С больной головы на здоровую

Как в политической, так и в футбольной жизни Украина разделена на два лагеря

Разница только в масштабах и пропорциях. В политику лезть не станем. Там свои заморочки. Тем более, что в соответствии с профилем издания нам ближе игра миллионов. О ней и поговорим.

Как-то неуютно в нашем футбольном доме. Холодно и не убрано, а жильцы только и делают, что занимаются склоками и дрязгами. Главным образом - на самых верхних этажах. И тем самым наглядно демонстрируют нетленность истины, что система не может обвинить себя - она ищет виноватых.
Взять, к примеру, недавнюю видеоконференцию президента ФФУ Григория Суркиса в столичном Доме футбола.

Григорий Михайлович много сделал для отечественного футбола, и мы никоим образом не умаляем его заслуг. Как обычно, говорил он правильные слова, призывал к честности и порядочности, но некоторые его высказывания били не в бровь, а в глаз. Причем в невинный. Туда же, кстати, целили и некоторые авторы вопросов. В частности, о «неадекватных представителях телевизионных футбольных передач» и «скандальном руководителе Премьер-лиги». Кстати, до боли знакомый слог и стиль. Хотя, возможно, мы излишне придирчивы, а также многого не знаем и чего-то не понимаем.

Но речь не об этом. В очередной раз вернувшись к больной теме поражения сборной Украины на «Донбасс Арене» в ответном матче плей-офф ЧМ-2010 с Грецией, президент ФФУ сравнил стадион в Донецке с логовом врага, а вину за провал возложил на плечи болельщиков, которые не до отказа заполнили футбольную арену.

Насчет «логова» - это даже не в глаз, а в самое сердце. Зачем так жестоко, Григорий Михайлович? Алексей Михайличенко тоже сетовал на незаполненные трибуны и тоже усмотрел в этом прямую связь с негативным результатом. Но при этом хотя бы использовал деликатное выражение - «нейтральная территория». Именно так бывший главный тренер сборной Украины назвал «Донбасс Арену». Тоже обидное сравнение, но вы же, Григорий Михайлович, режете без наркоза. Даже не представляю, чтобы ваш французский или испанский коллега в случае поражения позволил себе назвать «логовом врага» стадион в Марселе или Севилье. А если бы сделал это, то со стороны СМИ и общественности последовала такая реакция, что мало бы не показалось.

Впрочем, это моральная сторона дела. А если по существу, то не могу понять, какая взаимосвязь между количеством зрителей на стадионе и результатом. Безусловно, аншлаг на стадионе и соответствующая поддержка способствует достижению победы. Не зря ведь болельщиков называют «двенадцатым игроком». Но далеко не всегда даже самая потрясающая атмосфера на футбольной арене помогает домашней команде. Приведу классический пример. 21 ноября 2007 года 88 тысяч английских болельщиков до отказа заполнили «Уэмбли» в решающем для их сборной отборочном матче ЧЕ-2008 с хорватами. И что, это помогло родоначальникам футбола? Гости, для которых результат встречи не имел никакого значения, обыграли хозяев, у которых, в свою очередь, на карту было поставлено все. После финального свистка болельщики не только освистали своих футболистов, но и закидали их всем, что попадалось под руку - подопечные Стива Макларена покидали поле под прикрытием полиции. Но ведь никому из руководителей АФА (аналог ФФУ) не пришло в голову упрекнуть болельщиков. Не говоря уже о том, чтобы обвинить их в отсутствии патриотизма.

Не спорю, от поддержки трибун зависит очень многое. Но решающее слово все-таки за футболистами. А мы почему-то отводим этому второе место. Два года назад англичане проиграли хорватам в первую очередь потому, что балканцы просто лучше играли. В отборе на ЧМ-2010 уже британцы выглядели сильнее и, как следствие, разгромили своего обидчика не только дома, но и на «Максимире» в присутствии 35 тысяч зрителей. А как болеют на «Максимире», всем хорошо известно.

У нас же запросто можно сделать козлами отпущения болельщиков. Если сборная Украины была хорошо подготовлена, то она должна была обыгрывать греков, даже если бы на «Донбасс Арену» пришел один человек. Но коли команде Михайличенко не удалось это сделать в присутствии 31 тысячи, то не следует перекладывать вину с больной головы на здоровую. Сказал бы тогда Алексей Александрович «извините», и мы бы вошли в его положение. И даже посочувствовали. Ну, проиграли. Не повезло. Всякое бывает. Это футбол. Каюсь, виноват, что-то недоделали, допустили такие-то ошибки... Но при чем здесь «нейтральная территория»? А теперь еще страшнее - «логово врага». Помилуйте, господа хорошие. Это тут при чем, и зачем вы так? Не путайте, пожалуйста, Божий дар с яичницей. Умейте признать свои ошибки. И вас поймут. Не пощадят, но хотя бы поймут.

Вспоминаю один показательный случай. В декабре 2008 года в решающем матче за третье место в групповом турнире Лиги чемпионов «Шахтер» в Пирее играл с «Олимпиакосом». Грекам нужна была только победа, дончан устраивала ничья. Они ее и добились, несмотря на то, что хозяев неистово поддерживали 30 тысяч зрителей. Кстати, поддерживали только до 90-й минуты. Когда стало ясно, что «Олимпиакосу» поставленной цели не добиться, на «Георгиосе Караискакисе» наступила гробовая тишина. Как мне тогда объяснил мой греческий коллега, своим молчанием фанаты показали футболистам, что те недостойны их поддержки. Ни один игрок «Олимпиакоса» не осудил поведение болельщиков, а норвежский рулевой команды Тронд Солльед на послематчевой пресс-конференции как заклинание повторял только одно слово: «sorry». И, между прочим, не говорил журналистам, которые буквально размазывали его по стене, что они «смотрят футбол спиной». У нас же это в порядке вещей. Хотя украинские спортивные журналисты самые толерантные в мире. И большинство из нас никогда не позволит себе грубые высказывания в адрес тренера, футболистов и президента национальной федерации.

Эдуард КИСЕЛЕВ, Спорт-Арена

Источник Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Хоккей | 05 января 2025, 08:20 4

Sport.ua вспоминает, как сборная Украины U20 по хоккею впервые выступала на ЧМ в топ-дивизионе

Комментарии