Нашумевшие истории. ЧМ-2006: Зидан против Матерацци
Скрупулезный разбор бомбоподобного скандала, произошедшего в финальном матче Чемпионата мира-2006
- 07 июня 2010, 21:34
- |
- 10785
- 9
История «Зидан против Матерацци» имела невероятный резонанс, нашла отражение во впечатляющем количестве сфер жизнедеятельности, имела далеко не однозначный сюжет, расколола зевак на две стороны, противопоставила спортивному профессионализму человеческую мораль и, соответственно, хорошенько осела в памяти современного футбольного болельщика.
Поэтому расходовать чернила на «покрупиночное» восстановление хронологии событий финала чемпионата мира-2006, проходившего в Берлине и столкнувшего итальянские и французские лбы, не выглядит целесообразным. Сделаем это в любимом школьниками режиме краткого пересказа. Неожиданно пробившиеся в финал «трехцветные» сражались с итальянцами, добравшимися до решающего матча не без помощи череды удач. Счет во встрече был открыт после пижонски надменного исполнения Зиданом пенальти, назначенного за фол Матерацци против Малуда, однако сам же Марко после классического розыгрыша углового положение выровнял. Дело добралось до дополнительного времени, где на 110-й минуте Зидан, проводивший свой последний в карьере матч, среагировал на оскорбления Матерацци и знаменитой лысиной поставил печать на груди татуированного провокатора, послав того в нокдаун. Последовали красная карточка и выпровождение Зидана из большого футбола. Имевшая до этого некоторое преимущество Франция в меньшинстве дотянула до серии пенальти, где Трезеге совершил роковое попадание в планку ворот, принесшее Италии мировое золото…
…Золото с темным налетом. На следующее утро, 10 июля, Апениннский полуостров даже не подходил к состоянию опохмела, продолжая отмечать победу, тогда как для всего остального мира фанфары от итальянского триумфа заглушались вопросом: «Что же сказал Матерацци Зидану?»
ПОВТОР НА ТАБЛО И НЕСОСТОЯВШАЯСЯ ПЕРЕИГРОВКА
Давайте рассмотрим историю с самой увлекательной ее стороны - углубимся в последствия. И начнем с судейства.
Обслуживал финал мирового чемпионата Орасио Элисондо - и именно ему, как оказалось, была доверена сомнительная честь красной карточкой выпроводить из футбола одну из его легенд. Кстати, матерый аргентинский рефери позже признался - он, мол, и в голове не держал тот факт, что для Зидана финал являлся прощальным матчем. Впрочем, куда более веским является другое откровение Элисондо: «Я уже направлялся в сторону половины поля французов, как вдруг увидел лежащего на земле Матерацци, - заявил аргентинец, признавший, что момента удара Зидана не видел. - О случившемся мне доложил мой помощник Дарио Гарсия, которому, в свою очередь, сообщил об эпизоде запасной арбитр Луис Медина Кантальехо».
Элисондо не видел стычки, не слышал разговора, однако взял на себя роль палача. Признания седовласого рефери, а также глубочайшее разочарование французов сподвигли их на резкие маневры. Для начала на аргентинца нахлынули волны критики, негодования и обвинений в том, что он якобы воспользовался видеоповтором, который крутился на табло берлинского стадиона, пока не улеглась пыль вокруг сраженного наповал Матерацци. Заявление Элисондо о том, что он полностью доверился Кантальехо, немного скорректировали версию обвинения - значит, повтором воспользовался Кантальехо.
Дальше - больше. Некий парижский адвокат Меана Муу сообщил, что собирается оспорить правомерность зидановского изгнания, а также добиться переигровки финала. В качестве аргумента Муу называл незаконность использования Кантальехо видеоповтора, который официально находится под табу в футбольном арбитраже. ФИФА отреагировала в своей привычно безапелляционной манере: Кантальехо видел корриду Зидана собственными глазами - и баста!
В итоге до судебного зала прения не дошли, хитрый столичный юрист получил изрядную долю пиара, а Элисондо был признан лучшим арбитром мира в 2006 году согласно версии Международной федерации футбольной истории и статистики. При этом на немецком ЧМ аргентинский судья был вовлечен и в другой скандал: он удалил в четвертьфинале Португалия - Англия Руни, поддавшись на мольбы Роналду, который нагло требовал красную карточку для своего партнера по «МЮ». Кстати, спустя пару месяцев после мундиаля Элисондо завершил карьеру, хотя свистеть мог еще добрых 6 лет.
ПРЕЗРЕНИЕ И ПРОЩЕНИЕ
Свое мнение по поводу поступка Зидана в те дни выражали все кому не лень - от простых прохожих, среди которых проводились опросы в разных странах мира, до мэра Москвы Лужкова (градоначальчик, к слову, был на стороне француза, смертельно оскорбленного, по мнению Юрия Михайловича, итальянским провокатором). Однако наиболее увлекательной для ознакомления была реакция официальных лиц, имеющих непосредственное отношение к произошедшему.
«Он совершил ошибку и осознает это, - критиковал Зидана его партнер по «трехцветному» строю Тюрам. - Я не думаю, что удаление повлияло на результат матча, но Зидан знает, что его «развели». ОДнако, немного поостыв, Лилиан добавил: «Тем не менее, такие футболисты, как Матерацци - болезнь футбола. Их не должно быть, они создают игре негативный имидж».
«Давайте говорить прямо - удару Зидана нет оправдания, - цитирует Лента.ru Марадону, без мнения которого ну просто никуда. - Футбол - такая игра, в которой стоит быть готовым ко всему и в первую очередь к провокации со стороны соперника. Наверняка Матерацци сказал Зидану что-то оскорбительное, но француз должен был сдержаться. Этим поступком он подвел свою команду, которая в итоге проиграла финал по пенальти. Разве о таком завершении карьеры он мечтал?».
Другой острослов, на тот момент тренер «Зенита» Адвокат в выражениях не стеснялся: «Я не знаю, что именно говорил Зидану защитник итальянцев, но если бы Матерацци сказал что-то плохое о моем отце или моей матери, я бы тоже ему врезал».
Занимательной была и реакция тренера французов Доменека, гораздого на скандальные эскапады. От первоначальных «Конечно, удаление Зидана стало ключевым моментом» и «Я должен был заменить Зидана, обеспечив ему красивое окончание карьеры», наставник вице-чемпионов мира перешел к более нейтральному «Я никогда не говорил, что злюсь на Зинедина» и завершил все слегка шокирующим «Лучший игрок финала - Матерацци. Он вывел соперника из себя и принес команде победу».
Так или иначе, Раймон и французский народ были всегда по разные стороны идеологических баррикад, поэтому страна была почти что полностью на стороне Зизу. Согласно традиционному опросу издания Journal du Dimanche, самым популярным человеком во Франции по итогам 2006 года стал как раз таки Зидан, набравший 48 процентов голосов. И не стоит забывать о словах главы страны Жака Ширака, который по приезду команды из Германии назвал свою сборную в общем и Зинедина в частности гордостью Франции.
НАГРАДА И НАКАЗАНИЕ
Но после слов пошли и дела. Одно из таких дел было провернуто еще в перерыве финального матча Кубка мира. Среди журналистов, аккредитованных на чемпионат мира, проводился традиционный опрос на предмет определения лучшего игрока первенства. Дабы не отвлекаться на заполнение бланка после финального свистка, когда каждая рабочая секунда будет на вес золота, все мастера пера, камеры, микрофона и клавиатуры проголосовали до начала второго тайма итало-французской битвы. В итоге общий журналистский разум, еще не помутненный зидановским проступком, но уже впечатленный его фееричным футболом в плей-офф, большинством голосов даровал «Золотой мяч» французу, который набрал 2012 голосов (Каннаваро - 1977, Пирло - 715).
И спустя некоторое время после финала, когда итальянцы получили золотой кубок, Зидан - «Золотой мяч» (на фото), а футбольный мир - огромных масштабов скандал, разгневанный президент ФИФА Блаттер принялся угрожать Зинедину. «Решать, кому достанется «Золотой мяч», не в компетенции ФИФА, но мы не можем оставить без внимания поведение футболиста, которое противоречит спортивной этике». Иными словами, Блаттер намекал на то, что награда может перейти к другому герою - и решит это ФИФА, намеревавшаяся провести расследование инцидента.
И ФИФА действительно сыграла в Малдера и Скалли, по очереди вызвав участников знаменитой стычки на допрос (хотя изначально планировалось, что удастся побеседовать с ними в один день). В итоге оба были выслушаны - и обоим пришлось понести наказание. Зидан был штрафован на 7,5 тыс. швейцарских франков и дисквалифицирован на 3 игры. Но так как к этому моменту Зизу завершил карьеру, алжирскому французу была предложена «альтернативная служба» - и он согласился на три дня «социалки» в виде занятий с детьми. Что касается Матерацци, то итальянский баловень судьбы за свою провокацию схлопотал менее жгучие санкции: 5 тысяч франков штрафа и 2 матча дисквалификации. Другое дело, что одна из игр, которых лишился Марко, волею календаря была поединком… Франции и Италии!
«В конце концов, головой ударили меня - и меня же дисквалифицировали! Разумеется, Матерацци ценят меньше Зидана, - негодовал перед отборочным матчем к Евро-2008 защитник «Интера». - Ради того, чтобы сыграть в среду с французами, я готов работать с детьми хоть три месяца или даже три года!». К слову, без грязного, но жесткого и работоспособного защитника оборона итальянцев тот матч провалила - 1:3.
Ну а что касается «Золотого мяча» - приза, который наверняка пылится в самом далеком уголку трофейного шкафа Зидана - то отбирать его у гения никто не стал. При этом среди людей, поддерживавших француза, был… Матерацци. «Несправедливо лишать Зидана награды. Ведь на чемпионате мира в Германии он был лучшим, - заметил Марко, после чего раскрыл одну тайну. - Я всегда восхищался этим футболистом. В моей коллекции есть даже одна из его маек. Когда я играл в «Перудже», а он - в «Ювентусе», мы обменялись футболками».
ПЕСНИ, ШУТКИ, ШМОТКИ, РЕКЛАМЫ, КНИГИ И ДЕНЬГИ
И пока выяснялись отношения между Зиданом и Матерацци, между ними обоими и ФИФА, а также между двумя великими державами, наиболее прозорливые, смекалистые и юморные зарабатывали на эпическом ударе Зидана.
Уже через полчаса после победного 11-метрового Гроссо три французских болельщика написали песню под названием «Headbutt» («Удар головой»). Композиция была посвящена атаке Зидана на итальянскую грудину, а также злосчастному промаху Трезеге в серии пенальти. И надо же такому случиться - песня моментально приобрела невероятный успех! В определенный момент она стала наиболее востребованной во Франции, после чего была распространена в десятках других стран.
Пользовались взрывной волной и итальянцы. Так, знаменитый дизайнер Алессандро Феррари выпустил новую линию одежды, посвященную конфликту Зидан - Матерацци. На майках (на фото слева), рубашках и прочих шмотках красовался знаменитый момент столкновения головы и груди. Сам модельер на словах обыграл ситуацию эффектно - мол, эта одежда пропагандирует борьбу против любого проявления насилия.
Не остались в стороне и умельцы из Сети. По интернету были распространены шутливые видеоролики, где момент удара Зидана был интерпретирован во множестве других ситуаций. То Зинедин представал героем видеоигр (в частности, Mortal Kombat), атакующим соперника, то вырезанная фигура итальянского великана (рост 193 см) падает после столкновения со столбом, машиной, каблуком... Вариантов просто забавных, действительно смешных и откровенно неудачных было навалом - «интернет-бойцы» отрывались по полной программе. Ими также была создана онлайн-игра, в которой посетителю необходимо своим Зиданом послать в нокаут как можно больше вражеских Матерацци.
Не забыл «наварить» купюр на футбольном событии года и один из его участников. Для начала Матерацци также подался в видеокоммерцию. Марко стал героем короткой рекламы Nike с юмористическим подтекстом: по ходу тренировки итальянца его знаменитое солнечное сплетение, пострадавшее от зидановского черепа, поочередно принимает на себя удар футбольного мяча, шара для боулинга, отражает атаки защитника из американского футбола, двух спецназовцев, а также джипа-внедорожника, после чего ловко уворачивается от шар-молота подъемного крана.
Но на одной рекламе Матерацци решил не останавливаться. Марко окунулся в литературу - и на поверхность выплыла книга под названием «Что я на самом деле сказал Зидану». На 100 страницах издания приведено 249 вариантов фразы, которой мог быть увенчан диалог Марко и Зинедина, приведший к конфузу. Какие-то из фраз вынуждают улыбнуться, какие-то - сморщить нос, однако книга была переведена на русский язык (ее без проблем можно приобрести и сейчас), поэтому каждый из вас может составить свою рецензию. Остается добавить, что вырученные от продажи книги деньги отец троих детей Матерацци (да и вообще - доброжелательный сосед в обыденной жизни) решил направить в счет ЮНИСЕФ.
ТАК ЧТО ЖЕ СКАЗАЛ МАТЕРАЦЦИ?!
Наконец, о главном… Наберитесь сил для последней главы истории. Так как она приблизит к ответу на главный вопрос.
По окончании скандального поединка большие и малые СМИ выдвигали множество версий того, что в действительности произнес Матерацци. Некоторые горе-специалисты даже взялись прочитать фразу по движениям губ Марко. В итоге кто-то остановился на «Хорошо бы ты и твоя семья умерли страшной смертью», кто-то предположил, что итальянец обозвал то ли мать, то ли сестру Зидана, цитирую, «шлюхой и террористкой». Услышав такие версии, взбунтовалась сама мать Зинедина. Малика Зидан (на фото слева от Зинедина; справа - отец Зинедина) дала резкое интервью, в котором встала на сторону сына, цитирую, «защищавшего честь семьи», выразила свое презрение к Матерацци, а также потребовала отрезать у Марко его, так сказать, тестикулы и принести их ей на тарелке.
Впрочем, Малика эмоционировала на основе неподтвержденной информации, тогда как серьезное значение могло придаваться лишь версиям первоисточников. Поэтому 12 июля 2006 года пол-Франции уселось перед телевизором, включив Canal+. Зидан обещал раскрыть секрет в прямом эфире, но в силу своего воспитания, позволяющего оставаться вне поля спокойным и уравновешенным человеком, поделился не всеми подробностями.
«Он схватил меня за майку, и я попросил его прекратить делать это, объяснив, что после окончания матча и так могу ему отдать ее, - рассказывает Зизу. - После этого Матерацци несколько раз произнес оскорбления в адрес моих матери и сестры. Я пробовал не реагировать, но слова порой могут быть более обидными, чем поступки. Его слова глубоко оскорбили меня, и я не сдержался, все произошло очень быстро. Однако я не собираюсь извиняться перед Матерацци за то, что ударил его. Если я извинюсь, получается, он имел причину для того, чтобы нанести оскорбление мне и моим родным?»
Казалось бы, тайное стало явным, однако навязчивая идея получила широкое распространение - «пипл» желал дословного пересказа диалога - от междометия до интонации. И перед тем самым матчем ОЧЕ-2008 Матерацци выдвинул свою последнюю версию: «В ответ на предложение отдать футболку после игры я сказал ему: "Я бы предпочел такую шлюху, как твоя сестра"». При этом защитник «Скуадры» и «нерадзурри» добавил, что… просто ответил провокацией на провокацию.
В общем, варианты исполнителей двух главных ролей киносериала разнились, не обещая придти к истине, так что в дальнейшем история имела лишь одну интригу - помирятся ли Зидан и Матерацци? Паинька Марко несметное количество раз предлагал Зинедину совершить акт примирения, затем обвинял француза, после - отчего-то прощал его и извинялся сам, а потом - вновь звал жать руки и обмениваться майками. К вопросу улаживания конфликта подключилась даже ФИФА, одному из членов которой пришла в голову идея встречи двух знаменитостей на южноафриканском острове под названием (не смейтесь) Роббен, где целых 27 лет томился в заключении сам Нельсон Мандела. Не прокатило, естественно.
Далее у истории было неоднозначное продолжение. Злой гений Матерацци успел отхватить еще немного дензнаков: Марко отсудил определенную сумму у The Daily Star, которая вложила в уста итальянца чересчур оскорбительные слова про «террористку», чего интерист уж точно не произносил. А оскверненный французский принц предпочитал держать язык за зубами. Лишь изредка доходили слухи от друзей Зинедина о том, что великий хавбек искренне сожалеет о том, что подвел команду. Однако оправдываться перед своим обидчиком Зизу даже не думал: «Я скорее умру, чем извинюсь перед Матерацци».
Гордец или Мужчина?..
Дмитрий ШНЯКИН, Eurosport