Оно нам НАДО?

Как затеять российско-украинский футбольный чемпионат и чем он может обернуться

В последнее время в наших футбольных кулуарах полюбили обсуждать идею проведения совместного чемпионата России и Украины. Сторонников проекта немало. Например, президент «Шахтера» Ринат Ахметов, который недавно заявил, что с удовольствием занялся бы решением вопроса. Или его московский коллега из ЦСКА Евгений Гинер, призвавший подписать специальное коммюнике и пробивать идею на уровне УЕФА. А поскольку Ахметов и Гинер - не из тех, кто будет просто так сотрясать воздух, значит, футбольное объединение - не просто красивая идея. Зерно брошено, это однозначно. Вопрос: что произрастет и насколько это выгодно украинскому футболу? Психологи в подобных случаях (когда нужно принять важное решение) советуют взять чистый лист бумаги, разделить его пополам и написать главные «за» и «против». Что мы и сделали.

ЗА
Мы получим суперинтригу. В украинском первенстве из года в год на золотые медали претендуют две команды - «Динамо» и «Шахтер». Третьего, как говорится, не дано. В России ситуация с претендентами гораздо веселей. Достаточно посмотреть на список их чемпионов в XXI веке: «Спартак» М (2000, 2001), «Локомотив» (2002, 2004), ЦСКА (2003, 2005, 2006), «Зенит» (2007) и «Рубин» (2008, 2009). Если объединить эти компании, получится такое количество реальных претендентов на титул, какого нет ни в одном национальном первенстве. А ведь есть еще московское «Динамо» с бюджетом, не уступающим чемпионским, плюс харьковский «Металлист», «Днепр» и «Карпаты», у которых финансовые возможности поскромней, но с традициями тоже все в порядке.

Народ потянется на трибуны. Средняя посещаемость матчей украинской премьер-лиги не дотягивает до отметки 10 тыс зрителей, в России - порядка 13 тыс, причем у наших соседей в последние годы наметилась тенденция к снижению этого показателя. Нет сомнений, что поединки объединенного первенства решат проблему, и украинские стадионы будут заполняться почти под завязку. Но это только украинские. В России же вряд ли приезд, скажем, «Днепра» или «Металлиста» в гости к тому же «Локомотиву» вызовет сверхажиотаж.

Клубы станут больше зарабатывать. Практически все коллективы России и Украины - предприятия убыточные, существующие за счет дотаций и финансовых вливаний своих хозяев. Конечно, кое-что команды зарабатывают, но не покрывают и половины расходов. Как показательный пример - данные по 2008 году, опубликованные журналом «Финанс». Если верить источнику, самым богатым клубом России являлся «Зенит», бюджет которого составил $100 млн, но лишь 20% этой суммы покрыл собственно заработок клуба, остальные 80% вложили структуры ОАО «Газпром». Так вот: рост интереса к чемпионату, несомненно, привлечет рекламу, увеличит продажи клубной атрибутики, а главное - возрастут поступления от контрактов с телевидением. Конечно, суммы, которые имеют от продажи трансляций английская премьер-лига или итальянская серия А (1,179 млрд и 911 млн евро соответственно), для объединенного первенства останутся заоблачными, но в европейскую топ-десятку по этому показателю турнир наверняка войдет. Кстати, сейчас российская премьер-лига имеет в год чуть больше 17 млн евро теледенег, уступая по этому показателю даже Польше (33,8 млн) и Румынии (28,3 млн). Сколько приносят контракты с телевидением нашим клубам, разобраться сложно. Известно, например, что «Динамо» и «Металлист», вошедшие вместе с «Днепром», «Арсеналом» и «Кривбассом» в пул на трансляции матчей с их участием на своем поле, за передачу прав на телекартинку должны получить от телеканала «ТЕТ» по $1 млн. Премьер-лига, в свою очередь, торгуясь с клубами, оперировала в 5 раз меньшими суммами.

Уровень игроков возрастет. Объединенный чемпионат практически исключит так называемые проходные матчи. Тут уж футболисты вынуждены будут в каждый игровой уик-энд выкладываться на все сто процентов, а, постоянно находясь в тонусе, они станут более конкурентоспособными на евроарене. Несомненный плюс и для национальной сборной.

Станет меньше судейских скандалов. Недовольные действиями арбитров будут всегда. Без этого никак. Хватает их и в российском первенстве. Свежий пример - выпад наставника «Спартака» Валерия Карпина, который после поражения от «Алании» (2:5) назвал арбитра Владимира Петтая клоуном (тот не назначил явный пенальти в ворота владикавказцев при счете 2:2). Но тут суть в другом - когда в турнире будет выступать столько авторитетных клубов, за каждым из которых стоит влиятельная сила и капитал, вряд ли в ошибках арбитров можно будет проследить тенденции, которые наблюдались у нас в последнее время.

ПРОТИВ
Удар по остальным командам. Проект выгоден нашим ведущим клубам. Но украинский футбол - это не только «Динамо», «Шахтер» и те, кто рядом с ними. Вопрос: что ждет ряд наших довольно крепких во всех отношениях команд, которые в случае объединения останутся за бортом новой лиги и перестанут регулярно играть против сильнейших коллективов страны? Понятное дело, им предложат выступать в каком-нибудь вновь сформированном дивизионе, откуда теоретически даже можно будет пробиться в элитную компанию. Но вряд ли это вызовет восторг у тех, кого отсеют. А Олег Блохин, например, вообще считает, что такие команды «начнут медленно умирать, а мы должны развивать наш внутренний футбол». Кстати, аналогичное мнение бытует и в России. Вот, к примеру, рассуждения главы РФПЛ Сергея Прядкина: «Создавая объединенный чемпионат и не включая в него некоторые наши клубы премьер-лиги, мы помешаем росту футбола в ряде регионов. К тому же где гарантия, что уровень этой новой лиги действительно будет выше, чем он есть сейчас в российском первенстве».

Слишком много оргпроблем. В данном случае их решать не перерешать. Какая структура будет проводить турнир? По какому принципу формировать состав участников? По какой формуле играть: весна-осень, как в России, или осень-весна, как у нас? Сколько участникам турнира достанется путевок в еврокубки? Как распределять эти путевки (представьте, допустим, ситуацию, что первые три-четыре места по итогам совместного первенства занимают команды одной страны)? Где брать арбитров для обслуживания матчей между клубами из России и Украины? В какой валюте производить расчеты? Как платить налоги? Как быть, если на протяжении нескольких сезонов подряд из единой лиги будут выбывать команды одной страны и в итоге соотношение украинских и российских клубов из условных «шесть на шесть» (так, кстати, было в последнем чемпионате СССР) превратится в «девять к трем»? Список вопросов можно продолжать еще очень долго.

Европе прецедент не нужен. Допустим, руководители российских и украинских клубов все же придут к единому знаменателю, согласовав все организационные и юридические нюансы. Тогда-то и возникает главный вопрос: насколько вообще реально получить «добро» на такой совместный проект от высших футбольных инстанций? Ведь, проводя единое первенство, мы хотим сохранить членство в ФИФА и УЕФА, играть в чемпионатах мира и Европы отдельными сборными. Не так ли?.. И еще: а вдруг вслед за нами захотят объединить чемпионаты Чехия со Словакией (уже вроде бы хотят), Швеция с Норвегией, Швейцария с Австрией, Бельгия с Голландией… Это ж какая неразбериха начнется.

Зависимость от политики. Идея совместного первенства прекрасно вписывается в русло нынешних отношений официальных Москвы и Киева. Только тут есть одно очень важное «но». Представьте, что через пять или десять лет власть у нас в стране поменяется, и Украина вновь возьмет курс в другую сторону. Что тогда? Опять разъединять чемпионаты?.. Ну и, потом, попытка организации совместного первенства наверняка вызовет недовольство значительной части населения Украины, прежде всего на Западе страны. Этот момент тоже нужно учитывать.

Рулить будет Москва. В России хорошо помнят времена СССР, когда все важные решения, в том числе и футбольные, принимались в Белокаменной. Так что если совместный чемпионат вдруг и получится, несложно предположить, кто в итоге станет диктовать условия. ОНО НАМ НАДО?..

Григорий Суркис, президент ФФУ:
«Каждая национальная ассоциация, являющаяся членом УЕФА и ФИФА, обязана проводить свой внутренний чемпионат, поэтому о проведении каких-то совместных первенств не может быть и речи. Если же говорить о дополнительных, неофициальных турнирах, то УЕФА этого не запрещает. К примеру, существует Скандинавская лига, в которой участвуют 12 команд Дании, Норвегии и Швеции, в Балтийской лиге выступают девять клубов из Эстонии, Латвии и Литвы. По своему статусу они в принципе ничем не отличаются от того же Кубка чемпионов Содружества стран СНГ, рейтинг которого, будем откровенны, далек от желаемого. В последнее время возникла идея проведения объединенного кубка России и Украины. Но пока на данный момент проект ее реализации, мягко говоря, сыроват. И не только по причине перегруженности календаря и отсутствия свободных окон для игр - не забывайте, нынешней осенью Россия и Украина делегируют в еврокубки сразу по шесть команд».

Евгений Гинер, президент ФК ЦСКА:
«В свое время теперь уже экс-президент УЕФА Леннарт Юханссон давал нам добро, но украинские коллеги были не совсем готовы к диалогу, не понимая, как расценят объединение турниров их политики. Сейчас многое изменилось, а потому надо предпринять совместные действия, подписать какое-то коммюнике, говоря по-модному. В общем, выходить на исполком УЕФА… Конечно, возникает масса технических вопросов: состав, регламент и так далее. Но все это - предмет разговоров за круглым столом. Когда всем надоест ругаться и играть в примитивный футбол, появится желание развиться и создать сильную объединенную лигу. Думаю, она войдет в тройку ведущих европейских. Легко!»

Сергей КОЛЕСОВ, «Новая» газета

Источник Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 06 мая 2024, 16:46 207

Команда Юрия Максимова победила впервые за последние пять матчей

Комментарии