От полета в стену к титулу. Как Шумахер впервые стал чемпионом 31 год назад
13 ноября 1994 года произошли события, которые навсегда вошли в историю автоспорта
- 13 ноября 2025, 14:20
- |
- 13 ноября 2025, 14:29
- 969
- 0
В этом году в Формуле-1 впервые при действующем регламенте несколько пилотов подходят к концу сезона с реальными шансами на титул. После Гран-при Бразилии Ландо Норрис оторвался от преследователей, Оскара Пиастри и Макса Ферстаппена, и теперь развязка всего сезона состоится на последних трех этапах.
Так же и в этот день, 31 год назад, легендарный Михаэль Шумахер на Бенеттоне и Деймон Хилл на Уильямсе подошли к решающему этапу чемпионата, где определялось, кто из них завоюет свой первый титул чемпиона мира. События того сезона не могли пройти без драмы, их до сих пор вспоминают за невероятное напряжение и даже трагичность, а от результатов той гонки зависел итог чемпионата.
В этом материале мы расскажем о событиях сезона 1994 года и, главное, об исторической гонке в Аделаиде, которая навсегда осталась в памяти фанатов Формулы-1.
Старт сезона
В начале сезона 1994 года в составе Уильямс, который до того выиграл оба зачета 1993 года, произошли важные изменения. Из команды и Формулы-1 в целом ушел действующий чемпион Ален Прост, а на его место пришел Айртон Сенна. Напарником обеих легенд Формулы-1 стал сын двукратного чемпиона Грэма Хилла, Деймон, который на тот момент только начинал свой второй сезон в Ф1.
Главным и, пожалуй, единственным реальным соперником британского коллектива стал Бенеттон, в составе которого лидером заявил себя Михаэль Шумахер. Накануне сезона произошли важные изменения в регламенте: в Формуле-1 запретили электронные помощники, что больше всего осложнило жизнь Уильямсу, тогда как Бенеттону это позволило воспользоваться чистой скоростью болида и приблизиться к конкурентам.
Для Уильямса, выигравшего два последних чемпионата, единственной надеждой оставался Сенна, но команда не успела создать для него конкурентоспособный болид. После первых двух этапов, где Сенна завоевал поул-позиции в квалификации, но безрезультатно завершил гонки, наступила трагедия на Гран-при Сан-Марино. Этот этап навсегда остался в истории Формулы-1 как «черный уик-энд»: в квалификации погиб австриец Роланд Ратценбергер, а во время гонки - Айртон Сенна. Этот этап изменил Формулу-1 навсегда и ввел новый приоритет на безопасность.
Для тогдашних лидеров сезона трагедия на Сан-Марино стала решающей. Михаэль Шумахер продолжил борьбу без, казалось бы, сильнейшего соперника, а Деймон Хилл постепенно взял на себя роль лидера Уильямс. В течение сезона 1993 года он неоднократно давал достойный бой Алену Просту и одержал три подряд победы во второй половине года, но теперь ситуация была другой.
Помощь от ФИА и Шумахера
Деймон Хилл начал сезон с подиума в дебютной гонке, а на Гран-при Сан-Марино финишировал шестым. Однако на тот момент Шумахер уже доминировал: немец выиграл четыре первые гонки подряд, и шансов догнать его у Хилла было немного. Впервые в том году британец победил на Гран-при Испании - уверенно и заслуженно, но даже после этого Михаэль добавил к своему активу еще два золота.
Однако ситуация изменилась после скандального Гран-при Великобритании - домашней гонки для Хилла и Уильямса. Деймон одержал победу, а Шумахер финишировал вторым. Но главное произошло вне самой борьбы на трассе. Во время прогревочного круга Михаэль несколько раз обогнал Хилла, что было строго запрещено регламентом. Судьи вывесили черный флаг, но команда Бенеттон пыталась оспорить наказание. За игнорирование черного флага его не только дисквалифицировали из гонки, но и отстранили от участия в двух следующих этапах.
Такой поворот событий вернул интригу в чемпионат: Уильямс и Деймон Хилл получили реальный шанс сократить отставание и навязать борьбу за титул.
Британец в полной мере воспользовался шансом, подаренным соперником и судьями: Хилл выиграл две гонки подряд во время отстранения Шумахера. К тому же немца перед этим еще раз дисквалифицировали - на этот раз на Гран-при Бельгии, из-за чрезмерного износа планки днища болида, что принесло Дэймону еще одну победу.
После возвращения Шумахера их разделяло всего одно очко. В следующих двух гонках конкуренты обменялись победами, поэтому перед финалом сезона в Аделаиде (Австралия) разница между ними снова составляла всего один балл.
Гран-при Австралии 1994
Гонка в Аделаиде стала решающей как в зачете пилотов, так и в Кубке конструкторов. Поул-позицию завоевал чемпион 1992 года Найджел Мэнселл, который вернулся в Уильямс специально на финал чемпионата. Рядом с ним на стартовой решетке расположились Михаэль Шумахер - второй, и Деймон Хилл - третий.
На старте Мэнселл провалился, и впереди оказался Шумахер. За ним следовали Хилл, Хаккинен, Ирвайн, Мэнселл и Баррикелло. Лидеры чемпионата - Шумахер и Хилл, которых разделяла всего секунда, - сразу начали отрываться от остального пелотона.
На 10-м круге Мэнселл опередил Ирвайна и поднялся на четвертую позицию. Впоследствии он обошел Хаккинена и стал третьим, но даже после этого уступал лидерам почти секунду с круга. После серии пит-стопов Шумахер и Хилл снова оказались рядом - менее чем в секунде друг от друга.
На 35-м круге произошло главное событие заезда, если не всего сезона. Шумахер слишком широко вошел в поворот East Terrace и задел стену. Он потерял немного времени, но было непонятно, насколько поврежден его болид. Хилл сразу приблизился и бросился в атаку, заняв внутреннюю траекторию в следующем повороте. Когда Уильямс Хилла уже почти прошел Бенеттон, Шумахер резко повернул внутрь и протаранил соперника - машины столкнулись. Бенеттон взлетел в воздух, а после приземления получил серьезные повреждения - для Шумахера это означало конец гонки.
На первый взгляд болид Хилла остался невредимым, но вскоре выяснилось, что сломана левая передняя подвеска. Британцу удалось добраться до боксов, но после безуспешных попыток ремонта он также был вынужден сойти. Сделал ли Шумахер этот маневр намеренно, понимая, что его машина уже была повреждена после контакта со стеной, - вопрос, который до сих пор остается предметом споров. Как бы то ни было, именно так Михаэль Шумахер завоевал свой первый чемпионский титул в Формуле-1.
После инцидента Мэнселл и две Феррари боролись за победу. Во время второго пит-стопа механики Алези сначала не смогли закрепить колесо, а затем болид заглох на выезде из боксов. Француз потерял круг и вернулся в гонку только восьмым. Мэнселл в итоге одержал свою 31-ю победу в карьере; за ним финишировали Герхард Бергер, Мартин Брандл, Рубенс Баррикелло, Оливье Панис и Жан Алези.
По итогам сезона Шумахер набрал 92 очка и опередил Хилла всего на один балл. Несмотря на спорное столкновение в финале, FIA не применила санкций, а Уильямс не подал протест. Кубок конструкторов достался Уильямсу с преимуществом в 15 очков.
Впоследствии Деймон Хилл все же выиграет свой чемпионат - в 1996 году. Немец же еще раз триумфирует с Бенеттоном, а затем совершит легендарный переход в Феррари, где неоднократно перепишет историю Формулы-1.