ОСАДЧИЙ: «Дюдя сделал все, что мог»
Главный тренер сборной Украины по велотреку - об итогах выступления наших спортсменов на ЧМ
- 02 апреля 2009, 20:29
- |
- 1292
- 2
В воскресенье в польском Прушкуве завершился чемпионат мира. Нельзя сказать, что украинские гонщики были там аутсайдерами, но и вмешаться в спор за награды им не удалось. Точнее - они вмешались, но завоевать хотя бы один кусочек польского драгоценного металла так и не смогли. Дважды в индивидуальной гонке преследования и омниуме в шаге от медали останавливался Владимир Дюдя. Близка была к пьедесталу в веломногоборье и Леся Калитовская. Пятое место бронзовой медалистки Олимпиады в Пекине - лучший результат для женской части нашей команды. Немного грустно начинать так новое четырехлетие, тем более что старт прошлого олимпийского цикла ознаменовался для нас золотом Владимира Рыбина в групповой гонке по очкам на чемпионате мира в Лос-Анджелесе. Могли ли наши спортсмены лучше выступить на польском треке? С этим вопросом корреспондент «СЭ» обратилась к главному тренеру сборной Украины Виктору Осадчему.
В КРЫМУ МОЖНО ПОГУБИТЬ РЕБЯТ
- В прошлом цикле украинские трековики три года подряд завоевывали на чемпионатах мира медали в олимпийских дисциплинах, это четырехлетие начали с подножия пьедестала. Какой результат более закономерен?
- Конечно, закономернее медали. Этот год очень сложный. С середины декабря нам сняли финансирование. Фактически большой разницы использовать имеющиеся средства или жить в долг, нет. Но во втором случае ты не можешь предъявить претензии. Мы пошли на риск: кормили ребят на пятьдесят процентов, а готовили на все сто. Потому что, если бы подстраивались под возможности спортсменов к восстановлению, явно недоработали бы. Как следствие, многие наши гонщики приехали на чемпионат мира, практически не выйдя из-под нагрузки. Хотя, в принципе программу подготовки прошли неплохую. Провели тренировочный сбор в Минске. Трек там прекрасный, но, во-первых, одной недели мало, а во-вторых, зима есть зима. Австралийцы, новозеландцы, англичане приехали на чемпионат мира с теплых краев. У датчан было другое подспорье - они практически всю зиму участвовали в шестидневных гонках в Европе. Поэтому возможности соперников превышали наши на несколько порядков. Нам очень нужно хотя бы месяц перед мировым первенством тренироваться там, где есть условия ездить на шоссе. В Крыму холодно - можно просто погубить ребят.
- В коронном виде программы - командной гонке Украина была представлена оптимальным составом, или все-таки наш квартет могли усилить участники олимпийских Игр в Пекине Максим Полищук и Виталий Попков?
- Полищук и Попков увлеклись шоссейными гонками и были не готовы к чемпионату мира на треке. Если бы ребята достойно выступили на этапе Кубка мира в Китае, мы бы рассматривали возможность их поездки в Польшу. Хотя на национальном чемпионате они заняли только четвертое место и по системе отбора в сборную не попадали. Но на пекинском треке Полищук и Попков, выступавшие в составе ИСД, проехали ненамного быстрей полумолодежной сборной Украины. Кроме того, львиную долю работы тогда выполнил Владимир Дюдя. В Прушкуве, по сути дела, два человека в командной гонке готовы были бороться за призовые места. Помимо Дюди, также Щедов. Но он и выступил ниже своих возможностей. Виталик простудился во время гонок в Крыму. Температуру мы сбили, а полностью встать на ноги он так и не успел. К Радионову мы никогда не относились как к команднику, но на тот момент он был на лучшем ходу, чем Кононенко или Лагкути. Но даже несмотря на неплохую форму, выпал из гонки. Кстати, то же самое в свое время произошло с Чернявским в дебютной для него командной гонке на Кубке мира. Первый блин комом, как говорится. Уверенность приходит с опытом.
С УДОВОЛЬСТВИЕМ ОМОЛОДИЛИ БЫ КОМАНДУ
- Победа датчан в командной гонке преследования была прогнозируема, ведь только они приехали на чемпионат мира в олимпийском составе. Почему другие сильные сборные не воспользовались услугами именитых спортсменов?
- Датчане, видимо, хотят взять по максимуму наград в первый год после Игр. Мы когда-то тоже так сделали и выиграли чемпионат мира с Александром Симоненко. А все остальные команды приняли абсолютно верное решение - пойти по пути омоложения, потому что старым составом уже не вытянешь следующий олимпийский цикл. Мы бы тоже с удовольствием команду обновили, но у нас практически нет скамейки запасных. Из-за отсутствия трека мы получаем молодежь, не имеющую базовой скорости, с которой можно уже готовиться к чемпионатам мира и Европы. Дошло до того, что в прошлом году на континентальном первенстве мы вообще не стали участвовать в командной гонке. Осенью прошлого года было принято решение подключать к подготовке основной сборной спортсменов, выступающих последний год по юношам и первый год по юниорам. Но отсутствие средств не позволило нам реализовать эту задумку. Мы дали молодежи Роману Морозову и Александру Мазуру возможность показать себя на этапе Кубка мира в Пекине. Сделали объединенную команду - с привлечением двух спортсменов основного состава Щедова и Кононенко. Но впечатления она не произвела. Поэтому решили в этом году выступить теми силами, которые у нас есть на данный момент. Мы также начали работать с парой шоссейников, которые показывали хорошие результаты в прологах и разделках. Но для того, чтобы попасть в состав командной гонки, недостаточно обладать высокой скоростью, нужно еще уметь ездить на треке.
- В какой из гонок был ближе всего к пьедесталу Дюдя?
- У него были неплохие шансы завоевать медаль в индивидуальной гонке. Но еще лучше - в омниуме. Это уникальный вид соревнований, где нужно быть и скоростным, и выносливым. Если бы только Володя не допустил ошибку на первой дистанции - 200 метров с хода. Гонка проходила утром. Он не успел хорошо размяться, поставил очень большую передачу и не смог с ней справиться. У него все-таки нет опыта выступлений на таких коротких дистанциях. Дюдя дальше выступал просто великолепно: был третьим, первым, опять третьим. Все зависело от гита на километр, а это опять не его вид. Он показал свой лучший результат - 1.04,972. Но чтобы выиграть медаль, нужно было ехать еще быстрее. Дюдя сделал все, что мог. На трех километрах даже обыграл чемпиона мира американскую «ракету» Тейлора Финни, которого единогласно называли главным фаворитом омниума после победы в индивидуальной гонке и второго места в гите. Кстати, в число призеров этот необыкновенный парень все-таки не попал. Оказалось, что он пока еще не научился ездить групповые гонки. Да и в целом, что весьма странно, выглядел хуже, чем в первые дни соревнований.
60 КИЛОМЕТРОВ ПОСТОЯННОГО БОЯ
- Замена в мэдисоне вице-чемпионов мира-2006 Любомира Полатайко и Владимира Рыбина на Михаила Радионова и Сергея Лагкути - вынужденный шаг или эксперимент?
- Рыбин и Полатайко весь прошлый год ехали слабо. В этом сезоне Любомир вместе с Радионовым с трудом заработали путевку на чемпионат мира, квалифицировались последним восемнадцатым номером. А потом Полатайко сам отказался от участия в парной гонке в пользу Лагкути. И нужно сказать, что этот
шаг оправдал себя. Михаил и Сергей достойно выступили и заняли девятое место на чемпионате мира, имея за плечами только опыт участия в шестидневных гонках в Италии. Чувствовалось, что у них есть и сила, и скорость. В тяжелейший момент гонки, когда группа распалась на маленькие кусочки, ребята смогли перебраться вперед и уехать с первой девяткой, нарисовав круг. Позади осталась великолепная российская пара Игнатьев - Марков, а также победитель Сан-Ремо Марк Кавендиш со своим напарником по сборной Великобритании. Там вообще, куда ни глянь - звезды. Поэтому мы и не ставили перед нашими спортсменами каких-то конкретных задач - просто прочувствовать на собственной шкуре, что такое чемпионат мира. Там же совершенно другие скорости. 60 километров постоянного боя, от старта до самого финиша.
ШУЛИКА НЕ УДЕРЖАЛА СПРИНТЕРСКИЙ КОРИДОР
- В Прушкув два украинских гонщика приехали в белых майках лидеров общего зачета Кубка мира. Но Евгений Болибрух в итоге в своем любимом гите не выступал, Любовь Шулика в спринте остановилась на четвертьфинальной стадии. Чем это объясняется?
- Чтобы хорошо выступить на мировом первенстве, пять Кубков мира это слишком много. Обратите внимание: те спортсмены, которые настраиваются на победу на главном старте сезона, участвуют в одном-двух этапах. Не берусь утверждать, но наверняка, это неспроста. Ведь у них идет не только физическая, но и фармакологическая подготовка. Тот же американец Финни засветился только в начале сезона и на последнем этапе в Копенгагене. Что касается Шулики, то она действительно за последний год очень серьезно выросла. Причины ее поражения на чемпионате мира следует искать скорее в области психологии, чем физики. Все шло хорошо, пока в четвертьфинале она не допустила тактическую ошибку и не начала нервничать. Люба шла на первой позиции. Вилли Канис могла ее обойти только по верху виража, но для этого она должна была быть быстрее нашей спортсменки на две-три десятых секунды. Но даже по квалификации было очевидно, что сильнее на сегодняшний день Шулика. Любе надо было просто держать спринтерский коридор, но она, повернув голову вправо, освободила его. Голландка моментально этим воспользовалась, и теперь уже нашей гонщице пришлось объезжать соперницу по большому радиусу. Третий заезд прошел один к одному.
- Почему наши девушки не вышли на старт подтверждать звание вице-чемпионок мира в командной гонке преследования?
- Лиза Бочкарева после прошлого чемпионата мира решила устроить свою семейную жизнь. Мы предлагали подключить вместо нее любую другую девушку из второй по национальному первенству николаевской команды. Сергей Базин, отвечавший за эту дисциплину, отдал предпочтение шоссейнице, которая уже пять лет не выступала на треке. Но чемпионат мира - это не место для экспериментов. Поэтому мы в этом году решили командную гонку пропустить, хотя результаты соперниц там были не такие уж выдающиеся. Дело в том, что раньше в командной гонке, помимо Галюк и Калитовской, стартовала еще и Шулика. Но на этом чемпионате она имела все шансы хорошо выступить в спринте, а командная гонка проходила накануне коронной дисциплины Любы. Базин правильно рассудил, что ей может просто не хватить сил. Тем более что это совершенно разные виды.
- Заявляя Лесю Калитовскую в омниум, вы рассчитывали на то, что она сможет побороться за медаль?
- Леся - гонщица скоростная, может хорошо проехать и спринт, и темп, поэтому мы надеялись на призовое место. Но сказалась ее общая неподготовленность. Первый год после Олимпиады можно спокойно пропускать, как она и сделала вместе со своим личным тренером Базиным. Нужно восстановиться не только физически, но и психологически.
НА МИНСКОМ ТРЕКЕ ТРЕНИРУЕТСЯ САМ ПРЕЗИДЕНТ
- В Прушкуве у наших трековиков было на самом деле не два четвертых места, а три. Или же попадание харьковчанки с белорусским паспортом Ольги Панариной в бронзовый спринтерский заезд мы не можем записать на свой счет?
- Думаю, нет. Станислав Соловьев взял у нас ничего не представляющую из себя девочку без опыта выступлений на международных стартах, и за семь месяцев довел ее до уровня призовых мест на чемпионате мира. Что в очередной раз подтверждает, насколько уникален этот тренер. Недаром его воспитанницы Эрика Салумяэ, Наталья Цылинская, Симона Крупецкайте (литовская гонщица только с прошлого года стала тренироваться под руководством супруга) не раз завоевывали медали на чемпионатах мира и Олимпиадах.
- Панарина первая ласточка, или от нас и раньше уходили велогонщики?
- Уходили, и в основном из спринтерской группы. Харьковчанин Сергей Рубан и симферополец Петр Пштаренко переехали в Россию. Ольга с большой радостью восприняла приглашение Соловьева. Буквально через два месяца она выиграла чемпионат Белоруссии, получила квартиру и гражданство. В этой стране совершенно другое отношение к велосипедному спорту. Его курирует сам Александр Лукашенко. Благодаря ему, построили сказочный велотрек в Минске. Он сам три раза в неделю приходит туда покататься в девять вечера, чтобы не мешать спортсменам. В Минске такие спортивные сооружения сейчас возводятся, которые по конструкторским решениям не уступают Пекину. То, как трепетно в этой стране относятся к спорту, мы почувствовали еще на границе. Стоило сказать, что мы едем тренироваться с белорусскими велогонщиками, как нам тут же открыли зеленую улицу.
- Скажите, а нам удастся извлечь какую-то пользу из появления сразу трех велотреков по соседству - в Польше, Белоруссии и Литве?
- Безусловно, уже есть предложение проводить в Москве, Минске, Паневежисе и Варшаве аналог западных шестидневных гонок, базирующихся в Европе. Сейчас идет согласование, но все - за. Теперь нам не нужно будет стоять с протянутой рукой и просить: пустите нас на гонку.
- А львовский трек в этот календарь не попадет?
- Кто же к нам приедет - в такой холод. Поляки - люди интеллигентные. Знаете, как шутят: «Ваш трек - античный, а нам такое удовольствие не по карману!».
Анна САВЧИК, газета «СЭ в Украине»