ПОЛЯКОВ: «И в спорте, и в танцах Наташа - королева»
Интервью с наставником и мужем олимпийской чемпионки Наталии Добрынской
- 14 октября 2009, 15:22
- |
- 889
- 0
Закончив этот сезон победой на финале «Гран-при» во Франции, олимпийская чемпионка в семиборье Наталия Добрынская переключилась с легкой атлетики на танцы. В зале она сейчас проводит не меньше времени, чем прежде на стадионе.
НЕ УДЕРЖАЛСЯ И НАЧАЛ ПОДСКАЗЫВАТЬ
- После победы на Олимпиаде не предлагали своей ученице отдохнуть и на пару месяцев забыть о тренировках?
- Так вопрос вообще не стоял. Потому что были различные встречи, участие в передачах, общение с журналистами. Планировали готовиться к зимнему сезону, но, по большому счету, не получилось. Однако нельзя забывать и об отдыхе, который, как показывает практика, должен длиться не меньше года. Может, стоило пропустить и летний сезон. Однако из-за чемпионата мира в Берлине зимой пришлось поработать. Лично мне не хотелось, чтобы Наташа далеко отходила от тренировок. В то же время был не против отпуска. Поэтому решили действовать в соответствии с ее ощущениями. Перед зимним чемпионатом Европы сделали несколько стартов в отдельных видах, чтобы подтянуть барьеры и длину. Вот тогда и выяснилось, что усталость еще есть. Она объяснялась не только тяжелым олимпийским сезоном, но и посещением различных мероприятий. Мы живем в Броварах, и нам все время приходилось ездить в Киев. Но ведь это тоже было необходимо - людям не откажешь.
- Послушная ли Наталия подопечная?
-Да, насколько это возможно для женщины, достигнувшей таких вершин. Хотя, конечно, на все имеет свое мнение.
-Кстати, как зародился ваш творческий союз?
-Я работал стоматологом, однако раньше занимался многими видами спорта, но не легкой атлетикой. Постоянно обсуждал с Наташей ее тренировки, когда она небезуспешно работала с другими наставниками. В один прекрасный момент мы поняли, что наших знаний хватит для совместной деятельности. К тренерской работе меня подтолкнула жена. Однако сейчас не стесняемся обращаться за консультацией к тренеру по метанию копья, а также к Дмитрию Лепе - наставнику нашего многоборца Алексея Касьянова, которого я считаю лучшим специалистом в многоборье.
- Помните первую тренировку?
- Мое приобщение к тренировочному процессу было настолько незаметным, что для ответа на ваш вопрос придется серьезно задуматься... Как-то на тренировке по толканию ядра я не удержался и начал подсказывать. Биомеханика-то во всех видах спорта примерно одинаковая. Наташа прислушивалась к моим словам.
ПОЛНАЯ ДЕМОКРАТИЯ. ПОЧТИ...
- Год назад вы официально стали мужем и женой. Семейная жизнь сказывается на тренировках?
- Наверное, да. Сложно совмещать эти два статуса - особенно перед стартом, когда спортсмен становится раздражителен и вспыльчив. Одно дело разойтись после тренировки в разные стороны, и совсем другое - возвращаться в один дом... Там иногда продолжаем обсуждать спортивные проблемы, чаще всего по моей инициативе. Но когда что-то не получается, Наташа сама начинает разговор.
- Изменилась ли Наталия после успеха в Пекине?
- Она осталась прежней. Конечно, как любой женщине, ей нравится всеобщее внимание. К тому же Наташе доставляет удовольствие делать людям приятное. Заносчивости и звездной болезни нет и в помине. Не изменилась она и как ученица. Я предлагаю план тренировки, и если она что-то не принимает, анализируем и приходим к общему решению. Авторитарного руководства нет. Почти полная демократия. Если спортсмен не включается в работу, а только выполняет установки тренера, это на пятьдесят процентов снижает эффективность.
- Вам пришлось работать с женой в качестве психолога, чтобы помочь ей найти мотивацию для дальнейших выступлений?
- Наташа сама справлялась. Я же просто высказал свое мнение по этому поводу - мол, ничего особенного не случилось. Это был обычный старт, он не первый и не последний. По большому счету отсутствие мотивации и не было такой уж острой проблемой. Просто через месяц после Олимпиады у жены пропало желание тренироваться. Однако она сумела найти и поставить перед собой новые цели.
- Новый сезон ваша жена начала с победы в австрийском Гетцисе с суммой 6558 очков. Этот результат тогда, в мае, вы расценивали как стартовую площадку?
- Конечно, мы планировали с каждым последующим стартом улучшать показатели. Кстати, в Гетцисе всегда показывают высокие результаты. Там даже было установлено несколько мировых рекордов. Я ожидал, что Наташа сможет набрать даже больше очков. Но ответственность, лежавшая на ней как на лидере сборной, сыграла нехорошую роль. В первый день соревнований моя жена не показала высоких результатов. Но во второй день смогла собраться. Она сильная.
БЕЗ АЖИОТАЖА И КРИТИКИ
-Наверняка олимпийская чемпионка настраивается только на победу. Что Наталия в Берлине на чемпионате мира сделала не так?
- Возможно, сказались отголоски ответственности. Но нужно отдать должное нашему руководству: оно морально не давило. Плюс ко всему Наташа не очень хорошо себя чувствовала. У всех сразу возник вопрос, действительно ли она хорошо готова. Через месяц финал «Гран-при» показал, что на медаль чемпионата мира она могла претендовать однозначно.
-В первый день в трех видах Наташа показала лучший свой результат в этом сезоне - толкание ядра - 15.82, прыжки в высоту - 1.83, 100 метров с барьерами - 13,85. Ставили перед ней такую задачу?
- У нас всегда одна цель - первое место. Наташа должна выкладываться по максимуму и бороться с соперницами. Очень часто на тренировках не все получается, а потом на соревнованиях не возникает проблем. Наташа умеет сконцентрироваться в нужный момент, прилагая немного больше усилий, чем обычно.
- Для вас максимальный результат означает конкретные секунды, метры и очки или одно слово - победа?
-Она складывается из многих нюансов - победы над собой, обстоятельствами, погодой, техникой и в последнюю очередь - над соперницами. Надо выступить так, чтобы потом не было к себе претензий. Не часто, но все-таки Наташа бывает недовольна собой. Например, после Игр в Пекине у нее были к себе вопросы по поводу 200-метровки.
- На чемпионате мира были предпосылки к тому, что Наташа потеряет вторую позицию, занимаемую после первого дня?
- Даже не думал об этом. Меня больше волновало ее состояние и то, чтобы она все сделала правильно. Мне хотелось чем-то ей помочь.
- Не считаете, что в метании копья ваша ученица потеряла далеко необязательные очки, ведь это всегда был ее сильный вид?
- На разминке она метала под 47 метров, которых для призового места хватало с головой. Но она потянула локоть, и это повреждение беспокоит ее до сих пор.
- Четвертое место после изнурительного, но успешного олимпийского сезона - достойное выступление, на ваш взгляд?
- Без ажиотажа и критики. Сумма баллов неплохая, хотя для Наташи и не очень солидная. Но она все понимает. Хотя есть досада на себя, что была готова лучше, но не получилось полностью реализовать себя.
РАДУЮСЬ УСПЕХАМ ЙОСИПЕНКО И МЕЛЬНИЧЕНКО
- Насколько необходимым было участие Наталии в Берлине еще и в прыжках в длину?
- Имея результат 6,73 - почему бы и нет? У нас сейчас никто лучше и не прыгает. В последнее время редко кто выигрывает чемпионаты мира, прыгая за семь метров.
- Должна ли была Наташа улучшить 6,41, показанные в многоборье?
- Да, и если считать результат от места отталкивания, у нее это получилось. Заряда бодрости на 6,80, конечно, у нее не было, поскольку многоборье очень изматывающий вид. Однако поучаствовав в прыжках в длину, мне кажется, Наташино мастерство выросло на порядок. Во-первых, другие соперницы, во-вторых, абсолютно другие ощущения. Поскольку количество попыток большее, чем в многоборье, напряжение немного меньше. Но с другой стороны, результаты очень плотные. В многоборье борешься за очки, а не за победу в конкретном виде. Этот опыт придал Наташе уверенности. Ей понравилось выступать в прыжках в длину. Если у нее будет высокий и стабильный результат, то она будет соревноваться в этой дисциплине и дальше.
- На финале «Гран-при» во французском Таленсе ваша подопечная победила, набрав 6485 очков. То, что это меньше, чем в мае, объясняется накопившейся в конце сезона усталостью?
- После чемпионата мира только восстановление длится месяц. Сложно четыре месяца удерживать форму. Многие спортсменки не приехали на эти соревнования, потому что не могут собраться ни морально, ни физически. Кроме того, в других странах совсем иная ситуация с материальным обеспечением. Поскольку это коммерческий старт, нашим девушкам приходится ездить.
- В этом сезоне Наташу серьезно «подпирают» еще две украинки - Людмила Йосипенко и Анна Мельниченко. Этот факт вас радует или немного беспокоит, ведь теперь и на национальных чемпионатах жене придется выкладываться по полной?
- Я радуюсь этому как украинец. Острая конкуренция внутри команды исключит у Наташи излишнюю расслабленность. Наши девушки - большие молодцы. У нас начали интересоваться многоборьем благодаря Наташиной победе в Пекине и предыдущим выступлениям Люды Блонской. А ведь это, на мой взгляд, самый главный вид легкой атлетики, с которого раньше начинались Олимпийские игры.
- Наталия дальше всех толкает ядро, но вот в другой метательной дисциплине - копье - уступает соперницам. Почему?
- Это разные виды, хотя общее у них есть, как и у всех видов спорта. Мы работаем над метанием копья, привлекая к тренировкам специалиста. Наташа еще делает некоторые детские ошибки, но потенциал у нее большой. Даже в этом сезоне в чешском Кладно она послала снаряд за 48 метров. По технической сложности метание копья превосходят разве что прыжки с шестом. Ты держишь в руках чужеродное тело, которое имеет свою ось. В нее надо .четко «попадать», иначе копье не летит.
НА РЕПЕТИЦИИ ЕЩЕ НЕ БЫЛ
- В каком виде в этом сезоне вас радует больше всего выступление Наталии?
- Меня порадовали на последнем старте высота, ядро, 800 метров - словом, все виды. Кроме метания копья, где еще нет стабильности. Когда она появится, будет все нормально. Прошедший сезон я по пятибалльной системе оценю, пожалуй, на четверку. Высшую оценку дать не могу из-за чемпионата мира. И не потому, что Наташа не попала в число медалисток. Просто она не показала всего, на что способна.
- Ставите ли перед своей подопечной в перспективе планку в 7000 очков, которую покоряла чемпионка мира и Олимпийских игр шведка Каролина Клюфт?
- Мы уже пять лет стремимся к этому. Если посчитать очки по личным рекордам Наташи в каждом виде, то как раз и получается приблизительно такая сумма. Я не люблю различных расчетов, поэтому не могу сказать, сколько времени нам понадобится, чтобы набрать на соревнованиях столько. К тому же для этого результата должно еще все сложиться - эмоциональное и психологическое состояние.
- Легко ли отпустили жену на танцевальный проект?
- Конечно! Ей ведь нужно отдохнуть. Да, физически она сейчас тоже работает немало, но смена обстановки - это психологическая разгрузка. Кроме того, Наташе нравится танцевать, так почему она не может этим заняться? Если сравнить с легкой атлетикой, то танцевальные тренировки более продолжительные. Там надо отработать много новых элементов, а в спорте ведь все ясно и давно отработано.
- Приходите на репетиции?
- Пока еще не был, но морально поддерживаю. Мне интересно, но я хочу, чтобы Наташа сама, без моего участия, прошла через это. Я был на первом эфире, а на второй жена пригласила родителей.
- По-вашему, где Наташа лучше смотрится: на стадионе или на танц-площадке?
-Она везде звезда и королева. И танцует лучше всех...
Ирина ГОЛИНЬКО, газета «СЭ в Украине»