ШЕМЯКИНА: «Все, что не убивает, делает нас сильнее»
Украинская шпажистка впервые поднялась на пьедестал после неудачи в Пекине
- 14 мая 2009, 14:37
- |
- 1102
- 0
Если для украинской команды саблисток Олимпиада стала звездным часом, то шпажистка Яна Шемякина о Пекине вспоминает как о кошмарном сне. С огромным трудом завоевав путевку на Игры, фактически запрыгнув в последний поезд, уходивший в Китай, она проиграла там первый же свой бой малоизвестной представительнице Панамы. Первое время после возвращения из Пекина даже близкие и друзья по команде старались не говорить со спортсменкой о том, что произошло на Олимпиаде. Мы встретились через несколько месяцев после той обидной неудачи во время сборов шпажисток на столичной базе ЦСКА. «Про Олимпиаду не хотите ничего спросить? - сама затронула больную тему Яна. -Я уже могу говорить спокойно». Тогда разговор решили отложить. Мы пообещали спортсменке напомнить о ее злоключениях в Пекине, когда она снова поднимется на пьедестал почета. И вот на днях Шемякина завоевала бронзу молодежного чемпионата Европы в Дебрецене. Звонок корреспондента «СЭ» застал спортсменку в дороге. Не успела она вернуться из Венгрии, как вместе с подругами по команде Анфисой Почкаловой, Еленой Кривицкой и Ольгой Парталой вылетела на «Гран-при» в Китай.
ПРИСНИЛСЯ БОЙ С ПЕКАРСКОЙ
- В полуфинале европейского первенства вы проиграли всего один укол Ольге Кочневой. Была бы возможность переиграть встречу с россиянкой, что сделали бы или наоборот не сделали, дабы избежать поражения?
- Я просто немного потеряла концентрацию внимания в конце и допустила ошибку. Не доколола и остановилась. Мы все время шли укол в укол. После девяти минут счет был равным. Чей был приоритет, честно говоря, даже не помню. Вообще стараюсь не запоминать такое, потому что все равно нужно до конца фехтовать. Я встречалась с Кочневой на прошлом чемпионате Европы. Выиграла за вход в шестнадцать одним уколом. Наверное, вернулась мне та победа. Как бывает в спорте: или ты, или тебя.
- Как получилось, что вы не только за свой счет ездили на чемпионат Европы, но еще и оплачивали поездку в Дебрецен для судьи от Украины?
- За день до соревнований стало известно, что поездку нам профинансируют. Деньги выделила львовская ШВСМ. Но даже если бы пришлось рассчитывать только на свои средства, я все равно поехала бы. Во-первых, это недалеко, во-вторых, давно у меня не было соревновательной практики. В-третьих, это мой последний молодежный чемпионат Европы. А своего судью, по правилам этого турнира, должна привезти каждая страна, которая аявляет больше четырех участников. А судья же за свой счет не поедет, поэтому мы «скидывались» и покрывали его расходы на дорогу и проживание в Дебрецене.
- Венгерская земля для вас счастливая, отправляясь туда, вспоминали о своей победе на чемпионате Европы-2005?
- Вспомнила только, когда зашла в зал в Дебрецене. Перевернулись в сознании страницы моих спортивных успехов. Хотя тот чемпионат Европы проходил в другом городе - Залаэгерсеге. А еще накануне отъезда во время сбора в Конча-Заспе мне приснилось, что на континентальном первенстве фехтую с Пекарской. Не помню, какой был там результат. Вроде бы победила. По крайней мере, чувствовала себя счастливой. Просто на юниорском уровне я постоянно проигрывала этой шпажистке. Когда уже на месте увидела в списках участников фамилию полячки, сразу вспомнила свой сон.
ОДИН УКОЛ -ЭТО УДАЧА
- В Залаэгерсеге вам пять боев удалось выиграть с минимальным преимуществом. Один укол - свидетельство великолепной формы или же удача?
- Думаю, такое происходит, когда все звезды сходятся. Конечно, без удачи не обходится.
- Вашу подругу по команде Анфису Почкалову, говоря на борцовском языке, в 1/16 финала просто положила на лопатки Эмма Самуельссон (5:15). Помнится, у вас тоже не раз возникали проблемы с этой шведской шпажисткой...
- В Киеве на чемпионате Европы Анфиса в 1/16 обыграла Самуэльссон. В Дебрецен же, как мне кажется, она приехала немного уставшей. Не успела восстановиться после чемпионата мира среди юниоров, где была третьей. Соревнования - это большая ответственность, они забирают много сил и эмоций. И потом шведка - непростая соперница, высокая и худая. Она была вице-чемпионкой Европы, попала в восьмерку на Олимпиаде, обыграв таких сильных спортсменок, как россиянка Логунова, француженка Кирали. А тренирует ее бывший тренер сборной Украины Сергей Парамонов.
- Припоминается, вам понадобилось немало времени и усилий, чтобы стать своей в национальной сборной. Молодым девочкам также теперь приходится искать подход к Яне Шемякиной или же вы пытаетесь превратиться для них в надежного друга, каким когда-то стала для вас опытная украинская шпажистка Ева Выборнова?
- Ева все-таки намного старше. У меня с девочками не такая большая разница. С Анфисой уже много лет тренируемся в одном зале во Львове. Это на дорожке мы соперницы, а в жизни прекрасно общаемся. Да, как к лидеру команды, молодые девочки ко мне прислушиваются на соревнованиях. А к тренировкам мы все относимся одинаково ответственно, режим не нарушаем.
- Почему в женской сабле юношеский максимализм и дерзость - дополнительный козырь, а в шпаге - минус?
- Женская сабля - довольно молодой вид. Там самой опытной участнице соревнований - 25. А шпажистки сейчас выступают даже в 40. Флессель, к примеру, в фехтовании уже лет двадцать, наверное. Эта разница в возрасте и является определяющей. В сабле ведь практически все спортсменки ровесницы и фехтуют приблизительно одинаково. Выделяется разве что Оля Харлан. Просто она очень сильная. В шпаге тоже важна быстрота, но в основном спортсмены высокого класса выигрывают за счет интеллекта.
ДЕВЯТЬ МИНУТ ВСЕ ПЕРЕЧЕРКНУЛИ
- В своем интервью «СЭ» вы сказали, что жизнь не закончится, если не попадете на Олимпиаду? Думали также после того, как в Пекине в 1/16 финала проиграли представительнице Панамы Джесике Хименес Луне (13:15)?
- Нет, тогда мне как раз очень хотелось, чтобы жизнь остановилась. Столько было сил вложено и мной, и другими людьми в то, чтобы завоевать путевку в Пекин. И за девять минут боя весь труд, все надежды были перечеркнуты. Олимпиаду хотела бы забыть, да вряд ли смогу когда-нибудь. Наверное, я тогда еще не понимала, что на такие соревнования нужно ехать только за медалью. А после поражения мне было настолько плохо, словами не передать. Сейчас же понимаю, что жизнь продолжается. У меня будет еще много чемпионатов мира и Европы, медали на которых тоже высоко ценятся. Даст Бог здоровье, будет и Олимпиада. Даже не одна.
- С личным тренером Андреем Орликовским сразу же обсудили, как нужно было действовать в поединке с представительницей Панамы? Или же он не стал сыпать соль на рану?
- Честно говоря, я плохо помню, потому что плакала. После боя он мне не говорил ничего насчет ошибок, просто успокаивал и утешал. Хотя ему тоже было обидно. Я видела, какое у него было выражение лица. Он сам был очень расстроен.
- Что тогда больше выбило из колеи - олимпийская атмосфера или же то, что видели, как соперница целенаправленно готовилась к поединку с вами?
- Мне кажется, я недооценила ее. Думала, я же Яна. Я круче. И ведь вначале вела 9:6. А потом резко наступило затмение. В последней трехминутке все стала плохо делать - и проиграла. Думаю, какую-то роль сыграло и то, что отобралась я на Олимпиаду только на последнем турнире в Праге. Все могло решиться раньше, если бы попала в двойку в Греции. А потом у меня пошел спад. Я плохо выступила и на чемпионате Европы в Киеве. Но все, что не убивает, делает нас сильнее.
ГУТЦАЙТ АБСОЛЮТНО ПРАВ
- Вадим Гутцайт, который всегда с большим уважением отзывался о вас, сказал после вашего поражения в Пекине, что настолько низко нельзя было падать. Обидно было слышать такие слова из уст главного тренера?
- Я с ним полностью согласна, это правда. Гутцайт - такой человек, который желает, чтобы все наши спортсмены хорошо фехтовали. И я видела, как он болел за меня в Пекине.
- Какие эмоции испытывали, когда смотрели на олимпийский триумф наших саблисток?
- Когда шли командные соревнования, мы как раз возвращались домой из Пекина. По дороге поступала информация, что они попали сначала в четверку, потом в двойку. О том, что они выиграли, узнала уже в Киеве. Конечно, я была очень рада и за то, что в фехтовании есть медаль, и за самих девочек. Они упорно тренировались и были сильнее соперниц. Наши саблистки и раньше показывали результаты высокого ранга на чемпионатах мира и Европы. В Пекине же был их день. У них очень хорошая команда - дружная,
сплоченная. С нее можно брать пример.
- Не думали, что могли бы оказаться на их месте?
- Нет, я бы шпагу ни на какой другой вид оружия не променяла. Почему? Просто потому что люблю. На днях слышала, что в этом цикле из олимпийской программы исключат командные соревнования в женской сабле и мужской шпаге. Очень хотелось, чтобы наш вид вернули. Оля Партала почти восстановилась. Травма еще дает о себе знать, но она уже тренируется. Также намерена вернуться Надя Казимирчук, которая родила ребенка в Америке. 19 мая она прилетает на Украину. Конкуренция за место в команде будет серьезной. Думаю, у нас есть все шансы поехать в Лондон.
Анна САВЧИК, газета «СЭ в Украине»