Турецкий гамбит

За что у российских шахматистов отбирают титулы чемпионов Европы?

Уникальный случай в области спортивного права произошел на заседании арбитражного суда в Лозанне: итоги сразу пяти крупных шахматных турниров, состоявшихся на протяжении последнего года, были аннулированы. Решение вынесли на основании иска турецкой федерации, президент которой Али Нихат Йазичи посчитал, что при определении места проведения соревнований его страна оказалась несправедливо обойденной. В результате пострадали ни в чем не повинные участники, прежде всего - россияне Евгений Томашевский и Татьяна Косинцева, выигравшие первенство континента.

Глава турецкой шахматной федерации славится своими амбициями. Он изо всех сил стремится заполучить право на проведение как можно большего числа крупных турниров.

К примеру, в марте в Стамбуле прошел этап мирового Гран-при среди женщин. В шахматной среде давно ходят разговоры, что гиперактивность господина Йазичи связана отнюдь не только с его любовью к древней игре и стремлением сделать ее популярной у себя на родине. И что его целью является пост президента Европейского шахматного союза (ECU). А поскольку в Союзе далеко не все с пониманием относятся к амбициям Йазичи, тот ведет с ним затяжную тихую борьбу, проходящую с переменным успехом.

Как это часто бывает, весной у лидера турецких шахмат случилось очередное обострение, когда он вдруг почувствовал себя откровенно обделенным. По мнению Йазичи, члены ECU предвзято отвергли его заявки на проведение сразу нескольких крупных турниров. В частности, право на организацию мужского чемпионата Европы они предоставили черногорской Будве, а женского - страшно сказать - и вовсе Санкт-Петербургу. Оба они благополучно завершились в марте. А их победителями стали российские гроссмейстеры Евгений Томашевский и Татьяна Косинцева.

В результате турецкая федерация подала иск в Спортивный арбитражный суд в Лозанне. В принципе, в этом нет ничего предосудительного - склонность к сутяжничеству по большому счету не является особо тяжким грехом. Но вот решение суда соломоновым не назовешь: оно просто наповал убило призеров сразу пяти крупных турниров, которые в честной борьбе завоевали свои награды. Если лозаннский вердикт вступит в силу, эти соревнования должны быть переиграны. Видимо, по мнению господина Йазичи и арбитражного суда, результаты шахматных турниров могут быть истинными только в Стамбуле, но никак не в других частях Европы.

Даже если действительно признано, что Турция была обделена в правах на проведение соревнований, вполне логичной выглядит та часть решения, которая обязывает Европейский шахматный союз выплатить турецкой федерации компенсацию в размере 6800 франков. Но лишать спортсменов наград, завоеванных «не в том месте», - это уже за гранью добра и зла...

Впрочем, Российская шахматная федерация восприняла решение арбитражного суда с изрядной долей здорового скепсиса. По словам вице-президента РШФ Александра Баха, оно принято лишь в первой инстанции. А значит, не лишает автоматически гроссмейстеров их титулов. Тем более что теперь на уникальное в своей парадоксальности решение будет подана апелляция. И, скорее всего, дело будет просто сведено на нет, поскольку оперативно решить вопрос о переигровке пяти турниров все равно вряд ли удастся.

Фигуры круглые, доска - ровная?

Тем временем Международная шахматная федерация объявила конкурс на организацию матча за титул чемпиона мира между его нынешним обладателем индийцем Виши Анандом и болгарином Веселином Топаловым - он запланирован на апрель 2010 года. «Известия» предположили, по каким абсурдным причинам стороны могут оспорить его результаты, если последуют примеру турецкой федерации:

• несоответствие поверхности матчевой шахматной доски рельефу индийских Гималаев;

• выкрики из зала шуток про габровцев;

• запах коньяка «Слънчев бряг» от одного из участников матча.


Михаил ШЛЕНКОВ, газета «Известия в Украине»

Источник Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 24 ноября 2024, 17:43 0

Наставник «горожан» заинтересован в подписании Мартина Субименди и Джереми Фримпонга