам это решение?
- Решение мы приняли совместно с Гарником Джавадовичем Давидяном. С испанцами я выглядел не лучшим образом, даже не в плане результата, а именно фехтования не показывал такого, как обычно. Кроме того, мы до этого таким же составом фехтовали против румынской команды в Италии. И выиграли! Я тогда также сидел в запасе, поэтому сейчас особо не переживал. Правда, когда мы начали уступать - 30:35, меня выпустили на дорожку в предпоследнем бою вместо Димы Бойко. Я выиграл 7:5. Но все-таки этого было недостаточно. Андрей Ягодка говорил, что уверен в своих силах в бою против Заломира. У него все получилось - и мы оказались в полуфинале.

- Как считаете, если бы отец был рядом с вами, мог бы иначе сложиться, к примеру, ваш полуфинальный бой с Николасом Лимбахом или же решающая встреча в командном турнире со сборной Италии?
- Конечно, мне привычнее и легче, когда Валерий Викторович стоит возле дорожки. Но и Гарник Джавадович прекрасно секундировал нам в Лейпциге. Так что говорить о том, какое бы я место занял, если бы у отца не возникло проблем с визами, сложно.

- Ваш старший брат, который присутствовал на этом чемпионате, не пытался заменить вам отца. Тем более, что Валерий Викторович в одном из интервью сам признался, что Вадим - его более совершенная копия?
- Вадим сейчас работает в Германии. И думаю, немцам не очень бы понравилось, если бы он мне подсказывал в особенности во время боя с Лимбахом. Кроме того, за сборную Украины в Лейпциге отвечал Давидян. Вне дорожки, мы с братом общались естественно.

- Так получилось, что свою вторую бронзу в Лейпциге вы выиграли в той же электрокурточке, что и первую - фирмы Ульман. Будете теперь выступать в ней на всех соревнованиях или прибережете до Лондона?
- Если она доживет до Лондона! (Смеется). Я должен был и здесь фехтовать в другой электрокурточке, потому что эта уже немного порванная и залатанная. Кстати, надо будет еще раз проверить ее на чемпионате мира в Париже. Чтобы окончательно убедится, что фартовая.

Дмитрий БОЙКО: «НУЖНО БЫЛО ОСТУДИТЬ ПЫЛ ИТАЛЬЯНЦЕВ»

- После серебра чемпионата мира в Турине-2006 о нашей мужской сабле мы говорили скорее со знаком минус, чем плюс. Вершиной падения стало непопадание на пекинскую Олимпиаду. Что, на ваш взгляд,мешало и дальше показывать высокие результаты старой команде и что оказалось такого у нового поколения украинских саблистов, что позволило подняться на пьедестал в Германии?
- Тяжелый вопрос. Мы могли и в старом составе бороться за призовые места, но нам все время чего-то не хватало. Мы многие важные матчи проигрывали с минимальным разрывом - 42:45, 43:45. Еще чуть-чуть усилий или везения - и победа была бы за нами. Впрочем, я не могу сказать, что в нашей команде что-то кардинально поменялось с уходом Вовы Лукашенко и Влада Третьяка.

- Но что-то же послужило катализатором успеха на чемпионате Европы. Ведь в этом сезоне наша команда только раз пробивалась в полуфинал на этапе Кубка мира в Пловдиве?
- Все собрались, хорошо отфехтовали и получился результат.

- Cвою первую весомую награду вы завоевали, будучи дебютантом чемпионата мира-2003. Но отфехтовали тогда только один бой. Как считаете, эта медаль больше ваша, чем та кубинской пробы?

- По значимости награда чемпионата мира, конечно важнее. Но я тогда действительно не сделал большого вклада в командный успех. В Лейпциге же фехтовал в каждой встрече и команда на меня рассчитывала. Больше пользы я принес на этом чемпионате Европы.

- Было время, когда именно вы завершали командные встречи украинской сборной. В Лейпциге эту ответственность возложили на других. Скажите, у вас не было желания зажмуриться при счете 44:44. И за кого переживали больше - за Андрея Ягодку в четвертьфинале с Румынией или же за Олега Штурбабина в полуфинальном бою с Россией?

- Я весь похолодел, руки меня не слушались, просто сидел и ждал 45-го удара. За кого переживал больше? Одинаково. Знаете, каким бы счет не оказался в итоге, выиграли бы мы или проиграли, я был уверен, что ребята будут хорошо фехтовать и бороться до конца. И мы уже в любом случае неплохо провели эти соревнования.

- Валерий Штурбабин отметил, что в финале командного турнира украинские саблисты скорее дрались, чем фехтовали. По вашему мнению, юношенский задор и напор - единственное оружие, которым можно было взять многоопытную Италию? Или же сохрани вы ясность рассудка, все могло сложиться иначе?
- Италия сильная команда и очень эмоциональная. Ее пыл нужно было остудить, тогда бы соперники немного приутихли - и можно было бы их додавить. Но у нас это не получилось. Итальянцы с первого боя завладели инициативой - и было тяжело им что-то противопоставить.

- Скажите, существует ли внегласное соперничество между мальчиками и девочками в нашей сабельной сборной. И потешило ли ваше мужское самолюбие то, что по количеству наград вы на этом чемпионатеХарлан и Ко превзошли?
- Я бы не сказал, что у нас с девочками идет какая-то гонка за медалями. Они очень сильные и, уверен, еще многого добьются. Но, конечно, очень приятно, что и мы доказали, что на многое способны.

Андрей ЯГОДКА: «ПЛОХО ПОМНЮ, ЧТО МНЕ КРИЧАЛИ»

- Если бы вы были на месте тренера украинской сборной, вы бы поставили себя завершать встречу с командой Румынии?

- А почему нет? Мы выигрывали у румынов таким же составом в этом году на Кубке мира Италии, когда они уже были без своего первого номера Рареса Думитреску. А со вторым - Флорином Заломиром у меня неплохо получается фехтовать. В Падуе я тоже завершал встречу. Правда, там перед последним боем мы вели 40:39.

- А вы слышали, как во время поединка с румынами при счете 40:43 Гарник Давидян кричал вам: смелее, разве не видишь, что соперник тебя боится?
- Очень плохо помню, что мне кричали тогда. Я весь был в бою.

- 45-й удар, который вы нанесли в четвертьфинале чемпионата Европы в Лейпциге пока самый важный в вашей карьере? Или же были и более яркие с эмоциональной точки зрения победы?

- Если смотреть на результат украинской команды вобщем, то конечно, этот удар был самый значимый. Потому что таких наград, как серебро чемпионата Европы, у меня еще не было. Но с другой стороны, на юниорском уровне, были удары и поважнее, как, к примеру, четыре года назад в финале против французов на первенстве мира в Турции.

- Когда Ольга Харлан выходила на последний бой против титулованной Тан Ксю на Олимпиаде в Пекине, на табло светились похожие цифры 36:40. Можете вспомнить, верили ли вы в нашу победу в тот момент, и что испытали сами, оказавшись в подобной ситуации в Лейпциге?
- В победе нашей женской команды я не сомневался ни на секунду. Почему? Даже не знаю, как объяснить. А что касается меня, то - я особо не думал: выиграем мы или нет, просто фехтовал.

- Вы оказались единственным из украинцев, кому удалось выиграть свой бой в финале чемпионата Европы. Признайтесь, это несколько подсластило пилюлю от горького поражения?
- Нет, все равно очень неприятный осадок остался. Мы ничего не смогли противопоставить итальянцам, что толку от одного уверенного боя. Мне кажется, много факторов повлияло на это наше поражение, в частности то, что у итальянской команды намного больше опыта выступлений в финалах таких крупных турниров. Вообще, это задача тренеров анализировать.

- А ваша праздновать?
- Мы отдохнем немного, а потом будем готовиться к чемпионату мира.

Дмитрий ПУНДИК: «ЗА СЕСТРУ РАДОВАЛСЯ БОЛЬШЕ»


- Как отреагировали бы, если бы месяц назад кто-то сказал, что наша команда привезет серебро с чемпионата Европы в Лейпциге?

- Мы надеялись на это. Но шансов было не так много, чтобы это все так хорошо закончилось.

- Говорят, что успеха в спорте сложно достигнуть без везения. Можете проанализировать сетку и соперников, которых мы получали по ходу командного турнира, с точки зрения повезло - не повезло?
- Мы тщательно готовились ко встречи с испанцами, будем мы бороться за восьмерку с ними или с поляками решалось в последний момент. И я не могу сказать, что нам повезло. Поляки все-таки слабее, мы много раз с ними фехтовали и практически никогда не проигрывали. А вот статистика с испанцами у нас была похуже. Что касается соперника по полуфиналу, то венгры в рейтинге находились повыше, чем Россия. Но они на последних турнирах чуть-чуть сдали, а вот российская сборная наоборот прибавила с возвращением в строй Алексея Якименко. В принципе, я ожидал, что в четверку выйдет Россия, а не Венгрия.

- Украина в этом сезоне четыре раза встречалась с румынами. Основанием для того, чтобы включить вас в заявку в четвертьфинале, отправив на скамейку запасных Олега Штурбабина, было то, что вы хорошо фехтовали в Москве, Будапеште, Пловдиве и Падуе. Или же тренеры, что называется, угадали?
- Я участвовал в командных встречах с румынами только в Будапеште и Москве. В принципе, мне легче с ними фехтовать, чем Олегу Штурбабину. Так что тренерское решение было логичным. И я рассчитывал на то, что мне дадут возможность проявить себя с Румынией. Просто в конце что-то не пошло у Димы Бойко и вместо него на дорожку выпустили Олега. И он отыграл очень нужные команде пару очков.

- Судя по тому, что вы выиграли первый же свой бой против Флорина Заломира - 8:3 и вывели вперед сборную Украины 10:8, тренерское доверие вас отнюдь не заставило больше волноваться, а наоборотподсхлестнуло?
- Волнение на соревнованиях всегда присутствует. Но я не из тех, кто боится выходить на дорожку. Я был настроен на борьбу, и хотел поддержать команду.

- Те чувства, которые вы испытали, стоя на пьедестале почета в Лейпциге, можно сравнить с теми эмоциями, которые вызвала у вас победа сестры на Олимпиаде в Пекине?

- Что-то похожее, но сравнивать нельзя. За сестру я радовался больше. Во-первых, это была Олимпиада. Во-вторых, мы все-таки проиграли в финале.

- Как часто вам приходится отвечать на вопрос: не родственник ли вы олимпийской чемпионки Пекина Галины Пундик?

- В фехтовальных кругах сейчас уже все знают кем мы друг другу приходимся, а во всяких организациях и ведомствах продолжают задавать вопросы. Как-то спросили даже не муж ли я. (Смеется).

- Не ставите себе за цель, чтобы люди говорили, не брат Галины Пундик, а сестра Димы Пундика?

- Такой цели нет. Лучше, чтобы мы были наравне, думаю - так и будет!

Анна САВЧИК

СЭ в Украине

Александр Тишура Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Бокс | 21 ноября 2024, 01:44 5

Боксер-блогер – о бое с легендой