Дети Крылатского

Каковы перспективы велотрека в нашей стране?

Тринадцать наград завоевали наши велогонщики на чемпионатах мира в годы независимости, были у нас и три олимпийские медали. В Сиднее Александр Симоненко, Александр Феденко, Сергей Чернявский и Сергей Матвеев принесли серебро в командной гонке, Ирина Янович - бронзу в спринте, а в Пекине на третью ступень пьедестала в индивидуальном преследовании поднялась Леся Калитовская. Но вот уже два года подряд украинцы возвращаются с чемпионатов мира с пустыми руками, а если учесть, что в Манчестере-2008 наши девушки стали серебряными в командной гонке, которая на тот момент еще не входила в число олимпийских дисциплин, то все три!

Что происходит с одним из ведущих некогда видов спорта в нашей стране? И что для украинских трековиков более закономерно - успехи или их отсутствие?

ЧТОБЫ ПОБЕЖДАТЬ, НУЖНО КУШАТЬ

«Результатами мы довольны», - такими словами встретил корреспондента «СЭ» главный тренер сборной Украины Виктор Осадчий. Напомним, что две недели назад на мировом первенстве в Копенгагене лучшими показателями украинских трековиков были пятое место мужчин в командной гонке и шестые позиции Леси Калитовской и Виталия Щедова в индивидуальном преследовании, а Михаила Радионова в скрэтче.

-Но ведь руководству нужны не результаты, а медали! - говорю я в ответ Осадчему. - Вряд ли для чиновников будет весомым аргументом то, что кто-то из спортсменов сбросил с лучших показателей пару секунд...
-Нужна победа, я понимаю. Но нам необходимы деньги для этой победы. А мы с декабря не имеем финансирования. Даже на чемпионат мира ни копейки не дали - кстати, впервые за всю историю независимости Украины. Мы брали деньги в долг, вкладывали в подготовку свои средства, но и они уже кончились. Как жить дальше - не представляю! У нас по календарю в начале мая серия однодневных гонок и многодневок за рубежом. Не заявились бы, просто не смогли бы участвовать. Но теперь, если не поедем, придется платить штрафы. В общем, сидим в растерянности и не знаем, что делать.

Безусловно, на фоне всего вышесказанного, минус две секунды от лучшего показателя в индивидуальной гонке у Виталия Щедова (4.20) выглядят достижением. Так же, как и 4.22 Виталия Попкова, который в декабре с результатом 4.23 одержал кубковую победу в среднегорье на более легком треке в Колумбии. За исключением парной гонки, где в общем-то нужны супернастрой и недюжинное тактическое мастерство, вся темповая группа выступила неплохо. Четыре километра Попков, Щедов, Любомир Полатайко и Максим Полишук проехали за 4.04 - быстрее украинский квартет ехал еще в дремучем году на Кубке мира в Москве. Только вот в четверку это двери не открыло.

Любопытно, что по сравнению с мировыми первенствами прошлого олимпийского цикла команда Австралии, победившая в Копенгагене, поменялась полностью, в занявшей второе место британской четверке осталось лишь одно звучавшее до Игр в Пекине имя - Эдвард Клэнси. Украина же выступала таким составом, как в «серебряной» Испании и почти таким, как в «бронзовой» Франции, если не считать травмированного Владимира Дюдю. Вывод напрашивается сам: на скамейке запасных у нас только ветер и Максим Фонрабе из Черкасс. Но года оказалось мало, чтобы вчерашний шоссейник смог стать полноценным хозяином трека. На тренировках, по словам тренеров, парень выглядит неплохо, а вот во время гонок пока тушуется. Ведь на скорости шестьдесят километров в час просто страшно по треку проехать, а уж когда соперник на пятки наступает...

- То, что выбирать нам особенно не из кого, в очередной раз доказал прошлогодний чемпионат Европы (U 23) в Минске, - с грустью отмечает Осадчий. - В командной гонке мы заняли только седьмое место. Никто сейчас велоспортом не занимается, а найти талант среди небольшого количества людей очень сложно. Еще один немаловажный момент - где эти таланты «накатывать»? Спортсмены национальной сборной имеют возможность выступать на официальных стартах и этапах Кубка мира. А где оттачивать мастерство молодежи? Ведь поколение Александра Симоненко, которым мы в свое время так гордились, выросло именно благодаря насыщенному календарю союзных соревнований, где уровень конкуренции не уступал даже тому, что был на чемпионатах мира. Именно там ребята мужали и крепчали на пути к серебру Сиднея. По сути, они были детьми Крылатского. Хотя и на том же львовском треке, построенном в качестве резервного к Олимпиаде-1980, проводились когда-то большие соревнования. А что мы имеем сейчас?

Сейчас негде не только оттачивать мастерство, но даже приобретать азы. Пережил войну, но не сумел пережить период столичной земельной лихорадки киевский велотрек. Кстати, через три года он мог бы отметить столетний юбилей. Учебно-спортивная база «Авангард» пережила несколько реконструкций. К Олимпиаде-80 трек покрыли очень ценной породой дерева - сибирской модриной. К сожалению, его оставили без крыши, и через десять лет под действием солнечных лучей и прочих атмосферных явлений уникальное покрытие стало непригодным. В начале девяностых дерево заменили на бетон. В 1998-м по ходатайству Управления охраны памятников Киева велотрек был объявлен памятником истории и архитектуры. Но это его не спасло.

- Землю отдали инвесторам, которые в трех метрах от виража построили дом, - рассказывает гостренер по велотреку Михаил Баранов. - Только вот сдать его не могут уже пять лет. Чтобы подвести к дому дорогу, нужно снести трек. Согласно проекту, убирается трибунное здание, и за счет этого изменяется конфигурация трека. Он становится более круглым (сейчас длина дорожки составляет 286 метров. - Прим. А.С.). Но что мы видим? Трек закрыли плитами, чтобы там даже туристы не катались. Нарушены все меры безопасности. А если что случится, кто будет отвечать? Персонала-то осталось всего четыре человека, включая сторожа и директора.

ХАРЬКОВСКИЙ НЛО И СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ КАПСУЛА

Около года назад Харьковский городской совет сообщил, что планируется реконструкция и преобразование в государственный центр олимпийской подготовки открытого бетонного трека «Динамо». Порядком поизносившееся с пятидесятых годов, напоминающее наши знаменитые своими ямами дороги, это спортивное сооружение все еще принимает хоть какие-то соревнования. По иронии судьбы, согласно проекту, новое здание велотрека должно было приобрести вид цельной овальной конструкции, ночью сияющей огнями. Внешне - вылитый НЛО. «Но деньги нашли только на проект, дальше дело не пошло». -констатирует Баранов.

А тем временем в округе новенькие треки растут, как на дрожжах. За последние пару лет были сданы в эксплуатацию и успели принять престижные международные соревнования велодромы в столице Белоруссии, польском Прушкуве, а также литовском Паневежисе.

- Самый дешевый трек, который мы видели за последние два года, был построен в Италии, - говорит Осадчий. - Как нам сказали, он обошелся в 17 миллионов евро с НДС. Куда больше было потрачено в Минске. Мы слышали цифру - сорок миллионов. Поверить можно, ведь там большая инфраструктура с множеством подсобных помещений. У нас же остался один львовский трек на территории Учебно-спортивной базы летних видов спорта министерства обороны. Впрочем, мы бы могли не иметь и этого, если бы не искренняя любовь к велоспорту одного единственного человека - первого заместителя командующего войсками ПрикВО генерал-полковника Николая Абашина. Но поскольку средства были ограничены, «геометрию» пришлось делать самим, и она получилась не совсем правильная.

- Если присмотреться, то можно увидеть клинья на виражах, - продолжает Осадчий. - Пока их не вставили, под действием центробежной силы людей просто выбрасывало вовнутрь. Помимо этого, еще и колонны стоят, а это травмоопасно. Но мы все равно проводим там чемпионаты Украины. Правда, к серьезным стартам стараемся на львовском треке не готовиться, потому что прохождение кругов там сильно отличается от того, с чем сталкиваются сейчас спортсмены на современных полотнах. Во Львове короткие круглые виражи, где можно спокойно в середине отдохнуть, тогда как на международных соревнованиях «геометрия» расслабиться не позволяет ни на секунду.

И даже это было бы не так страшно, если бы зимой трек отапливался, нормально освещался и крыша у него не протекала во время дождя. А то прямо на соревнованиях приходится наблюдать картину, когда на полотно выходят бабушки со швабрами. И несмотря на все сказанное у нас есть тринадцать медалей чемпионатов мира и три олимпийские награды. Закономерны эти успехи или нет, решать вам. А теперь представьте на секундочку, что у нас все-таки появится современный велотрек.

Львов, конечно, хорош, как перевалочная база перед поездкой на соревнования в Европу. Но если учесть, что мужская сборная чуть ли не наполовину состоит из симферопольцев, а большинство украинских трековиков зимнюю подготовку проводит в Крыму, можете себе представить, что означало бы появление велодрома там. В Симферополе весной прошлого года состоялось торжественное заложение капсулы с письмом потомкам в первый кубометр бетона будущего спортивного комплекса, строящегося на месте старого велотрека по улице Маяковского. Инвестор частный. По информации пресс-службы Совета министров АРК, спортивный комплекс будет состоять из нескольких этажей и помимо велотрека и трибун вместит в себя залы для занятий разными видами спорта, подземный паркинг, всю необходимую инфраструктуру. Монолитом планируется сооружение гостиницы. Смущает только, что ориентировочно велотрек должен был быть закончен уже через полтора-два года, а все строительство завершено до уже ставшего притчей во язьщех 2012 года.

- Пока строительство находится в начальной стадии, - отмечает симферопольский специалист Владимир Черченко, тренер призеров мировых форумов Любомира Полатайко, Виталия Щедова и Романа Кононенко. - В течение года вбивают сваи и все никак не могут упереться в грунт. Как оказалось, в этом месте тяжелые геологические условия, протекает подземная река.

-А лично вы верите, что на месте старого трека появится новый и что земля будет использована по назначению?
-Не хочется быть пессимистом, ведь работы ведутся. В Украине к тому же есть закон о неперепрофилировании спортивных сооружений. На одном из международных стартов ко мне подходил разработчик «геометрии» многих треков в мире немец Шурманн. Сказал, что ему поступил заказ из Симферополя. Он свое предложение послал, но ответа пока не получил. По его словам, по овалу это будет такой трек, как в Вене, но вообще аналогов в мире нет, потому что он будет располагаться не на земле, а на третьем-четвертом этажах над автостоянкой, спортивными залами и велокабинами. В любом случае старый крымский велотрек, которому насчитывалось около ста лет, не соответствовал никаким стандартам и постепенно разрушался. Плиты проседали. Рабочие клали сверху цемент, а когда он отлетал, снова замазывали ямы. Я не оракул, но надеюсь, что новый трек у нас все-таки будет...


Анна САВЧИК, газета «СЭ в Украине»

Источник Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 22 ноября 2024, 18:07 3

Сине-желтые сыграют против Бельгии