МЕРЛЕНИ: «Поняла, что поражение - это мелочи»
Олимпийская чемпионка Ирина Мерлени собирается в этом году завершить спортивную карьеру
- 13 июня 2009, 17:13
- |
- 1325
- 0
Медальной коллекцией Ирины Меряени восторгаются даже самые титулованные спортсмены мира. У нее за плечами пять наград первенств планеты, три - континентального чемпионата и два слитка ценного металла с Олимпийских игр. Как правило, это медали наивысшего достоинства. Три раза Международная федерация признавала украинку лучшей борчихой мира - в 2001-м, 2003-м и 2004 годах. Президент FILA Рафаэль Мартинети непосредственно на пьедестале в Афинах вручил Мерлени золотой орден, а через несколько месяцев в Швейцарии - спортивный оскар. Но максималистский и напористый характер, коим Ирина всегда выделялась среди всех спортсменов, не знает покоя. Первая в истории олимпийская чемпионка по вольной борьбе, покорив уже и танцевальный паркет в шоу «Танцую для тебя», снова рвется в бой. В сентябре шестой раз в карьере Мерлени выйдет на ковер, чтобы снова разобраться - кто же в мире всех сильней?
МЕНЯЮ СИЛУ НА ТЕХНИКУ И СКОРОСТЬ
- Как прошел последний сбор в Алуште? Как всегда, выигрывали у всех девушек и у половины парней?
- Мне непросто переключиться с танцев на вольную борьбу. Поэтому не могу сказать, что тренировалась в полную силу. Если раньше мои спарринг-партнеры весили даже 60 килограммов, то сейчас из-за травмированного колена выбираю соперников полегче - максимум 54. Поскольку мой вес больше, они не могут мне ничего сделать. А провести контрольные схватки в конце сбора не смогла. Выиграла первый поединок, а во втором,, выполняя прием, рассекла бровь. На этом борьба для меня и закончилась.
- Быстро адаптировались к борьбе или ожидали от себя более ощутимый прогресс?
- Потихоньку набираю форму, но должна признаться, очень тяжело втягиваться. На данном этапе подготовки не ставлю задачу выигрывать у соперников 5:0 или 10:0. Для меня сейчас главное - не пропустить ни одного приема и заработать хотя бы один балл. Знаю, дальше будет еще тяжелее. Ближе к чемпионату мира такие страсти разгорятся! Мне будет особенно сложно, так как очень не люблю проигрывать. Но постараюсь контролировать свои эмоции, не перегружаться. Боязнь проиграть, где-то оступиться отнимает много сил, и я перетренировываюсь. Думаю, сейчас мне надо поработать над техникой и скоростью. Раньше у меня была силовая борьба, теперь решила немного изменить тактику.
- Но ваша борьба была яркой. Она нравилась даже мужчинам...
- Такой стиль ведения схватки очень истощал меня физически. Мне не хватало выносливости. Когда делаешь ставку на технику или скорость, значительно экономишь силы. Очень понравилось, как отборолась на чемпионата мира-2008 японка Хитоми Сакамото в весе до 51 килограмма. Она всех соперниц положила на лопатки и ушла чемпионкой. Мне тоже так хотелось бы.
- После победы на Олимпийских играх вас сковывало, как вы сами утверждали, опасение проиграть. Сейчас уже не страшно?
- Теперь спокойней реагирую. Но в любом случае очень не хочется уступать сопернице. Однако это уже не страх. После проекта «Танцую для тебя» поняла, что поражения - это мелочи. Главное - это здоровье и жизнь близких. Ладно, сегодня ты проиграл - не та форма, не тот настрой, соперник чувствовал себя лучше, его день был. Но завтра все может быть по-другому.
СЫН УЖЕ БОРЕТСЯ СО МНОЙ
- Успели за время телепроекта соскучиться по борьбе?
- Немного. Я настолько устала от танцев! Три месяца с утра до вечера работала вместе с Сергеем Костецким. Истощали себя морально и физически. Если в борьбе я знала все, то в танцах каждую неделю учила совершенно новый стиль, а иногда - и два. Было тяжело, но очень интересно. Изо всех сил пыталась освоить все это как можно лучше, сделать шоу поярче - ради Сережи Солнцева и себя тоже. Ведь это был тот проект, о котором я мечтала.
- Что чувствовали, когда впервые вышли на ковер после танцев?
- Я себе сказала: резко, как раньше, не бросаться. После родов очень активно начала бороться. Дала себе установку потихоньку втягиваться. Конечно, после такого длительного перерыва ты выходишь свежий. Но это обманчивое чувство, которое длится всего пять минут. Потом понимаешь, что нужно еще качаться и много работать. Может, танцы мне помогут в борьбе. Ведь этот проект эмоционально закалил меня. Морально я стала устойчивей.
- Мир шоу-бизнеса жесток?
- Борьба тоже жестокий вид спорта. Не знаю, что будет дальше. Надеюсь, у меня хватит сил не обращать внимания на то, что творится за ковром, а просто идти к своей цели. Думаю, я стала более терпеливой и сдержанной.
- На паркете вы танцевали ради пловца Сережи Солнцева, которому необходим курс реабилитации. А боретесь сейчас для кого?
- Для себя. Теперь я тренируюсь в свое удовольствие. Борюсь потому, что не могу не бороться. Кроме того, мечтаю хорошо выступить на первенстве планеты. Мне сейчас тяжело говорить - победить. Когда ездила на чемпионаты мира без заранее озвученной цели, трижды врзвращалась с золотом. Я не заглядывала вперед. Наверное, поэтому и выигрывала. Когда уже была трехкратной чемпионкой мира, олимпийской чемпионкой, говорила себе: «Ты такая титулованная! Ты не можешь проиграть! Должна только выиграть!» Но дважды возвращалась с серебром.
-Многое приходится наверстывать, ведь на ковер не выходили почти полгода?
- Успокаиваю себя тем, что я почти всю жизнь боролась. К тому же сумела набрать хорошую спортивную форму после декретного отпуска, длившегося полтора года. В этот раз я хоть и не тренировалась на ковре, но работала над собой физически.
- До сих пор отказываете себе в удовольствии видеть, как подрастает сын?
- Сейчас он и муж ездят на сборы вместе со мной. Были в Трускавце и Алуште, собираются и в Конча-Заспу. Артурчик уже помогает мне - все принесет, положит на место. В свои два с половиной года он морально поддерживает маму, поднимает настроение. На тренировках сын повторяет некоторые действия, потом начинает со мной бороться. Проход в ноги, например, он уже давно выполняет.
ОЧЕНЬ ХОТЕЛА ЗАПРЫГНУТЬ НА ГОРБУНОВА
- С танцев остались какие-то «вредные» привычки, которые сейчас вам мешают в борьбе?
- Только положительные. Я стала более женственной и мягче, что считаю плюсом даже для борьбы. Сейчас мои мышцы более пластичные. Раньше все время была напряженной, закачанной. Может, мышцы не выдержали такой нагрузки, из-за чего и травма случилась. Осанку даже на ковре начала держать. Как-то просматривала свои выступления на Олимпиаде, чемпионатах мира, и мне не понравилась моя согнутая спина. С ровной спиной даже удобней подсесть под соперника.
- Что вам больше по душе - борьба или танцы?
- Не могу сказать однозначно. Наверное, эти два вида спорта одинаково дороги моему сердцу. Потому что ощущения после победы на Олимпийских играх и в проекте были очень похожи. Танцы - это моя мечта как женщины, а борьба - как спортсменки.
- В какой еще сфере мечтаете реализоваться?
- Хочу сниматься в кино. Может, меня посетят еще какие-то идеи. (Смеется). В любом случае хочется проявить себя в чем-то еще, не быть ограниченной и зацикленной только на спорте. К тому же абсолютно не испытываю желания сразу после спорта уходить на пенсию.
- Когда вам приходилось идти на большие жертвы: во время шоу или борцовских тренировок?
- Танцы были всего лишь три месяца, а борьба - долгие годы. Поэтому сравнивать сложно. Это абсолютно разные нагрузки, но пахать приходится везде. И на паркете, и на ковре были моменты, когда казалось - все, больше не могу. Но все равно находила в себе силы продолжать. В танцах у меня был очень весомый стимул - маленький травмированный ребенок, у которого произошла трагедия в семье. Сережа рассчитывал на меня, он верил, переживал и очень хотел, чтобы мы выиграли. Эта победа была ему необходима.
- А семью когда чаще видели?
- Когда ставлю перед собой цель, я практически не вижу близких. Нет времени. Во время проекта я уходила из дома - ребенок еще спал, возвращалась - уже спал. И это была всего одна неделька, когда родители все-таки привезли Артура в Киев. Когда я звонила маме в слезах и говорила, что уже не могу, хочу видеть сыночка, мама отвечала: «Потерпи. Ты танцуешь для мальчика, у которого мамы вообще нет».
- Эта победа для вас так же важна, как и олимпийская?
- Мне сложно определить. В обоих случаях я была шокирована. Ни в Афинах-2004, ни на киевском паркете не ожидала, что выиграю.
- А почему не повторили ваш победный трюк - запрыгнуть от счастья на судью?
- Очень хотела запрыгнуть на Юру Горбунова. Но сдержала себя, ведь это был прямой эфир, который смотрели миллионы украинцев. Надо было вести себя достойно. Повторять опыт Афин было бы не очень правильно.
- Но ведь олимпийский финал тоже смотрели миллионы зрителей со всего мира...
- К Олимпиаде я шла семь с половиной лет. Очень много работала, старалась, верила и знала, что нужно делать для победы. А танцевальные репетиции продлились всего три месяца, на протяжении которых сложно чему-то научиться профессионально. Но я все равно не сдавалась, тренируясь иногда до часу ночи. Когда увидела соперников по паркету, сразу настроилась сделать все, зависящее от меня. Задача была, как можно дольше продержаться в проекте.
- Неужели испугались конкурентов?
- Нет, просто объективно оценила ситуацию. Мне очень нравилось, как танцевали Алена Шоптенко с Васей Бондарчуком, Настя Каменских с Димой Дикусаром и Ксения Горб с Вячеславом Узелковым. На мой взгляд, это самые яркие, обаятельные и сильные пары. Хотя другие дуэты тоже были интересны.
ТРЕНЕР РУГАЛ ЗА ТО, ЧТО СЛАБО СТАНЦЕВАЛИ
- Что принесло вам большую популярность - медали или участие в проекте?
- Не было бы наград - меня не пригласили бы в шоу. Если бы борьбу транслировали так, как этот проект! После него меня стали узнавать в разных городах большое количество людей. Они признаются, что если бы не «Танцую для тебя», то они даже не знали, что есть такая спортсменка. Ведь не все любят спорт. Больше всего автографов раздала именно после этого проекта. Очень приятно, когда меня узнают. Иногда даже немного смущаюсь.
- У вас много поклонников?
- Да, причем и среди спортсменов, и среди обыкновенных людей. Недавно в Артеке проходили «Игры чемпионов», где я попробовала себя в роли капитана и ведущей. От детей не было отбоя - все хотели сфотографироваться со мной. А после победы в проекте нас два часа не отпускали с паркета - интервью, автографы. На мой номер пришло около сотни сообщений с поздравлениями и комплиментами. Писали все - родственники, Алина Шатерникова, Елена Говорова, Аня Сорокина, Саша Крикун. Боюсь кого-то не назвать. (Смеется). Приятной неожиданностью стала sms-ка Виталины Ющенко. А непосредственно в студии меня поддерживали борцы - олимпийский чемпион Эльбрус Тедеев, двукратная чемпионка Европы Таня Комарницкая, чемпионка Европы-2008 Марьяна Квятковская.
- На паркете вы сражались со многими звездами шоу-бизнеса. Не было предложений записать совместную песню?
- Я бы очень хотела спеть вместе с Васей Бондарчуком. Мы как-то в прямом эфире на проекте импровизировали. Мне понравилось. С Виктором Павликом постоянно шутили, мол, давай запишем песню. Но сейчас уже все мое время уходит на достижение другой цели. Возможно, когда-нибудь эта идея и осуществится.
- После Олимпиады вы так и не отдохнули как следует. После танцев опять активно ринулись на ковер. Откуда столько энергии?
- Очень многие люди меня поддерживают - родные, друзья, поклонники. Плюс - огромное желание. Борьба меня сильно закалила. Раньше я работала на трех тренировках в день. Сама удивляюсь, как выдерживала такую нагрузку? Сейчас берегу себя на ковре, но в танцах не жалела.
- Почему вы решили отсоревноваться этот сезон по полной? Может, стоило дать организму передышку и приступить к тренировкам в следующем году?
- Я уже поставила перед собой цель. Стараюсь совмещать отдых и тренировки, высыпаться, не перегружаться. Если сейчас выложусь и, даст Бог, все будет хорошо, потом будет больше времени на отдых. Сейчас я нахожусь в неплохой форме. До чемпионата мира еще почти четыре месяца. Можно взять себя в руки и постараться выложиться. Думаю, через год мне будет еще сложнее бороться даже после отдыха. С возрастом накапливается усталость от травм, гонки веса. Хочется больше времени побыть с ребенком, семьей, принимать участие в разных шоу, позагорать на солнышке, уделить себе внимание. Я и так много сил и времени отдала спорту.
- Точку можно было поставить уже после Пекина...
- Мне кажется, еще есть одна вершина, которую стоило бы покорить. Я для себя хочу это сделать.
- Чувствовали после олимпийской победы опустошение?
- Да. Я переживала, думала, чем заниматься дальше. Но такое чувство было только лишь после Афин-2004. Я всего добилась. Борьба уже так не интересовала, как раньше. Спорт - это дело для молодых: это адский труд, стрессы и тяжелые травмы.
- А как ваше травмированное колено?
- Нормально. Правда, немного беспокоит. Мне кажется, я уже привыкла к этой боли. Поэтому не обращаю на нее внимания. Операцию пока не хочу делать. Это большая нагрузка на весь организм, да и психологически пережить такое нелегко.
- Тренеры не упрекали, что в танцах вы лишь усугубили травму?
- Наоборот, они поддерживали меня. Все-таки я столько лет выступала на чемпионатах мира, Европы, Олимпийских играх, привозила всегда медали. Чаще всего они были золотыми. Тренеры знают, что я всегда мечтала петь. Они очень болели за меня, отсылали sms-сообщения. Когда попала на дуэль, наставник женской сборной Владимир Евонов позвонил, ругал меня: «Что так слабо станцевали? Ты тренируйся! В танцах тоже нужно пахать!»
ИЧО ПОЖЕЛАЛА УДАЧИ
- Первенства планеты, с которых имеете пять наград, до сих пор вам интересны?
- Очень. Спорт - это наркотик. Если раз поднялся на высшую ступень пьедестала, почувствовал себя чемпионом мира, ты готов все сделать, лишь бы вновь ощутить те эмоции. Это большое счастье и гордость. Что может быть лучше золотой медали, заработанной честным трудом, потом и кровью? Это не купишь. Нужно долгие годы упорствовать, терпеть, страдать, плакать и потеть. Шоу-бизнес не настолько благороден, как спорт. Но «Танцую для тебя» - исключение, ведь в нем осуществлялись детские мечты.
- А с какими ощущениями стояли на пьедестале в Пекине?
- Я была очень счастлива. Ведь бронза досталась мне непросто. Но это, конечно, не те ощущения, которые были в Афинах. Вторая Олимпиада далась мне сложнее, чем первая.
- Надеетесь на чемпионате мира в Дании встретиться со своей вечной конкуренткой - японкой Чихару Ичо?
- Мы общались с ней в Пекине. После выступления она подошла ко мне, пожелала удачи и сказала: «Я ухожу. А тебе желаю удачи». Может быть, я выиграю, когда она уйдет. (Смеется).
- Насколько искренне общаетесь с Ичо?
- Мы с ней не можем дружить. Она - моя соперница, причем очень сильная и очень неудобная. Я для нее тоже серьезная конкурентка. Но это не мешает нам уважать друг друга.
- В финале Олимпийских игр в Пекине за кого болели?
- Я была настолько уставшая после своего поединка за бронзу, что уже не было эмоций. Поэтому просто смотрела эту схватку. Была уверена, что выиграет Ичо. Исход финала был для меня неожиданным и шокирующим. Я не могла поверить своим глазам, когда победила канадка. Да еще настолько уверенно! Мне кажется, Ичо расслабилась. А может, много физических и психологических сил у нее забрала встреча со мной. Она кричала и плакала от счастья, победив меня. Наверное, она чувствовала золотую медаль уже у себя на груди.
- Наши тренеры и борцы не раз высказывались, что Ичо в Пекине-2008 вы проиграли случайно. Сами как думаете?
- Не считаю это случайностью. Значит, недостаточно была готова именно психологически. Оставалось пять секунд до конца второго периода. Можно было попытаться что-то сделать, хотя бы пройти в ноги.
- Зачем что-то предпринимать? Вы же вели в счете 1:0, надо было просто отстоять...
- Я так и делала. Но отстаивать тоже надо уметь. Ичо начала выталкивать меня за пределы ковра, и я стала упираться в нее, чтобы не проиграть балл. В этот момент и прошел ее бросок. Он был неожиданным для меня. На доли секунды расслабилась - и сразу поплатилась.
- Не мучит ли вас эта бронза, которая вполне могла быть золотом?
- Нельзя так говорить. Для этого нужно было выиграть у Ичо, китаянки, американки и канадки. Поэтому не могу утверждать, что потеряла золото. Просто я его не завоевала. Что сожалеть, когда вернуть ничего нельзя? Жалела, когда проиграла китаянке на чемпионате мира-2005, не «мостила». С Ичо даже возможности для моста не было - судья мгновенно дал туше. Иногда вспоминаю эту схватку. Морально я не чувствовала себя настолько убедительно, как в Афинах. Я немного потеряла уверенность, хотя физически была готова хорошо. Может, такова судьба.
ПОДАРОК САКАМОТО
- Общаетесь с ее соотечественницей Хитоми Сакамото, шестикратной чемпионкой мира в весе до 51 кг, которая является для вас кумиром в борьбе?
- С ней мы познакомились в 2001 году на банкете после окончания чемпионата мира, который и я, и она выиграли. Тренер японок взял меня за руку и привел к ним знакомиться. Им очень понравилась моя борьба. Тогда Хитоми первая ко мне подошла, пожала руку, поздравила. Уже тогда я восхищалась ее мастерством. Ее техника - просто безупречна. Даже двукратная олимпийская чемпионка в весе до 55 кг Саори Йошида не является для меня таким авторитетом, как Сакамото. Стиль борьбы Хитоми мне намного ближе. Она очень уверенно, не отдавая ни одного балла, побеждает со счетом 10:0, кладет соперниц на лопатки. На соревнованиях мы всегда с ней общаемся, переписываемся по интернету.
Она поддерживала меня и во время Олимпийских игр в Пекине. Хитоми верила в меня и хотела, чтобы я снова стала олимпийской чемпионкой. Хотя она очень уважает Ичо.
- Обменивались подарками с Сакамото?
- Конечно! Возила ей разные сувениры, матрешки, даже красную икру. Она угощала меня японскими супчиками быстрого приготовления, шоколадками, печеньем. Когда мы были в Китае на Кубке мира-2008, который я выиграла, Хитоми подарила мне полотенце. С ним не расстаюсь ни на сборах, ни на соревнованиях. Брала его с собой и на Олимпийские игры в Пекине. Оно мне придает силу и уверенность.
- Слышала о ваших планах завершить карьеру в этом году. Это решение окончательное?
- Мне этого хотелось бы. Я уже всего достигла. Особого интереса уже нет. Хочу поберечь свое здоровье. К тому же я устала от гонки веса, соревнований, психологической нагрузки. Буду тратить свою энергию на танцы, пение, съемки в кино. Может, еще рожу детей, какой-то бизнес организую.
- Неужели вас не манят кольца XXX Олимпиады-2012?
- Я уже выиграла Игры. Несмотря на то, что кольца афинской Олимпиады меня очень манили, я едва справлялась со своим психологическим состоянием. Было очень сложно.
- А не вы ли говорили четыре месяца назад, что хотите победить в Лондоне?
- Я, но мне уже тяжело бороться. Нет сил. Я не против, чтобы вы вышли на ковер и сами поборолись хотя бы пару дней. (Смеется).
Ирина ГОЛИНЬКО, газета «СЭ в Украине»