ПОЛАТАЙКО: «Свежая кровь должна быть не хуже старой»

Любомир Полатайко - самый опытный гонщик в украинской команде велотрековиков

Прежде, чем дать корреспонденту «СЭ» телефон своего ученика, Владимир Черченко поинтересовался: «А почему именно Полатайко?» С одной стороны, вопрос совершенно резонный, ведь на последнем чемпионате мира в Копенгагене функции лидера в мужской сборной в отсутствие Владимира Дюди взял на себя Виталий Щедов. А с другой, кому держать ответ, как не участнику Олимпиад в Афинах и Пекине, завоевавшему титул чемпиона мира в командной гонке еще в Антверпене-2001 вместе с вице-чемпионами Сиднея Александром Симоненко, Александром Феденко и Сергеем Чернявским? В той сборной он был просто Любомиром. В этой ребята называют его батей. Звонок корреспондента «СЭ» застал самого опытного из ныне действующих украинских трековиков, обладателя четырех наград мировых первенств в кругу семьи. Домой он, правда, попал позже, чем предполагалось.

НИКАК НЕ МОГЛИ ПОДОБРАТЬ КЛЮЧИ

-Из Копенгагена команда добиралась три дня, - объяснил Полатайко. - Возможно, вышло бы и быстрее, но мы не хотели ехать за рулем ночью, останавливались. В Польше одна из трех машин попала в аварию, в результате чего крымские спортсмены, в том числе и я, опоздали на поезд до Симферополя. Пришлось задержаться в Киеве.

-В Дании в командной гонке преследования украинская сборная заняла пятое место, что лучше, чем на чемпионатах мира последних двух лет, но хуже, чем в приносивших нам медали Бордо-2006 и Пальма-де Майорке-2007. Так как же все-таки следует расценивать этот результат?
-На Майорке мы показали 4.05 в квалификации и 4.03 в финале. В Копенгагене же проехали четыре километра за 4.04. Это один из самых высоких наших результатов за последние три года. Поэтому, конечно, это прогресс.

-В 2006 и 2007 годах в финальную часть нашу команду выводили даже более скромные результаты. Вы могли предположить, что 4.04,776 не хватит для попадания в четверку на треке в Копенгагене?
-Да, и я объясню почему. Мастерство команд за последние три года очень выросло. Наши тренеры, да и мы сами, никак не могли подобрать ключи к такому высокому результату. Но четыре секунды, которые мы сбросили сейчас на датском треке, доказывают, что нам наконец это удалось. Возможно, вдаюсь в лишние подробности, но мы начали работать по новой схеме, в частности при выполнении специальной работы на треке при подведении команды непосредственно к старту, и это принесло плоды.

-В отличие от основных конкурентов - австралийцев и британцев, украинская сборная практически не претерпела изменений в сравнении с медальными чемпионатами мира в Бордо и на Майорке, а это значит...
-...что не надо забывать о проверенных людях. Согласен, команде нужна свежая кровь, но замена должна быть как минимум равноценна. Когда человека, который всю жизнь доказывал, что может показать высокий результат, меняют на молодого и неопытного, это несправедливо. К подготовке подключили Максима Фонрабе. Он выступал в этом сезоне на этапах Кубка мира. Но, увы, пока не оправдал надежд настолько, чтобы влиться в команду. То, что нет притока сильной молодежи, это, конечно же, минус для украинского велоспорта. Но чемпионат мира - не поле для экспериментов. В Копенгагене тренерский штаб вернулся к тому составу, который блистал в Бордо и на Майорке. И, думаю, не пожалел, что сделал ставку на проверенных ребят.

НА СИМОНЕНКО НЕ ОБИЖАЮСЬ, НО ДОКАЖУ, ЧТО ОН НЕПРАВ

-Александр Симоненко - самый титулованный спортсмен в истории украинского велотрека, оценивая в интервью «СЭ» сегодняшний потенциал Украины в командной гонке, сказал: «Они уже никогда в жизни не проедут четыре километра быстрее, чем за 4.02». У вас есть что возразить бывшему товарищу по команде или, как это ни грустно, готовы признать его правоту?
-Саша как старший товарищ воспитывал меня в свое время. Я на него за эти слова не обижаюсь. Он - молодец, говорит, что думает. К тому же сомнения насчет того, сможем ли мы прогрессировать, действительно были. Были до этого чемпионата мира. Я не хочу искать оправдания нашей команде, и это не оправдания, а объяснения. Уверен, что мы бы проехали быстрее, чем за 4.04 уже в Копенгагене, если бы перед мировым первенством не заболел Максим Полищук. Я не готов признать правоту Симоненко. Скажу даже больше: мы постараемся опровергнуть мнение даже такого выдающегося спортсмена как он.

-Какую роль вы играли в команде, которая завоевала золото в Антверпене-2001, и как распределялись функции в украинском квартете образца Копенгагена?
-Девять лет назад выполнял роль молодого и перспективного, которому нужно было доказывать, что он действительно достоин места в команде. И я это доказал. Тогда соревнования проходили немного по другой схеме, было больше стадий, а значит, и больше возможностей себя проявить. В Антверпене тренер без тени сомнения поставил меня на финальный заезд.

Сейчас включают в команду уже как проверенного бойца. А как распределяются функции? Каждый проводит по четыре смены, разгоняющий в нашей команде Виталик Щедов. Вторым едет Максим Полищук, дальше - Попков и я. Конечно, основная нагрузка ложится на разгоняющего и второго человека, который должен вывести команду на соревновательную скорость. Чтобы справиться с этой задачей, нужно обладать хорошими стартовыми качествами, которых у меня нет. Поэтому мне легче поддерживать скорость, третья-четвертая позиции как бы смягчающие.

-Симоненко в свое время выигрывал и индивидуальную гонку преследования на чемпионате мира. На ваш взгляд, в украинском велоспорте сегодня просто нет спортсменов с такими способностями, как у него, или же нет условий для подготовки, чтобы те же Щедов и Попков могли проехать четыре километра за 4.16, как новоиспеченный чемпион мира американец Тэйлор Финни?
-У Щедова, думаю, все еще впереди. Самое главное - виден прогресс и в командной гонке, и в индивидуальной, как сказал нам главный тренер Виктор Осадчий. Виталик с каждым стартом добавляет. 4.20 - это уже результат высокого класса. Думаю, через два года на чемпионате мира он будет ехать индивидуальную гонку за 4.16.

-Насколько реальными вам кажутся намерения Финни побить рекорд британца Криса Бордмана - 4.11,114, стоящий еще с 1996 года? Особенно в свете последнего заявления президента Международного союза велосипедистов (UCI) Пета Маккуэйда о том, что он фактически объявляет войну гонке вооружений, то есть будет призывать к более жесткому контролю за техникой?
-Я думал, что уже в этом году подберутся к рекорду Бордмана. Но четыре секунды - это слишком большой барьер, если сравнивать с нынешним результатом Финни или же временем, показанным на Олимпиаде. А что касается заявления Маккуэйда, то оно меня не пугает. Я тоже считаю, что все должны быть в равных условиях.

-Командную гонку преследования австралийцы выиграли со временем 3.55,654, что почти на пять секунд быстрее, чем было у другого чемпионского состава сборной Зеленого континента на чемпионате мира-2002, также проходившем в Копенгагене. Этот прогресс - в большей степени результат технического совершенствования или же все-таки появления нового, более сильного поколения гонщиков?
- Новое поколение гонщиков действительно стремительно прогрессирует. Но инвентарь - немаловажная составляющая прогресса. У нас очень плотные результаты, поэтому каждая доля секунды играет большую роль. На этом чемпионате мира мне очень понравилась техника австралийской команды, очень удачные рули и седла, чего нельзя сказать про нас. Мы обратили внимание и на то, что едут австралийцы на более коротких шатунах.

-Это исключительно австралийское ноу-хау или же оно доступно всем?
-Нам оно недоступно по одной причине - у нас нет средств. С начала года все поездки были в долг, даже на чемпионат мира отправились за свои деньги. Сейчас постепенно все отдают. Но тогда даже на питание ничего не выделили. Имея богатейший опыт по пребыванию в разных странах, можно найти выход из любой ситуации. Мы выкручивались, конечно, и в еде себя не ограничивали.

-Когда в Копенгагене в 2002 году проходил чемпионат мира, украинские спортсмены четыре раза становились четвертыми. Как считаете, в этот раз на датском велотреке у кого-то из нашей сборной был реальный шанс зацепиться за медаль?
-Каждый спортсмен желал этого. Думаете, мы в командной гонке выходили на старт, чтобы занять пятое место? Нет, чтобы завоевать медаль, неважно какого достоинства. Но не смогли прыгнуть выше головы.

КАЛИТОВСКОЙ МОЖЕТ ПОЗАВИДОВАТЬ ЛЮБОЙ ИЗ МУЖЧИН

-Как считаете, есть украинская доля в двух бронзовых медалях харьковчанки с белорусским паспортом Ольги Панариной?
-Без комментариев. Я не считаю возможным говорить на эту тему, поскольку подробностей не знаю. Лично меня случай с переездом Панариной в Белоруссию нисколечко не зацепил. Я даже не обсуждал этого ни с кем - ни со спортсменами, ни с тренерами.

-Как рассказывала в интервью «СЭ» сама Панарина, в Украине в нее никто не верил. А виден ли был медальный потенциал в другой украинской велогонщице, обладательнице бронзы Пекина Лесе Калитовской?
-Честно признаться, очень удивился, когда она выиграла медаль в Пекине. Калитовская вместе с нами готовилась к Олимпиаде. Видимо, наша подготовка больше подошла ей, чем нам. Мужской команде, видимо, были нужны какие-то другие методы тренировок в олимпийский год.

-Один из тренеров нашей мужской команды по фехтованию сказал, что не отказался бы и от половины Ольги Харлан. А есть ли что-то, что вы и ваши товарищи охотно бы позаимствовали у Калитовской?

-Считаю, что у меня самого достаточно способностей, чтобы успешно выступать на треке. Что восхищает, так это трудолюбие и целеустремленность Леси. Она заслужила эту медаль. Каждый из нашей мужской команды, выступавшей на этом чемпионате мира, мог бы позавидовать тому, чего достигла Калитовская. Я тоже немало наград завоевал в спорте, но олимпийской медали у меня в активе нет. После Игр сказал ей: «Олимпийскую медаль нельзя сравнить ни с чем, ты уже завоевала то, к чему я шел и до сих пор иду уже столько лет. Так что можешь со спокойной душой завязывать с велоспортом!»

-Нет ли у мужской части трекового сообщества обиды из-за того, что сильный пол уравняли по количеству разыгрываемых олимпийских наград со слабым, причем не за счет добавления, а по средствам перераспределения? Все-таки в женском велоспорте конкуренция пока ощутимо меньше?
-Не вижу смысла сравнивать женщин и мужчин. Вот то, что у спринтеров в олимпийской программе осталось три вида, а у темповиков только два, это действительно цепляет.

ДАЖЕ ПЕРЕЛОМЫ - МЕЛОЧИ


-Среди спортсменов, претендовавших на место в британском квартете на этом чемпионате мира, был олимпийский чемпион Сиднея в гите Джейсон Куэлли. Известны ли вам случаи, когда гонщики, выступавшие в спринтерских дисциплинах, успешно меняли специализацию?
-Мне неизвестны.

-А помимо внешней разницы, в частности распределения мышечной массы, какие психологические характеристики отличают темповиков от спринтеров?

-Тут даже не в психологии дело. Абсолютно разные методы подготовки. Это видно даже по тому, кто занимает лидирующие позиции в омниуме, в который были включены индивидуальная и групповая гонка, лишенные места на Олимпиаде. Завоевать золото по сумме пяти видов - это просто бесценная награда подучается! Мы оказались не готовы к такому развитию событий, зато поняли, чего стоит победа в том же многоборье в легкой атлетике. Теперь придется все здоровье положить, чтобы олимпийскую медаль завоевать. Хотя, повторюсь, очень жаль, что такие зрелищные виды, как мэдисон и групповую гонку, убрали из программы Игр в Лондоне. Я просто не понимаю, почему.

- Тот факт, что вы перестали ездить мэдисон, как-то связан с тем, что вы получили очень неприятную травму во время гонки такого формата на соревнованиях во Львове?

-Меня со счетов в мэдисоне никто не сбрасывал. Я сам принял решение уступить место молодым ребятам на прошлом чемпионате мира в Пруткове. А потом у меня действительно произошла неприятность в прошлом году во Львове. Я не участвовал в национальном чемпионате, который выиграла пара Лагаути и Радионов. Вместе с золотыми медалями они получили и право выступать в этом виде программы в Копенгагене. Я уже включился после травмы в работу на последнем Кубке мира в Китае. Выступал там и в мэдисоне, и в групповой гонке, и в скрэтче, и в командном преследовании. Главный тренер Виктор Осадчий решил меня протестировать во всех видах. После соревнований я прямо спросил: «Виктор Петрович, я вам еще нужен?» Он ответил: «Да, а кому ж еще ехать». Но пара для чемпионата мира была уже сформирована, я, естественно, возражать не стал. Хотя очень хотел поучаствовать в мэдисоне.

-Вы выступили на двух чемпионатах мира в этом олимпийском цикле, означает ли это, что намерены побороться за путевку в Лондон?

-Да, я собираюсь бороться, потому что вижу, что прогресса у этой пары нет.

-А с кем в паре ехать для вас вопрос принципиальный?
-Хотел бы выступать с Сергеем Лагкути. Во Львове, когда произошел тот неприятный случай, я как раз с ним и ехал. Но его вины не было. Я сам допустил техническую ошибку при смене напарников. Соревнования были невысокого уровня, и нас, по иронии судьбы, решили на боевых велосипедах не запускать, мы ехали не на дисках. Мой палец попал в колесо Сергея Лагкути. И оторвался. Скажу так, даже переломы - это мелочи по сравнению с тем, что испытываешь, когда видишь, что у тебя пол пальца оторвано. И знаете, что было самое обидное? Пока я отсутствовал из-за травмы, ни один человек из руководства сборной не удосужился поинтересоваться моим здоровьем и как продвигаются дела. Мои интересы отстаивал только личный тренер Владимир Черченко. Меня ведь даже не хотели брать на последний этап Кубка мира в Пекин. Виктор Осадчий сделал упор на молодежь, вернул в команду Полищука и Попкова и, видимо, решил, что больше не нуждается в услугах Любомира Полатайко. Такое ощущение было, что меня просто списали. И я решил, раз они так поступают, я тем более не сдамся, не оставлю все просто так и докажу, что еще могу выступать на высоком уровне и быть пригодным во всех направлениях велосипедного спорта на треке.


Анна САВЧИК, газета «СЭ в Украине»

Источник Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Бокс | 23 ноября 2024, 07:52 2

Британский боксер отметил Мартина Баколе