КРАСНЯНСКАЯ: «Теперь можно все. Но не хочется»
К судейству Ирина Краснянская подходит так же серьезно, как к тренировкам
- 14 марта 2009, 12:43
- |
- 2238
- 0
Гимнасткам порой очень хочется себя пожалеть. Особенно на последнем этапе подготовки к соревнованиям, когда работать приходится через не могу.
- Если Краснянская жаловалась на боль, то ей было не просто больно, а очень больно, - рассказывала мне Инна Коробчинская, помогавшая ей дойти до верхней ступени пьедестала чемпионата мира-2006. - Ирина была не просто красивой, элегантной гимнасткой, украшением сборной, но и поддержкой для девчонок. Она искренне надеялась восстановиться после травмы и продолжить выступления, однако боли в спине ее слишком сильно донимали. И тогда мы решили, что нет смысла дальше мучиться. Но таких людей украинская гимнастика терять не должна.
Стоит напомнить, что в октябре 2006-го в датском Орхусе Краснянская стала чемпионкой мира в упражнениях на бревне - ровно через десять лет после победы Лилии Подкопаевой. До этого ее высшим личным достижением было третье место в упражнениях на брусьях на континентальном первенстве.
- Яркая, интересная, с красивейшими линиями гимнастка и просто симпатичная девчоночка, которая всегда очень трепетно относилась к гимнастике. Птенчик, который в жизни никогда никого не обидел, но на соревнованиях превращался в настоящую львицу, - так Подкопаева по просьбе корреспондента «СЭ» охарактеризовала Краснянскую. Сама Ирина и сейчас вдохновенно вспоминает, как в детстве боялась подойти к олимпийской чемпионке за автографом. С кумиром нынешнего поколения юных гимнасток корреспондент «СЭ» встретилась в Конча-Заспе во время Кубка Украины. Застав чемпионку мира за тем занятием, которое имела в виду ее тренер, говоря о том, что «таких людей терять нельзя». Ирина со всей подобающей судье строгостью выставляла оценки за упражнения на бревне.
ОРГАНИЗМ СКАЗАЛ «НЕТ»
- Вам часто приходилось обижаться на судей?
- А какой в этом смысл? Конечно, иной раз видишь: соперница сделала комбинацию хуже, чем ты. Но ведь изменить результат не в твоих силах. Значит, нужно больше тренироваться и выступать так, чтобы ни у кого не возникало сомнений, что ты лучшая.
- Трудности с финансированием, которые испытывает сейчас украинский спорт в целом и гимнастика в частности, подтолкнули к поиску нового рода деятельности?
- Нет. Когда я решила закончить карьеру, кризис в нашей стране еще так сильно не ощущался.
- Вы думали о завершении карьеры еще по дороге в Пекин или на ваше решение повлияло неудачное выступление на Олимпиаде?
- Собиралась продолжать, но здоровье, в частности проблемы с поясницей и грудным отделом, мне не позволили. Я попадала в финал Кубка мира, в этом году хотела принять участие в личных чемпионатах мира и Европы. Это очень важные соревнования. И то, что там медали разыгрываются в отдельных видах, для меня большой плюс. Я попробовала, но мой организм сказал «нет».
- В какой момент сказали себе «стоп»?
- После очередной тренировки. Когда именно, не могу, да и не хочу вспоминать. Это слишком больно. Ты выполняешь элементарный прыжок, а у тебя спина заклинивает. Переступаешь, держась за стенку руками. Два-три дня лежишь - вроде бы становится лучше. Но приходишь на тренировку, разминаешься и - снова то же самое. Что чувствуешь в этот момент, не передать словами. Я уже перестала тренироваться, а спина меня все равно беспокоит.
- А в чем секрет спортивного долголетия таких звезд как Замолодчикова, Хоркина, Чусовитина?
- Я сама поражаюсь. Им нужно памятники ставить. Они настолько любят свое дело, преданы ему. Чтобы так долго выступать, необходимо просто жить и дышать гимнастикой.
- Считали, сколько переломов у вас было за время гимнастической карьеры?
- Не считала, но у меня болело все, начиная с головы и заканчивая пятками. Помню первую травму - перелом двух костей предплечья. Вот только у меня тогда и мысли не возникло, что пора заканчивать со спортом.
НЕ РАЗРЕШАЛИ ДАЖЕ СИДЕТЬ
- Вы что-то знали о болезни Боткина, прежде чем сами с ней столкнулись?
- Что-то слышала, но не представляла, насколько это может быть болезненно. Недомогание почувствовала в процессе подготовки к чемпионату Украины. Нагрузки были нешуточные, но жалеть себя я не привыкла. Через месяц предстоял чемпионат мира. Я шла до конца, боролась, выступала. Остановилась чуть не в предобморочном состоянии, когда глаза желтыми были. Показалась доктору - диагноз прозвучал как приговор. Конечно, сразу навернулись слезы. Я понимала, что не смогу так просто попрощаться с гимнастикой. Хорошо, что рядом был папа, который тоже доктор. Узнав, какая у меня болезнь, он поднял в библиотеке все книги на соответствующую тему и обнадежил. После этого я успокоилась и стала спокойно лечиться. Осознавала, что вернуться будет непросто, но меня это не останавливало.
- Сколько времени выпало из тренировочного процесса?
- Месяц просто лежала. Встать с койки разрешали лишь чтобы сходить в туалет или поесть. И сразу назад - в горизонтальное положение. Вышивать не могла, потому что мне вообще нельзя было сидеть. Даже читала лежа. За месяц до Нового года съездила в Конча-Заспу. Пообщалась с девчонками, просто сходила в зал. Затем стала гулять, затем бегать и разминаться. Через пять-шесть месяцев начала потихонечку тренироваться. Всего со дня начала болезни до дня победы на чемпионате мира прошел год.
- А если бы вам в момент, когда не позволялось даже вставать с кровати, кто-то сказал, что через год выиграете золото мирового первенства?
- Даже не представляю (смеется). Думаю, я бы поверила, и мне было бы легче восстанавливаться и интереснее работать.
- В Орхусе- 2006 судьи очень долго не выставляли вам оценки после выступления на бревне, а в финале на брусьях заминка произошла из-за румынской гимнастки, стартовавшей перед вами. Что было сложнее: ждать вердикта или выходить на помост?
- На бревне было уже не так важно, какую оценку поставят. Я сделала что могла, и от меня больше ничего не зависело. Мандража не ощущала. Удивлялась только: сколько можно считать! А когда высветилась сумма, обрадовалась, что уже третья, что заслужила звание заслуженного мастера спорта. Больше мне ничего не надо было. О победе не думала. А вот на брусьях пришлось очень тяжело. Я знала, что комбинация на этом снаряде у меня не на сто процентов готова. А ждать пришлось пятнадцать минут. Жерди проверила несколько раз, с тренером поговорила, чувствую - остываю. Нервы были на пределе. Не справилась.
ПОСЛЕ ПОБЕДЫ ДЕНЬГИ НЕ СЫПАЛИСЬ
- С брусьями и бревном у вас была любовь с первого взгляда?
- Брусья даже немного недолюбливала, хотя этот снаряд у меня считался сильным. Я всегда много на нем работала, тратила столько нервов и сил. А в бревно действительно влюбилась сразу. Еще в детстве я по бордюрам с удовольствием ходила, когда с папой гуляла. А потом в гимнастике нашла для себя нечто подобное.
- На Кубке Захаровой-2009 чуть ли не впервые с 1996 года израильский гимнаст Александр Шатилов исполнил двойное сальто вперед с поворотом на 180 градусов, известное широкому кругу болельщиков как элемент Подкопаевой. Как думаете, когда мы увидим на брусьях в чьем-то исполнении фирменный переворот Ирины Краснянской?
- Одна американка уже пыталась сделать нечто подобное. Но ее оценили только на группу «А». Впрочем, когда я впервые выполнила свой элемент, многие судьи даже не поняли, как он делается. Им казалось, что это несложно и тянет всего лишь на «С». Но потом Юлий Куксенков, вместе с которым мы разучивали этот элемент, объяснил нюансы исполнения, и судьи расщедрились на «Д».
- Сколько времени ушло на разучивание этого элемента?
- У нас была видеозапись каких-то соревнований, на которых один мальчик делал похожий элемент. Поскольку у меня плечи мягкие и сильные, мы тоже решили его попробовать. Потребовалось месяца два-три. Потом вставили в комбинацию. Было много неудач, падений, ударов, травм.
- Это того стоило?
- Конечно, ведь оставить в гимнастике свою точку очень приятно.
- Жизнь после победы на чемпионате мира стала проще или сложнее?
- Не скажу, что я стала жить по-другому. Просто сразу после чемпионата мира было много внимания, интервью для газет, журналов, телевидения, Было интересно через все это пройти. Но довольно быстро ажиотаж сошел на нет. А я продолжала тренироваться в привычном режиме, готовилась к другим соревнованиям. Деньги на меня горой не посыпались. Разве что получала стипендию президента. Хотя на душе появилось спокойствие. Все-таки чего-то в спорте добилась, не зря было потрачено столько здоровья, сил и нервов тренера.
В АФИНАХ НЕ ПЛАКАЛА
- Почему с тех пор вам ни разу не удалось повторить тот громкий успех?
- Возраст был переходный, меня преследовали травмы. Из-за проблем со здоровьем не поехала на чемпионат Европы. Перед мировым первенством снова травмировалась. И так все время: только восстановлюсь, подготовлюсь - что-то случается. Видно, не судьба.
- О четвертом месте в командных соревнованиях на Играх в Афинах вспоминаете с радостью или с горечью?
- Я не плакала, но чувства были смешанными. С одной стороны, радость, с другой - обида. Жаль, что совсем немного не хватило до пьедестала.
- В Пекин вы приехали в стопроцентной готовности?
- Нет, меня беспокоили боли в спине. Пришлось укорачивать тренировки, упростить комбинацию на брусьях, бревне - просто не могла долго работать. Спина «забивалась», боли были очень резкими. Каждый день какие-то недоработки, они наслаивались друг на друга. И в самый ответственный момент, когда надо выйти и показать себя, произошел срыв.
- А в олимпийском финале на бревне за кого болели?
- Если честно, ни за кого. Было крайне обидно. Очень хотелось тоже там выступать. И объективно комбинация позволяла мне бороться в финале.
- Часто прокручиваете в памяти неудачное выступление в Пекине?
- Часто, и не только его. Много разных соревнований, которые хочется изменить. По-другому даже подготовиться к ним, потому что сейчас понимаешь, где были допущены ошибки.
- Нет желания помочь другим гимнасткам избежать ваших ошибок?
- Я очень устала от гимнастики. В принципе хочу помогать девчонкам. Но сейчас у меня нет желания все время проводить в зале, зато хочу отдохнуть, развеяться. Хотя понимаю, что отказаться от гимнастики раз и навсегда не смогу. Видите, занялась судейством. К этому меня подтолкнула тренер, когда увидела, что я уже сдаюсь на тренировках. Неделю назад приехала с курсов, где сдала экзамен на международную категорию.
- А знаете, чем сейчас занимаются ваши подруги по сборной образца Афин-2004?
- Алена Кваша вышла замуж и уже больше года живет в Австралии. Ирина Яроцкая, а теперь уже Гончарова, работает в клубе «Биола». Гимнастику она оставила, но со спортом связь не потеряла. Мирабелла Ахуну сосредоточилась на учебе, получила второе высшее образование. Алина Козич решила продолжать тренироваться, и теперь будет выступать за Узбекистан. Считаю, что она поступила правильно, особенно если учитывать наше теперешнее положение. Я пока окончательно не определилась, работаю хореографом в родном зале в Черкассах. Но понимаю, что это не совсем мое, хочется большего. Я в поиске.
ПРИШЛОСЬ ПОМЕНЯТЬ ГАРДЕРОБ
- Конча-Заспу, где вы провели около десяти лет, покинули с легкой душой или скучаете?
- У меня двоякое чувство. Воспоминания остались приятные. Заходишь и чувствуешь: всюду твое, родное. 409-й номер в гостинице отдали молодым девчонкам. Насколько мне известно, Демьянчук и Черний. А я там прожила последние года три - сначала с Аленой Квашой, потом с Мариной Проскуриной, а в конце - с Олей Щербатых.
- На память о себе что-то оставили?
- Нет, там очень хорошие обои и новая мебель. Это в старой гостинице все стены плакатами были увешаны.
- Много лет вы засыпали и просыпались в одно и то же время. А по какому графику живете теперь?
- На зарядку приходилось вставать и в полседьмого, и в полвосьмого. А сейчас позволяю себе поспать и до одиннадцати, когда знаю, что нет никаких дел. Что касается питания, то я и раньше ела все, что хотела, но ограничивала себя в количестве. А сейчас ем сколько хочу и когда хочу. Могу даже в десять часов вечера.
Нужно, чтобы у меня тело и голова отдохнули от спорта. Конечно, со временем начну за собой следить. Но сейчас ни в чем себя не ограничиваю.
- Белый верх, черный низ - это дресс-код для судей, а какой одежде отдаете предпочтение в повседневной жизни, избавившись, наконец, от необходимости носить спортивные костюмы?
- Мне пришлось практически весь гардероб поменять, потому что я набрала в весе. Тем более что у меня в основном были полуспортивные кофточки и джинсы. На лето хочу еще пару юбочек и туфель на каблуках прикупить, хотя раньше и не думала, что смогу такое надеть. Фигура у меня неплохая, стыдиться нечего.
Хочется быть как все.
- Были ли вещи, на которые из-за спорта у вас никогда не хватало времени?
- Иногда настолько уставала, что просто хотелось отдохнуть. Ни о чем другом не думала. Иной раз пошла бы на дискотеку, но нельзя, режим. Хотя не могу сказать, что сейчас каждые выходные провожу на танцполе. Раз в месяц на какой-то праздник или в день рождения повеселюсь, отдохну. Теперь мне многое можно из того, что было нельзя раньше, но не хочется, потому что к этому не привыкла.
- Как отнесся к вашему решению завершить карьеру ваш молодой человек - кстати, тоже гимнаст Александр Супрун?
- Как он мог отнестись? Здоровье превыше всего. Он поддержал меня. Саша остался в спорте. Поэтому нам сейчас очень тяжело. Он постоянно в разъездах, тренируется на базе в Конча-Заспе или дома в Луганске. А я в основном в Черкассах. Раньше мы постоянно были вместе, виделись в зале, вечером после тренировки. Стараюсь к нему приезжать на выходные. Черкассы, благо, недалеко до Киева. На Кубке Украины, конечно, очень болела за него. Хотелось посмотреть на результат его тренировок, чему он научился за то время, пока мы не виделись. Вообще хочу отметить, что было очень интересно понаблюдать за соревнованиями со стороны. Многие девчонки подтянулись. Много новых лиц появилось.
- Как считаете: вы больше дали гимнастике или она вам?
- Сложный вопрос. Я стала чемпионкой мира, оставила свой след в истории украинского спорта. У меня есть именной элемент. В то же время гимнастика дала мне закалку и выдержку, силу воли и собранность. И потом спорт приучает к дисциплине. Если ты знаешь, что надо, значит надо...
Анна САВЧИК, газета «СЭ в Украине»