Новые песни о главном

Введение новых правил для сезона-2010 бросает командам и пилотам массу вызовов

В своих интервью после первых тестов многие спортсмены утверждали, что им пришлось забывать свои привычки в пилотировании и учиться заново. Гланым техническим новшеством стал запрет на дозаправку. Болиды потяжелели на 100 кг за счет топлива, которого теперь хватает от старта до финиша. Однако на итог борьбы могут оказать влияние и другие нововведения...

В прошлом году мы уже были свидетелями того, как изменения Технического регламента могут перевернуть все в Формуле-1 с ног на голову. Признанные фавориты превращаются в середнячков (а некоторым довелось даже познать долю аутсайдеров), а привычно отстающие вдруг становятся силой, которая крушит на своем пути всех и вся... Безусловно, в первую очередь это чудесное превращение продемонстрировала команда «Браун ГП». Чуть менее ярко, но столь же сильно провели сезон-2009 «Рэд Буллы», «Форца Индия» и «Тойота». «Макларен», «Феррари», «БМВ» и тем более «Рено» были вынуждены довольствоваться очковыми крохами, которые оставляли им лидирующие команды. Наиболее резко в той ситуации поступила итальянская команда. Когда стало очевидным, что Кими Ряйконену и Фелипе Массе в текущем чемпионата ловить собственно нечего, все силы были брошены на разработку машины для сезона-2010. Подобным образом поступил и «Макларен», однако этот шаг подопечные Мартина Уитмарша сделали с присущей британцам скромностью - без громких заявлений и публичных признаний. Ивот что из этого получилось...

Два полюса

«Макларен» и «Феррари» пошли разными дорогами

Первые межсезонные тесты показали, что обе команды отлично справились со всей работой. И «Макларен», и «Феррари» были достаточно быстры, чтобы радовать своих создателей хорошими результатами. Британский болид оказался немного быстрее своего итальянского соперника: что-то около 0,6-0,7 секунды на круге. В свою очередь, «Феррари» провела тесты без серьезных технических проблем. Это говорит о том, что итальянцы делают ставку на стабильность результатов. Впрочем, это все лишь поверхностное впечатление. Интересно несколько иное... В своей работе над новой машиной «Скудерия» уделила максимум внимания конструкции диффузора, доведя идею прошлогодней новинки «Браун ГП» до совершенства. В прессу просочилась информация о том, что вся нынешняя аэродинамическая система «Феррари» имеет размер не более двух листов формата А4, а по эффективности в разы превышающую стандартную прошлогоднюю конструкцию. Достаточно сказать, что в течение всех тестов в бригаде механиков «Скудерии» был определен человек, который специальным щитом закрывал заднюю часть болида, чтобы конкуренты не могли увидеть элементы системы...

А вот «Макларен» решил пойти своим путем... Вместо доработки диффузора британская конюшня основательно подошла к адаптации конструкции заднего антикрыла под новые правила. Конструкторская мысль так смело и высоко витала над базой в Уокинге, что, лицезрев плоды этой работы, специалисты «Феррари» и «Рэд Булл» усомнились в ее легитимности. История, как известно, повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй - в виде фарса. Точно также в прошлом году «Скудерия» и «Быки» пытались опротестовать диффузор «Браун ГП». Однако доказать свою позицию в суде так и не смогли. Теперь на месте команды Росса Брауна оказался «Макларен». Но там, похоже, были готовы к тому, что наиболее вероятные соперники вновь обратятся к услугам своих адвокатов. Как только те сообщили о своих подозрениях в Техническую службу Международной автомобильной федерации, как британская команда заявила, что готова отказаться от новой придуманной схемы заднего антикрыла в пользу той, что совершенно точно укладывается в прокрустово ложе Технического регламента-2010. Но при этом не менее эффективно! Мол, пусть НА выскажет свое мнение и запрещает все, что посчитает нужным, но от этого черно-серебристый болид медленнее не станет.

Как бы там ни было, а буквально в начале этой недели технические комиссары FIA подтвердили законность нового антикрыла «Макларена». Очередной судебный спектакль Ф-1 завершился, по сути, и не начавшись... Мало того, буквально накануне старта Гран-при Бахрейна стало известно, что другие участники чемпионата хоть и высказали вслух свое недовольство позицией FIA, но уже готовы приступить к работам по копированию системы, придуманной «Маклареном». Если, конечно, она окажется эффективной и достойной подражания.

В свою очередь, в команде «Мерседес» сделали ставку на эффективность переднего спойлера и аэродинамические качества капота мотора. При этом конструкторами было предложено несколько новых смелых решений, которые призваны упорядочить ход возмущенного передними покрышками воздуха. Изменениям подверглись рулевые тяги и классические схемы крепления колеса.

Что же касается «Рэд Булла», то подробной информации о новых идеях гениального Адриана Ньюи на этот момент почти нет. Но, учитывая прошлогодний опыт выступлений команды и показанные ею на тестах результаты, сомневаться в эффективности их новинок не приходится. Из разряда «середнячков» «Быки» уверенно перешли в стойло фаворитов, что не может не радовать поклонников таланта Себастьяна Феттеля...

Топливная диета

Запрет на дозаправки и ограничение веса машин

О запрете на дозаправки сказано уже немало. Но оно того стоит, потому что стало самым важным изменением Технического регламента для 61-го чемпионата мира. Раньше машины рассчитывались на работу в режиме спринта, при которой дистанция короткого забега определялась эффективной работой покрышек. Теперь конструкторам пришлось создавать на своих кульманах и компьютерных дисплеях идеального стайера, который бы умел равномерно распределять силы на всю 300-километровую дистанцию. Именно этот пункт Регламента потянул за собой целый ряд вынужденных изменений. Начиная от работы механиков на пит-стопе и заканчивая уже упомянутой выше необходимостью пилотам в оба глаза следить за состоянием покрышек и тормозов во время Гран-при. И особенно в самом начале гонки.

Рассказывая об изменениях на пит-лайне, руководитель команды «Рэд Булл» Кристиан Хорнер похвастался, что внедрение научного подхода к организации процесса пит-стопа, а также многочисленные тренировки позволили его механикам менять все четыре колеса болида за... две секунды! Напомним, что до сих пор в качестве официального рекорда, записанного в небезызвестной Книге рекордов Гиннесса смена резины занимала 4 секунды. Если слова Хорнера окажутся правдой, то и Книге рекордов придется поменять пару страниц... А количество вариаций новых стратегий не будет уступать прошлым чемпионатам. В своих комментариях пилоты высказывают сдержанный оптимизм, хотя и отмечают возросшую цену даже небольшой помарки в пилотировании.

Дополнительное топливо заметно увеличило вес болида. Теперь машина должна весить не меньше 620 кг в любой момент гоночного уик-энда. Контроль веса производится на техническом осмотре в среду или четверг перед Большим призом, а по ходу уик-энда - в случайном порядке. После Гран-при контроль обязателен для всех финишировавших. Кроме того, формально командам разрешено использовать систему KERS, которая появилась в Ф-1 в прошлом году. Но с оглядкой на ее немалый вес (порядка 60 кг) и сомнительную эффективность никто из участников чемпионата-2010 применять ее не будет.

Следите за обувкой!

Изменения Регламента относительно колес

Аэродинамические колпаки на колесных дисках появились на машинах «Феррари» четыре года назад. В этом сезоне они также подверглись репрессиям со стороны FIA, даже несмотря на то, что стали чуть ли не стандартным решением для многих команд. Как показала практика, колесные колпаки улучшали вентиляцию тормозов и уменьшали сопротивление воздушному потоку, позволяя отыграть около двух десятых на круге. Однако в прошлом году стало очевидным, что в условиях нового Регламента колпаки оказывают негативное влияние на машины соперников, которые атакуют обладателя этой конструкции. По общему согласию команд колпаки было решено убрать.

С покрышками связано еще несколько новшеств. Запрету подверглись системы прогрева дисков колес, которые позволяли колесам быстрее выходить на оптимальные рабочие режимы. При этом команды будут продолжать использовать термочехлы для покрышек.

Серьезное значение имеет так же изменение размеров передних колес. Слики, вернувшиеся в Ф-1 в прошлом году, по габаритам повторяли покрышки с канавками, а потому по сравнению с задними изнашивались неравномерно. Пилоты страдали от разного уровня сцепления с трассой передней и задней части машины, и вылечить от этого не могли даже изменения в развесовке болидов.

Специалисты «Бриджстоуна» верят, что этот пункт нового Регламента уменьшит нарекания пилотов, а работа колес на трассе станет более прогнозируемой.

Любой пилот, принимавший участие в финале квалификации, обязан стартовать в гонке на том же комплекте шин, на каком он показал свое лучшее время в квалификации. Те, кто квалифицировался ниже, вольны в своем выборе. Для стратегов лидирующих команд это правило будет очень непростой задачей: им предстоит решать, стоит ли использовать в квалификации более мягкую смесь, которая затем быстро придет в негодность на тяжелой машине с полным баком, либо проиграть поул-позишн с шансом отыграться в гонке.

Налетай, подешевело!

Новая система начисления очков

С увеличением количества команд, принимающих участие в чемпионате, вполне логичным стало и изменение в очковой системе современной Формулы-1. Цель - увеличить значимость победы, обострив борьбу в лидирующей группе, и наградить баллами большее число гонщиков. По этому поводу в межсезонье было немало разговоров и споров. Например, вице-президент спортивного подразделения «Мерседес» Норберт Хауг считает, что с позиции чисел первое место в двести раз дороже второго. «И этим все сказано...» - резюмирует он.

Бывшему пилоту Ф-1 Герхарду Бергеру новая система также не по душе: «Мне она не нравится. Она нарушает историческую преемственность; отныне мы не сможем сравнивать выступления сегодняшних гонщиков с героями прошлых лет. Кроме того, мне кажется ошибочной практика изменения правил каждые три года... Признаться, я не понимал, зачем нужно было давать десять очков победителю вместо девяти. Было бы лучше награждать баллом обладателя поула, ведь победа в квалификации требует мастерства и скорости...»

Как бы там ни было, новая система очков выглядит следующим образом:
25-18-15-12-10-8- 6-4-2-1 (баллами награждается первая десятка финишировавших).

Прозевал - пеняй на себя!

Изменены правила машины безопасности

Отстающие на круг пилоты вновь лишены возможности обгонять лидеров. Это сделано для того, чтобы сократить время присутствия машины безопасности на трассе и побыстрее возобновлять гонку. Впрочем, не секрет, что время, проведенное сиефти-каром во главе пелетона, во многом определяется темпом работ маршалов по устранению последствий аварий. С другой стороны, машина безопасности опять станет жесточайшим врагом тех, кто хоть на секунду замешкается на пит-лайне - беспрепятственно вернуться в круг.с лидером будет невозможно.

Береги мотор смолоду!

Штраф за вторую замену мотора

Если кто-то из пилотов превышает лимит в восемь моторов, отпущенных на сезон, то за каждый новый двигатель пилот будет получать штраф в виде лишения 10 позиций на стартовом поле. Если вышло так, что сразу два дополнительных мотора использованы по ходу одного Гран-при, то за второй из них придется «расплачиваться» на следующем этапе.

Пособие для дебютантов

Дополнительные тесты для новичков

И последним важным нововведением сезона-2010 стало правило, согласно которому новичок, который не участвовал в гонках Ф-1 на протяжении двух последних лет, сможет провести тесты в течение одного дня для того, чтобы он смог адаптироваться к машине. Провести подобный тестовый день пилот сможет только на трассе, одобренной FIA, но не принимающей один из этапов текущего сезона. Это правило призвано избежать ситуации, в которой год назад оказался Хайме Альгерсуари. Напомним, что испанцу пришлось дебютировать в Гран-при фактически без тестов и какого-либо опыта управления болидом Формулы-1.

Сергей БЕРОВ, газета «Команда»

Источник Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Авто/мото | 24 ноября 2024, 09:35 4

Пилот Ред Булла завоевал очередной титул