Лысый крайний реактивный
Гжегож Лято: от «коня» до «ястреба»
- 16 апреля 2010, 16:40
- |
- 2802
- 1
Свой первый матч за национальную сборную Польши Гжегож Лято провел 10 ноября 1971 года, последний - 17 апреля 1984 года. Этот период можно смело назвать эпохой Лято, совпавшей с эпохой расцвета всего польского футбола. Или наоборот, эпоха польского футбола совпала с эпохой расцвета Лято. 8 апреля ему исполнилось 60 лет. Вот лишь несколько фактов из жизни этого замечательного человека.
В начале 70-х после матча молодежных сборных СССР и Польши в Гданьске в польской прессе его называли «всадником без головы», ему выдали просто убийственную характеристику: «Этот конь умеет, может быть, делать все. Но только не играть в футбол».
«Конь» же дебютировал в национальной команде за три года до звездного для своей сборной чемпионата мира в ФРГ в 1974 году (где она заняла третье место), получил «золото» Мюнхена-1972. Но на первых ролях он тогда еще не был. За весь олимпийский турнир он провел в деле всего 45 минут, солировали тогда Дейна, Гадоха и Любаньский.
Переломным для Лято стал товарищеский матч с Болгарией в Варшаве в 1973 году, в котором он забил оба гола (2:0). С тех пор наставник команды Гурский стал постоянно определять его в основу. В том числе и на знаменитый отборочный матч с Англией на «Уэмбли», в котором поляки вырвали у нее путевку на чемпионат мира.
На реактивного лысеющего правого крайнего поляков все обратили внимание уже в первом матче ЧМ-74 с Аргентиной. Лято потребовалось всего шесть минут, чтобы открыть счет. Прошло еще две минуты, и Шармах удвоил счет. В середине второго тайма Гжегож оформил дубль, и Аргентина была побеждена - 3:2. После матча одна из газет назвала Лято «ястребом», и с тех пор это стало его самым известным прозвищем. В то время Лято пробегал стометровку за 10,8 сек. Как считают поляки, это была сильнейшая сборная Польши за всю историю. Но ее хватило только на то, чтобы стать третьей на мундиале. Первыми двумя командами тогда безоговорочно были сборные ФРГ и Голландии.
В матче за третье место Польша, опять-таки благодаря голу Лято, обыграла сборную Бразилии. Всего в том турнире он забил семь голов. Тогда на чемпионате мира у Лято и его партнеров была забавная традиция: почти каждый гол они отмечали троекратными поцелуями.
Та польская сборная на Олимпиаде в Монреале дошла до финала, но уступила восточным немцам (1:3). Два следующих чемпионата мира прошли для Лято под знаком его противостояния с вратарем перуанской сборной Кирогой. В Аргентине-1978 при счете 1:0 в пользу сборной Польши Лято нос к носу встретился с Кирогой, пробросил мяч мимо него и стал убегать. Кирога, недолго думая, завалил его на землю. Времена были тогда либеральные, и судья того матча ограничился лишь желтой карточкой. Сейчас бы перуанца выгнали с поля, не задумываясь. Ситуация повторилась один к одному на следующем чемпионате мира в Италии, где пути Польши и Перу снова пересеклись. И снова возник момент, когда поляки вели в счете, а Кирога встал на пути у Лято далеко за пределами своей штрафной площадки. Гжегож не стал обводить Кирогу, а вместо этого по резаной траектории отправил мяч мимо него в сетку. Это был его 10-й и последний гол на чемпионатах мира. Поляки тогда (правда, в сборной солировал уже Збигнев Бонек) тоже добрались до 3-го места. А ведь была у нашей команды возможность их остановить, но на одном из этапов чемпионата мира сборная СССР сыграла с ними в тоскливую ничью.
Лято после ЧМ-74 звали к себе «Кельн» и нью-йоркский «Космос», где он мог бы играть бок о бок с самим Пеле, но власти не отпустили. Ох и ворчал он тогда на них. Интересно, что бы он сказал, играя в СССР? А «плохая» польская власть таки отпустила его за границу. В 1979-м он ушел в бельгийский «Локерен». Потом - еще дальше: в 1982-м он отправился в мексиканский клуб «Атланте». Но не проиграл там и года, порвал ахиллово сухожилие и в большой футбол уже не возвратился.
Оказался на перепутье: что делать? Отправляться домой, в Польшу? Там - полная разруха, продукты по карточкам. И вдруг - звонок приятеля из Канады. Польская община, проживающая в Канаде, основала в 1976 году в Оттаве футбольный клуб, почетным президентом которого избрала Гжегожа Лято.
В Канаде Гжегожу помогли наладить свой бизнес (магазин спортивной одежды) и получить канадское гражданство (на эту процедуру ушло четыре года), не утратив при этом польского. Работа была необременительная, от безделья он налегал на пиво. В 1992 году у Лято случился сердечный приступ, и его госпитализировали. Но он поправился. В 1994-м ему предложили возглавить сборную страны. Но Лято отказался. А сейчас он возглавляет польскую федерацию футбола. Евро-2012 - на его плечах. И хотя проблем у Польши, конечно, меньше, чем у нас в плане подготовки к чемпионату, но тоже хватает. Однако президент УЕФА Мишель Платини ему верит и даже ни на минуту не сомневается, что Лято его не подведет. И он не подведет, можете не сомневаться. Такие, как Гжегож Лято, не подводят…
Алексей МОЛОСТОВ, Киевский ТелеграфЪ