Георгий Ярцев: «Проигравшим себя не считаю»
Бывший тренер сборной России рассказал всё-всё-всё…
- 04 июня 2005, 17:00
- |
- 650
- 0
Сборная России пережила при нем далеко не самый неудачный период. Из 14 официальных матчей она выиграла семь, а уступила в трех: испанцам и португальцам на Euro-2004, и все той же Португалии на "Жозе Алваладе" в отборочном турнире ЧМ-2006. Но именно эти октябрьские 1:7 фактически предопределили его отставку, которая после ухода из РФС Вячеслава Колоскова стала неизбежной.
Затем он молчал. Долго. И только на этой неделе встретился с корреспондентами "СЭ".
С МУТКО ТАК И НЕ ПОГОВОРИЛ
- Чем вы занимались после того, как два месяца назад покинули сборную России?
- Первым делом отправился в магазин, купил стиральный порошок, мыло, дорогой парфюм - и отмывался от помоев, которые выливали на меня в сборной все это время... Кажется, отмылся. Потом комплексное обследование в госпитале прошел - надо было немножко подправить здоровье. Что до моего ухода из национальной команды, то обставлен он был не очень понятно. По крайней мере с новым президентом РФС встретиться мне так и не удалось. Виделся с Виталием Мутко последний раз полгода назад в Санкт-Петербурге на торжествах, посвященных 20-летию победы "Зенита" в чемпионате СССР.
- Кому же вы отдали заявление об отставке?
- Написал его на имя тогдашнего генерального директора РФС Александра Тукманова. Ему бумагу и передал, хотя заключал контракт с президентом РФС Вячеславом Колосковым. В своей предвыборной программе Мутко не раз упоминал, что в случае его избрания сборную России возглавит новый тренер. Требовалось, видимо, чтобы место это поскорее стало вакантным. Вот я и решил написать заявление. Точно знаю, что со всеми членами моего штаба - и тренерами, и администраторами - у Мутко встреча была. Со мной же он не посчитал нужным поговорить. Мне трудно оценивать, почему так произошло.
При этом из уст Виталия Леонтьевича звучат слова о каком-то тренерском потолке Ярцева. Но прежде-то жизнь нас никогда не сводила - ни в клубах, ни в сборной. Откуда же ему известно про мой потолок и тренерское кредо, чтобы выдавать подобные безапелляционные заявления? Ведь что-то для российского футбола я, наверное, все-таки сделал.
- Как оцениваете два последних матча, которые сборная провела под вашим руководством?
- Футбол непредсказуем. Весьма посредственная игра в Лихтенштейне принесла нам три очка. А хорошая в Эстонии одно. Единственная за 90 минут ошибка стоила сборной победы. И кому нынче интересно, что подготовка к этому матчу получилась скомканной? К примеру, предыгровая тренировка в Таллине длилась полчаса, причем на поле, освобожденном от специальной пленки метров на двадцать. Ворота отсутствовали. Горячая вода в раздевалках - тоже. Побегали, сели в автобус - и в гостиницу, где игроки смогли принять душ. Об этом мало пишут. Есть у нас стрелочник Ярцев - вот и валите все на него.
Только уточню, что мне задачу привезти с этого выезда шесть очков никто не ставил. Более того: когда летели из Таллина в Москву, Колосков сказал: "Я твое заявление подписывать не буду. Ты ничего не проиграл, а если тебя хотят уволить - пусть это делают другие".
НИ ЗА ОДИН ПОСТУПОК НЕ СТЫДНО
- С Юрием Семиным после его назначения разговаривали?
- Нет. А вот до этого регулярно созванивались. Колосков, правда, говорил, что Ярцев-де замкнутый, всех тренеров премьер-лиги сторонится. Может, Вячеслав Иванович просто был не в курсе? Я общался с Романцевым, Газзаевым, Семиным, Петржелой. С первыми двумя беседовал чаще, так как и Романцев, и Газзаев успели поработать в сборной. Они знают все болевые точки этой команды лучше, чем кто-либо.
- Что думаете о шансах сборной России попасть на чемпионат мира-2006 в Германию?
- Не понимаю тех, кто называет ситуацию для нашей команды критической или провальной. Четыре матча из шести нам предстоит провести дома. В том числе осенью с Португалией. И это будет игра за первое место в группе! Почему с такой уверенностью об этом говорю? Да потому, что чемпионат наш набрал полный ход. Посмотрите, какая разительная перемена по сравнению с матчами двухмесячной давности. Это вам уже не "ледниково-синтетический" футбол, что был в марте. Команды вкатились в сезон и демонстрируют очень солидную игру. Прежде всего - ЦСКА и "Локомотив".
Так что проигравшим я себя не считаю. Полагаю, путь, который мы выбрали в сборной, был правильным. Ни за один свой поступок мне не стыдно. В российском футболе привыкли жить по принципу: здесь и сейчас. И никто не обращает внимания, что в сборной-то идет смена поколений. Даже такая футбольная страна, как Франция, из-за этого нынче кувыркается. А про нее не скажешь, что она талантами обделена, верно? Аналогичная картина в Германии, Италии. Рецепт тут один - время. Надо дождаться, когда молодежь окрепнет и наберется опыта. Это и к нам относится. К сожалению, у нас все спешат, ожидая немедленных результатов. Так не бывает. Пример, ставший уже хрестоматийным, - братья Березуцкие. Сколько шишек и пинков досталось за них Газзаеву! А с недавних пор без этих двух защитников мы не можем представить ни ЦСКА, ни сборную. Будущее нашего футбола за такими, как они. За Березуцкими, Анюковым, Жирковым, Сычевым, Кержаковым, Измайловым, Быстровым, Алдониным. Они молоды, талантливы, честолюбивы и имеют все для того, чтобы вырасти в игроков приличного европейского уровня.
ЖАЛЬ, ЧТО НЕ УГОВОРИЛ КАРПИНА
- Что же все-таки произошло между вами и Александром Мостовым на Euro-2004?
- Я не хотел допустить повторения скандала, который возник в сборной еще при Романцеве на чемпионате Европы-96 в Англии. На корню решил пресечь все эти попытки. Зачем противопоставлять себя команде? Да еще после такой игры, какую Мостовой показал в первом матче с испанцами. Некоторые говорят, что я сломал ему карьеру. На самом деле я вернул его в сборную и дал шанс проявить себя. Мостовой бы и сегодня спокойно играл в России. Причем я нигде ни разу не сказал, что он плохой футболист. Заметил лишь, что не звезда. Но это уже из другой оперы. Нет, он - игрок. И жаль, что таким образом своей судьбой распорядился. Недавно, кстати, наткнулся в газете на высказывание Мостового: "Я прощаю Ярцева" - и очень удивился. Он что, семинарию окончил, чтобы грехи мне отпускать?
- Были еще в сборной игроки, вас разочаровавшие?
- Большего ждал от Бугаева. Думал, классный защитник у нас растет. Задатки у него есть, только Алексею надо, пока не поздно, пересмотреть свое поведение в быту. Не случайно, наверное, и Семин его в сборную не вызвал, и в "Локомотиве" он в запасе осел.
А возвращаясь к Euro-2004, скажу: очень жалею, что не сумел уговорить вернуться в сборную Валеру Карпина. Как его увидел в Португалии - поджарого, без грамма лишнего веса, - сердце дрогнуло. Он бы там, безусловно, нам помог. Перед чемпионатом Европы я с ним долго на эту тему разговаривал, но Карпин, поразмыслив, отказался.
- Осенью вы публично признались, что пожалели, оставшись во главе сборной после Euro-2004. Причина?
- Я надеялся, что по итогам этого турнира будут сделаны правильные выводы. Но в подготовке и отношении к сборной ничего не изменилось. Разве что критики огульной стало больше. А ритмичного календаря не появилось. Когда я просил об этом членов исполкома РФС, никто мои предложения не поддержал. Скажем, год назад тур национального первенства перед важнейшим матчем со Словакией был зачем-то разбит на три дня. Словаков принимали 4 сентября. "Давайте, - говорю на исполкоме, - 8 сентября тур проведем. У нас появится целая неделя для подготовки к игре с одним из главных соперников по группе". - "Нет, - отвечают. - Делать этого нельзя, поскольку пострадают интересы клубов, выступающих в еврокубках".
И чем все заканчивается? Съезжаются в понедельник в Бор футболисты. Тем, кто в пятницу играл, два часа тренироваться надо, тем, кто в субботу, - 30 минут достаточно. Вот и начинаешь команду делить по степени физической загруженности. А времени и без того в обрез.
Семин перед дебютом с Латвией подобных трудностей избежал. На сей раз ради сборной тур сыграли в один день - в субботу. Ходили даже разговоры, что из-за сборной дату финала Кубка России сдвинуть могут! Это радует. Значит, в РФС появилась железная дисциплина, появилась власть, которая будет жить интересами национальной команды.
ДЕВЯТЬ УДАРОВ - СЕМЬ ГОЛОВ
- Сколько раз вы пересматривали матч Португалия - Россия, завершившийся со счетом 7:1?
- Неоднократно. Пытаясь докопаться до причин нашего необъяснимого провала. В голове, разумеется, крутятся эти 7:1. Если же абстрагироваться от счета, увидишь: по игре мы сопернику практически ни в чем не уступали. Однако малейший намек на опасность у ворот российской сборной - и мы начинаем с центра. 9 попаданий в створ - 7 голов!
- Правда, что в перерыве того матча вы в раздевалке крикнули игрокам: "Вы что, меня сплавляете?!"?
- Чушь. Вот после финального свистка я действительно сказал им: "Это похоже на сплав. Но если так, то вы больше себя, а не меня сплавили". Столько детских ошибок! Главное, все предматчевые тренировки были посвящены тому, что я втолковывал игрокам: нельзя давать бить Деку, Манише, Криштиану Роналду. Иначе - при их-то точности ударов - это грозит обернуться бедой. В перерыве я еще раз об этом напомнил. Шел нормальный разбор первого тайма, все вроде разобрали по косточкам. На поле вышли - прежняя картина. Прижимаясь к своим воротам, и принимать мяч давали, и бить. Помните гол "Спортинга" в ворота ЦСКА в финале Кубка УЕФА? Португалец на ударной позиции находился - надо же его встречать! А в октябре в Лиссабоне мы эти голы как под копирку пропускали.
Самое поразительное, до игры абсолютно ничто такого разгрома не предвещало. Незадолго до этого в Люксембурге команда приятное впечатление оставила, и уже в Португалии работали мы без сбоев. Уверяю вас: не было ни у кого перед игрой ни волнения, ни налета самоуверенности. Если бы почувствовал что-то неладное, никогда бы не выставил там двух нападающих. Тем не менее упрекать в равнодушии игроков язык не поворачивается. У Евсеева все ноги были в синяках, лицо - в крови. Остальные тоже бились, как могли.
В ТИХИЙ ЧАС В ТЕННИС НЕ ИГРАЮТ
- Вас не задели высказывания Андрея Аршавина, который пожаловался на мрачную обстановку в сборной? В клубе, по словам полузащитника "Зенита", он привык шутить и улыбаться, а Ярцева-де это раздражало.
- Нормальная у нас была обстановка. Когда говорили, что к Ярцеву не хотят ехать игроки, я вспоминал Диму Лоськова. Похоронив в марте отца, он позвонил мне: "Вы можете на меня рассчитывать. Я прилечу". Разве это не показатель? Да, кое-кто не рвался и говорил тогда: "Мне клуб дороже сборной". Сейчас отчего-то мнение свое изменил. А улыбки... Мои друзья прекрасно знают: я - человек коммуникабельный, не "сухарь". Пошутить тоже люблю.
Но! Делу время - потехе час. Все эти смешки-улыбки не меня одного иной раз удивляли. Идет разминка, а игрок стоит, болтает, травит анекдоты, отвлекая остальных от работы. Что, я должен это пропустить? Или все же сделать замечание? "Вон, - говорю, - у нас на лавочке двое больных сидят - их повесели. А команде не мешай". Разминка, растяжка - это ж все подготовка к тренировке!
В сборной заведен свой распорядок дня, который висит на базе и одинаков для всех. Если днем у команды тихий час, кто позволил кому-то в теннис играть? Двое ракетками машут, а четверо сидят за них болеют. Вместо того, чтобы набираться сил перед вечерней тренировкой. "Мы профессионалы!" - возражают они мне. Но если вы профессионалы - ведите себя соответствующе.
Я никого не держу в ежовых рукавицах - боже упаси. Просто существуют определенные правила: футболист должен пообедать, отдохнуть, подготовиться к тренировке, затем сходить на массаж. Профессионалы... Корейцев (!) после ЧМ-2002 во многие европейские команды приглашать начали, потому что они здорово проявили себя. Почему же наших никуда не зовут?
- В какой момент изменилась обстановка в сборной? Пройдя Уэльс, игроки твердили: "Мы в сборной - как одна семья", а прошло полгода, и все поменялось чуть ли не на 180 градусов?
- Очевидно, сказалась потеря таких стержневых игроков, как Онопко, Титов, Аленичев. Они способны были поддерживать в команде хороший боевой дух. Для кого-то из футболистов атмосфера в сборной осталась прежней. А кто-то, допускаю, в клубах привык к другим законам. Кержаков, помнится, с гордостью заявлял: "Бил, бью и буду бить". Да такого даже Блохин в сборной Союза себе не позволял. И я сказал об этом Саше.
- Подействовало?
- А вы не замечали, сколько уже голов с передач Кержакова забивают? Убежден, что это не случайность. Разные возникали ситуации. Бывало, подходит ко мне футболист и выдает: "Георгий Александрович, а мы перед игрой в своем клубе столько по воротам не бьем". Обалдев, я только и смог вымолвить: "Ну, извини, что так построил тренировку". Но каково же было мое изумление, когда после окончания занятия этот человек схватил мяч и в течение десяти минут бил по воротам.
Или такой пример. Утром футболист мне говорит: "Ой, пах у меня болит". Идет к доктору. Переводим игрока из основной группы на работу по индивидуальной программе. И вдруг вечером перед тренировкой он мне сообщает: "А я готов заниматься в общей группе". Врач против, но игрок сам решил: утром не тренируюсь, вечерком же, пожалуй, стоит. Хотя я помню его год назад: как пахал он на тренировках, как рвался в основной состав, не обращая внимания на больной голеностоп. Готов был на все, чтобы пробиться в сборную. А теперь приезжает и решает - утром ему тренироваться или вечером.
- Почему же они меняются?
- За два-три дня, что есть на сборе в твоем распоряжении, в душу к каждому не залезешь.
ЗАВИСТЬ - НЕ САМОЕ ПЛОХОЕ КАЧЕСТВО
- Люди, давно знающие вас, говорят, что за период работы в сборной вы стали гораздо более вспыльчивым и раздражительным. Так?
- Да под таким прессом и впрямь закипишь, не спорю. Допустим, до последнего момента не знал - я повезу сборную в Лихтенштейн с Эстонией или уже другой тренер? Будут меня снимать или нет? Все это накладывало отпечаток... А как не закипишь, если перед матчем с той же Эстонией мы долго отрабатывали комбинацию - один футболист с углового подает, другой мяч между ногами пропускает и третий, набегая, бьет по воротам. 10 раз на тренировках наигрывали ее - и проходило. А что в итоге вышло? Первый отдает, а второй, вместо того чтобы пропустить мяч, внезапно его остановил. Затем потерял, пошла атака эстонцев, мы сфолили, и после розыгрыша штрафного нам забили ответный гол. Почему игрок занялся самодеятельностью и мяч не пропустил - ума не приложу.
А взять следующий эпизод - тот самый, что предшествовал голу. Акинфеев поставил "стенку" из трех игроков. Вдруг кто-то из эстонцев в центр передвинулся. И крайний слева футболист, не говоря ни слова, рванулся к нему, выбежав из "стенки". А мяч, между прочим, пролетел там, где он мгновением раньше стоял...
- После серии неудач сборной почувствовали, что к вам изменилось отношение некоторых людей?
- Конечно. Даже во время успешной игры сборной были люди из мира футбола, которые, завидев меня, быстро переходили на другую сторону улицы - лишь бы со мной не здороваться. Должен сказать, что зависть в спорте - не самое плохое качество. Но только при одном условии: если ты, завидуя кому-то, начинаешь сам работать еще больше, упорнее. А завидовать, лежа с папиросой на диване, глупо. Взять ЦСКА. Завидуют ему сейчас другие наши клубы? Еще как! Если для их роста это послужит дополнительным стимулом - мол, и мы в Европе можем выступить не хуже армейцев, - от такого соперничества выиграет весь российский футбол.
Мне не удалось лично поздравить руководителей ПФК ЦСКА с завоеванием Кубка УЕФА, так что хотел бы сделать это через вашу газету. Безусловно, огромная заслуга в успехе принадлежит Валерию Газзаеву и самим футболистам, среди которых, что радует, немало игроков сборной России. Однако я бы особо подчеркнул роль президента ПФК ЦСКА Евгения Гинера в этой великой победе клубного российского футбола. Ибо немногие, допустив ошибку, готовы потом ее признать и исправить. Заслуга Гинера в том, что он вернул Газзаева в ЦСКА.
ТИТОВА ПРИКРЫВАЛ НАМЕРЕННО
- Вы сделали акцент на том, что выигрыш армейцами Кубка УЕФА - победа клубного российского футбола. А чего ждать от нашей сборной? К примеру, Колосков полагает, что для нее пока предел мечтаний - выход в финальный турнир чемпионата мира или Европы.
- Колосков отталкивается от реальных фактов. На этих турнирах выход из группы - для нас, увы, всегда камень преткновения. А сколько побед одержала сборная России за всю свою историю участия в чемпионатах Европы? Всего одну - над Грецией год назад.
- Лучший матч сборной при Ярцеве? В Кардиффе?
- Нет. Как раз с Грецией. После двух поражений и водопада критики, который обрушился на команду, мы оказались в сложном положении. Но вышли из него с честью. А когда некоторые начинают брюзжать: дескать, ну обыграли вы греков, которым все равно ничего не надо было, я напоминаю один факт. Если бы мы тогда забили еще один гол или не пропустили бы в свои - в следующий круг прошла бы не Греция, а Испания.
- А почему на стыковые матчи с Уэльсом вы рискнули вызвать Титова, несмотря на то что о его проблемах с допингом было уже известно?
- Не забывайте, что Титов еще до Уэльса играл в заключительном отборочном матче - в Москве, с грузинами, гол им забил. Анализы были чистые. Поэтому и на Уэльс я вызвал его со спокойной душой. Перед играми у него на сборах брали допинг-пробу - снова все было в порядке. С какой стати я должен был отцепить его от команды? Первый матч с Уэльсом Егор пропустил лишь из-за того, что перенес незадолго до этого операцию по удалению ногтя на ноге. А к ответному поединку в Кардиффе уже восстановился. И только потом неожиданно всплыли какие-то остаточные следы этого треклятого бромантана. Добавлю, что в этой ситуации я бы любого игрока прикрывал. Речь-то шла - ни много ни мало - о престиже всего нашего футбола.
ОДИН КАК ПЕРСТ
- С чем, на ваш взгляд, связано то, что, какой бы авторитетный тренер нашу сборную ни возглавлял, результата все равно нет? Словно проклято это место...
- Да, нам давно пора ввести в сборной специальную должность - временно исполняющий обязанности главного тренера... Чем отличается тренер сборной от клуба? Когда работаешь в клубе, даже после поражения всегда найдется определенная часть болельщиков, журналистов, которые постараются найти какой-то позитив, поддержать. А в сборной ты один как перст - на тебя устремлены все взгляды. Или зацелуют до смерти, или с грязью смешают по самые уши. Третьего не дано.
- Вы не потеряли интерес к тренерской профессии?
- Конечно, нет. Коли выбрал этот путь, нужно быть готовым и к хуле, и к хвале. Думаю, я и то и другое достойно переношу. Предложения у меня уже были. Но опять в пожарную ситуацию, опять брандспойтом запасаться не хочу. Сейчас живу в свое удовольствие, отдыхаю. У меня наконец-то появилась возможность разговаривать с кем мне нравится, а не по контракту - со всеми подряд. После проделанной работы пауза необходима - чтобы получше все осмыслить.
- Не боитесь, что пауза затянется?
- У меня и до этого большой перерыв в тренерской практике был. Ничего, пережил. Если пригласят в клуб, где есть какая-то перспектива, - поеду. Нет - что ж, жизнь на этом не заканчивается. Не считаю себя совсем пожилым человеком, я еще хочу пожить для своей семьи.
- А за дальнейшей судьбой сборной внимательно будете следить?
- А как же! Любой результат ближайшего матча Португалия - Словакия нам удобен. Сыграют они вничью - мы сядем соперникам на колесо. Не сомневаюсь, что у латышей выиграем. Я искренне переживаю за нашу сборную, за ребят. Все-таки какой-то период жизни был посвящен этим людям. И искренне надеюсь, наши ведущие форварды Сычев с Кержаковым прервут безголевую серию уже в игре с Латвией.
Александр КРУЖКОВ, СПОРТ-ЭКСПРЕСС