ГОДУНКО: «Часто вступала в споры с Дерюгиными»

Знаменитая украинская «художница» Наталья Годунко закончила спортивную карьеру

Сегодняшний наш разговор с, пожалуй, наиболее самобытной, яркой и непредсказуемой гимнасткой дерюгинского гнезда - Натальей ГОДУНКО. Несмотря на то, что ей изначально определили второе место в сборной, эта рыжеволосая бестия всякий раз взрывала зал своим появлением на помосте. Ее искрящуюся улыбку уж никак нельзя назвать «дежурной». От своих выступлений она получала удовольствие. Ее программы смотрелись как отдельные шоу-номера. Неуемный темперамент, проявлявшийся в сложных и подчас рискованных элементах, всегда находил отклик у зрителя. Она одна из немногих, кто обладал своим гимнастическим стилем и особым шармом в представлении композиций. Кроме того внешние атрибуты: татуировка на мочке уха, изысканный осколочек драгоценного камня в зубе, огненный цвет волос, строптивые косички в непривычной для «художниц» прическе, делали образ Натальи Годунко еще экстравагантнее. Возможно, кого-то она этим и раздражала, но никогда не оставляла равнодушным, отстояв и перед тренерами свое право нравиться людям.

-Наташа, мне кажется, после гимнастики ты должна хорошо танцевать?
-Отчасти. В телевизионном проекте «Танцюю для тебе» мне предлагали место Иры Мерлени (олимпийская чемпионка по борьбе не знала, сможет ли она выступать с травмированной ногой). Но поскольку она дала согласие, то мой дебют на паркете пока перенесен. Если подобное предложение поступит, возможно, попробую силы и в танцах.

-После Олимпиады в Пекине ты довольно удачно провела несколько международных соревнований и зимой закончила карьеру. Какие события произошли за это время в твоей творческой жизни?
-После непродолжительного отдыха я начала заниматься с маленькими детьми (трех-семи лет). Мне нравится работать с ними, с нетерпением жду каждой встречи. Даже не представляла, что так искренне можно радоваться успехам учеников. Кто-то впервые сел на поперечный шпагат, кто-то после долгих усилий наконец-то научился делать мостик или удержал равновесие. Все это вызывает массу положительных эмоций.

-Твои наставники не предлагали остаться в их школе, помогать им?
-Ирина Ивановна предлагала работать с детьми, но я решила пуститься, как говорят, в свободное плавание. Хочу попробовать сделать что-то стоящее сама.
Недавно окончила так называемую «Интер-школу», охватывающую различные направления: актерское мастерство, основы режиссуры, операторской работы, искусство визажа, дефиле, этикет.
Признаться, я побаивалась туда идти. Мол, ничего не знаю, ни в чем не разбираюсь, кроме гимнастики.
Я не кокетничаю. У меня всегда была занижена самооценка. На протяжении спортивной карьеры меня воспринимали как гимнастку сборной Украины только под вторым номером. Может, отсюда и робость. Но тем сильнее зрело желание доказать обратное.

- Вернемся к курсам.
- Благодаря им я познакомилась с интересными людьми. Меня стали окружать не только спортсмены. Приятно, что некоторые слушатели курсов меня узнали. Несмотря на то, что гимнастика требует артистичности, но этого предмета я и побаивалась. Театральные этюды давались мне нелегко. Я впервые не работала с предметом, а должна была сама его изобразить. Например, мне достался будильник. Ох и намучалась я с ним, и насмеялась, и расслабилась.
Интересными стали занятия по дефиле. Преподаватель отметил мою идеальную фигуру (смеется). Я впервые узнала о различных позах перед камерой, которые могут еще больше тебя стройнить, показать в более выгодном ракурсе. Сложновато осваивались каблуки, ведь я почти за двадцать лет на помосте привыкла ходить практически босиком, на полупальцах, где равновесие удерживается по-другому, да и бедрами в гимнастике не принято вилять, как на подиуме. Так что довелось тоже попотеть.

-Следишь ли ты сейчас за своим весом, физической формой?
-Хожу в фитнес-зал, нагрузки уменьшила, инструктор разработал программу исходя из специфики недавних профессиональных занятий спортом. Занялась йогой, где мышцы и голова работают совершенно по-другому. Нет скованности, напряжения. За многие годы впервые почувствовала невероятную легкость в теле. Эффект потрясающий.

- В спорте высоких достижений травм не избежать. Случалось нарушать предписания врачей ради борьбы за медаль?
- Весь предолимпийский сезон 2007 года мучил седалищный нерв. На тренировке я как следует не разогрелась и потянула его. Два года жила на таблетках. А для седалищного нерва лучшее лечение - покой. Что, как сами понимаете, в гимнастике, пока ты выступаешь, невозможно. Но об этом никто не знает Тренируемся и выступаем практически всегда на пределе.

- Наверняка у тебя был так называемый фартовый сезон. Как считаешь, расцвет, пик формы пришелся у тебя на какой из турниров?
-На протяжении 2005-2006 годов все складывались наиболее удачно. Я тогда становилась абсолютной чемпионкой Кубка Дерюгиных, что меня необыкновенно воодушевляло. Правда, никто из наставников этого не брал во внимание, по-прежнему оставляя за мной лишь вторую позицию в сборной. Мы всегда с Аней Бессоновой были в хороших отношениях, и она сама не раз признавала, что по некоторым позициям тогда уступала мне. Но такая расстановка сил (независимо от нас) в команде существовала. Возможно, моя строптивость мешала тренерам похвалить, отдать должное моим успехам. Ни для кого не секрет, что я часто вступала в споры с Дерюгиными, настаивала, чтобы меня выслушали.

- Гимнастка твоего уровня может вмешиваться в тренировочный процесс, предлагать элементы, участвовать в подборе музыки?
- Обсуждение будущей программы существовало. Иногда мне музыка не нравилась, а Ирина Ивановна в силу своего опыта и видения образа настаивала, и я соглашалась. Например, мне безумно нравилось упражнение с лентой «Шмель» в Афинах. Оно как нельзя лучше отражало и мое внутреннее состояние, и мое техническое умение. После Афин мы долго подбирали музыку, подходящую моему темпераменту, было сделано порядка пяти совершенно разных программ с одной только лентой. И все они, по мнению тренера, все-таки не соответствовали. За три месяца до Пекина Ирина Ивановна решила заменить мне ленту и булавы, сомнения у нее вызывала и скакалка. При всем изменении набора элементов следовало следить и за сохранением стиля, моего стиля. Я доказывала, что не смогу так быстро войти в новую программу. А Ирина Ивановна говорила, мол, ты можешь все. Хотя я не робот, и многие вещи в Пекине так и не получились.

- Был ли предмет, с которым ты могла выступать с закрытыми глазами, который слушался тебя и ни разу не подвел?
- Очень любила обруч, сколько бы прогонов наставники не делали, я все выполняла с радостью. Но боялась ленты и булав, справляться с этим волнением было всегда сложно. За день до выхода на помост в Пекине мне приснился сон, что я на разминке ломаю булавы. И на тебе, как раз на помосте во время тренировки под ногой булава ломается. Тут же вспомнила сон, от ужаса и растерянности хотела их выбросить, но Аня Бессонова меня сдержала, мол, выбросишь, когда все кончится. Я сама переволновалась, довела до мандража Ирину Ивановну. Но, слава богу, все обошлось. Как потом выяснилось, за два дня выступлений я выполнила упражнения с булавами лучше всех.
А за скакалку, напротив, не переживала вовсе. И она, моя любимая, меня подвела на Олимпиаде. Перед стартом у всех гимнасток во время перехода из тренировочного зала на помост проверяют так называемое соответствие предметов (есть свои требования к каждому из них) и ставят специальную печать. Мне скакалку проверили раньше, печать поставили, но почему-то не пропускали. Возвращаться за подтверждением я отказалась. Мы с Ириной Ивановной переругались со всеми, пришлось вызывать эксперта, отвечающего за допуск. Думаю, такое нервозное состояние сказалось на выступлении, я не успела даже перевести дыхание. Вот этого секундного настроя мне и не хватило.

-Наверняка были элементы, дававшиеся легко, а от каких ждала подвоха?
- Моя коронка - скорость и энергетика, которую отмечали и специалисты, и болельщики. В программе если какой-то из элементов не получался и его можно было заменить на равноценный, старалась это сделать. Когда ввели фуэте, я их вовсе не умела исполнять, боялась жутко. Однако справилась, сама того не ожидая. Тяжело давались некоторые повороты с лентой, но бичом стали турляны на полупальцах (турляны - поворот на 360 градусов вокруг своей оси, стоя на высоких полупальцах с поднятой вверх на 180 градусов ногой. - Прим. авт.). Как научилась, до сих пор ума не приложу. Обратные циркули больше одного не получались, позднее уже и по три-четыре раза крутила и удерживалась. Все сводится опять к одному - к трудолюбию. Уж извините за жаргон, но долбить каждый элемент приходилось не по сотне, а по тысяче раз.

- В спортивной гимнастике есть уникальные элементы, носящие имя своих первых исполнителей. Твой вид спорта ведет такой учет?
-У «художниц» такого нет. Но могу похвастаться, что до сих пор никто в мире, кроме меня, не исполняет четыре кувырка под летящим обручем и лентой. Возможно, в тренировочном зале и пробуют, но на соревнованиях еще никто не решился. Главное в исполнении - хорошо отправить предмет в полет, задать ему нужную траекторию.

-Договорные матчи (выступления) возможны в гимнастике?
-У нас и без того судьи лютуют. Но могу рассказать забавную историю, случившуюся на моем последнем в карьере выступлении. В декабре 2008 года в Японии проходил клубный чемпионат мира. В абсолютном первенстве моей соперницей была Алия Гараева из Азербайджана. Мы с Алией в приятельских отношениях, что и позволило мне, стоя за кулисами, в шутку сделать ей предложение, дескать, подари мне на этот раз третье место, все-таки мое последнее выступление. Мы посмеялись, еще подшутили друг над другом, с тем и разошлись. По двум последним номерам программ шли очко в очко. Решающим стал мой выход с обручем, в котором я у Гараевой выиграла одну десятую. После выступления она сказала, мол, ей особо ничего делать и не пришлось, мне заслуженно помогали силы свыше.

P.S. Именно после этого (последнего в профессиональной карьере Натальи Годунко) выступления к ней со словами восхищения подошла Ирина Винер (главный тренер сборной России). Чего, даже неискушенный в художественной гимнастике читатель понимает, ожидать было невозможно. Мозговой центр, идейный вдохновитель противостоящего лагеря, главный соперник нашей сборной снизошла до похвалы, отметив талант украинской «художницы».


Анна ШПАК, газета «Команда»

Источник Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 17 декабря 2024, 15:54 46

Ответы футболиста в несколько раз превысили среднюю норму доверия