Погачар пишет историю, последний подиум Томаса. Итоги Джиро д’Италия-2024

Sport.ua подводит итоги первого Гран тура сезона-2024

Погачар побил рекорд Бассо

Перед началом третьей недели Джиро-2024 победа Тадея Погачара в общем зачете ни у кого сомнений уже не вызывала. Интрига была разве что в том, каким будет итоговое преимущество словенца над вторым местом. Побьет ли он рекорд 21-го века (9:18 Ивана Бассо на Джиро-2006)? Перевалит ли преимущество Погачара за 10 минут?

Миссия была выполнена ровно наполовину: капитан «UAE Emirates» рекорд Бассо превзошел, но до 10 минут совсем немного не дотянул - 9 минут и 56 секунд в итоге. Самое большое преимущество победителя Джиро в общем зачете с 1965 года, однако последним Гран туром с преимуществом победителя в более чем 10 минут остается Тур де Франс-1984, когда Лоран Финьон выиграл у Бернара Ино 10 минут и 34 секунды.

Мог ли Погачар преодолеть рубеж в 10 минут? Конечно мог, однако не хотел делать это ценой сверхусилий: он держал в голове свою более масштабную цель - заход на дубль Джиро+Тур. Последние новости шансы словенца на точно не повышают: Йонас Вингегор был замечен на тренировочном сборе на Мальорке. При этом Критериум Дофине датчанин точно пропустит, а в стане «Visma Lease a Bike» продолжают раз за разом твердить одно и то же: Вингегор поедет Тур только если будет готов к нему на 100%.

На третьей неделе нынешней Джиро Погачар добавил в свою копилку еще две победы на этапах. При чем первая из них буквально сама пришла в руки Тадею, хотя ни он, ни его команда целенаправленно на это не работали. Однако на 16-м этапе до Санта Кристины в определенный момент «Movistar» решила раздать под атаку своего капитана, Эйнера Рубио, и тем самым практически нейтрализовала отрыв дня - Погачар не мог не воспользоваться таким подарком и пошел в атаку. Можно лишь посочувствовать Джулио Пеллиццари, которого работа «Movistar» лишила победы на этапе на дебютной Джиро.

Ну а 20-й этап с двойным прохождением Монте Граппы Погачар выцеливал изначально, и выдал на нем очередной космический перфоманс: победа атакой за 34 км до финиша (значительная часть из них - спуск к финишу, но тем не менее), более двух минут преимущества над всеми соперниками и рекорд восхождения на Монте Граппу: 51 минута и 42 секунды - аж на 57 секунд быстрее, чем Найро Кинтана в 2014 году в формате разделки.

Погачар стал лишь четвертым гонщиком в 21-м веке, который выиграл на одном Гран туре 6 и более этапов. До него это удавалось лишь чистым спринтерам - Марио Чиполлини, Алессандро Петакки (дважды) и Марку Кэвендишу. Генеральщики же шести этапов на одном Гран туре не выигрывали еще с первой половины 90-х:

Пришел, увидел, победил. Дебют Погачара на Джиро получился просто феноменальным. И тот факт, что он ехал «Корса роза» впервые в карьере, позволил лидеру «UAE Emirates» еще раз вписать в свое имя в историю велоспорта. Словенец стал лишь третьим гонщиком в истории, который поднялся на подиум в своем дебюте на каждом из трех Гран туров. В 2019 году на Вуэльте Погачар стал вторым, а свои дебютные Тур и Джиро и вовсе выиграл. До него подняться на подиуме в своем дебюте на каждом из Гран туров удавалось только двум суперлегендам - Феличе Джимонди и Бернару Ино. Более чем достойная компания, но Погачар уже к 25 годам собрал такой послужной список, что в такой компании совсем не выглядит случайным гостем.


Getty Images/Global Images Ukraine. Тадей Погачар

Такое тотальное доминирование, которые мы увидели в исполнении Погачара, многие списывают на относительно слабое поле соперников - Тадей в борьбе со своими оппонентами выглядел словно волк, ворвавшийся в курятник. Однако, когда смотришь на цифры мощности, которые выдавал словенец на Монте Граппе или на 15-м этапе до Ливиньо, то понимаешь, что это действительно были космические перфомансы.

Перфомансы, которые не могли не вызвать очередную волну разговоров о допинге. Тема уже настолько заезженная, что погружаться в ее обсуждение в очередной раз желания нет. Скажу лишь одно: гонщики, которые боятся быть пойманными, обычно стараются не привлекать к себе излишнего внимания и ведут гонки немного не так, как это делает Погачар.

Также отметим, что нынешняя Джиро стала рекордной в истории «Корса роза» по средней скорости - 41,87 км/час. При чем, рекордной с огромным отрывом. Безусловно, отчасти это можно объяснить относительно простым маршрутом. Но лишь отчасти - уж слишком большой разрыв.

По состоянию на данный момент Погачар за карьеру одержал уже 77 побед в профессионалах. Лишь три гонщика в истории делали это в более молодом возрасте - Эдди Меркс, Джузеппе Саронни и Фредди Мартенс. При этом двое последних известны тем, что очень рано вышли на пик карьеры и очень рано пошли на спад.

Дани Мартинес - еще одна неудача «Ineos Grenadiers»

Интересной была борьба за второе место в общем зачете Джиро между Даниэлем Мартинесом и Герэйнтом Томасом. Принципиальность этой борьба заключалась не в том, что между вторым и третьим местами существует какая-то колоссальная разница в плане престижа, а в том, что это было противостояние Мартинеса против его бывшей команды, «Ineos Grenadiers».

Последние два года карьеры колумбийца в британском коллективе были полным провалом, и это второе место - лучшее доказательство того, что «Ineos Grenadiers» совершили большую ошибку, отпустив талантливого гонщика. А также очередная демонстрация того, что в самом британском коллективе не все в порядке на стратегическом уровне.

Кто-то может попытаться объяснить эти неудачи уходом многолетнего босса команды, Дэйва Брэйлсфорда, в структуру менеджмента «Манчестер Юнайтед». Но это, откровенно говоря, притягивание за уши и попытка подогнать решение задачи под ответ: проблемы «Ineos Grenadiers» начались не сегодня и не вчера, а еще во времена правления самого Брэйлсфорда. Команда раз за разом теряет талантливых гонщиков, которые в других проектах раскрываются намного ярче, а подписывать суперзвезд, несмотря на самый большой бюджет в Мировом туре, не удается: даже за Приможа Роглича в прошлом году борьба была проиграна, при чем, все той же «Bora Hansgrohe», куда ушел и Мартинес.


Getty Images/Global Images Ukraine. Даниэль Мартинес

Была ли нынешняя Джиро лучшим Гран туром в карьере Мартинеса? Если судить исключительно по результату - то несомненно. Но не будем забывать, что первый из трех сезонов колумбийца в «Ineos Grenadiers» был очень сильным, и на Джиро-2021 он замкнул топ-5 общего зачета. И сделал он это несмотря на то, что работал на победу Эгана Берналя в генеральной классификации, а на третьей неделе в горах выглядел даже сильнее своего соотечественника. И, если участь все эти факторы, то не исключено, что тот перфоманс 3-летней давности был более впечатляющим.

Ну а «Bora Hansgrohe» можно только поаплодировать. Немецкая команда в нынешнем сезоне сделалл олл-ин ставку на Тур де Франс, куда повезет всех своих главных звезд - Роглича, Джея Хиндли и Александра Власова. И даже, по сути, резервным составом завоевала призовое место на Джиро, потеряв в начале 3-недельного марафона гонщика №2 в этом составе - открытие нынешнего сезона, Флориана Липовитца, которые до схода выглядел очень неплохо, и мог бы и сам претендовать на высокое место в генеральной классификации.

Ни для кого не секрет, что в ближайшее время в «Bora Hansgrohe» в качестве еще одного спонсора придет австрийский гигант «Red Bull», что приведет к значительному увеличению бюджета команды. Учитывая то, насколько эффективно немецкая команда сейчас работает, насколько у нее хорошее соотношение бюджета к результатам, сколько гонщиков спрогрессировали в нынешнем сезоне, с новыми финансовыми возможностями «Bora Hansgrohe» имеет все шансы превратиться в полноценную третью силу в мировом велоспорте и на равных бороться с «Visma Lease a Bike» и «UAE Emirates».

Последний подиум Томаса на Гран турах?

25 мая, за день до финиша Джиро, Герэйнт Томас отпраздновал свой 38-й день рождения. Подарок сам себе лидер «Ineos Grenadiers» подготовил отличный - третье место в общем зачете. Однако, учитывая возраст валлийца и то, как трудно ему далось это призовое место в борьбе с не самым сильным полем соперников, есть очень серьезные подозрения, что это был последний подиум для Томаса на Гран турах.

В возрасте 38 лет и 1 дня Томас стал шестым самым возрастным призером Гран туров в истории:

В начале третьей недели попадание Герэйнта в топ-3 вообще выглядело под большим вопросом. 16-й этап до Санта Кристины получился не очень селективным - очная борьба между грандами общего зачета, по большому счету, началась только на 2-километровой стенке в конце этапа. И на этом коротком крутом холме Томас выглядел очень плохо, проиграв всем прямым конкурентам по общему зачету.

После этого казалось, что лидер «Ineos Grenadiers» поплыл, и неудача на этапе до Санта Кристины была лишь прологом до глубокого кризиса на следующий день, когда гонщиков ждал тяжелейший этап до Пассо Брокон. А в СМИ поползли слухи о том, что Томас заболел.

Однако Герэйнт сумел не развалиться и таки избежал глубокого кризисного дня на третьей неделе. Хотя на 20-м этапе на Монте Граппа валлиец снова выглядел не лучшим образом и оказался во втором осколке группы фаворитов после атаки Погачара. Антонио Тибери же оказался в первом осколке вместе с Мартинесом, и это потенциально грозило Томасу потерей призового места.


Getty Images/Global Images Ukraine. Герэйнт Томас

Однако группе Тибери/Мартинеса развить свое преимущество не удалось. Томасу повезло, что рядом с ним оказался Бен О'Коннор с его верным помощником, Валентеном Паре-Пентром. Вместе они сумели удержаться на небольшом отставании от Тибери и Мартинеса до вершины Монте Граппы, после чего два осколка воссоединились на длинном спуске к финишу.

Ну и нельзя не вспомнить о том, что ради сохранения призового места Томаса «Ineos Grenadiers» в значительной мере пришлось пожертвовать амбициями Таймена Аренсмана в общем зачете и его шансами на белую майку лучшего молодого гонщика. На некоторых горных этапах нидерландцу приходилось выполнять большой объем черновой работы, и в значительной мере именно это повлияло на исход его борьбы с Тибери за победу в молодежном зачете.

В целом же Аренсман провел очень достойный Гран тур. Да, на некоторых горных этапах, особенно на первой неделе, Таймен выглядел не лучшим образом, но при этом проехал две очень сильных разделки и прибавлял по ходу гонки, снова доказав, что с восстановлением у него полный порядок.

Лучший Гран тур О'Коннора

Как и Дани Мартинес, Бен О'Коннор также провел свой, возможно, лучший Гран тур в карьере. И, как и в случае с колумбийцем, сравнивать можно только с гонкой 3-летней давности. Правда, если в случае Мартинеса речь идет о Джиро-2021, то в случае с австралийцем - с Тур де Франс того же года.

Тогда О'Коннор также финишировал четвертым в общем зачете, правда, сделал это во многом за счет форы в более чем 6 минут над прямыми конкурентами, полученной благодаря участию в победном отрыве на горном этапе до Тиня. Без участия в том отрыве австралиец в итоге оказался бы лишь в конце топ-10 генеральной классификации.

Перед стартом нынешней Джиро О'Коннор считался одним из топ-фаворитов, и это казалось следствием того, что способности австралийца как многодневщика в целом немного переоценивают. Четвертое место, казалось бы, стало доказательством, что в число топ-фаворитов капитана «Decathlon Ag2r» записывали не зря. Однако само выступление Бена в такой, довольно слабой по меркам Джиро компании, откровенно не впечатлило.


Getty Images/Global Images Ukraine. Бен О'Коннор

Слабые стороны О'Коннора как многодневщика очень бросаются в глаза: слабая разделка, проблемы с восстановлением и далеко не выдающийся горный ход. С учетом всего этого рискну предположить, что О'Коннор так никогда в карьере и не поднимется на подиум общего зачета Гран туров. Разве что при очень удачном стечении обстоятельств.

Обсуждая О'Коннора, нельзя не отметить и выступление всей его команды, «Decathlon Ag2r» - как на нынешней Джиро, так и в целом в нынешнем сезоне. Французский коллектив в 2024 году очень сильно прибавил, и на Джиро, помимо четвертого места О'Коннора, это также принесло им две победы на этапах - Валентен Паре-Пентр и Андреа Вендраме выиграли 10-й и 19-й этапы из отрыва соответственно, а вся «Decathlon Ag2r» уверенно, с преимуществом в 44 минуты победила в командном зачете.

В целом же в нынешнем сезоне «Decathlon Ag2r» уже одержал 7 побед на уровне Мирового тура - это больше, чем было у французов в любой из сезонов за последние 15 лет. И это при том, что на дворе только конец мая - сезон еще не добрался даже до своего экватора! Обладая одним из самых скромных бюджетов в Мировом туре, команда Венсана Лавеню без преувеличений является одной из лучших в мире в нынешнем сезоне. Потрясающее соотношение затраченных средств к результату!

Антонио Тибери - новая итальянская надежда?

После завершения карьеры великого Винченцо Нибали у Италии на горизонте не было видно новых потенциальных звезд супермногодневок: в главную надежду страны превратился бывший грегари «Мессинской акулы», ветеран Дамьяно Карузо. Однако нынешняя Джиро ознаменовала появление новой итальянской надежды среди генеральщиков - а, может, даже не одной.

Безусловно, речь идет об Антонио Тибери. 22-летний гонщик «Bahrain Victorious» впервые всерьез пошел на общий зачет Гран тура, и сразу очень достойно: пятое место в генеральной классификации и белая майка лучшего молодого гонщика. Неплохо, учитывая два прокола во время восхождения на Оропу на втором этапе - без того невезения Тибери был бы в общем зачете на четвертом месте на довольно близком расстоянии к топ-3.

Безусловно, покритиковать Антонио на нынешней Джиро есть за что. Довольно ощутимого кризисного дня избежать не удалось (вспоминаем 15-й этап до Ливиньо), в горах и в разделке также можно было ожидать чуть большего, особенно на фоне многообещающего выступления на Туре Альп.


Getty Images/Global Images Ukraine. Антонио Тибери

Однако при этом Тибери проявил себя не по годам стойким с психологической точки зрения гонщиком. На Джиро он приехал в качестве сокапитана «Bahrain Victorious» вместе с Дамьяно Карузо. Однако из-за падений опытный итальянец очень быстро выпал из числа претендентов на общий зачет, и бремя лидерства целиком и полностью взвалилось на плечи Тибери. И экс-чемпион мира в разделке среди юниоров справился очень достойно: не поплыл в кризисный день на этапе до Ливиньо, проявлял смелость и готовность атаковать, за что заслужил похвалу от самого Погачара. «Кохонес» у этого парня точно есть.

Впрочем, о себе на нынешней Джиро заявил не только Тибери, но и два призера прошлогоднего Тур де ль'Авенир, Джулио Пеллиццари из «VF Group Bardiani CSF» и Давиде Пиганцоли из «Polti Kometa». Первый до старта нынешней Джиро котировался выше, однако в итоге в общем зачете занял очень скромное 49-е место, в то время как Пиганцоли стал 13-м. Однако кроме как самого факта попадания в топ-15 общего зачета, гонщик «Polti Kometa» на нынешней Джиро больше, по большому счету, ничем и не запомнился, проведя очень бледную и пассивную гонку.

Что касается Пеллиццари, то он провел очень яркую гонку. Джулио сознательно отдавал время на старте Джиро, чтобы иметь полную свободу действий, и после этого действительно был очень активен. Гонщик «VF Group Bardiani CSF» стал вторым в горном зачете и был очень близок к победе на 16-м этапе - помешали только странные действия «Movistar», которые решили раздать под атаку Эйнера Рубио. Атаку, которая так и не состоялась, однако раздача подопечных Эусебио Унсуэ приблизила Погачара на расстояние одной атаки к Пеллиццари - словенец таким подарком не мог не воспользоваться.

Несмотря на более низкое место в общем зачете, нынешнюю Джиро в исполнении Джулио все оценили как намного более сильное выступление, чем то, что показал Пиганцоли. Самая красноречивая оценка перфоманса Пеллиццари - приглашение в «Bora Hansgrohe». По информации СМИ, переход итальянца в немецкую команду в следующем году - вопрос уже практически решенный.

Мерлир закрыл рты скептикам

На протяжении всей нынешней Джиро много говорилось о том, что у Тима Мерлира, при всей его спринтерской мощи и скорости, есть очень большие проблемы с восстановлением. Факты это утверждение лишь подчеркивали: все свои победы на этапах Гран туров бельгиец одерживал исключительно на первой неделе. Так было на Джиро и Туре 2021 года, так было и на нынешней «Корса роза».

Выступления Мерлира в первые две недели нынешней Джиро эту тенденцию лишь подтверждали. С каждым следующим этапом гонщик «Soudal Quick Step» выглядел все слабее. Однако на третьей неделе Тим сумел закрыть рты скептикам, выиграв два спринтерских этапа из двух.

На 18-м этапе до Падовы и ему, и Джонатану Милану пришлось выбираться из довольно глубоких позиций на последнем километре, и в очной борьбе Мерлир оказался сильнее своего дуэльного соперника. Заключительный этап в Риме бельгиец также выиграл в очной борьбе с Миланом, но там условия равными не назовешь.


Getty Images/Global Images Ukraine. Тим Мерлир

Менее чем за 10 км до финиша у Милана случилась поломка велосипеда, он остановился и очень долго ждал свою техничку, после чего потратил много усилий на то, чтобы вернуться в пелотон и выбраться в голову группы. Да, можно говорить о том, что Джонатан вернулся во многом благодаря довольно откровенному сидению за техничками, но усилий на подъезде к финишу он точно потратил больше, чем Мерлир.

К слову, Милана пожалели и наказывать не стали - хотя поводов было более чем достаточно. В какой-то мере даже хорошо, что Джонатан в итоге не пересек финишную черту первым: тогда наверняка были бы протесты со стороны «Soudal Quick Step» и, вероятно, релегация итальянца на последнее место в группе. Очень не хотелось, чтобы судьба победы на заключительном этапе Джиро решалась не на трассе, а в судейских кабинетах, и, к счастью, этого удалось избежать. Что касается борьбы за цикламеновую майку лучшего спринтера, то здесь от решения судей по Милану ничего не зависело - слишком большим было отставание Кейдена Гроувза.

Олег Дидух Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Бокс | 26 декабря 2024, 02:27 2

Известный тренер поделился мыслями об этом поединке

Комментарии