РАБЧЕНЮК: «После финиша не знала - плакать или радоваться»

Анастасии Рабченюк совсем немного не хватило до медали в Пекине

На первый командный чемпионат Европы финалистка Олимпийских игр ехала с лучшим результатом сезона среди европейских бегуний на 400 метров с барьерами. Однако в португальской Лейрии украинка уступила полячке Анне Есень, у которой в этом месяце выигрывала дважды. Но наибольшим разочарованием для Анастасии Рабченюк стало не поражение, а временной показатель - 55,05 секунды.
Вернувшись в понедельник из Португалии, Настя так и не нашла времени для отдыха. На следующий день утром ей предстояло сдавать государственный экзамен в университете физкультуры, а вечером - снова вернуться на беговую дорожку республиканского спортинтерната. Именно там и состоялась наша встреча с героиней командного чемпионата Европы. Пока остальные спортсмены разминались, Настя с улыбкой и присущей ей искренностью отвечала на вопросы корреспондента «СЭ».

НАДО БЫЛО НЕ ПРОЩУПЫВАТЬ, А БЕЖАТЬ

- Я рассчитывала «выбежать» из 55 секунд, - сокрушается Настя. - Подробней о своих планах говорить не стану, потому что чем больше рассказываю, тем меньше они сбываются. Перед этой поездкой я заявила журналистам, что еду за победой с таким-то результатом. Теперь понимаю, что надо меньше разговаривать, а больше работать ногами и выполнять свою задачу.

-Чем объясняется такой невысокий для вас результат?
- Моя главная соперница Есень бежала за мной. Первых 300 метров, кроме чешки Сюзанны Хейновой, я никого не видела. Но она не была моим раздражителем. Может, я немного расслабилась, ведь первые двести метров пробежала достаточно слабо по сравнению со своим личным результатом. Что-то внутри меня заставило мягко начать и катить. До этого на стартах я бежала аккуратно, прощупывала дистанцию. Сейчас надо было не прощупывать, а бежать. Я же отпустила полячку слишком далеко, надеясь на свой мощный финиш. Но наверстать упущенное уже было невозможно. Все говорят, мол, еще бы десять метров дистанции - и ты бы обогнала ее. Однако дистанция 400 метров, а не 410, поэтому надо правильно распределять свои силы. Этот старт можно считать очередной моей тренировкой. В следующий раз буду знать, что надо быстрее начинать.

- Когда финишировали, силы еще остались?
- Да, однако я набежала на финиш неплохо, показав на последнем отрезке дистанции приличное время. Если бы между мной и полячкой был разрыв метр-два, я бы наверстала упущенное. Даже не помню, когда Анна вышла из виража, совсем не видела ее. А на последней прямой все так неожиданно произошло. Жаль... Этот чемпионат проводится впервые, и мне хотелось бы внести свою лепту. Но все еще впереди.

- Как тренеры Владимир Федорец и Сергей Басенко отреагировали на ваше выступление?
- Сказали, что слабо начала. Владимир Андреевич со спокойной критикой заметил, что я была слишком уверена в себе. По его мнению, мне это и помешало.

- Лидерская позиция в европейском топ-листе давила на вас?
-Она придавала мне уверенности, щекотливости и заставляла немного мандражировать. Я понимала, что со мной бегут сильнейшие европейки - полячка Есень и молодая британка Эйлид Чилд. Ее соотечественница бронзовая медалистка Игр Таша Денверс не выступает в этом сезоне из-за травмы. Однако у меня уже нет переизбытка адреналина, когда многие вообще не хотят бежать. Я не помню, когда со мной такое было последний раз. Даже на Олимпиаде не чувствовала подобного. Но если нет мандража, то спортсмен никогда быстро не пробежит. В любом важном деле волнение должно быть. Например, я сегодня шла на госэкзамен и тоже мандражировала. Хотя была уверена, что ничего страшного не произойдет.

-Какие еще жизненные ситуации заставляют вас мандражировать?

- В последнее время я стала очень спокойным человеком. Стараюсь не распыляться на всякие мелочи, держать свои эмоции при себе. Когда надо, я выплескиваю их в домашних условиях - на мужа. (Смеется).

НАСТЮХА, ДАВАЙ!

- Приехал ли ваш итальянский фан-клуб поддержать вас в Португалию?
- К сожалению, нет. С мая мои фаны находятся в Киеве, но я до сих пор с ними не виделась. Они приглашают меня в гости, но я - то в Ялте на сборе, то на тренировках, то на стартах, то на экзаменах. Вот вернусь из Испании - обязательно встречусь с ними. Мой фан-клуб точно поедет на чемпионат мира в Берлин. Они уже выкупили билеты, так что поддержка человек из пяти мне гарантирована. С другой стороны, буду ощущать небольшую ответственность перед ними.

- А поддержка болельщиков действительно помогает?
- Конечно! За границей редко слышу крики коллег по сборной: «Настюха, давай!», которые присущи домашним стартам. Наши спортсмены, которые находятся в секторе, не выхлестывают эмоций между попытками. Зато на международных турнирах до меня не раз доносились подбадривающие возгласы моего фан-клуба. А в прошлом году на финале Гран-при в Штутгарте, когда шла на старт, один молодой человек прокричал: «Анастасия, мы за тебя болеем!» Для меня это было неожиданностью, я обернулась, смотрю, а он стоит с украинским флагом. Такая поддержка придает желания победить. Я финишировала второй и первым делом взглянула на этого парня. Он улыбался и показывал большими пальцами - класс! Было очень приятно поделиться с кем-то своей радостью.

- Полячка Анна Есень, которая в Пекине финишировала сразу после вас, уже принципиальная соперница?

- Европейская - да. У нас одинаковый стиль бега - мягкий, равномерный. Мы не от спринта бежим, как американки - на первых двухстах метрах взрываются, а потом гаснут. В прошлом году я проиграла Анне всего один раз: в Лозанне она была третья, а я - четвертая. В этом сезоне у нас практически ровные результаты. Дважды побеждала я, теперь вот в Португалии - она. Но не могу сказать, что проиграла ей много. А кроме полячки, еще есть американки. Слежу за ними, сравнивая результаты. При этом учитываю, в каком месяце они показали это время, был это спад или подъем формы. Сейчас они затаились, значит, у них идет какая-то подготовка. В июле начнется серия стартов. Думаю, там они все «повыскакивают».

- Кто еще из европейских атлеток, кроме полячки и британки, являются для вас серьезными конкурентками?
- Были хорошие бегуньи из России. Но россиянки такие спортсменки, которые хорошо выступают только на чемпионатах мира и Европы. На других соревнованиях они бывают редко и не показывают выдающихся результатов. Юлия Печенкина из-за травмы пропустила прошлый сезон. В этом году, говорят, она готовится, но пока приличное время не показывает. Однако от нее можно ожидать быстрого бега. Не видела ее давно. К тому же я выросла за эти два года. В июле Печенкина должна выйти на дорожку - тогда и посмотрим. Чешка Сюзанна Хейнова, финишировавшая в Пекине седьмой, а в Лейрии - третьей, уже подпирает. Сейчас появляются молодые бегуньи из Британии, России, наша Анна Титимец. В Ялте на Кубке Украины она «разменяла» 56 секунд. Надеюсь, что Анна еще добавит, и мне будет с кем соревноваться на внутренних стартах. Одной очень тяжело бежать - настрой не тот, некому завести. Сезон только начался, было мало стартов. Может, еще кто-то «выскочит».

МАСТЕРСТВО НЕ ЗНАЕТ СТРАХА

- Наверняка, Олимпийские игры стали особенной отметкой в вашей карьере?
- Психологически я изменилась. Сейчас более уверена в своих силах и, как мне кажется, стала более профессиональной. До Олимпиады просто не представляла, как можно бороться с такими звездами, как американки, австралийка Яна Питман-Ролин. Сейчас в споре с ними я очень хочу завоевать медаль. Но не буду рассказывать о своих планах (смеется).

- Как вам, дебютантке, удалось не растеряться на таком ответственном старте, как Олимпиада?
- Об Играх уже могу рассказать кое-какие секреты. За две недели до отъезда в Пекин я ощущала легкий мандраж. Физически была готова хорошо, но боялась, что не смогу справиться с психологическим давлением. Тогда мечтала попасть в финал. Когда Сергей - сейчас уже мой муж и тренер, провожал меня на Олимпиаду, я поняла, что мандражирую, находясь рядом с ним. После регистрации в аэропорту мне стало легче. Просто Сережа очень надеялся на меня, поэтому я чувствовала ответственность и перед ним. Целую неделю до начала соревнований жила в олимпийской деревне и поняла, что все не так страшно, как я себе представляла. Потом узнала, что не бегут два мировых лидера - Печенкина и Питман. Еще сняли с соревнований неслабую китайскую бегунью, которая стабильно показывала 54 секунды. Ее дисквалифицировала своя же федерация. Выходя на старт, я постоянно себе повторяла: «Мастерство не знает страха».

- Когда почувствовали, что попасть в финал вам по силам?

- Выложившись в забеге процентов на 70, я финишировала второй - 55,18. Уже тогда, сравнив все результаты, поняла, что, если все нормально сложится, буду бежать в восьмерке сильнейших. Тогда даже почувствовала, что могу бороться за призовые места. Естественно, соперничать с ямайской бегуньей Мелани Уолкер было невозможно. Мой уровень на тот момент не позволял мне этого. А вот с призерами - американкой Шиной Тоста и британкой Ташей Денвере, можно было потягаться. Еще перед полуфиналом мне приснилось, что заняла третье место. А потом дважды видела во сне, что плачу. Значит, в реальности должна радоваться. Зная, что многие мои сны сбываются, я надеялась на бронзу. Не выдержав, рассказала об этом Сереже и подружке - высотнице Елене Халоше. Оказывается, им тоже такое снилось. Это придало мне уверенности. Когда уходила на финал, сказала своей соседке по комнате спринтерше Ире Шепетюк: «Я иду бороться за третье место». Но карта легла иначе.

- Но вы ведь как раз и боролись за третье место...
- Да, но там произошла еще техническая оплошность. До Олимпиады у меня был такой ритм: пять барьеров бежала в 15 шагов, следующих три - в 16, остальные - в 17. В финале моя задача состояла в том, чтобы пробежать девятый барьер тоже в 16 шагов. Я так и сделала, но между девятым и десятым, видимо, перетянула шаг. Не ожидала, что перед очередной преградой у меня останется такое расстояние - и я чуть-чуть натолкнулась на десятый барьер. На нем немного потеряла скорость. Если бы гладко прошла его, думаю, третьей могла бы быть. Может, судьбу бронзы решал бы фотофиниш. Я проиграла британке Денвере 12 сотых секунды. Сотку я как раз и потеряла на десятом барьере. То же самое произошло и на чемпионате Европы. Теперь поставила перед собой задачу пробежать без брака и десятый барьер. Буду мчаться еще напористей, чтобы преодолевать его более гладко. На самом деле 12 - 20 сотых секунды решают многое. А потом не дают спокойно жить.

- Многие спортсмены считают четвертое место самым обидным. Вы того же мнения?
- Вита Паламарь мне сказала, что лучше быть и вовсе пятой. Но я так не считаю. То же самое могут сказать серебряные медалисты, которым чуть-чуть не хватило до золота. После финиша я стояла и не знала - плакать мне или радоваться. Попыталась выдавить из себя слезы, поскольку в глубине души было обидно. Но все-таки радость взяла надо мной верх. Тренер похвалил меня, а я ему: «Я медаль хотела! А вы мне говорите, что все хорошо?» Владимир Андреевич не ставил передо мной задачи попасть в шестерку, но, думаю, он не ожидал от меня такого результата. Я требовательней отношусь к себе, чем тренер. Сама прошу его: «Давайте я еще раз пробегу!» Наставнику приходится умерять мое рвение к тренировкам.

«ПРОФУКАЛА» ОЛИМПИЙСКУЮ МЕДАЛЬ

- Стал ли спортивный мир относиться к вам с большим уважением?
- Скажу по секрету, ничего подобного не ощутила. Я слабо владею английским, поэтому с соперницами общаюсь мало. К тому же все европейки заметили, что американки не очень коммуникабельные. Иногда даже не здороваются. Полячка, например, хорошо знает английский и без проблем общается с британкой. Все мои разговоры сводятся к пяти фразам - привет, пока, как дела, поздравляю, спасибо. С другой стороны, сейчас меня везде хотят видеть, приглашают на все европейские старты. В Украине ажиотажа вокруг своей персоны я не почувствовала. Если честно, то и не хотела. В одной статье прочитала, как пресс-атташе нашей федерации упрекала журналистов, что они не обратили на меня внимания, ведь я была очень близка к олимпийской медали. Я же, наоборот, благодарна всем, что не трогали меня. Не хотела снова вспоминать и рассказывать об этом. Вернувшись из Пекина, хотела все забыть. Меня еще мучила та ошибка и осознание того, что я «профукала» свою медаль. Действительно, я ее просто отдала.

- В Варшаве вы показали свое лучшее время в этом году - 54,74. Это хороший результат для начала сезона?
- Да, однако есть одно «но». Результат 55,05, показанный мной на последнем старте, застал меня врасплох, шокировал и очень сильно расстроил. Надо переключиться, потому что в голове у меня засели эти секунды и не дают покоя. Не думаю, что это спад формы. В Ялте я достаточно легко пробежала 55,15. Потом в Варшаве показала 54,74, а через несколько дней в Быдгоще - 55,41. Но там был сильный порывистый ветер. Контрольные бега на тренировке свидетельствуют, что 54 секунды я должна бежать стабильно. К тому же в моей карьере редко случалось, чтобы после всплеска шел спад результатов. На протяжении сезона я постепенно наращиваю спортивную форму. В субботу проверю себя еще на турнире в Испании, хотя это ветреная страна. В июле буду стартовать в Лозанне и Риме, а потом - целенаправленно готовиться к чемпионату мира.

- Тренируетесь по той же схеме, что и в прошлом году?
- Коррективы всегда должны быть, но кардинальных изменений не произошло. Избавляться от секунд надо в первую очередь за счет начало дистанции. Для этого необходимо работать над силой. Много времени уделяем скоростной выносливости, чтобы на последних 50-100 метрах не терять скорость. Не должно быть резких затуханий. Совершенствуем как барьерную технику, так и технику межбарьерного бега, то есть, оттачиваем ритм, чтобы потом не тянуть шаги. Для результата надо работать над всеми качествами.

- На какое время планируете выйти к чемпионату мира?
- На хорошее. (Смеется). Уточнять не буду.

- Вы сами считаете себя одной из сильнейших бегуний мира на дистанции 400 метров с барьерами?
- Не люблю таких вопросов... (Смеется). Да, думаю мое место стопроцентно в топ - пятерке планеты.


Ирина ГОЛИНЬКО, газета «СЭ в Украине»

Источник Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 23 ноября 2024, 06:12 0

Жена защитника киевского Динамо Алиана Вивчаренко рассказала о своём счастливом дне