Пилот, как и сапер, ошибается лишь раз
Фелипе Масса рассказал об ошибках, которые в этом сезоне допускать нельзя
- 03 апреля 2010, 17:29
- |
- 1237
- 1
Перед тем как приступить к обсуждению предстоящего Гран-при Малайзии, стоит на секунду вернуться в Австралию недельной давности и посвятить пару слов тому, что там произошло.
А случилось вот что... Все, кто интересуется Ф-1,.уже не раз слышали о значимости покрышек «Бриджстоун» в чемпионате этого года. Но одно дело - слышать, а другое - видеть. На асфальте австралийского «Альберт-Парка» произошла наглядная демонстрация того, о чем, собственно, и шла речь. Даже быстрые мягкие покрышки через определенное количество кругов не позволяют болидам поддерживать высокий темп. Если же быть дотошным, то правильнее сказать так: потрепанный мягкий компаунд не позволяет обгонять, плохо держит трассу и если на прямых выигрывает по возможной скорости, то в поворотах безнадежно уступает «жесткому» собрату в сцеплении с трассой.
Мы видели, как отстающие Льюис Гамильтон, Марк Уэббер и Нико Росберг после своих вторых пит-стопов молниеносно догнали пару болидов «Феррари», которые словно танки - медленно и сурово - шли по треку на своих жестких комплектах. Впереди «Гарцующих Жеребцов» с той же унылой стабильностью и черепашьей скоростью ползли Дженсон Батгон и Роберт Кубица. Кто знает, будь у мягкого «Бриджстоуна» чуть лучше с износостойкостью, трио Гамильтон-Уэббер-Росберг почивало бы в Австралии на лаврах победителей (если, конечно, не брать во внимание очередной сход «Рэд Булла» Себастяна Феттеля по техническим причинам). Однако максимум на что они оказались способны - это устроить брутальную разборку между собой. И ничего больше... Первая четверка болидов после волнительной погони преследователей и, казалось бы, неминуемого обгона, перевели дух и благополучно добрались до финиша.
Очевидно, что обе стратегии - с одной сменой резины и двумя - имеют право на существование и принесли именно то, что от них требовалось. Одни - выдержали фантастически длинную дистанцию в 50 кругов. Другие - развивали не менее уникальную скорость.
Вот что сказал об этом пилот «Феррари» Фелипе Масса: «Наша машина была не самой быстрой в двух прошедших Гран-при, но команда хорошо справилась со своей работой. В Бахрейне мы смогли квалифицироваться на первых рядах, во второй гонке стартовали с третьего и пятого мест. Действительно, на дистанции мы не имели преимущества в скорости, но компенсировали это отставание исключительной надежностью. Пока эта тактика приносит нам очевидное преимущество. Сейчас покрышкам приходится играть oпределяющую для скорости машины роль. С одной стороны, это позволяет быть более изобретательным в тактике и более оперативным в принятии решений. С другой стороны - нам приходится учиться быть с шинами максимально аккуратными. Порой мне приходит на ум сравнение пилота с сапером, который, как известно, ошибается один раз. Вот и пилоту стоит лишь раз не пожалеть шины - и проигрыш неминуем...»
Не стоит сомневаться, что в течение этого короткого перерыва между Гран-при команды успели проанализировать покруговые результаты болидов из первой десятки и сделать соответствующие выводы. В каких условиях и что именно дает наибольшее преимущество? Какова разница между различными типами резины в боевых условиях? И насколько эффективно работают дождевые покрышки?
Последний вопрос особенно актуален в преддверии гонки на малазийском «Сепанге». Прогнозы погоды с большой степенью вероятности обещают дожди с грозами в течение всего уик-энда. Иными словами, в эти выходные мы вновь станем свидетелями триллера, развязка которого не будет известна вплоть до взмаха клетчатого флага.
В прошлом году Гран-при этой страны закончился довольно необычно. Гонку остановили из-за муссонного ливня, который буквально смывал машины с трека. На 31-м круге на трассу выехала машина безопасности, а кругом позже вернула уцелевших на стартовое поле. После длительного ожидания организаторы так и не решились на рестарт Гран-при, из-за чего соответствующие пилоты получили по 0,5 очка в личный зачет.
Перед возвращением чемпионата на «Сепанг» директор этого трека Разлан Разали высказался о том, что трасса уже требует капитального ремонта. Напомним, что ее дебют состоялся 11 лет назад - в 1999-м году - и на тот момент само кольцо и вся инфраструктура по праву считались самыми современными среди всех трасс. Однако время шло, в календаре появились новые творения Германа Тильке, которые в плане конфигурации и оснащения затмили некогда уникальный трек. «Вряд ли нам удастся сделать «Сепанг» похожим на «Абу-Даби»,- сказал г-н Разали журналистам. - Но, по крайней мере, наша трасса должна выйти на один уровень с Шанхаем и Бахрейном... В прошлом году Берни Экклстоун уже обратил наше внимание на ряд проблем с естественным износом строений трека. Мы провели косметический ремонт, однако на что-либо глобальное катастрофически не хватает средств. По самым скромным подсчетам, на реконструкцию автодрома необходимо 60 млн долларов. В нынешних условиях это слишком большая сумма не только для владельцев кольца, но и для правительства страны...» Впрочем, в одном директор «Сепанга» может быть спокоен: в плане непредсказуемости и тяжести погодных условий с его автодромом ни одна другая трасса так и не сравнилась. Шутка ли - температура более 30 градусов при высочайшей влажности воздуха!..
- Я надеюсь,- это уже слова того же Фелипе Массы,- что рано или поздно мы опередим «Рэд Булл» в скорости. Нам надо добавить шасси совсем немного прижимной силы, и команда над этим усиленно работает. Борьба обещает быть напряженной, ведь «Сепанг» требователен к физическим кондициям гонщиков. Мне нравится этот вызов, хотя скоростные повороты и быстрая смена направления увеличат нагрузку на резину, а жесткие торможения после длинных прямых серьезно нагружают тормозную систему. Так что к поиску верных настроек для «Сепанга» нужно подойти максимально ответственно...
Сергей БЕРОВ, газета «Команда»