Грэм Хилл, как пример для современных пилотов Ф1
Сегодня пилоты и команды стонут, когда Берни Экклстоун обещает расширить календарь до двадцати с ...
- 11 мая 2010, 17:58
- |
- 922
- 0
Современная высокотехнологичная Ф1, со всеми ее монструозными моторхоумами, десятками сотрудников, собственными поварами, массажистами и уборщиками в каждой команде, флотом частных самолетов, и контейнерами грузов имеет лишь один недостаток - она неповоротлива.
Попытки участников Чемпионата Мира выбраться из Китая во время извержения исландского вулкана закончились инсультом у отделов логистики всех команд. За инсультом последовал микроинфаркт, когда оказалось, что большую часть грузов из Испании в Монако придется перевозить посуху, и даже всерьез шла речь о том, что команды просто не успеют распаковать многочисленные чемоданы на бульваре Альберта. Пилоты же сетовали, что они с пятью пересадками летели из Китая, и вот опять не могут с комфортом переехать с этапа на этап.
Сегодня пилоты и команды стонут, когда Берни Экклстоун обещает расширить календарь до двадцати с лишним этапов. Но когда-то все было совершенно иначе. Например, в 1968 году Грэм Хилл принял участие в 28 гонках, и по не зависящим от него причинам отказался от участия еще в двух. То есть в среднем он выходил на старт гонок раз в десять дней. При этом сезон для него начался первого января, а закончился в начале ноября. Добавьте сюда тесты и работу с командой. Никому из современных пилотов такой график работы не снился в самом страшном кошмаре.
Новый 1968 год Грэм Хилл встретил в Кьялами, где в составе команды Lotus стартовал в первом этапе Чемпионата Мира Ф1. В те годы организаторы любили отнести первый заморский этап сезона на самое начало года, тогда как второй Гран При мог пройти в апреле или мае. В той гонке Грэм стартовал пятым, но финишировал вторым, за спиной своего напарника по команде, гениальнейшего Джима Кларка.
Проведя еще неделю на пляжах ЮАР, Хилл вместе с семьей улетел в Австралию, где проходила вторая часть популярнейшей в те годы Тасманской Серии. Этот Чемпионат, организованный в Австралии и Новой Зеландии, собирал массу пилотов и команд Ф1, которые использовали его в качестве тестового полигона и просто как возможность отдохнуть на теплом юге от европейской зимы.
11 февраля Хилл финишировал вторым в гонке на Серферс-Парадайз, спустя неделю повторил этот результат в Сиднее, а еще через семь дней закончил на третьей позиции Гран При Австралии, не входивший тогда в Чемпионат Мира Ф1. Закончилась австралийский вояж Грэма шестым местом в Лонгфорде, и пятым местом в общем зачете Чемпионата.
Сразу после завершения последней гонки в Австралии, Грэм вместе с семьей сел в самолет и моментально улетел в Англию. Уже через две недели после гонки в Лонгфорде его ждал старт в Гонке Чемпионов на Брэндс-Хэтче. Эта гонка должна была стать одним из последних боевых испытаний перед началом сезона, не говоря уже о том, что организаторы всегда предлагали солидные призовые деньги. Но на 11 круге на Lotus-Ford 49 Хилла сломался привод.
Следующие две недели прошли в напряженных тестах и работе по доводке машины, но уже 31 марта Хилл стартовал в Барселоне в гонке Формулы-2. В те годы многие пилоты Чемпионата Мира, по старой памяти и тренировок ради, выступали в младших сериях. Но и там Хилла ждал неприятный сюрприз - двигатель Ford на его Lotus 48 умер в середине дистанции.
Не тратя времени на полет в Англию, Грэм прямо из Барселоны отправился в Германию, где седьмого апреля стартовал в гонке Ф2 на Хоккенхаймринге. Той самой, где по какой-то нелепой случайности погиб Джим Кларк. Хилл так и не закончил тот заезд, заехав в боксы сразу после того, как стало известно о смерти британца.
Не выступал Грэм и в двух следующих гонка Ф2, в Тракстоне и на Нюрбургринге, вернувшись за руль болида лишь конце апреля, в гонке International Trophy на Сильверстоуне, где сошел из-за отказа топливной системы. Добравшись до боксов, Хилл тут же собрали свои вещи, и улетел в Испанию - следующая гонка, этап Формулы-2 в Мадриде, должна была состояться через три (!) дня. В той гонке Хилл также благополучно сошел на семнадцатом круге из-за крепления заднего колеса, но зато получил возможность отдохнуть дней десять - следующий этап Чемпионата Мира Ф1 проходил на той же трассе в Мадриде, и значит, впервые за пять месяцев Грэму никуда не надо было лететь сломя голову.
Гран При Испании, равно как и последовавший двумя неделями позже Гран При Монако, Хилл выиграл в одни ворота, и сразу же после получения Кубка из рук Князя Ренье, не задерживаясь на торжества по поводу своей победы, Грэм вылетел в США, где через четыре дня он должен был стартовать в Индианаполисе.
У Хилла были все шансы отлично выступить в пятисотмильной гонке - команда Lotus привезла в Индианаполис безумно бытрый, хотя и не надежный болид с вертолетной турбиной Pratt & Whitney вместо двигателя. Британец установил рекорд скорости в квалификации, но несмотря на весь свой опыт не справился с управлением специфической машины, и влетел в стену во втором повороте 110 круга, когда ехал на второй позиции.
В Европу Хилл вылетел уже на следующий день утром, с тем, чтобы успеть в Лондон, где через три дня стартовала гонка Формулы-2, в которой Грэма опять же ждал сход.
Из Лондона Хилл на собственном самолете, который он охотно использовал для небольших перелетов отправился в Спа, где безуспешно стартовал в Гран При Бельгии. После чего, успев слетать домой в Англию и назад, он стартовал в дождевом Гран При Голландии, где опять таки сошел с дистанции после двух разворотов вылетов с трассы.
Хилл, пребывающий не в самом хорошем настроении - лидерство в Чемпионате постепенно начинало ускользать у него из рук, а команда Lotus так до конца и не оправилась после смерти Кларка - выторговал себе пару недель отпуска перед ГП Франции. Но и в Руане Грэма ждал сход с дистанции уже на четырнадцатом круге.
Следующие два месяца Хилл только и делал, что мотался по Европе, лишь изредка появляясь дома в Англии. За семь недель он стартовал в шести гонках на территории четырех стран. А финишировав досрочно в Гран При Италии восьмого сентября, успел все бросить и улететь во Францию, где уже на следующий день стартовал в гонке Формулы-2.
Затем последовал краткосрочный вояж в Америку, где прошли Гран При Канады и США, откуда Хилл достаточно поспешно вернулся в Европу. В Италии он успел принять участие в двух гонках Формулы-2, которые прошли с разницей в неделю, заехал в Англию на базу команды Lotus, развернулся и тут же улетел в Мексику на последний, решающий, этап Чемпионата Мира. Там Хилл одержал свою третью победу в сезоне, выиграл титул Чемпиона Мира и наконец-то взял отпуск на пару месяцев.
Гоночный календарь Грэма Хилла в 1968 году
Surfer's Paradise Rothmans 100 (Тасманская Серия) | Warwick Farm Sydney Trophy (Тасманская Серия) | Sandown Park Australian GP (Тасманская Серия) | Longford South Pacific Trophy (Тасманская Серия) | Brands Hatch Race of Champions (Ф1) | Montjuïc Park III Gran Premio de Barcelona (Ф2) | Hockenheim Martini Gold Cup (Ф2) | Thruxton XXIII B.A.R.C. "200" (Ф2) | Nürburgring XXXI ADAC - Eifelrennen (Ф2) | Silverstone BRDC International Trophy (Ф1) | Járama II Gran Premio de Madrid (Ф2) | Crystal Palace XVI London Trophy (Ф2) | Tulln-Langenlebarn III Flugplatzrennen (Ф2) | Oulton Park International Gold Cup (Ф1) | Reims XXXIV Grand Prix de Reims (Ф2) | Circuit d'Albi XXVII Grand Prix d'Albi (Ф2) | Vallelunga XX Gran Premio di Roma (Ф2) | Sport.ua |