Дмитрий ЯНЧУК: «В сборной по 2,5-3 часа тренировки. А потом еще тренажерка»
Самый результативный игрок сборной Украины в волейбольной Лиге наций дал большое интервью Sport.ua
- 26 июля 2025, 09:30
- |
- 4229
- 6
Ему 26 и за последние два года он совершил самый стремительный прорыв в украинском волейболе. И если в прошлом году, став лидером в «экстремальной» сборной Украины, Дмитрий Янчук все еще оставался звездой внутреннего потребления, то после Лиги наций сделал заявку на то, чтобы стать знаковой личностью в волейболе планетарного масштаба. В 12-ти матчах VNL Дмитрий принес нашей команде 190 очков и стал пятым бомбардиром турнира. Эйсов Янчук подал 18 и является по количеству подач навылет третьим в Лиге наций.
В этом интервью Sport.ua Дмитрий рассказал, как наша сборная удивила всех, хоть и не вышла в Финал восьми VNL, что произошло с командой в заключительных матчах против сербов и канадцев, о гении Рауля Лосано и Флавио Гулинелли, а также о том, как на заре карьеры играл, тренировался, а затем зарабатывал на жизнь в ночную смену. Итак, Поэтому знакомьтесь поближе - Дмитрий Янчук.
- Дмитрий, сейчас, когда эмоции немного улеглись, скажите, чего по итогам первого выступления в Лиге наций больше - удовольствия от того, что удалось выиграть половину матчей или печали, связанной с непопаданием в плей-офф?
- В целом нашим выступлением доволен. Как ни как, это дебют, мы противостояли лучшим сборным мира, не было ни одного проходного матча. Каждая игра была одинаково важна, все команды могут друг друга победить. Конечно, после двух заключительных матчей определенное отчаяние есть. Мы упустили хорошую возможность попасть в Финал восьми. Почему проиграли сербам и канадцам - еще до конца не разобрался. Надо собраться мыслями, еще раз посмотреть эти матчи и идти вперед дальше.
- По вашему мнению, что на невнятную заключительную неделю наложило больший отпечаток - физическая усталость, которая накопилась после клубного сезона, сборов и матчей за национальную команду или психологический аспект, дескать, команда немного испугалась того, что сама наделала?
- Мне кажется, что общее физическое состояние команды, за небольшими исключениями, было оптимальным. Да, испытывал определенный дискомфорт Илья Ковалев. Но те ребята, которые играли постоянно, чувствовали себя хорошо. Я так точно. Прыгали и били все очень хорошо. Думаю, причина поражений в моральной плоскости. В заключительную неделю стало сложно выжимать из себя какие-нибудь эмоции. По крайней мере, к такому выводу пришел, уже просмотрев один из матчей.
- Многие дискуссии пришлось слышать относительно того, стоило ли так зарубаться в матче с действующими чемпионами мира итальянцами. Да, мы дали бой, отобрали у итальянцев два сета, но в итоге потратили немало сил и подошли к матчу с сербами, который проходил только через сутки, на фоне усталости после двух «пятихаток» (Нидерланды накануне Украина победила 3:2)…
- Тренер нам всегда говорит: «Неважно, какая команда напротив. Против нее всегда можно играть». Еще раз повторюсь, что физическое состояние команды в матче с сербами было хорошим, усталости после матчей с голландцами и итальянцами не чувствовали. Мы должны были оказать психологическое давление на соперника. Вот этого нам сделать не удалось. И не в матче с итальянцами дело. Мы настраивались на победу в каждом матче. Думаю, если бы ситуация в поединке с итальянцами сложилась так, как в матче с французами в начале второй недели Лиги наций, когда соперник не давал нам сыграть совсем, возможно, Рауль Лосано тоже в третьей партии изменил бы состав. С итальянцами мы со стартовых розыгрышей третьего сета начали побеждать, постоянно увеличивали преимущество. Так зачем команде останавливаться? Почему не попытаться выиграть у чемпионов мира?
- Может, это уже была проекция на предстоящий матч чемпионата мира, где Украина и Италия сойдутся на групповой стадии?
- О чемпионате мира мы тогда точно не думали. Мы были сконцентрированы на том, чтобы выйти в плей-офф Лиги наций. В любом случае уверен, что эта игра против итальянцев будет для нас полезна в будущем.
- В этой Лиге наций Украина удивила прежде всего смелостью, тем, что, несмотря на статус дебютанта, с первого матча начала играть так, будто постоянно противостоит лучшим командам мира. Откуда взялась эта черта?
- У нас была мотивация - заявить миру о себе, показать, что в Украине есть волейбол, причем волейбол высокого уровня. Все выдали свой максимум. В преддверии старта в Лиге наций хорошую работу провел тренерский штаб, начиная с подготовки к матчам, продолжая разбором соперников, качественно нас подготовили в тренажерке тренеры по физподготовке. Мы слишком сильно хотели себя проявить, не было игры, в которой бы мы не хотели победить. Это сыграло свою роль. Мы стремились заявить о себе как больно кусающие дебютанты. Думаю, нам это удалось.
- Тренерский фактор отмечают как определяющий многие специалисты. И действительно, в карьере Рауля Лосано было немало таких турниров.
- В нем что-то есть. Впечатляет то, как тренер подводит нас к матчам, какие тренировки нам делает; как всегда требует на тренировках максимума, чтобы позже тот максимум проявлялся и в матчах; чтобы мы были предельно сконцентрированы. Очень правильные вещи Рауль говорит в аспекте психологического настроя как перед матчами, так и после них. Мне это очень импонирует.
- По-моему, вам в последнее время везет со наставниками: в клубах вы два года работали со сверхопытным итальянцем Флавио Гулинелли, в сборной - с Лосано.
- О Рауле я уже сказал. Что касается Флавио, то я ему буду всегда благодарен, ведь это тренер, который научил меня многим волейбольным тонкостям. Считаю, что благодаря сотрудничеству с Гулинелли я начал выходить на качественно новый уровень. Он серьезно поработал с нами и как с командой, и как с каждым отдельно взятым игроком. Флавио поменял стиль игры. Скажем, Гулинелли научил нас с Виталием Щитковым быстро играть на пайпах. Жаль, конечно, что этот тренер не будет больше работать с «Подолянами». Однако надеюсь, что в ходе карьеры мы еще пересечемся и поработаем вместе.
- У Гулинелли и Лосано разные подходы к работе?
- Немного отличаются. Лосано, по-моему, делает больший акцент на выносливость. В сборной у нас длинные - по два с половиной-три часа - тренировки. Это только на волейбольной площадке, а после этого мы еще работаем в тренажерном зале. У Гулинелли - другой подход. Тренировки у него длятся час и 40 минут, максимум - два часа. Но интенсивность гораздо выше. У нас почти не было времени перевести дыхание. Попил воды и возвращаешься назад.
- Слышал, что Лосано в тренировочном процессе и во время матчей отличается исключительной жесткостью. Это правда?
- Да. Требует каждый тренер, но Лосано нам постоянно подчеркивает: «Тренировка есть тренировка. Никаких послаблений. Посмеемся после тренировки». Он всегда настаивает, чтобы были сфокусированы, максимально сосредоточены. Рауль требует, чтобы мы вкладывались в каждый мяч, не отвлекались на что-то постороннее, не говорили о вещах, не касающихся работы.
- Гулинелли более демократичный?
- Тоже суровый, расслабляться не дает ни на секунду. При Флавио мы могли себе позволить больше разговоров, но когда тренер видел, что это выходит из-под контроля, то быстро ставил нас на место. Корректировал нас, скажем так.
- Пожалуй, вы согласитесь, что результат, которого достигла сборная, результат не только качественной тренерской работы, высококлассной игры и максимальной отдачи игроков, но и результат организации процесса. Учитывая, что еще два года назад некоторые волейболисты были чем-то недовольны, возникает вопрос, все ли сейчас в быту и условиях для работы устраивает вас.
- Раньше меня в команде не было, поэтому сравнивать не с чем. Но могу сказать, что в те два года, что за сборную выступаю я, условия у нас оптимальные. Мы живем в хороших условиях, хорошо питаемся, тренируемся в современных залах. Меня устраивает все. Думаю, не только меня.
- Сборная Украины образца 2024 года и нынешняя - по сути, две разных команды. Много времени прошло, пока группа индивидуальностей стала коллективом?
- В общении не было проблем сразу. На тренировках к стилям игры пришлось притираться. Но это рабочий процесс. Микроклимат в нашей команде прекрасный. Надеюсь, так будет и дальше.
- Показателем сплоченности для меня лично являются командные фотографии после побед. Что в «Эпицентр-Подолянах», что в сборной три игрока - Дмитрий Янчук, Александр Бойко и Виталий Щитков - не меняя расстановки и жестикуляции, демонстрируют «дзэн».
- Стараемся после каждой победы это делать, это уже наша фишка. Это у нас еще со времен выступлений за «Прометей», своеобразный отсыл к покою.
- Другие ребята не присоединяются?
- Мы не предлагали.
- Сколько продлится отпуск после выступлений в Лиге наций?
- До 7 августа. 7 числа утром уже вступаем в тренировочный процесс подготовки к чемпионату мира. А пока сразу после заключительного матча Лиги наций вернулся из Словении в Украину. Хочу уделить время родственникам и семье.
- Открытым остается вопрос о вашем клубном будущем. Слышал, что еще до старта Лиги наций вы подписали контракт с «Эпицентр-Подолянами». Однако помощник Рауля Лосано Агустин Брисиоли утверждает, что у вас есть предложения из-за границы…
- Не скрою, действительно подписал контракт еще весной. Тогда считал, что буду чувствовать себя спокойнее, если будет уверенность в будущем. А дальше будет видно.
- Не поспешили? В статусе одного из самых результативных игроков Лиги наций устроиться в одном из топ-чемпионатов вполне реально…
- Жизнь научила меня не жалеть по поводу принятых решений. Посмотрим, как оно получится. Главное, чтобы не было хуже. Да, слышал, что спрос на меня есть, но достоверной информации нет. Если появятся реальные варианты, я буду их рассматривать, общаться с руководством «Эпицентр-Подолян». Думаю, клуб тоже не будет против того, чтобы я развивался как игрок и попробовал себя на высшем уровне.
- Есть какие-то приоритеты относительно чемпионатов и клубов?
- Пожалуй, не буду оригинальным, если назову Италию, Польшу, Турцию. Там сильные чемпионаты и хорошие команды. Также в свои топ-4 добавлю Японию, куда в последнее время уезжает немало классных игроков.
- В Японии со следующего сезона будет работать Флавио Гулинелли. Он не звал вас за собой?
- (Улыбается). Флавио знает, что у меня контракт, потому пока нет.
- В последнее время ваша карьера развивается очень стремительно. Это при условии, что играть в волейбол вы, если не ошибаюсь, начали поздно.
- Да, не рано. Уже когда учился в школе родного села Озерцы на Волыни, решил пойти в спортзал. И если не ошибаюсь, первое, что там взял в руки, был волейбольный мяч. Как обычно бывает в селе, играть мы начали сами, без тренеров. Просто собирались, делились на две команды и играли. Позже нам начал помогать учитель физкультуры, тоже любящий волейбол. Мы начали ездить на районные и областные состязания. Когда после окончания школы поступил в университет в Луцке, начал выступать за команду нашего вуза. Оттуда тренер Александр Швай отправил меня в команду высшей лиги «Олюртранс», которая играла в высшей лиге тогда и выступает там до сих пор. У меня было большое желание играть, а опытные ребята из «Олюртранса», которые до того тоже поиграли на высоком уровне, мне всячески помогали. Чем больше смотрел, как играют сильнейшие волейболисты мира, тем больше мне хотелось дотянуться до их уровня. Это была основная мотивация.
- Когда вы поняли, что волейбол может быть вашей профессией? Не ошибусь, если скажу, что в «Олюртрансе» игроки не получают тех денег, которые позволяют сосредоточиться только на волейболе. Это если у вас родители не слишком богатые, конечно…
- Да, имел тогда вторую работу. Работал в ночную смену. При условии, что кроме «Олюртранса», продолжал учиться в университете и также тренировался со студенческой командой. Спал я тогда очень мало. Даже не знаю, откуда брал силы. Но хорошие были времена. Правда, повторять их сейчас не хочется (смеется). Возвращаясь к вашему вопросу, понял, что волейбол может стать профессией только когда получил приглашение от «Прометея», точнее, тогда еще «Днепра». Правда, команда тогда еще даже не выступала в Суперлиге, играла в том же дивизионе, что и «Олюртранс». Впрочем, было видно, что у «Прометея» есть амбиции. Для меня это был существенный толчок, дополнительная мотивация, чтобы работать и развиваться дальше.
- Если не ошибаюсь, путь от команды высшей лиги до чемпионства в Украине с «Прометеем» прошли только вы и Георгий Клепко. Так же как позже в сборной: из игроков, которые были новичками в 2024-м и выиграли Золотую Евролигу, полноценно удержаться в коллективе образца Лиги наций-2025 удалось лишь Янчуку. Умеете цепляться за шанс.
- У меня всегда было понимание, что за любой шанс в жизни нужно цепляться. Даже если он выглядит очень маленьким. Выпал случай - выкладываюсь максимально, делаю все, что от меня зависит и таким образом двигаюсь дальше. Второго метода для себя пока не нахожу.
- Чемпионат мира, который состоится в сентябре, обещает стать для нашего волейбола еще одним ярким приключением. Понятно, что к Украине там, учитывая выступление в Лиге наций, будут относиться совсем по-другому. Какой результат будет для вас положительным?
- Конечно, рассчитываю на победу (улыбается). На самом деле, для начала нужно хорошо подготовиться, чтобы никого ничего не беспокоило и не болело. А там уже будет видно. Конечно, теперь к нам будут относиться по-другому. Но мы привыкли играть с максимальной нагрузкой. Надо выходить из группы, а потом увидим. Товарищеским матчем против поляков, в котором мы победили, матчами против бразильцев и итальянцев в Лиге наций, проигравнных на тай-брейках, сборная Украины заставила себя уважать и показала, что способна играть с такими командами на равных. Надеюсь, на чемпионате мира мы это тоже докажем.
Могу сказать, что сейчас мне очень импонирует тот волейбол, который демонстрирует сборная Бразилии. Французы показывают высококлассную игру уже длительное время, они выиграли две последние Олимпиады. Весьма импонирует и игра японцев. Вообще, каждая из команд из топ-8 Лиги наций этого года имеет свои сильные стороны и способна выигрывать главные турниры. Скажем, плохая игра в домашних матчах поляков не означает, что эта команда не способна собраться и в плей-офф показать чемпионский волейбол. Мы тянемся к этому уровню, постоянно совершенствуемся и, надеемся, сможем конкурировать с топ-командами не только в отдельно взятых матчах.