Славный был Король

Николай Королев – футбол и жизнь по-стрельцовски…

История мирового футбола знала не одного Царя, Генерала, Императора и т.д. При помощи этих слов болельщики пытались выразить свое восхищение. Вот только обидно, когда, восторгаясь и отлично зная все подробности жития иноземных звезд, мы не знаем ничего о легендарных футболистах своей страны. Дабы восполнить этот пробел, СПОРТ.com.ua открывает новую рубрику, в которой мы будем рассказывать о кумирах наших отцов. И первым в этом списке будет Николай Королев, человек удивительной судьбы и большого таланта.

Любители футбола, проживающие на необъятных просторах бывшего СССР при желании имеют возможность получить достаточно полную информацию о звездах советского футбола прошлых лет. О них много написано, рассказано и показано. Практически все они играли в ведущих клубах страны (а базировались эти клубы в Москве, а также в столицах некоторых союзных республик, таких как Киев, Тбилиси, Ереван и Минск). Из этих футболистов комплектовалась и сборная СССР. А вот у команд-провинциалок (пусть даже защищавших честь больших индустриальных центров) успехи были значительно скромнее и носили эпизодический характер. Если кому-то из них удавалось добраться до медалей первенства или выиграть Кубок СССР, то это расценивалось, как сенсация. Хотя эти «отверженные» были городами с миллионным населением, являлись очагами науки, культуры и промышленности. В прогрессивных странах (Англии или Италии) такое положение вещей выглядело бы просто диким. Футбольную общественность этих стран никогда не удивляли успехи нестоличных команд - «Манчестер Юнайтед» и «Ливерпуля», туринского «Ювентуса» или «Милана». У нас же такое состояние было тогда (да и сейчас, по сути) сохраняется в порядке вещей. Все лучшее в главной столице! Что остается - в столицах поплоше. Но в строгом соответствии с установленным неизвестно кем ранжиром. Столицы зорко следили, чтобы никто из тех, кому «низзя» не высовывались «поперед батька». Методы утихомиривания выскочек были различными - от тривиального увода к себе молодых и способных игроков до более радикальных мер устрашающего характера. Многие помнят, что сотворил Киев с луганской «Зарей» после того, как в 1972 году она посмела выиграть первенство Советского Союза. Уже более тридцати лет луганский футбол не может никак очухаться от этой начальственной взбучки, а у местных руководителей остался ужас на генетическом уровне при одном упоминании о луганской «Заре».
Но и в командах, не входящих в вышеупомянутую элиту, во все времена были свои звезды. Многие из них надолго не задерживались в родных клубах по понятным причинам. Другие, побывав в суперклубах, возвращались рано или поздно в родные пенаты. И совсем немногие, игнорируя заманчивые предложения, практически всю свою жизнь провели в родном клубе. Они были вожаками и лидерами в своих командах, кумирами своих болельщиков, их уважали и боялись соперники, в том числе и более именитые. Их знали и уважали болельщики в других городах. Заполняя трибуны стадиона, чтобы поддержать свою команду, зрители знали, что и в составе соперника на поле выйдет тот, на кого стоит посмотреть. Как правило, это были форварды таранного типа, высокие, крепко сложенные, быстрые, и, главное, обладающие «убийственным» ударом. Они даже были похожи внешне. В 60-е годы прошлого века у всех на слуху были Лев Бурчалкин из «Зенита», Борис Казаков из «Крыльев Советов», Виктор Понедельник из СК «Ростов», Геннадий Красницкий из «Пахтакора», Анатолий Банишевский из «Нефтчи» и др. В Харькове в те годы кумиром болельщиков был Николай Королев.

Доктора запретили бить

Впервые я увидел Николая Королева в 1957 году. Меня, мальчишку, привел на стадион «Авангард» отец. Огромный (так мне тогда казалось) стадион, шум болельщиков, заполнявших в те времена трибуны до отказа. Азартная борьба на зеленом поле - все это произвело на мою детскую психику неизгладимое впечатление. О самой игре я помню лишь то, что матч закончился нулевой ничьей. И еще один эпизод отложился в моей памяти. Контратака наших на северные ворота. Рослый парень в бело-голубой форме стремительно несется с мячом по левому флангу. Его изо всех сил пытается догнать защитник гостей, весь в красном. Трибуны единодушны: «Давай, Коля, давай!». Но в тот момент, когда Коля уже замахнулся для разящего удара, противник как-то изловчился (видать, тоже парень был не промах) и выбил мяч за линию ворот.
В дальнейшем я ходил на футбол в компании своих сверстников. Ребята постарше иногда рассказывали нам всякие футбольные мифы. Я запомнил один образец этого народного творчества. «Видите у Королева на левой ноге повязку над коленом?» - рассказывал один из «знатоков». «А что это значит?» - спрашивали мы, широко раскрыв глаза. «Это значит, что доктора запретили ему бить левой». «Почему?» - с замиранием сердца допытывались мы, ожидая услышать нечто невообразимое. «У него с левой такой удар, что может и убить!» - сплюнув бычок, небрежно пояснял нам старший товарищ.

Не хуже Марадоны

Этот образчик наивного футбольного фольклора родился неспроста. Знаменитый удар Николая Королева с левой отличался и силой и точностью, одним словом, как говорят футбольные специалисты, был поставленным. Хотя «одноногим» футболистом он не был, при необходимости мог прицельно пробить и с правой. А еще он обладал хорошей дистанционной скоростью и голевым чутьем. С годами у него появились и черты лидера, организатора атак. Помню как летом 1966 года «Авангард» принимал «Локомотив» из Винницы. Матч складывался неудачно. В атаке ничего не получалось, да еще и гол пропустили в свои ворота. И тут во всей красе показал себя Николай Королев. Видимо, не на шутку по-спортивному разозлившись, он, подхватив мяч у своей штрафной, промчался через все поле, по пути обыграв полкоманды соперников, и с линии штрафной пушечным ударом с левой вколотил мяч под перекладину. Публика млела от восторга, а приободрившийся «Авангард» забил еще два гола и одержал редкую для себя в этом неудачном сезоне победу (10-е место во второй группе). Кстати, этот гол Королева мне очень напоминает часто демонстрируемый по ТВ подвиг знаменитого Марадоны, совершенный им 20 лет спустя на ЧМ-86. Я думаю, если бы тот гол сохранился на видеопленке, то от просмотра его можно было бы получать не меньшее эстетическое удовольствие.

Здесь мой причал

Правда, несмотря на популярность Николая Королева, были люди, которым не нравилась его манера игры. Часть болельщиков упрекала его в недостаточной активности на поле. Но не надо забывать, что Король (могли ли называть его иначе?) был центрфорвардом. А игроки этого амплуа (как тогда, так и в нынешние времена) в обороне собственных ворот участия, как правило, не принимали. А так как харьковский «Авангард» большую часть игрового времени был занят обороной собственных ворот, особенно, встречаясь с более сильным соперником (а таких для нас было большинство), то одинокая фигура, маячившая в центральном круге в компании 2-3 защитников соперника, не рискующих выпускать его из своего поля зрения, у кого-то вызывала раздражение. Но злиться надо было не на Королева, а на общий уровень футбола в Харькове, не позволявший нашим игрокам составлять достойную конкуренцию сильнейшим командам СССР. Как известно, этот самый уровень оставлял (и продолжает оставлять) желать лучшего. Кто знает, как раскрылся бы талант Короля, окажись он в составе более именитого клуба. А возможности для этого у него были. В конце 1961 года Александр Пономарев вернувшийся из Харькова в Москву, приглашал Николая к себе в «Динамо». А в 1963-м такое же предложение поступило от бывшего капитана «Авангарда» Виктора Марьенко, возглавившего московское «Торпедо». Но в обоих случаях Королев ответил отказом - он не хотел покидать родной город. Как не вспомнить слова Атоса, которые он сказал Д'Артаньяну после визита последнего к Ришелье. «Вы поступили так, как должны были поступить. Но, возможно, вы совершили ошибку».

Тетя воспитала, как сына…

Николай Королев был личностью не только на поле, но и в обычной жизни. Он был хорошим семьянином, надежным и верным товарищем. Вспоминает Борис Абелев (друг детства): «Я знал Колю с 1949-го года. Мы жили по соседству на улице Володарского и в сквере на этой же улице вместе гоняли мяч все свободное от занятий в школе время. Вся кора на тех липах, что служили нам штангами, была оббита после ударов подрастающего Короля, уже тогда выделявшегося среди сверстников силой своего удара. Когда сверстники бывали заняты своими делами, Коля отрабатывал технику, играя против целой толпы пацанов помладше. Он не мог жить без футбола».
Его детство (как и у многих других ребят тех времен) нельзя назвать счастливым (хотя товарищ Сталин свое спасибо получил). Семья его жила очень бедно в полуподвальном помещении старого дома. Его и брата растила и воспитывала родная тетя, которую он считал своей мамой. Лишь перед смертью она открыла ему тайну его происхождения - его родители были репрессированы и погибли еще в конце 30-х. Причина, по которой тетя скрывала от него этот факт, понятна - для детей «врагов народа» жизнь тогда становилась невыносимой.
Тем не менее, трудное детство и постоянная нужда в семье не помешала Николаю успешно закончить среднюю школу №86, стать честным порядочным человеком, добрым и преданным другом». После школы дальнейшая судьба Королева была определена им самим. Футбол, и только футбол - главное увлечение, цель и страсть всей его жизни! Уже в 1953 году он выступает за команду «Медик» в первенстве города под руководством тренера Н. Ляскоронского. А через 2 года он уже игрок «Локомотива» - команды класса Б. В том же 1955 году он забил свои первые два гола в чемпионате Союза. В конце того же года команда перешла в другое ведомство и следующие 11 сезонов имела звучное и многообещающее название «Авангард». И все эти годы именно с этой командой была связана спортивная судьба ее бессменного центрфорварда, лучшего бомбардира и лидера атак - Николая Королева. Приобретя необходимый игровой опыт за 5 сезонов в классе Б (110 игр - 19 голов), в 1960 году (дебют «Авангарда» в высшем дивизионе) Николай был уже достаточно зрелым игроком, хорошо знавшим что ему делать на поле и как. В тот год команду возглавил Александр Пономарев - известный в прошлом футболист и талантливый тренер. Его школа несомненно оказала значительное воздействие на формирование Королева, как личности в большом футболе. Именно при Пономареве «Авангард» достиг того рубежа, которого ни до, ни после этого ни одной команде из Харькова добиться не удалось - 6-е место в первенстве СССР. Этот сезон стал лучшим и в спортивной биографии нашего героя. 10 мячей, забитых им в 28 матчах в ворота лучших вратарей страны дорогого стоят!

На гребне волны

Вспоминает друг Королева, известный харьковский футболист 60-х годов, Станислав Костюк: «Познакомились мы с Колей еще в 1954 году, играя за юношескую сборную Харькова. А в 1959 году, когда я вернулся из армии, мы сблизились и стали друзьями на всю жизнь. Конечно, наиболее запомнился нам 61-й год. Готовились мы к нему с особым подъемом и настроением сначала на Кипре, а потом в Сочи. Пономарев сказал Коле, что он может делать на тренировках то, что он хочет, то есть выбирать те игровые упражнения, которые он сам считает для себя необходимыми. Трудились мы тогда до седьмого пота, все без исключения. Кстати, Николай лишь на поле в игре мог казаться кому-то лентяем в силу особенностей его амплуа. Но на тренировках он никогда не ленился. Особое внимание он уделял отработке ударов с различных позиций. Неудивительно, что стартовали мы тогда, как никогда удачно. А Коля забивал тогда почти в каждом матче. Запомнились его голы в ворота московского «Локомотива» и их земляков «торпедовцев» (который он забил с 40 метров), хет-трик в ворота СКА «Ростов» и победный гол тбилисскому «Динамо». Красивейший мяч ударом с лета он забил в Воронеже. И так весь сезон. У нас тогда была отличная команда. Потом спустя много лет мы часто с Колей вспоминали тот год - такое забыть невозможно».

Звезда пленительного счастья

Всего за 4 сезона в высшем дивизионе Королев забил 28 голов в 123 играх. Когда в 1963 году «Авангард» покинул высшую лигу (как потом оказалось, на долгие 18 лет) Николай провел еще 4 года со своей командой во второй лиге класса А, забив еще 35 голов. Всего в Харькове он сыграл 348 матчей и забил 82 гола - достижение, кстати, еще никем не побитое! Правда, был еще и кировоградский период в жизни Королева, когда его в конце 66-го года выжил из команды молодой киевский тренер Виктор Каневский. За два сезона в «Звезде» он забил 32 гола - факт, доказавший неправоту Каневского-тренера.
В 1969 году Король вернулся в Харьков. В этот последний в своей футбольной карьере сезон он отличился лишь трижды, но был очень полезен команде. Ведь само присутствие его на поле отвлекало защитников соперника, что развязывало руки его коллегам. В этот год мне особенно запомнился эпизод одного из последних матчей сезона. Королев нанес удар по воротам соперника (конечно же, с левой) метров с 45. Мяч с большой скоростью летел прямо во вратаря, но в последний момент резко изменил направление и юркнул в правый нижний угол. Вратарь с большим трудом юркнул за ним и отразил этот коварный удар. Ну а трибуны взорвались овациями. Кто-то из зрителей сказал «с ученым видом знатока», что «Король пробил с носка». После такого удара мяч летит с большой скоростью и может резко изменить направление. При этом есть одна тонкость - удар необходимо нанести точно в центр мяча. Этим редким техническим приемом мастерски владел Николай Королев.

Берегись автомобиля!

Перейдя в 1970 году на тренерскую работу, Королев возглавил команду «Украинка», выступающую на первенство области. Все те 4 года, что он проработал с командой, она была сильнейшей в области, а в ее рядах созрело немало способных ребят: Крамаренко, Шаленко, Карякин, Смирнов, Лаптев, Беспалько и др. Когда в начале 74-го года Королев стал старшим тренером вылетевшего из первой лиги «Металлиста», все эти ребята, а также другие молодые воспитанники харьковского футбола (Малько, Цымбалюк, Демченко, Зинченко, Лысенко) стали игроками основного состава команды. В период предсезонной подготовки старшим тренером была заложена хорошая база для успешного выступления в новом сезоне. Ставка была сделана на вышеупомянутую молодежь, и она не подвела своего наставника. Команда уверенно провела первый круг, заняв в итоге второе место. К сожалению, на этом карьера Н. Королева, как тренера команды мастеров завершилась. Досадный случай - поломка в пути собственного автомобиля помешала ему вовремя прибыть на базу команды, где проходило совещание в присутствии высокопоставленных персон. Такого нарушения субординации они Николаю Кузьмичу не простили. И уже во втором круге командой руководил В. Н. Зуб. Вторую половину турнира команда провела несколько слабее (по очкам), но задачу, поставленную на сезон, выполнила и вернулась в первую лигу. Все лавры, конечно, достались Виталию Никитичу, но и заслуга в этом успехе Николая Королева была несомненной.

Подхватит детская рука

Дальнейшая судьба Николая Кузьмича была связана с детским и юношеским футболом в нашем городе. Работая в начале тренером в ДЮСШ №9, а затем директором ДЮСШ №8, он трудился увлеченно и с полной самоотдачей, передавая свои знания и опыт подросткам. В директорском кабинете его можно было видеть редко, больше времени он проводил со своими воспитанниками на спортплощадке.
А в 1982 году новое испытание судьбы. И вновь связанное с автомобилем. Произошла трагедия - он сбил человека. Наказан за это Королев был по всей суровости советского закона - 4 года лишения свободы (освобожден был через 2 года по амнистии). Удивительно похожей оказалась судьба нашего Короля на судьбу Эдуарда Стрельцова. Они и внешне были похожи, и манерой игры, и родились в один год (зловещий 37-й). И играть могли в одной команде, перейди в 64-м Королев в «Торпедо». Но Король в Москву не переехал, он хранил верность своей команде, пока не перестал быть ей нужен. Как и Стрельцов «Торпедо»…
Освободившись, Николаю пришлось все начинать сначала. К счастью, друзья не оставили его в одиночестве. Станислав Костюк добился, чтобы Николаю Королеву разрешили работать в ДЮСШ №15 тренером (в которой Костюк был и является по сей день директором). А через год (после снятия судимости) он вновь директор ДЮСШ №8. К сожалению, перенеся инсульт в 1991 году, Королев стал инвалидом и работать больше не мог. Следующий инсульт в 2000 году оборвал жизнь нашего замечательного земляка. Похоронен он был 21 сентября на 13-м кладбище города Харькова. Проводить Николая в последний путь пришло очень много людей - его друзья, знакомые, все, кто знал и любил этого прекрасного футболиста, настоящую легенду харьковского спорта.
Прошло уже почти пять лет со дня смерти Николая Королева, но на его могиле до сих пор лежит обычная плита. Ни руководство города, ни ФК «Металлист» не удосужились поставить хотя бы небольшой памятник человеку так много сделавшему для Харькова. Честно говоря, даже стыдно напоминать об этом. Но, может быть, имеющие уши да услышат?

Мнение
Уважали очень Колю Королева…
Вспоминает олимпийский чемпион по волейболу Юрий Поярков: «Впервые я познакомился с Николаем Королевым в 1959 году. Это было в ресторане «Динамо». Мы - волейболисты «Буревестника» пришли отметить победу в чемпионате СССР, а футболисты «Авангарда» собрались по поводу выхода в высшую лигу. Я уже не помню, что мы там не поделили (кажется, симпатичных парикмахерш, отмечавших там же производственные успехи), но между нашими ребятами произошла ссора. Об этом, естественно, узнали те, «кому положено все знать» и на следующий день я и Коля, как представители своих команд, были вызваны «на ковер» в Обком партии. Там нам прочли лекцию о том, как должен вести себя советский спортсмен, а мы в свою очередь, заверили руководящих товарищей, что отныне мы будем только дружить, причем, как командами, так и лично. Так оно, в дальнейшем и было.
До 70-го года мы встречались изредка, а вот позже, когда мы оба уже закончили с большим спортом, мы познакомились ближе и стали закадычными друзьями. За 30 лет нашей дружбы я очень хорошо узнал его. Как человек он был добрым, отзывчивым, обладал обостренным чувством справедливости и ответственности. Коля был хорошим и верным товарищем. Всегда помогал всем. Уже работая тренером, он полностью выкладывался в работе, передавая свой опыт детям. Я не специалист в футболе, и характеризовать Королева, как футболиста не вправе. Но вот мнение о нем такой авторитетной личности в футболе, как Валентин Иванов для меня очень много значит. Где-то в середине 60-х мы вместе с ним летели в самолете и речь у нас зашла о Николае Королеве. Иванов сказал, что Колю боялись и уважали в других командах. И еще он высказал сожаление, что Королев отказался в 64-м году перейти в московское «Торпедо».

Николай Королев
Родился 17 декабря 1937 года.
Рост - 180 см. Вес - 74 кг. Нападающий.
Выступал за команды: «Локомотив», Авангард», «Металлист» (все - Харьков), «Звезда» (Кировоград).
В высшей лиге провел 123 матча (забил 28 мячей). Всего за харьковские команды - 348 матчей (82 гола).
Умер 17 сентября 2001 года.
Все называли Королем.

Вся карьера

Сезон

Команда

Класс

Матчи (голы)

1955

«Локомотив»

Б

7 (2)

1956

«Авангард»

Б

23 (4)

1957

«Авангард»

Б

29 (3)

1958

«Авангард»

Б

28 (4)

1959

«Авангард»

Б

26 (6)

1960

«Авангард»

А

30 (5)

1961

«Авангард»

А

28 (10)

1962

«Авангард»

А

28 (5)

1963

«Авангард»

А

37 (8)

1964

«Авангард»

2-я группа

36 (16)

1965

«Авангард»

2-я группа

33 (13)

1966

«Авангард»

2-я группа

30 (3)

1969

«Металлист»

2-я группа

26 (3)


В 1967 и 1968 годах играл за «Звезду» Кировоград. По непроверенным данным забил за два года 32 гола.

Игорь Крикунов

Источник Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 22 ноября 2024, 10:24 2

Житомирский клуб порадовал фанатов креативным дизайном афиши к важному матчу УПЛ