Пожелай неудачи в бою
Итоги 11-месячного пребывания Диего Марадоны у руля сборной Аргентины
- 17 октября 2009, 22:24
- |
- 2710
- 6
Те, кто любит в футболе не только забитые голы и эффектные комбинации, но и невообразимо запутанные и полные страстей сюжеты, в последнюю неделю наверняка не отводили взгляда от Южной Америки. Выход сборной Аргентины на чемпионат мира из привычного 18-серийного фильма для всей семьи превратился в два эпизода драматического триллера.
Поздний «эквалайзер» перуанцев и победный гол Мартина Палермо на третьей добавленной минуте в декорациях библейского потопа на буэнос-айресском «Монументале» с «рыбкой» ошалевшего от счастья Марадоны перед самыми титрами - в первой части. А через пару дней продолжение: решающий гол Марио Болатти в Монтевидео со слезами счастья и объятьями после финального свистка и гневной отповедью одинокого героя Марадоны на пресс-конференции. Столь пафосный сюжет вполне мог бы заинтересовать уже не только Эмира Кустурицу, но и Майкла Бэя. Правда, с еще одним «но»: если бы на месте аргентинцев были, к примеру, боливийцы или эквадорцы. В случае с «альбиселесте» весь пафос быстро улетучивается вместе с одним простым вопросом: «Как сборная Аргентины вообще могла попасть в такой переплет?»
Вариантов ответа множество, но ключевое слово в каждом из них одно: «Марадона». Одиннадцать месяцев Диего на тренерском посту наглядно показали, что магии имени, мотивационных навыков и позитивного настроя недостаточно для того, чтобы тренировать даже такую вроде бы самонастраиваемую сборную как Аргентина. Впрочем, известно это было довольно давно, а последний чемпионат Европы вообще (и примеры Хиддинка и Арагонеса в частности) четко задал критерии тренерского успеха на международном уровне. Но надежда на «особенность» Марадоны и по-детски наивное ожидание чуда едва не привели Аргентину к полному провалу или унизительным стыковым матчам. Теперь же надеяться остается на другое: проигрыш в как можно большем количестве товарищеских матчей и скорейшую отставку Марадоны. Других путей увидеть сильную Аргентину и Аргентину-команду следующим летом в ЮАР ничтожно мало: в главных компонентах, определяющих хорошего тренера, Марадона удивительно слаб.
Тактика
Никто и не ожидал от Марадоны блестящих тактических ходов и усиливающих игру замен, но наличие за его спиной Карлоса Билардо позволяло надеяться на лучшее. Увы, за восемь матчей у руля «альбиселесте» понятия «базовая схема» или «план Б» так и не были определены. Половину матчей сборная Аргентины сыграла по «вроде-как-4-4-2», но еще было и 3-4-3, и подобие 4-2-2-2, а в последнее время все вернулось к тому, чем заканчивал предшественник Марадоны Альфио Басиле - 4-3-1-2 с Вероном-плеймейкером. При этом вновь стал вопрос нерационального использования таланта не только Лео Месси, которому уютнее играть на правом фланге нападения, но и всей группы атаки в целом. Лучший из играющих нынче в Европе центрфорвардов-завершителей Диего Милито полностью игнорируется (как и Эсекиэль Лавесси). Гонсало Игуаин появился в сборной лишь недавно (причем начал приносить пользу моментально). А Карлос Тевес, который вполне может сыграть на фланге (что в «Ман Сити» часто и делает), раз за разом остается в запасе. При таком количестве быстрых игроков и впечатляющем наборе «опорников» сама собой напрашивается атакующая схема 4-3-3. При желании иметь на поле чистого плеймейкера, ее можно было бы трансформировать в 4-2-3-1 с устрашающей связкой Камбьяссо-Маскерано в центре поля, Тевесом и Месси на флангах и Вероном под единственным форвардом. Но Марадона продолжает стоять на своем.
Замены же, наверняка, главный повод для гордости тренера «альбиселесте». В матче с Перу первый гол соорудили недавно вызванные в сборную Игуаин и Аймар, а решающий провел поднятый из запаса Палермо, в субботу в Уругвае отличился еще один резервист - Болатти. Факт остается фактом, однако замена Энцо Переса на Палермо неделю назад оголила правый край, позволив лидеру перуанцев Хуану Варгасу беспрепятственно совершать рейды по флангу, и сломала игру в полузащите - трио хавбеков не смогло навязать борьбу полузащитной пятерке соперника, и положение в итоге спасло лишь чудо. А как бы ни хотелось принижать успех Болатти, кажется, что оставшиеся вне состава Тевес и Агуэро решили бы все проблемы Аргентины в среду намного раньше 84-й минуты.
Состав
Тут уместен переход к другой актуальной теме - тому, как Марадона комплектует сборную, ведь Камбьяссо, как и Самуэля с Рикельме, увидеть при текущем положении дел больше не суждено.
Курс на обновление команды и прощание с ветеранами выглядело интересным и смелым ходом, но вскоре таковым быть перестало. Наигрыш командных связок во время коротких тренировочных лагерей перед матчами превратился в один бесконечный просмотр игроков. До матча с Уругваем за неполный год через сборную Марадоны прошли 78 кандидатов в состав, но костяк так и не был сформирован. При этом тренер получил в распоряжение железный аргумент на случай неудач на весь остаток отборочного цикла: «команда еще не сыграна», «команда строится».
Меж тем оказалось, что «обновление» вовсе не значит «омоложение»: в сборной дебютировал 36-летний центральный защитник «Ньюэлзза» Роландо Скьяви, продолжил играть 34-летний Верон и вернулся 35-летний центрфорвард Мартин Палермо. Если выбор Верона - альтернативы немолодому же Рикельме - еще как-то оправдан, то фамилии Скьяви и Палермо олицетворяют две главные проблемы Марадоны при формировании состава.
«Скьяви» - нынче эвфемизм выражения «бардак в обороне». За восемь отборочных матчей в центре обороны сыграли восемь разных игроков, при этом дважды подряд на поле ни разу не выходила одна и та же связка. «Палермо» же - это «неумение противостоять общественному мнению». Стоило болельщикам изъявить желание вновь увидеть Еl Loco в сборной - Марадона не смог отказать. Позже общественность потребовала наличие на поле плеймейкера - Марадона услужливо поставил в состав Верона, вернул в сборную забытого Пабло Аймара и извлек из запасников схему 4-3-1-2. Тот факт, что Верон в его нынешнем состоянии не способен будет сыграть каждый матч в длительном турнире, Аймар давно подвержен травмам, а Палермо в силу возраста и комплекции обедняет коллективные перемещения в атаке, в расчет даже не брался. Тут в строку будет вспомнить о том, как Луис Арагонес защищал решение отцепить от состава Рауля, а Гус Хиддинк в последний момент определил в крайние защитники Жиркова.
Этим, впрочем, претензии к Марадоне в вопросе комплектования не исчерпываются. Из сборной Аргентины доходят шокирующие слухи, что причиной отстутствия Серхио Агуэро в составе на матч с Уругваем стал разлад отношений Куна с дочерью Марадоны Джанниной…
Микроклимат
При таких критериях подбора игроков ожидать в команде сплоченности, хорошего настроения и дисциплины попросту наивно. Текучка кадров не дает сложиться коллективу и отношениям в нем. Импульсивные замены и передергивание состава накладывают дополнительный психологический груз и на молодых игроков, и на ветеранов. Наконец, сам Марадона образцом дисциплинированности и отношения к делу и в новом качестве быть абсолютно не желает. Перед матчем с Уругваем в среду из стана сборной пришли удивительные новости. Кто-то из игроков написал знакомому журналисту смс, где сообщил, что Марадона соизволил проснуться около трех часов пополудни.
Наверняка не впечатляет подопечных Диего и его поведение перед камерами. Триумфальная «рыбка» на залитом водой газоне «Монументаля» выглядела трогательно и заставила улыбнуться, но у игроков, поработавших с лучшими тренерами Европы, возможно, вызвала лишь жгучее чувство стыда. Жозе Моуринью, Хосепа Гвардьолу или Валерия Карпина скользящими на животе по газону после рядовой, в общем-то, победы своей команды представить довольно сложно (Игоря Гамулу, правда, получается).
А воспринимать всерьез слова тренера, который публично предлагает журналистам «сосать», для верности обхватив обеими руками собственные гениталии, наверное, будет и вовсе невозможно. Тем более что ФИФА уже рассматривает возможность дисквалификации Марадоны на пять матчей, что ставит под вопрос его присутствие на скамейке сборной следующим летом.
Пока же Диего еще окончательно не вошел в образ героя, окруженного врагами со всех сторон, ему стоит оглядеться вокруг. Тот, кому всегда нравилось быть любимцем публики и идти у нее на поводу, будет весьма и весьма удивлен: 85 % аргентинских болельщиков сегодня хотят только одного - его отставки.
Олег Тявловский
Sports.ru