Тренер нашей мечты
Каким должен быть тренер?
- 10 апреля 2009, 01:53
- |
- 10119
- 9
Тренерский цех регулярно пополняется за счет бывших футболистов, что логично и понятно. Кому ж, как не им? Эти люди и знают игру изнутри и пользуются в ней определенным авторитетом, для тренера необходимым. Но всем известно, что хороший футболист не превращается автоматически в такого же тренера, образно говоря, тут работают разные группы мышц. Да и знание футбола изнутри еще не предполагает умение управлять какими-то процессами в этом мире. Здесь, в общем-то, нужно больше, чем знать. А в футболе, как и в любом учебном заведении, есть хорошие и плохие ученики. Не говоря о том, что не всякому повезло на учителей.
Поступающие на тренерскую работу экс-футболисты распределяются по потокам: кому-то удается за счет громкого имени и хороших отношений с владельцем какого-нибудь клуба сразу прыгнуть в кресло главного тренера, кто-то начинает с помощника, кто-то с главного тренера, но в команде низшего дивизиона, а кто-то и вовсе идет тренировать детей, причем, может заниматься этим всю жизнь.
У каждого пути есть достоинства и недостатки. Дебютировать на высоком уровне нелегко и может ничего хорошего не выйти. Это будет удача, если в процессе первого опыта молодой тренер (с именем в футболе) успеет себя зарекомендовать с лучшей стороны, хотя бы настолько, чтобы получить предложение от другой команды такого же масштаба. Там уже может пойти получше, и в итоге, при наличии исходных данных в чемпионате появится новый сильный тренер. Если же не пойдет, да так, что и перестанут куда-либо звать - тогда, скорее всего, новый сильный тренер не возникнет.
Бывшему звездному футболисту с одной стороны легче на тренерской работе, у сентиментального болельщика при одном взгляде на героя вчерашних дней начинаются воспоминания, журналисты настроены, как правило, также, да и пригласившее руководство, в общем, все готовы терпеть первые шаги такого специалиста и ему остается не заставлять всех делать это слишком долго, до того ключевого момента, когда все вместе придут к печальному выводу - игрок был хороший, а тренер, увы, нет.
Начинать с помощника (особенно в классной команде) - это путь, устраняющий многие недостатки предыдущего варианта. Фактически, это продолжение обучения, аспирантура, кандидатский минимум, диссертация… Из помощников выросли многие великие тренеры, особенно, если они и помогали таковым (например, Адвокаат, помощник Михелса), конечно, здорово поучиться прямо на месте, сочетая теорию с самой натуральной практикой. Однако, бывают вечные помощники, отличные специалисты на позиции второго номера, не выдерживающие перехода в главные. Видимо, важно не пересидеть в помощниках, хотя у каждого своя история. Но даже пример Карлуша Кейруша, отлично помогавшего Фергюсону в «МЮ», но не добившегося успеха в «Реале» и пока не блещущего со сборной Португалии, наводит на мысль о том, что есть вечные вторые номера.
За границей через низшие дивизионы проходят многие, в лучших чемпионатах Европы «командообмен» между высшей и первой лигами побольше, соответственно, повыситься в классе можно и с командой, и самостоятельно, нет какого-то барьера. В Италии практически все тренеры поварились в низших лигах, а большинство и сделало себе имя в качестве тренера за счет поднятия какого-нибудь клуба из серии С в серию А (как Раньери с «Кальяри»). Даже Карло Анчелотти поработал в Серии В.
За рубежом и работа с детскими и юношескими командами служит отличной школой для начинающего тренера, который впоследствии запросто может успеть стать Арсеном Венгером или Лучано Спаллетти. У нас же детский тренер - это будто крест на профессиональных устремлениях, хотя те, кто иногда просматривает матчи нашей детско-юношеской футбольной лиги, могут согласиться, что иногда 13-летние ребята играют в такой осмысленный и приятный футбол, что приходят в голову лучшие западные образцы. А ведь это работа тренера, который, быть может, и взрослых мог бы научить тому же при условии аналогичного послушания и увлеченного подчинения. Конечно, это разные футболы, но талантливая рука видна всегда.
Впрочем, не экс-футболистами едиными… Время от времени появляется в тренерском мире и «человек из ниоткуда», за плечами которого не было впечатляющей или даже хоть какой-то достойной внимания футбольной карьеры, чье прошлое в футболе вполне отвечает выражению «за воротами хав», но в качестве тренера он находит себя и может дать фору многим экс-звездам. Наверное, один из самых ярких (и самых свежих) примеров - это португалец Жозе Моуриньо. Теперь всех, подобных ему молодых тренеров, неплохо проявляющих себя и не блиставших ранее на футбольном поле, кличут Моуриньо (пример - Леонид Слуцкий). Но были и до Жозе подобные случаи - например, сын обувного мастера Арриго Сакки, которого как ни приучали изготавливать обувь, а он все равно сбежал в тренеры и добежал аж до «Милана» и сборной Италии. Да и многие другие маститые «коучи» в качестве футболистов были так себе - Венгер, Бенитес и т.д.
В пользу «человека из ниоткуда» говорит многое. Во-первых, чтобы ворваться в этот мир извне (или почти извне) нужно обладать огромным желанием, которого порой не хватает уставшим от изнурительной карьеры игрокам. Во-вторых, начать можно значительно раньше и, потренировав тех же детей и юношей (или попереводив Бобби Робсона), а также получив тренерское образование, затем тренировать долго-предолго. В-третьих, эти люди привносят в футбол что-то свое, что-то, чего там не было, таким образом, развивая игру. «Люди неразумные, - как писал Бернард Шоу, - пытаются переделать мир под себя. Стало быть, весь прогресс зависит от них».
Главный тренер - существо слишком сложное и зачастую загадочное, чтобы разложить его на составляющие, пользуясь одним впечатлением от игры команды и речами на пресс-конференциях. Но определенные признаки, характерные многим представителям этой профессии, вполне можно выделить. Что-то помимо желтой и черной желчи (холериков, меланхоликов), в наличии которой уличил всех нас Гиппократ. Итак, идеальный тренер должен быть…
Как и начальники, как и следователи, как и много кто еще они часто чередуются, сменяя друг друга и наполняя подопечных облегчением и утяжелением. Доброго тренера видно сразу, улыбается, здоровается с журналистами, хочет, как лучше, по сути, делая такую же команду, как и он сам - добрую, симпатичную. Но, к сожалению, это не всегда получается, мягкий «начальника» расслабляет и вскоре руководство приглашает его противоположность. Человека, настолько жесткого и сурового, что журналисты боятся задать ему вопрос на пресс-конференции. В команде такой суровый дядя быстро наводит порядок и за счет дисциплины идут неплохие результаты, но со временем, футболисты могут и затосковать от такого взводного.
Идеальный тренер, конечно, должен быть един в двух лицах, сочетать жесткость и мягкость, добиваясь от команды того же, что и добрый и злой следователи от допрашиваемого, то есть, результата. Возможно, в наших краях нужно быть пожестче, так уж издревле повелось.
Харизму, то есть, благодать, можно считать просто талантом, Божьим даром, но в современном представлении это больше умение произвести впечатление и вести за собой за счет своих ярких личных качеств. Потому и дают готовые команды только повесившим свои бутсы футбольным звездам, потому что у них с харизмой все в порядке. Хотя это не гарантирует результата и даже такой харизматичный парень, как Рой Кин сейчас, после опыта с «Сандерлендом», без работы.
Идеальному, да и, в принципе, любому тренеру нужно быть лидером, нужно обладать энергетикой, умением зажечь в подопечных что-то скрытое, может, даже от них самих. Такой тренер, как правило, является яркой личностью и на поле (у поля) и в публичной своей жизни. Если посмотреть на лучших тренеров Европы (да и наших краев), то они все обладают достаточной харизмой. У некоторых, как у Моуриньо, она бьет через край, кто-то держится скромнее, но в целом без этих качеств серьезным тренером не стать. Чтобы боевой дух был у команды, у тренера его должно хватать на всех…
У опытного тренера команда не забалует, он держится слегка отстраненно, где-то высоко, для молодых ребят практически полубог. У него в руках все методы и знания для того, чтобы выжимать из коллектива максимум, он, быть может, лет десять назад был тем самым молодым и всепрощающим тренером, но теперь он другой и имеет для того основания. Впрочем, как и злой тренер, сей суровый субъект всегда может нарваться на бунт.
Слишком опытные тренеры, к сожалению, довольно редки. Часто прекрасные специалисты уходят на пенсию и хотя, казалось бы, рядом с ними и рядом никто не стоит, они по каким-то причинам тряхнуть стариной не идут. Это у нас, а за границей просто принято пожить на пенсии для себя (а не помучиться), вот и тренеры, особенно скопившие хороший капиталец, уже в 60 с чем-то лет предпочитают сидеть у своего свечного заводика в каком-нибудь Гронингене (если это один из популярных в наше время голландцев) и только по телевизору смотреть футбол (иногда брюзжа по-стариковски в прессе, во многом, стараниями интервьюеров).
Хотя ветераны способны на многое, взять хотя бы Фергюсона или Арагонеса. А многие, конечно, отстают от жизни и футбола и устаревают вместе со своими методиками. Тренеры, пережившие смену эпох и строев, особенно сильно с этим столкнулись.
Золотая середина должна и тут сопутствовать идеальному тренеру, хотя футболу все возрасты покорны и можно не стареть ничем, как сэр Алекс Фергюсон, или же оказаться неспособным к этой работе в самых подходящих летах.
Хорошо, когда тренер (молодой или не очень) является амбициозным человеком. Хотя жалко смотреть на старания такого человека в команде без амбиций, в клубе, не имеющем оснований для рывка вперед. Бывает также, что амбициозность выходит боком, все такой человек делает чересчур, перебирает, перекачивает, а футболисты в итоге перегорают и т.д. Как известно, глаза у футболиста не могут гореть сильнее, чем им это отпущено от природы (если они не коты), хотя амбициозность наставника, помноженная на его харизму из предыдущих пунктов способна и здесь добиться прогресса.
В любом случае хуже тренер неамбициозный, что тоже иногда бывает. Он, конечно, может найти себя в неамбициозном клубе, но болельщикам в таком случае остается избавиться от собственных амбиций в футболе и прекратить посещение стадиона.
При всех прочих положительных качествах тренеру никогда не помешает везение. Взять хотя бы такой наглядный пример, как Гус Хиддинк. При всех его дарованиях, уме, таланте, харизме, удачливость у этого голландца на очень высоком уровне. Доказано неоднократно. С таким фартом можно и с «Челси» Лигу чемпионов выиграть.
В футболе, как и в жизни, очень многое зависит не от нас, мячи попадают в перекладины и штанги, летят неведомо куда после ударов с метра, а везучесть у всех разная. Тренеры-везунчики нужны любой команде, а если они еще и такие монстры своего дела, как Хиддинк, то это просто мечта.
Любому тренеру нужно время, команда нужного образа и подобия мгновенно не возникает. Создавать эту команду «коучу» нужно в плотном контакте с руководством клуба, с которым не всегда просто найти общий язык. И не всем везет в этом плане. Были, есть и будут прекрасные тренеры, но чересчур «ершистые», с чувством собственного достоинства, которое не позволяет сработаться с некоторыми людьми. Хорошо в тех краях, где все подчиняется законам рынка и тренерский «гонор» служит только источником дополнительного пиара, а у нас, где футбольные клубы - игрушки богатых людей, к тренерам может быть такое же отношение, как к механику, чинящему эту игрушку. А если она не чинится отчего-то?
Это во времена Билла Шенкли в святую троицу входили болельщики, команда и тренер, а хозяева только выписывали чеки. Сейчас и чеки на иные суммы, а потому и интерес есть к тому, на какую «керосинку» пойдет отпущенный «червонец».
Бережливым
Этот пункт как раз поможет в отношениях с любым шефом. Есть тренеры, зачисляющие всех вокруг в отработанный материал, а есть такие, которые любому, образно говоря, полену найдут применение в хозяйстве. В итоге первые часто сами постепенно превращаются в отработанный материал, а вторые, как правило, процветают, ибо, в сущности, в этом и заключается их работа и каждый незаигравший игрок, это, как в баскетболе, потеря. Тренерская потеря.
Хороший пример даже не бережливости, а рационального использования ресурсов являет собой в «Динамо» Юрий Семин. Казалось бы, если бы он после своего прихода разогнал практически всех и нагнал каких-нибудь других, никто бы и не удивился, а он, кроме бразильских чревоугодников, сработался со всеми. Даже Саблич сгодился с Чернатом.
топ-тренеры могут не всегда работать в топ-клубах, их может занести в какие-нибудь далекие, пусть и прибыльные края, но они никогда не забывают о том, кем являются. «Что это за Петржела, - реагировал Адвокаат в прессе на замечания своего предшественника, - он, насколько я знаю, не принадлежит к топ-тренерам».
Топ-тренером, видимо, является человек, который когда-либо тренировал топ-клуб (или топ-сборную). Есть ли среди них случайные люди? Конечно, ведь все зависит от хозяина-барина, но не так много примеров несоответствия ТОПовости. Ужель топ-тренер Гвардиола? Успел ли стать таковым Грант? Или многочисленные тренеры «Реала» последнего десятилетия? Всего лишь несколько сомнительных случаев, а в остальном топ-клубы и топ-тренеры связаны одной цепью, это такой закрытый элитный клуб, в котором случайных персонажей мало. Ряды топ-тренеров медленно, но верно пополняются за счет наиболее выслужившихся представителей второго эшелона, ну а число топ-клубов практически остается неизменным.
Тренеров принято сравнивать с шахматистами, но они были бы похожи значительно больше, если бы гроссмейстеры не только придумывали различные хитрые расстановки, схемы и розыгрыши стандартных положений, а и заставляли шахматные фигурки тренироваться целыми днями, а во время партии не прикасались к ним, а бегали вокруг доски с перекошенным от мата лицом. С другой стороны, сходство все же есть, ибо во власти тренера менять непослушные фигурки и добиваться от них полного соответствия их функциям.
Отчасти жизнь главного тренера напоминает и виндсерфинг, он в центре всего на своей доске, закручиваясь и выскальзывая из волны, зависящий от стихии и пытающийся ее покорить. Нелегко управлять игрой, но они делают это и обыгрывают других таких же главных игроков в своих матчах, включающих в себя и происходящее на поле и все остальное.