Золотой дубль Эвенпула в Париже. Итоги недели в велоспорте

Sport.ua подводит итоги недели в шоссейном велоспорте

Гонки недели

3 августа - Олимпийские игры-2024, Париж, групповая гонка

Олимпиаду-2024 для мужчин-шоссейников закрывала изюминка программы - групповая гонка. Она на Олимпиадах отличается от чемпионатов мира и Европы двумя факторами. Во-первых - отсутствием радиосвязи, во-вторых - очень урезанными составами: даже сильнейшие сборные могут выставить на гонку не более 4 участников. Оба этих фактора в совокупности делают гонку менее контролируемой и более хаотичной.

Сложно сказать, хорошо это или плохо, но тактические маневры для топовых сборных сокращенные составы точно сужает. Взять для примера сборную Бельгии. На таком маршруте при нормальном количестве гонщиков в команде (7 человек) могли бы получить свободу действий не только два лидера (Воут Ван Арт и Ремко Эвенпул), но и Яспер Стуйвен и Тиш Беноот - их уровень и гоночные характеристики более чем подходили для того, чтобы на таком маршруте считаться фаворитами второго-третьего эшелонов.

Это позволило бы бельгийцам вести гонку намного более изобретательно с тактической точки зрения. При составе в четыре человека дать свободу действий Стуйвену и Бенооту бельгийцы не могли себе позволить: просто не осталось бы людей, которые должны выполнять черновую работу. А работы этой из-за отсутствия радиосвязи на Олимпиадах больше обычного: приходится периодически опускаться к техничкам и согласовывать план действий с тренерским штабом.

Но даже несмотря на все это, сборная Бельгии золото групповой гонки забрала, и сделала это именно в тактическом ключе. Воут Ван Арт просто сидел на колесе у фаворита №1, Матье Ван дер Пула, и успешно отвечал на его атаки на брусчатом подъеме до Монмартра. Если бы нидерландцу удалось уехать от остального пелотона - Ван Арт бы просто выиграл спринт за победу.


Getty Images/Global Images Ukraine. Матье Ван дер Пул и Воут Ван Арт

Однако сработала не эта тактическая опция, а план «Б» в лице Эвенпула, чьей задачей было пытаться идти в относительно ранние атаки. Что характерно, делал это Ремко не в подъемах, а практически на равнине. Первая попытка за 73 км до финиша была неудачной, но вторая, примерно за 37 км до финиша, сработала.

Ремко сумел уехать от пелотона на равнине, сразу же никто на его атаку среагировать не сумел. Вскоре Нидерланды очнулись и начали преследование, но усилий одного Дилана Ван Барле было недостаточно, и разрыв продолжал расти. После того, как во время второго прохождения Монмартра Ван дер Пул снова не сумел сбросить Ван Арта и бросил работать, стало в целом очевидно, что золото уехало.

Эвенпул к тому моменту переложился к позднему отрыву, но помогать ему там никто не собирался. Ремко был вынужден делать все в одиночку, и он довольно быстро просеял компаньонов по группе, после чего на колесе у него остался только Валентен Мадуа. Его бельгиец скинул примерно за 15 км до финиша, не став дожидаться последнего восхождения на Монмартр.

Французу удалось с горем пополам удержать серебро, а вот Эвенпулу в концовке гонки пришлось понервничать. За 3,7 км до финиша у него случился прокол колеса, новый велосипед из технички сборной Бельгии ему подогнали не так быстро, как хотелось бы, и Ремко занервничал. Очень сильно занервничал. Прежде всего потому, что радиосвязи не было и он не знал, насколько большим было его преимущество над преследователями. Однако, когда информацию ему все же сообщили, бельгиец успокоился.

Ну а дальше - финишная черта, победа в гордом одиночестве и празднование на фоне Эйфелевой башни. Красивые фотографии сделаны, история написана.


Getty Images/Global Images Ukraine. Ремко Эвенпул

Эвенпул стал абсолютным олимпийским чемпионом Парижа. Такого в истории мужского шоссейного велоспорта не удавалось никому. И если в разделке он был в числе топ-фаворитов, то по поводу его шансов в групповой гонке были сомнения - прежде всего из-за брусчатого подъема Монмартр. Однако покрытие на нем оказалось не настолько тяжелым, и этот холм не стал столь же весомым для гонки фактором, как знаменитые хеллингены на фламандских классиках. Ремко сумел в очередной раз посрамить скептиков и выдал, наверно, лучший отрезок в своей карьере, учитывая еще и третье место в общем зачете Тур де Франс в июле.

Франция в итоге взяла не только серебро, но и бронзу - Кристоф Лапорт выиграл спринт за третье место из небольшой группы. Отличный результат для хозяев, учитывая, что фаворитов первого эшелона у них в составе, при всем уважении к Жулиану Алафилиппу, не было.

Ван Арт выполнил блестящую командную работу на Эвенпула, заблокировав всю работу Ван дер Пула и компании по преследованию Ремко. Однако сожалеть Воуту есть о чем: в этот день он был в идеальной форме и был готов выигрывать гонку и сам. Но большая победа снова обошла бельгийца стороной. К слову, на последних километрах дистанции он еще и упал (к счастью, без травм) и финишировал только 37-м.

Что касается Матье Ван дер Пула, то он финишировал только 12-м. Статус фаворита №1 он не оправдал. Да, можно говорить о том, что его команда, сборная Нидерландов, была недостаточно сильной, что он был в численном меньшинстве против двухглавой бельгийской гидры. Однако все это не отменяет одного очевидного факта: Матье был не в идеальной форме. Не в той, в которой он был на прошлогоднем чемпионате мира и нынешней весной.

В той форме Ван дер Пул просто плевал на любые тактические расклады и уничтожал соперников чистой силой. Здесь же он на подобное оказался неспособен - его подводка к Олимпиаде через Тур де Франс оказалась не оптимальной. Не исключено, что нидерландец упустил свой последний (и в целом единственный реальный в карьере) шанс стать олимпийским чемпионом на шоссе. Через 4 года в Лос-Анджелесе ожидается очень сложная по рельефу трасса, а через 8 лет Ван дер Пулу будет уже 37 лет.

Кто еще разочаровал, так это Мадс Педерсен, который считался фаворитом №3. Однако датчанин вместе с командой провел абсолютно бледную и безликую гонку, не запомнившись ровным счетом ничем. Во время первой атаки Ван дер Пула на Монмартре Педерсен был слишком глубоко в пелотоне и не смог среагировать, а позже ни он, ни его партнеры по сборной Дании вообще не помогали Нидерландам в преследовании Эвенпула, фактически отказавшись от борьбы за победу.

Лишь замкнули топ-10 Маттео Йоргенсон и Бен Хили, и их результаты вообще не отображают того, насколько классную гонку они провели. Особенно поражает Йоргенсон - американец удерживает пиковую форму в течение уже полных двух месяцев: еще в начале июня он стал вторым на Критериуме Дофине.

Следующая неделя

10 августа - Класика Сан-Себастьян (Испания)

Олимпийские игры для шоссейников завершены, однако сезон по-прежнему в самом разгаре. В следующую субботу в Стране Басков состоится знаменитая однодневка Классика Сан-Себастьян, которая из-за накладки по времени на Олимпиаду в этом году проходит примерно на две недели позже, чем обычно, и гораздо ближе по времени к Вуэльте, чем мы привыкли.

Это оказало серьезное влияние на стартовый протокол, который мы увидим. Например, в боевом составе во главе с Приможем Рогличем приедет «Red Bull Bora». Присутствие словенца в старт-листе, видимо, свидетельствует о том, что после своих травм, полученных на Тур де Франс, он восстановился, и Вуэльту ехать таки собирается. Кроме него в составе «Red Bull Bora» еще ряд звезд: Джей Хиндли, Дани Мартинес, Флориан Липовитц. Хватит и для тактики с несколькими капитанами, и для наличия в команде элитных грегари.


Getty Images/Global Images Ukraine. Примож Роглич

Наконец-то увидим в деле и действующего чемпиона Вуэльты Сеппа Кусса, который готовится к защите своего титула. Помогать ему в составе «Visma Lease a Bike» будут такие звезды как Тиш Беноот и Вилко Келдерман. Интересный состав и у «UAE Emirates»: тут вам и вундеркинд Исаак Дель Торо, и Марк Хирши, да и Марк Солер на испанской гонке, возможно получит свободу дейсвий.

Одним из топ-фаворитов будет Джонатан Нарваэс, который на в чем-то похожем рельефе обыгрывал самого Тадея Погачара на стартовом этапе нынешней Джиро д'Италия. Саймон Йейтс попытается реабилитироваться за неудачу на Тур де Франс. А Ричард Карапас, наоборот, надеется сохранить ту прекрасную форму, которую набрал под конец «Большой петли». Помогать ему будет сенсационный победитель Класики Сан-Себастьян 2021 года, американец Нилсон Паулесс.

«DSM Firmenich» ставит на французский дуэт - Ромен Барде и Воррен Баргиль. Барде может стать очень опасной темной лошадкой: на похожем рельефе он выиграл стартовый этап Тур де Франс-2024, а в конце апреля стал вторым на Льеж-Бастонь-Льеж.

Еще один экс-чемпион этой гонки будет в составе «Lidl Trek»: речь идет о Бауке Моллеме, который выигрывал гонку в далеком 2016 году. Впрочем, главной ставкой команды будет не нидерландский ветеран, а итальянский дуэт Джулио Чикконе/Андреа Баджоли.

В последние годы на Класике Сан-Себастьян доминировала «Soudal Quick Step». За последние 6 лет они выигрывали гонку 4 раза, и это с учетом того, что в 2020 году «Класикоа Доностия» не состоялась из-за локдауна! Однако 3-кратного и действующего чемпиона, Ремко Эвенпула, в этом году мы не увидим. Зато выступит чемпион 2018 года Жулиан Алафилипп. Также наверняка получит свободу действий на домашней гонке Микель Ланда.

Впрочем, он будет не единственной реальной надеждой баскских болельщиков. В составе «Movistar» будут Алекс Аранбуру и Ойер Ласкано. У первого главные шансы - в спринте из небольшой группы, второй будет рассчитывать на позднюю сольную атаку. Поборется за самые высокие места и Пельо Бильбао. В составе «Bahrain Victorious» он будет делить капитанские полномочия с Сантьяго Буитраго, который стал одним из открытий недавнего Тур де Франс.

Дайджест новостей

1 августа официально открылся трансферный рынок, поэтому новости с данного направления посыпались, словно из рога изобилия. Для начала отметим те переходы/продления контрактов, о которых уже давно говорилось, и которые ни для кого новостью не стали:

- Саймон Йейтс в конце сезона покидает «Jayco AlUla» и переходит в «Visma Lease a Bike». Контракт на два года. Также нидерландскую команду усилит Аксель Зингле из «Cofidis».

- В составе «Jayco AlUla» Йейтса заменит австралиец Бен О'Коннор из «Decathlon Ag2r». Он также поставил подпись под 2-летним соглашением.

- «Red Bull Bora» усиливается призером прошлогоднего Тур де ль'Авенир, Джулио Пеллиццари. Контракт с 20-летним итальянским талантом рассчитан на один год.

- В свою очередь, «Red Bull Bora» покидает Боб Юнгельс, который продолжит карьеру в «Ineos Grenadiers».

- Валентен Паре-Пентр покидает «Decathlon Ag2r» и переходит в «Soudal Quick Step». Также команду Патрика Лефевра усилит Максимильян Шахманн из «Red Bull Bora», который уже был частью «волчьей стаи» в 2017 - 2018 годах.

Также в «Soudal Quick Step» переходят Каспер Педерсен и Джанни Москон. А вот чемпион Тура Фландрии-2021 Каспер Асгрен команду Лефевра покидает: он продолжит карьеру в «Tudor Cycling».

Теперь переходим к тем подписаниям, которые действительно стали новостью:

- Гийом Мартен покидает «Cofidis» и переход в другую французскую команду, «Groupama FDJ». Недавняя публичная критика со стороны Мартена в адрес велосипедов «Cofidis» от компании «Look» теперь становится более понятной. В составе «Cofidis» Мартена заменит Дилан Тёнс из «Israel Premier Tech».


Getty Images/Global Images Ukraine. Гийом Мартен

- «UAE Emirates» подписали одного из героев Джиро, Джонатана Нарваэса из «Ineos Grenadiers». Также команду Погачара усилит вице-чемпион Париж - Рубэ-2021, Флориан Вермеерш. Завершая тему «UAE Emirates»: участие Хуана Аюсо в Вуэльте еще не исключено: сейчас он первый запасной в составе команды на гонку. Сам Аюсо опроверг слухи о планах покинуть команду в конце сезона. Но, честно говоря, прозвучало неубедительно.

- Иван Соса покинет «Movistar» в конце сезона. Он будет выступать за «EF Education EasyPost».

- Молодой французский талант Ленни Мартинес покинет «Groupama FDJ». Он подписал 3-летний контракт с «Bahrain Victorious».

- Жулиан Алафилипп отклонил предложение от «Q36.5». Команда давала французу контракт с зарплатой в более чем 3 миллиона евро в год, однако 2-кратному чемпиону мира оказалось этого недостаточною.

Тем не менее, уход Алафилиппа из «Soudal Quick Step» по-прежнему очень вероятен, и массовые подписания команды Патрика Лефевра - косвенное тому подтверждение.

- Дэн Бигэм покинет должность перфоманс-инженера «Ineos Grenadiers» после Олимпиады. По словам самого специалиста, работать в команде стало невозможно: вышестоящее руководство лезет в его сферу ответственности и отвергает его проекты по улучшению результатов команды.

- Ремко Эвенпул планирует в 2025 году дебютировать на Туре Фландрии. Также среди ключевых гонок его календаря - Милан - Сан Ремо, Льеж - Бастонь - Льеж и Тур де Франс.

- Воут Ван Арт рассказал о своих планах на концовку нынешнего сезона. Бельгиец планирует выступить на Вуэльте, а также в обоих гонках на чемпионате мира в Цюрихе - и в разделке, и в групповой гонке.

- Серьезный конфликт возник в «Movistar». Руководство команды планирует на роль лидера команды на Вуэльте Энрика Маса, в то время как Найро Кинтане отводят статус гонщика №2. Колумбийца это не устраивает, поскольку ему обещали статус капитана на Вуэльте. Кинтана считает, что Мас в плохой форме и не будет способен финишировать даже в топ-10 общего зачета. Сам испанец не хочет ехать гонку в одной команде с человеком, который отказывается на него работать.

Олег Дидух Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 22 декабря 2024, 14:01 5

Гол оформил Дибала