КАРЯКИН:«Долг перед украинскими шахматами я исполнил честно»
Сергей Карякин ждет, пока оформят документы о смене гражданства
- 18 июня 2009, 16:25
- |
- 2899
- 6
Переезд 19-летнего украинского шахматиста из Симферополя в Москву стал одной из самых громких сенсаций в черно-белом королевстве. Много лет подряд Россия теряла своих лучших гроссмейстеров, уезжавших за ближние и дальние рубежи в поисках лучшей доли. И вот теперь игрок, которого специалисты относят к числу реальных претендентов на мировую корону, проследовал в обратном направлении. О мотивах своего переезда в Москву, перспективах выступления за сборную России и многом другом Сергей Карякин рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту «Известий» Михаилу Шпенкову.
-В 2002 году вы в возрасте 12 лет стали самым юным гроссмейстером на планете. Тогда восприняли это достижение как некое историческое событие?
-Нет, это был приятный, но не такой уж значительный факт. Правда, когда позднее узнал, что мое имя внесли в Книгу рекордов Гиннесса, невольно подумал: наверное, действительно попал в историю.
-То издание Книги Гиннесса у себя дома храните?
-Нет, как-то не задумывался об этом. Конечно, если бы издатели сами прислали мне экземпляр, то оставил бы его на память. А самому искать эту книгу мне и в голову нe приходило.
-Несколько лет назад вам было присвоено звание заслуженного мастера спорта Украины. Оно дает какие-то значительные привилегии?
-Это самое почетное спортивное звание не только на Украине, но и на территории всего СНГ. Вот только безоблачной жизни оно, конечно, не обещает. Разве только когда человек доживает до пенсии, то получает небольшую надбавку к ней.
-У себя на родине успели стать популярной личностью? На улицах узнают?
- В основном после удачной игры на каком-нибудь крупном турнире. Ведь тогда сразу появлялось много телесюжетов о шахматах, газетные статьи. Тогда на улицах Симферополя подходили незнакомые люди, поздравляли. Но нельзя сказать, чтобы прохода не давали. Такое ненавязчивое внимание даже приятно.
-Подходили-то девушки?
-Нет, в основном люди в возрасте. Среди них все-таки больше поклонников шахмат.
-Пять лет назад в составе национальной сборной Украины вы выиграли Всемирную шахматную олимпиаду. Это пока ваше главное достижение?
-Да, оказаться в 14 лет на таком турнире - незабываемое впечатление. Тем более Украина тогда впервые в истории выиграла олимпиаду. Помню, набрал 6,5 очка из 7. Правда, играл на последней, четвертой доске. Но ведь я тогда только дебютировал в сборной.
-Лидер украинских шахмат Василий Иванчук казался вам, наверное, живой легендой?
-Да не сказал бы. Василий всегда был с нами накоротке, с ним можно посоветоваться на любую тему. Вообще звездность ему совершенно не свойственна.
-О переезде в Россию вы давно задумывались?
-Несколько лет я пытался решить вопрос со спонсором на Украине. Но все разговоры закончились ничем. Тогда и возникла мысль перебраться в Москву.
-Заработков на коммерческих турнирах было недостаточно?
-На жизнь, разумеется, хватало. Но чтобы прогрессировать, шахматы требуют немалых расходов. Нужно оплачивать работу тренеров высокой квалификации, организацию сборов, компьютерное обеспечение для подготовки. Шахматные программы ведь постоянно совершенствуются. И самые современные разработки стоят очень дорого.
-Как на Украине отнеслись к вашему решению?
-По-моему, мои планы никого особо не интересовали. И меня не пытались удержать. Недавно, правда, глава украинской шахматной федерации Петров публично высказался - дескать, я поступаю некрасиво. Но у меня есть свои основания считать, что поступаю правильно.
-В чем они заключаются?
- Я никогда не относился пренебрежительно к выступлениям за сборную своей страны. Даже при отсутствии всяких материальных стимулов. Но мне ведь нужно еще и развиваться индивидуально, как шахматисту.
- Сложно представить, что успешное выступление за национальную команду не дает такой возможности. Например, победа на олимпиаде ведь наверняка предполагает хорошие премии?
-К сожалению, это не так. Это на летних и зимних Олимпиадах золотая медаль для украинских спортсменов стоит 100 тысяч долларов. То есть примерно как и в России. Понимаю, шахматы - не олимпийский вид спорта. У нас другое измерение, но все же... Когда после выигрыша на Всемирной шахматной олимпиаде нам выплатили по 2 тысячи долларов, а после этого из них стали еще и вычитать налоги, настроение было неважным. И больше играть за сборную большого желания не было. Но я все равно с 2004 года не пропустил ни одного соревнования с участием украинской национальной команды. Когда тебе 19, то пять лет выглядят, по-моему, серьезным сроком. Вот поэтому я и считаю, что свой долг перед украинскими шахматами я исполнил честно.
-Ваши близкие как отнеслись к идее переезда в Россию?
- Поначалу родители сомневались, но все-таки согласились со мной. Они тоже переезжают в Москву. Понимают, что назад дороги нет.
- Что вы имеете в виду?
-Украина ведь не поддерживает двойное гражданство для россиян. И в ближайшем будущем не планирует этого делать. А я собираюсь принять российское гражданство. Мне его уже оформляют.
-В Москве вам гарантированы условия для полноценной подготовки?
-Многое зависит от того, как я буду работать. Но уже сейчас мы начали заниматься вместе с тренером российской сборной Юрием Дохояном. Первый тренировочный сбор проходит в Клину.
-Многие специалисты считают вас одним из самых перспективных шахматистов в мире.
-Молодых прогрессирующих гроссмейстеров достаточно много. Левон Аронян, Теймур Раджабов, Магнус Карлсен могут добиться очень серьезных результатов.
- А среди ветеранов шахмат кто для вас был образцом?
-Кумиров у меня никогда не было. Это принципиальный момент. Всегда хотел иметь свой стиль.
-С кем из российских шахматистов у вас наилучшие отношения?
-Со всеми гроссмейстерами, выступающими за сборную России, я отлично знаком - часто встречались во время разных турниров. А больше всего общались с Дмитрием Яковенко.
-Международная шахматная федерация при смене гражданства не требует двухлетнего перерыва в выступлениях на уровне сборных. За команду России играть собираетесь?
-Конечно, очень хочу сыграть за нее. Только нужно еще попасть в состав - в сборной России конкуренция острее, чем в любой другой.
Михаил ШПЕНКОВ, газета «Известия в Украине»