ПОПКОВ: «Все время выигрывать невозможно»

Текущий сезон удачно складывается для украинского велогонщика

Угнаться за новоиспеченным чемпионом Украины Виталием Попковым оказалось задачей не из простых. Едва успев победно вскинуть руки на финише групповой гонки в Севастополе, он погрузил свой велосипед в автобус команды ISD Continental Team и отправился на многодневку первой категории Course de Solidarnosc et des Champions Olympiques. В течение пяти дней он колесил по дорогам Польши. Преодолел в общей сложности более девятисот километров. «Поймать» Виталия Попкова корреспонденту «СЭ» помог его товарищ Максим Полищук. Напомним, что в 2007 году они вместе стояли на второй ступени пьедестала чемпионата мира по велотреку в Пальма-де-Майорка.

НИ ОТ ЧЕГО НЕ ЗАСТРАХОВАН. ДАЖЕ ОТ ДВУХ ПОБЕД

- Командной победы в польской многодневке было достаточно, чтобы руководство ISD Continental Team посчитало выступление успешным. Или стояли более высокие индивидуальные задачи?
- Задача стояла попасть в тройку в генеральной классификации «Солидарности». Но восьмое и девятое места, которые в итоге заняли Александр Шейдик и я, тоже достойный результат. Особенно с учетом того, что это была гонка категории 1.1. Получилась она довольно быстрой. Кроме того, проходила всего через два дня после чемпионата Украины. А он ведь тоже какие-то силы отнял, прибавьте к этому дорогу до Польши. В общем, будь у меня пару лишних дней отдыха, конечно, больше бы восстановился и лучше выступил. Но, что поделаешь, вид спорта у нас такой. Выбирать не приходится.

-Какой была бы ваша реакция, если бы, скажем, месяц назад кто-то сказал, что вы выиграете и разделку, и групповую гонку на чемпионате Украины? И как думаете, почему до вас этого никому не удавалось сделать?
- Я бы сказал: поживем - увидим. В нашем виде спорта ты ни от чего не застрахован, и от двух побед тоже. (Смеется). А почему раньше никому не удавалось? Думаю, просто одни гонщики настраивались только на разделку, и им победы в ней было достаточно. Другие делали ставку на групповую гонку. У меня же получилось выиграть оба старта, и очень надеюсь, что тренер это оценит.

-А вам важнее, чтобы это оценил тренер национальной сборной по велосипедному спорту на шоссе или на треке?

- Мне важно, чтобы это оценил мой личный тренер Николай Мырза.

-Победа в групповой гонке, где все соперники на виду и от старта до финиша идет контактная борьба, по эмоциям, наверное, все-таки ярче, чем выигрыш разделки?

- Групповая гонка сама по себе престижнее, чем разделка. Больше километров, проверка на выносливость. Надо думать, как распределить силы, чтобы тебя на всю дистанцию хватило, как ехать в гору, как на равнине.

- Какая тактика у вас была, и как вы выбирали момент для атаки Руслана Подгорного?

- Мы с ним еще километров за сорок до финиша оторвались от группы, и ехали вдвоем. А на последних пятистах метрах собрался с силами и предпринял финишный рывок.

- Почувствовали, что соперник подустал и не сможет ответить на вашу атаку?

-Я в принципе тоже не очень свежий был после двухсот-то километров. (Смеется). Наверное, просто настроился правильно.

- А силы радоваться остались после пяти часов езды по крымским серпантинам под палящим июньским солнцем?

- Конечно, но для меня главное даже не столько собственная радость, сколько то, чтобы тренер был доволен. Нам, спортсменам, очень важно, чтобы нас ценили. Все время ведь выигрывать невозможно.

ЗАЧЕМ РАСПРОСТРАНЯТЬ СЕКРЕТНУЮ ИНФОРМАЦИЮ?


- Если разделить вашу победу в заключительный день чемпионата на проценты: сколько достанется вам, а сколько вашим товарищам по ISD Continental Team?

- На то она и команда, чтобы помогать человеку, на которого возлагается главная ответственность. Каждый гонщик выполняет свой кусок работы: один трудится до пятидесятого километра, второй в середине дистанции, третий на финише. Есть спортсмены, которые догоняют группу, а есть и такие, которые организовывают отрывы. У нас в команде перед каждым стояла своя задача.

- Перед вами, значит, стояла задача победить?
- Скорее занять высокое место. Выиграть ведь хотят все, в тот день получилось у меня. Было четверо-пятеро человек, на которых возлагались основные надежды в ISD Continental Team. Уже по ходу гонки выяснилось, что я неплохо себя чувствую - и команда стала работать на меня. Благодаря этому и получился результат.

- А можете назвать имена этих четырех-пяти главных надежд ISD Continental Team на чемпионате Украины?

- Зачем? Это же будет опубликовано. А потом скажут, что я распространяю секретную информацию. Нам даже за день до гонки еще не говорили кто как будет ехать. Только перед стартом сообщили, у кого есть возможность проявить себя.

- Скажите, а чисто теоретически сегодня гонщик без грегари может выиграть групповую гонку?

- Думаю, да. Все зависит от гонщика, насколько хорошо он подготовлен, насколько профессионален, способен ли быстро реагировать на все перестановки в группе.

- До финиша групповой гонки доехали с десяток спортсменов из более чем восьмидесяти стартовавших. Насколько оправданным был, на ваш взгляд, выбор такого сложного маршрута для чемпионата Украины?

- Украина занимает одиннадцатое место в мировом рейтинге. Будь мы в десятке, получили бы категорию 1.1, а не 1.2, а это в два раза больше очков в рейтинг UCI. Но траса все равно должна быть соответствующая. А не доехали до финиша столько спортсменов, потому что было жарко. Одни, возможно, просто не настраивались добраться до финиша, другие могли выйти на старт, не восстановившись после предыдущих гонок. Нужно было преодолеть два приличных подъема протяженностью по два километра. И так нелегко, к тому же мешал сильный ветер.

ТОРТИК, ФРУКТЫ - И ВСЕ. РЕЖИМ...

-2010-й год едва пересек экватор, а ваш послужной список уже изобилует достижениями: лучший спринтер Grand Prix Pino Cerami в Бельгии, победитель «Гран-при Донецка», обладатель майки лидера генеральной классификации «Гран-при Адыгеи» в Майкопе, третье место в «генерале» на многодневке «Пять колец Москвы» и выигранный труднейший этап в Крылатском, триумф в польском Ченстохово, наконец, первое место на однодневке в Норвегии. Не могли бы вы расставить эти успехи по приоритетности, какое место в этом импровизированном рейтинге займут победы на чемпионате Украины?
-Благодаря им я получил майку чемпиона страны, в которой могу ездить весь следующий год. Так что не стоит недооценивать успехи на национальном первенстве. Особняком, конечно, стоит победа 9-го мая на этапе многодневки «Пять колец Москвы». Гонка проходила по очень непростой олимпийской трассе в Крылатском.

-А еще в этот день свой день рождения отмечал Николай Мырза. Победа была единственным подарком или преподнесли тренеру еще что-то?

- С победой в гонке, конечно, ничто не сравнится. Но мы этим не ограничились, от всей команды вручили ему блютуз.

- А где отпраздновали свой день рождения?

- 16 июня я был на сборах, как раз готовился к чемпионату Украины. Спортивный режим, так что было скромно: тортик, фрукты и все.

- Вы здорово выступаете и на дистанциях с подъемами, как в Севастополе, и на технически сложных трассах, как в Крылатском, и в тяжелейших погодных условиях, как в Ченстохове, даже примеряете майку лучшего спринтера, как на Гран-при в Бельгии. Так какова же все-таки ваша специализация?

- Везде понемножку. (Смеется).

- То есть вы метите в Лэнсы Армстронги?
- Нет! Просто стараюсь не упускать возможности отличиться, если уж получается. А получается или нет - во многом зависит от того, насколько хорошо подготовлен.

ЕСЛИ БЫ НЕ ВЗЯЛИ В КОПЕНГАГЕН, ЗАВЯЗАЛ БЫ С ТРЕКОМ

- Николай Мырза говорил, что вам пришлось преодолеть нелегкий путь после Олимпиады в Пекине. Сомневались насчет того, стоит ли продолжать заниматься велоспортом или вопрос так не стоял?

- Было обидно, что меня не включили в состав командной гонки. Да и в индивидуальной хотелось лучший результат показать. Это и в самом деле был не самый приятный момент в моей карьере. Просто хочется понимать, ради чего ты тренируешься. Если уж отдавать столько здоровья спорту, то чтоб это было не напрасно. Иными словами, чтобы стимул был.

- И какой же стимул сейчас движет Виталием Попковым?

- Подписать достойный контракт с хорошей профкомандой и дальше тренироваться.

- А вы считали после 14-го места в индивидуальном преследовании со скромным результатом - 4.30,321, что принесли бы украинской сборной больше пользы, чем кто-то из тех, кто стартовал 17-го августа 2008 года в Пекине - Дюдя, Щедов, Полатайко, Полищук?

- Я еще до старта индивидуального преследования понял, что мне командную гонку ехать не доверят. Все решал старший тренер, а у него, видимо, были свои планы насчет состава, и я в них не вписывался. А со старшим тренером не поспоришь. В любом случае, все это уже в прошлом. Ответ на вопрос: лучше бы я проехал, чем кто-то из ребят, или хуже, могла дать только сама гонка. А поскольку я в ней не участвовал, мы этого уже не узнаем. Голословным же быть не хочу.

- В Пекине в предварительных заездах украинский квартет ведь показал время 4.07,883, что всего на 0,708 секунды хуже, чем было у вас, Дюди, Кононенко и Матвеева в Афинах. Но если шесть лет назад это было шестое место, то два года назад - только девятое. Мы просто не сумели или по объективным причинам не смогли угнаться за теми же сборными Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Дании?

- Нет ничего невозможного, все зависит от тренера и от того, как он построит подготовку.

- В Копенгагене наша четверка снова вплотную приблизилась в командной гонке к результату, который принес ей серебро чемпионата мира Пальма-де-Майорки-2007. Что-то изменилось в подготовке?

- Я тренировался отдельно от сборной. Поэтому мне сложно сказать, как готовились ребята к Копенгагену. Один человек мог нормально перенести нагрузку, которую давал тренер, другому этого могло оказаться много. Время, согласен, в итоге получилось достойное. Правда, к сожалению, до финалов нам все равно немножко не хватило.

- На чемпионате страны по треку вы уступили право называться первым номером сборной в индивидуальной гонке преследования Виталию Щедову. Вас подстегивало или наоборот сковывало сознание того, что этап Кубка мира в Кали - чуть ли не единственный ваш шанс заслужить в глазах тренерского штаба путевку на чемпионат мира в Копенгаген?
- Шанс действительно был один-единственный и я им на все сто процентов воспользовался. Я занял такое место и показал такое время, что тренеру сборной ничего другого не оставалось, как взять меня на чемпионат мира. Если бы я стал, скажем, пятым, то, думаю, не поехал бы в Данию. И тогда бы уже точно завязал с треком. Просто не видел бы смысла в продолжении трековой карьеры.

-А у вас не возникло желания завязать с треком после того, как индивидуальную гонку преследования исключили из программы Олимпийских игр в Лондоне-2012?

- Мировых первенств пока еще никто не отменял, это раз. А во-вторых, от того, что это теперь не олимпийский вид, выходить на старт в майке чемпиона мира менее приятно не стало.

ЕЩЕ ВОПРОС, У КОГО МОТИВАЦИЯ СИЛЬНЕЕ - У АРМСТРОНГА ИЛИ КОНТАДОРА

- Вы проводите один из лучших, если не лучший сезон в карьере. Такое обилие успехов и на треке, и на шоссе - результат того, что вы изменили что-то в тренировочном процессе или же в себе самом?
-У меня появилась конкретная цель, я со своей стороны делаю максимум, чтобы ее достичь. И дело не только в том, чтобы попасть в профкоманду. Есть и другие вещи в жизни, которые меня интересуют. Правда, не от меня одного все зависит. Если не получится, тогда уж и не знаю, кому верить.

- Если на кону будет стоять олимпийская медаль на треке и на шоссе, что выберете?

- Шоссе, конечно. Во-первых, оно больше котируется в мире велоспорта, во-вторых, шире открывает двери в профкоманду.

- Бредли Уиггинс, по-моему, не жалуется. Выиграв три золотые, одну серебряную и одну бронзовую олимпийские награды на треке, он сейчас защищает цвета далеко не последней профкоманды Sky? Вы, к слову, следите за тем, как развиваются события на «Тур де Франс»?
- Евроспорта у меня нет, а выпуски новостей информацией о велогонках не балуют.

- Перед началом «Большой петли» букмекеры выше всего оценивали шансы на победу лидера «Астаны» Альберто Контадора, дальше шли Энди Шлек из Saxo Bank и Лэнс Армстронг из Radioshack. А каков ваш прогноз?
- Я бы отдал предпочтение Армстронгу. (Беседа состоялась в минувший уик-энд. - Прим. А.С.) Не думаю, что он просто так ради участия приехал на тур. Уверен, американец настроен на первое место в генерале. Все время появляются какие-то молодые перспективные, жадные на победы гонщики, как Контадор. Но еще вопрос: у кого мотивация сильнее - у них или у тех, кто выступает на закате карьеры. Спорт ведь не вечен: рано или поздно всем нам придется уйти.

- Проехаться в качестве участника «Тур де Франс» по Елисейским полям - мечта каждого велогонщика или у вас иные приоритеты?
- «Тур де Франс», конечно, самая престижная гонка. Даже, чтобы просто доехать ее до конца, нужно быть настоящим мужчиной.

- Какие старты ожидают вас в ближайшее время?

- Честно признаться, я даже не знаю. Мы же, спортсмены, как рабы, нам что сказали, то мы и делаем. Наша задача - крутить колеса, а где - решает тренер.

- Николай Мирчанович не производит впечатление человека, который относится к своим спортсменам, как к рабам?

- Не относится, конечно. Он дает нам задания, а если мы их не выполняем, значит, его не уважаем. Подход у нас к работе такой.

- А по каким признакам определяете, что у тренера плохое настроение или такового просто не бывает у Николая Мырзы?

- Бывает, когда мы гонку плохо проедем.


Анна САВЧИК, газета «СЭ в Украине»

Александр Тишура Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 22 декабря 2024, 22:15 3

Лассина Траоре заинтересовал клуб из Бразилии