В Германию - через концлагерь

Сборная СССР с Олегом Блохиным не попала на ЧМ-1974 из-за политического скандала

В послужном списке выдающегося украинского футболиста Олега Блохина имеется немало призов и трофеев - как индивидуальных, так и командных, как на национальном уровне, так и на международном. Однако коллекция бомбардира киевского «Динамо» и сборной Советского Союза могла пополниться еще одним, весьма значимым титулом, если бы в летопись команды СССР и в судьбу игрока не вмешалась политика. 36 лет назад попасть на мундиаль в Западной Германии и оккупировать одно из мест на пьедестале Блохину и К0 помешал грандиозный скандал, один из самых резонансных в истории чемпионатов мира.

ДОПРОСЫ В РАЗДЕВАЛКАХ

А ведь основания для серьезного успеха были, и немалые. Даже несмотря на то, что советская команда переживала непростой период обновления состава. Четвертьфиналист ЧМ-1970, вице-чемпион Европы-1972 и бронзовый призер Олимпиады-1972, сборная СССР на полях ФРГ она вполне могла стать одним из фаворитов. В отборочной группе она финишировала первой, обойдя крепкие команды Франции и Ирландии, к тому же в коллективе присутствовал лидер, чья звезда зажглась в начале 70-х, - Олег Блохин. Лучший бомбардир и футболист чемпионатов СССР, он уже наводил шорох и в Европе, что через несколько месяцев засвидетельствовали триумфальный поход «Динамо» в Кубке кубков, феерические матчи в Суперкубке УЕФА с «Баварией» и добытый Блохиным «Золотой мяч». Да, спустя годы разменявший четвертый десяток Олег попробовал свои силы на планетарных форумах - в Испании и Мексике, но это была уже совсем другая история...

А дело было в следующем. 11 сентября 1973 года в Сантьяго вооруженные силы Чили, возглавляемые генералом Аугусто Пиночетом, реализовывая план главнокомандующего по отстранению от власти Сальвадора Альенде, столкнулись с военными формированиями, подчиняющимися непосредственно главе правительства. Сам Альенде застрелился из оружия, подаренного ему Фиделем Кастро, спустя шесть часов после начала боев, проходивших под стенами президентского дворца «Ла Монеда».

В первые же минуты государственного переворота на футбольном стадионе столицы - «Насьонале» - был организован концентрационный лагерь, куда солдаты сгоняли всех арестованных, а затем, как рассказывают очевидцы, фильтровали. Наиболее опасных сажали под трибунами, в административных помещениях проводили допросы и пытки, а тех, кто внушал меньше всего подозрений, размещали на трибунах. Понятно, что само спортивное сооружение было оцеплено войсками и бронетехникой. Оказался на стадионе в числе пленных также известный чилийский певец и композитор Виктор Хара, вскоре погибший (Кстати, нынче арена в Сантьяго носит его имя). Именно на «Насьонале» через 71 день после начала упомянутых событий и должен был пройти ответный матч межконтинентального плей-офф Чили - СССР.

...Не поделив количество финальных лицензий между конфедерациями, руководители УЕФА и КОМНЕБОЛ согласились на стыковые поединки победителей девятой европейской и третьей южноамериканской групп (так решил жребий), что в итоге вылилось в противостояние двух политических систем и обсуждаемый мировым coo6ществом инцидент, который сам футбол отодвинул на второй план.

ТО ЛИ ФАРС, ТО ЛИ ЦИРК

Первая игра соперников в Москве получилась шаблонной и малоинтересной. Хозяева непрерывно вели наступательные операции, создав несколько опасных моментов (в одном из них Блохин попал в штангу), гости в свою очередь оборонялись чуть ли не всей командой, считанные разы перейдя центр поля. А в одном из эпизодов защитник Фигероа грубейшим образом снес Блохина, и последний чудом избежал травмы. «Этот парень был дьявольски быстр и очень хорошо обращался с мячом. Фамилия его Блохин, я запомнил ее на всю жизнь, - вспоминал чилийский защитник - Он бегал больше слева, и за него отвечал наш правый бек Мачука. Раз за разом он проигрывал Блохину, мне приходилось постоянно его страховать. В одном из моментов я вынес с поля и мяч, и Блохина и сам улетел вместе с ним. Причем, падая, еще и попал ему ногой в лицо - то ли в щеку, то ли в нос...»

В итоге на Центральном стадионе имени Ленина была зафиксирована нулевая ничья, и разборки должны были продолжиться через два месяца за океаном. А в результате состоялся настоящий, не имеющий аналогов, фарс. Кадры кинохроники запечатлели, как 21 ноября на поле вышли все футболисты южноамериканской сборной, затем трое из них, поддерживаемые 15-ю тысячами вставших со своих мест зрителей, перепасовываясь, прошли от центра в штрафную условного соперника, и Франсиско Вальдес влетел вместе с мячом в сетку. А когда арбитр зафиксировал взятие ворот, начали поздравлять друг друга. Даже не фарс, а цирк...

Советская сторона после первого поединка направила в ФИФА документ, где резко заявила о своем нежелании играть на «обагренном кровью стадионе» (историки, кстати, утверждают, что узников не расстреливали на территории «Насьоналя», а вывозили к подножию Анд). И вопрос о необходимости переноса встречи на нейтральное поле (председатель Федерации футбола СССР Валентин Гранаткин в своем официальном письме предлагал варианты с Перу или Аргентиной) рассматривался 12 октября на заседании оргкомитета чемпионата мира в Гельзенкирхене. Было решено отправить в Сантьяго двух делегатов - генерального секретаря немца Кайзера и бразильца Алмейду, дабы удостовериться в правомерности претензий СССР.

В то же время представители ФИФА заявили, что комиссия будет исходить из ситуации «как если бы матч игрался на следующий день». В том смысле, что если на арене в момент проверки инспекторов будет хотя бы один заключенный, поединок безо всяких разговоров будет перенесен в третью страну.

ЦК ИСПУГАЛСЯ ПОРАЖЕНИЯ?

Советская пресса возмущалась, что даже в тот день, когда комиссия ФИФА прибыла в чилийскую столицу, стадион по-прежнему оставался концлагерем, а Пиночет, мол, лично дал гостям гарантии того, что в нужное время арена будет освобождена, и матч пройдет в нормальных условиях. Но президент международной федерации футбола Стэнли Роуз, пообщавшись с вернувшимися из-за океана коллегами, признал доводы чилийцев обоснованными, чем вызвал бурю негодования у Советского Союэа, а также у федераций других государств. Руководители ФИФА объяснили свою позицию тем, что Советам нужно было, мол, протестовать сразу же, ведь переворот в Чили имел место еще за две недели до первого матча. Так что - отправляйтесь в пункт назначения, местные власти предоставят визы и гарантируют безопасность...

Последнюю попытку побороться с ФИФА Союз предпринял накануне жеребьевки финального турнира в январе 1974 года, но оргкомитет 13-ю голосами против пяти (СССР, Югославия, ГДР, Венгрия и Египет) утвердил Чили в качестве участника ЧМ-1974.

Спустя много лет была озвучена еще одна версия отказа сборной СССР лететь в Сантьяго. По мнению ее футболистов, руководство ЦК КПСС и Спорткомитета после домашней нулевой ничьей просто-напросто побоялось проиграть чилийцам, а значит - противоборствующему режиму. Тренер команды Евгений Горянский, понятное дело, не мог гарантировать чиновникам победу, а те, в свою очередь, не хотели рисковать. Тем более в такой накаленной обстановке.

В итоге советская сборная впервые за свою историю выступлений на чемпионатах мира не попала в финальную часть...

газета «Команда»

Источник Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Теннис | 17 мая 2024, 09:20 6

Сербский теннисист ответил на интересующий болельщиков вопрос

Комментарии