Правда и мифы

Спортсмены гибнут в авиакатастрофах

Выделять спортсменов среди других погибших в различных авиакатастрофах лишь по причине их популярной профессии - безнравственно и странно. Однако в рамках предпринятого по гибели «Пахтакора» расследования, а также если учесть количество откровенно недобросовестной информации, блуждающей по электронным и печатным СМИ, подобная развернутая справка выглядит полезной. И, что уж греха таить, любопытной. Гибель людей всегда вызывала нездоровый интерес, людей известных - вдвойне и втройне.

Мы сосредоточимся на катастрофах, которые освещались в нашей печати редко , и с минимумом подробностей. Развернутые отчеты, едва ли не репортажи о гибели, к примеру, «Торино» и «Манчестер Юнайтед», ввиду популярности клубов вы без проблем отыщете и сами.

Тем не менее, начинать приходится именно с великого «Торино»...

1949, 4 МАЯ. Самолет F AT-G212CP, заходя на посадку, разбился о стену рядом с базиликой Суперга - названной так в честь холма рядом с Турином, на котором ее и возвели. Ведущая итальянская футбольная команда «Торино» возвращалась домой из Португалии. Погибло 18 футболистов, в том числе ядро итальянской сборной, за которую порой играло по 10 торинезе. Всего жертвами катастрофы стал 31 человек - включая тренеров, журналистов и экипаж. Все, находившиеся на борту - как правило, отчет об авиакатастрофе приходится сопровождать этими словами.

В Лиссабоне «Торино» принял участие в прощальном матче славного игрока «Бенфики» Жозе Феррейры. Причина катастрофы - плохая видимость (низкая облачность), плохая радиосвязь и ошибка экипажа.

От основного состава l grande Torino остался лишь один игрок - Сауро Тома, который не полетел в Лиссабон из-за травмы. На борту в качестве приглашенного вполне мог и должен был оказаться Ласло Кубала, уже очень известный бомбардир, в ближайшем будущем - великий форвард «Барселоны», но он остался в Турине из-за болезни сына. Именно Кубала как-то выдвинул не очень приятную версию происшедшего - мол, обычно в таких рейсах везли контрабанду, чтобы подзаработать. Самолет снизился возле Суперги, чтобы сбросить тюки, которые ждали внизу...

До конца чемпионата Италии-1948/49 оставалось четыре матча. В них «Торино» представляла молодежная команда Примавера. В каждой игре соперники - «Дженоа», «Палермо», «Сампдория» и «Фиорентина» - устраивали овацию сопернику, и как-то так получалось, что старшие проигрывали.

Поскольку туринский клуб до гибели первой команды лидировал в чемпионате, титул так и остался ему - четвертый подряд. В следующий раз «Торино» победит в серии «А» в 1976 году.

1950, 5 ЯНВАРЯ. При третьем (!) заходе на посадку в Свердловске разбился самолет Ли-2. Причина: метеоусловия, сильная метель с резкими порывами ветра, штурман настроился на соседнюю взлетную полосу... Опытный пилот при очередном заходе на посадку включил прожектор, но, отразившись от снежинок, лучи света создали «фальшивую стену». Очевидцы утверждали, что всё равно пилот должен был сажать самолет в правильное место, ибо ему указывали полосу многочисленными сигнальными ракетами.

Погибли 8 хоккеистов команды ВВС (Москва), а также врач, массажист и тренер. По некоторой информации, косвенной причиной происшедшего послужило то, что уставшие от ожидания хоккеисты сгрудились в конце салона, и этот дифферент изрядно мешал пилотированию. Впрочем, тогда еще следует вспоминать и то, что самолету долго из вредности не давали посадку, стремясь в первую очередь посадить гражданских, и т.д.

Фактический хозяин команды, командующий ВВС Московского военного округа Василий Сталин тщательно скрывал происшедшее от отца. Тот категорически возражал против того, что мы сейчас назвали бы партерами, а тогда было обычным военным транспортным самолетом, использовавшимся не по назначению - для перемещения футболистов. Информация о гибели команды почти нигде не всплыла!

Сталин-младший чуть ли не за сутки собрал новую команду, по указке сверху в печати мелькали только фамилии оставшихся в живых хоккеистов, а из погибших упоминался лишь Жибуртович - и то лишь потому, что теперь за ВВС играл брат Юрия Павел. Иосиф Сталин, по слухам, так и не узнал о случившемся.

Как известно, лишь благодаря счастливой случайности в этот полет не попал Всеволод Бобров, и об этом написано едва ли не больше, чем о самой катастрофе.

1956, 9 ДЕКАБРЯ. Тип самолета: «DC-4М-2 Northstar». Самолет врезался в гору Слесс. Среди 62 погибших было 5 игроков Канадской футбольной Лиги, возвращавшихся с All Stars Game.

Причины катастрофы остались до конца не выясненными. Слишком много загадочного или, по крайней мере, непонятного было в поведении экипажа самолета... Для начала борт перепутал коридоры, но в этом не было ничего фатального. Сообщение о пожаре во втором двигателе поступило к диспетчеру спустя 45 минут после вылета из Ванкувера. На самолетах этого типа ложные пожарные тревоги были очень распространены, и через некоторое время все успокоились. Однако пилот сообщил: «Похоже, что у нас все-таки был пожар» и запросил коридор для возвращения в аэропорт Ванкувера. Ему моментально предоставили так называемый «Зеленый 1», оптимальный для самолетов, следующих с потерей высоты. Борт сообщил, что входит в «Зеленый 1» и... неожиданно развернулся в горы, совсем в стороне от указанного коридора! Через час после взлета (и через 15 минут после первой тревоги) поступило последнее сообщение, не содержавшее никакой тревожной информации. Еще через минуту самолет исчез с экрана радара - он врезался в одну из вершин-зубцов горы Слесс.

Официальное заключение таково: совокупность факторов, как-то - обледенение крыльев и фюзеляжа, потеря второго двигателя. Но как объяснить поведение опытных пилотов, которым не помог ни один из навигационных приборов на борту, и почему наземные службы не сумели убедить их, что они следуют неверным и смертельно опасным курсом?!

Происшедшее по сей день остается самой страшной авиакатастрофой в истории Канады. Место падения самолета настолько труднодоступно, что толкового расследования проведено не было - лишь десант коронеров собрал некоторые останки пассажиров и прикопал их в две братские могилы. И по сей день, 52 года спустя, следы катастрофы можно рассмотреть в ясную погоду, если пролететь мимо роковой горы Слесс.

1958, 6 ФЕВРАЛЯ. При взлете в мюнхенском аэропорту потерпел аварию самолет с командой «Манчестер Юнайтед» на борту. «Малыши Басби», перспективнейшая команда мира (единодушно признаваемая таковой), возвращались домой после драматичной ничьей 3:3 в Белграде с «Црвеной Звездой» и выхода в следующую стадию Кубка европейских чемпионов.

Вылет в метель дважды откладывался из-за проблем с двигателем. Но пилоты решились на третью попытку... На обледеневшей полосе самолет Airspeed Ambassador AS-57 не сумел набрать достаточную скорость, не успел взлететь и врезался в ограждение. Погибли 8 футболистов (семеро - мгновенно, восьмой, прославленный в свои 21 год Данкан Эдвардс, умер две недели спустя в больнице), два тренера и секретарь клуба, 8 журналистов - всего 22 человека из 44-х находившихся на борту. Двое игроков - Джонни Берри и Джеки Бланчфлауэр, брат знаменитого Данни из «Тоттенхэма» - никогда не вернулись в футбол. В той катастрофе сильно пострадал и Джеки Чарльтон, один из тех, кто возродит величие «МЮ» и приведет английский футбол к двум великим победам - первому месту сборной на чемпионате мира 1966 года и выигрышу «Манчестером» Кубка европейских чемпионов в 1968-м. Вместе с ним вернулись в футбол еще шестеро игроков и тренер Матт Басби.

Голкипер Харри Грегг не только спасся сам, но и вытащил из самолета Веру Лукич и ее дочь Верону. Вера была беременна, у нее благополучно родится сын Зоран. Все они живы до сих пор.

Можно сказать, что журналисты пострадали сильнее прочих - в живых осталось лишь трое...

1958, 14 АВГУСТА. Лайнер «Констеллейшн» компании «Локхид» направлялся из Амстердама в аэропорт Гандер (Ньюфаундленд) В результате разрушения двигателя (предположительно что-то произошло с пропеллером, он разнес бак с горючим, и двигатель взорвался) погибли все 99 пассажиров и экипаж - остатки самолета рухнули в Атлантический океан примерно в 150 км от западного берега Ирландии. В числе погибших - 6 спортсменов из сборной Египта по фехтованию, направлявшихся на соревнования в Филадельфию.

1960,16 ИЮЛЯ. При посадке на острове Амагер, что неподалеку от столицы Дании Копенгаген, разбился самолет со второй футбольной сборной Дании на борту. Погибло 8 игроков.

Внимание! Сообщение об этой трагедии гуляет по русскоязычному Интернету и усиленно передирается из одного мартиролога в другой. Однако в Дании о таком ничего не известно. Во всяком случае, мы подтверждение в зарубежных источниках отыскать не смогли. Не исключено, что имеем дело с каким-то бредом.

1960, 29 ОКТЯБРЯ. Тип самолета: «Curtiss C-46F-1-CU». Погибло 16 членов команды по американскому футболу «Кол Поли Сан Луис Обиспо». Всего - 22 человека из 48-ми, находившихся на борту. Причина: отказ двигателя на взлете и падение перегруженного самолета.

1961,15 ФЕВРАЛЯ. Погибли все 18 членов сборной США по фигурному катанию и 16 членов их семей, тренеры и официальные лица. Всего жертвами стали 72 человека на борту самолета и двое на земле (фермера, работавшего в поле, куда рухнул самолет, убило своеобразной алюминиевой шрапнелью; еще одному фермеру деталью самолета отсекло ногу). Причина: внезапный отказ всех средств управления и падение самолета «Боинг-707», принадлежащего компании «Сабена» (эта катастрофа так и запечатлелась в истории - «Инцидент Сабена борт 548»). Самолет заходил на посадку в брюссельском аэропорту Завентем, но вынужденно ушел на второй круг, дожидаясь, пока ему освободит дорогу небольшой аэроплан. Вдруг самолет принялся выписывать непонятные фигуры и в конце концов рухнул неподалеку.

Чемпионат мира по фигурному катанию в Праге, куда летели американские спортсмены, был отменен в знак скорби по погибшим. Один из погибших фигуристов, Дадли Ричардс, был большим другом президента Джона Кеннеди и его брата Теда, так что и по ту сторону океана всех проняло на самом высоком уровне. Первая катастрофа «Боинга-707»...

1961, 3 АПРЕЛЯ. Тип самолета: «Douglas DC-3». В условиях ночного полета при столкновении самолета с горой Лос-Ластимас погибло 20 игроков чилийской футбольной команды «Грин Кросс», которые летели из Темуко в Сантьяго на очередкой матч. Вероятная причина - обледенение самолета.

1969, 26 СЕНТЯБРЯ. «Трагедия Вилоко». 16 игроков, тренер, менеджер и администратор популярной и сильнейшей футбольной команды Боливии «Стронгест» погибли, когда их самолет врезался в горные склоны Анд (район трех вершин - пики Трес Крусес). Команда возвращалась с товарищеской игры в Санта-Крусе в родной Ла-Пас.

Поначалу прошло всего лишь сообщение, что самолет исчез. Мало кто обратил на него внимание, потому что в тот же день в Боливии произошел очередной переворот и была установлена военная диктатура - не до футболистов было...

Причины, почему самолет «Дуглас» DC-6BCP-698 врезался в гору на высоте около 5 километров (!), так и осталась невыясненной. Осталось валить на привычное - плохая видимость, ошибка экипажа... На борту находилось 78 человек (69 пассажиров и 9 членов экипажа), разумеется, не спасся никто.

1969 год вообще стал для спортсменов на предмет авиакатастроф особенно роковым - погибли великий боксер Рокки Марчиано, блестящий мексиканский теннисист Рафаэль Осуна, венесуэльский бейсболист Нестор Чавес. Ну и для Боливии год выдался непростым - в апреле разбился на вертолете президент страны Рене Баррьентос, что и положило начало политическому кризису...

1970, 15 ФЕВРАЛЯ. Погибла женская волейбольная сборная Пуэрто-Рико. Через две минуты после взлета из «Лас-Америкас» (Пунта Саседо, недалеко от столицы Доминиканской республики Санто-Доминго) самолета «Макдонелл Дуглас» DC-3, направлявшегося в столицу Пуэрто-Рико Сан-Хуан, пилот сообщил, что заглох правый двигатель, и запросил полосу для экстренной посадки. Однако вскоре заглох и левый двигатель, после чего потерявший управление самолет рухнул в Карибское море. Итого жертв: 97 пассажиров и 5 членов экипажа, не спасся никто.

Среди пассажиров также находился доминиканский боксер Карлос Крус, отправлявшийся на матч-реванш за звание чемпиона мира в легком весе, его жена и 19-месячный сын, известнейший пуэрториканский спортсмен Хуан Любриэль, выступавший сразу в трех видах спорта - баскетбол, волейбол, футбол (нормальный, не американский).

Этим же рейсом должен был лететь пуэрториканский оркестр El Grand Combo, специализировавшийся на сальсе. Но один из музыкантов незадолго до вылета почувствовал себя плохо и убедил остальных переделать билеты на другую дату. Интересно, что они потом ему говорили...

Некоторое время все находились в недоумении - как такое могло произойти, новейший лайнер, лишь годом ранее вышедший с завода, проверенный и всё такое... Причина оказалась одновременно и простой, и страшной: некачественное, грязное топливо.

1970, 2 ОКТЯБРЯ. Еще одна загадочная история. «Мартин-4-0-4» был одним из двух самолетов, на которых футбольная команда Государственный университет Уичита летела в Логан, штат Юта, на игру против команды университета Юты. Полет проходил совершенно нормально, однако впоследствии очевидцы вспоминали, что на подлете к Денверу самолет шел странно.низко. Вел машину лично президент авиакомпании «Голден Игл Авиэйшн» Рональд Скиппер. Вскоре после взлета он вышел к пассажирам и сказал нечто вроде - эй, ребята, смотрите внимательнее, сейчас мы будем пролетать чертовски красивые места! (Лыжный курорт Лавленд.) Самолет врезался в деревья на горе Трилиз на высоте около 500 метров над уровнем моря. Из 40 человек на борту выжило 9.

1970, 14 НОЯБРЯ. Погибла американская футбольная команда университета Маршалла «Громовержцы» в составе 37 игроков, 8 тренеров и администраторов. С ними ушли в лучший мир 25 болельщиков и 5 членов экипажа. Останки шестерых человек были настолько уничтожены огнем, что их не удалось опознать.

При заходе на посадку в аэропорт Хантинтон-Три-Стейт/Милтон (Середо, штат Западная Вирджиния) самолет DC-9 врезался в верхушку холма. Причина: неисправность альтиметра (высотомера), в который предположительно попала вода. Пилоты, никогда не сажавшие самолет в этом аэропорту, чрезмерно доверились показаниям приборов. Погодные условия - дождь и туман - были признаны «сложными, но не делающими посадку невозможной».

1970, 31 ДЕКАБРЯ. Алжирская футбольная команда со странным названием «Эйр-Ликвид» летела на товарищескую игру в Испанию. Разбилась в полном составе. Самолет «Норд-262» послал сигнал бедствия и рухнул в море. Не найдены ни сам самолет, ни сколько-нибудь разумные объяснения случившемуся.

1972, 13 ОКТЯБРЯ. Пятница, 13-е! Одна из самых известных, раскрученных авиакатастроф... Погибла уругвайская регбийная команда «Олд Кристианс». Самолет уругвайских ВВС «Фэйрчайлд» Hiller FH-227D, угодив при снижении в зону турбулентности и потеряв управление, врезался в склон горы. Часть пассажиров нe разбилась, но выбраться из Анд не смогла, а еды у них не было. По общему решению питались телами погибших, многие из которых были друзьями тех, кто остался в живых. Спустя два с половиной месяца их случайно обнаружил чилийский пастух - к этому времени осталось 16 человек.

О катастрофе сняты не только документальные, но и художественный фильм «Живые» (Alive). События там слегка приукрашены, тем не менее детям до 16-ти лет смотреть категорически не рекомендуется.

1975, 29 НОЯБРЯ. Тип самолета «Пайпер Ацтек». При заходе на посадку в Англии погибли 6 членов команды «Формула-1» «Эмбасси Хилл», в том числе оба ее пилота Грэм Хилл (сидевший за штурвалом самолета и, очевидно, допустивший роковую ошибку в густом тумане) и Тони Брайз.

1976, 6 ОКТЯБРЯ. В результате теракта погибла сборная Кубы по фехтованию, 24 человека. Спортсмены возвращались с Барбадоса домой в Гавану. На борту «Макдонелл Дугласа» DC-8 почти одновременно взорвались две бомбы, и пилоты не имели ни единого шанса спасти самолет. Машина рухнула в Карибское море, все 73 человека погибли.

1977, 13 ДЕКАБРЯ. Во время взлета в сложных метеоусловиях погибла американская баскетбольная команда университета Эвансвиля (всего 29 человек на борту, не выжил никто). Причина: не были разблокированы элероны и руль, в результате чего самолет DC-3 оказался неуправляем.

1979. «ПАХТАКОР»...

1980, 14 МАРТА
. Во время посадки в Варшавском аэропорту в результате отказа систем управления самолета Ил-62, принадлежащего «Польским авиалиниям», погибла олимпийская сборная США по боксу (22 человека). Всего на борту было 87 человек, все погибли. Когда внезапно отказал автопилот, экипаж взял управление на себя и ушел на дополнительный круг. В этот момент должна была сработать сигнализация о проблемах во втором двигателе, но никаких сообщений такого рода от экипажа не поступало. Либо лампочка не работала, либо, что самое вероятное, на нее не обратили внимания: ложные срабатывания системы тревожного оповещения на самолетах этого типа были в порядке вещей. И второй двигатель взорвался! Самолет потерял управление и рухнул менее чем в километре от взлетно-посадочной полосы. В последний момент командир Павел Липовчан сумел за счет маневра элеронами увести самолет в сторону от детского приюта - жертв могло быть намного больше...

Расследование показало, что машина советского производства изначально имела дефективные турбины, которые постепенно переставали выдерживать большие нагрузки и разваливались. Таков, во всяком случае, официальный вердикт.

1987, 8 ДЕКАБРЯ. 43 человека - игроки, руководители команды и болелыцики «Альянсы Лима» (в Перу несколько «Альянс», поэтому правильно употреблять полное название клуба), почти полный состав - погибли. Самолет Fokker F-27, на котором команда возвращалась из Пукальпы после очередного матча национального чемпионата (выиграли у тамошнего «Депортиво» 1:0), упал в море в шести милях севернее аэропорта «Хохе Чавес» в Кальяо, неподалеку от Лимы, перуанской столицы.

Расследование, материалы которого долгое время оставались закрытыми, показало, что халатность и безалаберность встречаются вовсе не только среди летчиков-славян. Более чем за год до случившегося компания «Фоккер», производитель самолета, официально предупреждала: пилот Эдилберто Вильяр не прошел специальный курс обучения пилотированию самолетов этого типа, что могло привести к «дезориентации в усложненных условиях». Второй пилот Моралес вовсе никогда не пилотировал самолеты такого типа, к тому же плохо знал английский. В полете экипаж доложил, что сбоит посадочное устройство. С земли поступило указание: прочитать инструкцию и действовать в соответствии с ней. Но Моралес перепутал цвета - «красную» и «оранжевую» инструкции, в результате чего и были приняты в корне неправильные решения. Необходимо добавить, что и Вильяр, и Моралес не имели достаточного налета часов в ночное время.

В этой катастрофе изначально выжили трое: полузащитник Томассини, член экипажа, имя которого нам ничего не говорит, и пилот Вильяр. Однако в итоге в живых остался ОДИН ЛИШЬ ПИЛОТ. Вот вам жестокая ирония судьбы - ибо по всем версиям, именно его грубые ошибки привели к катастрофе.... Более того, показания Вильяра о гибели Томассини весьма противоречивы. Изначально он утверждал, что выбрался из тонущего самолета через разбитый иллюминатор и помог сделать это зовущему на помощь игроку. Лишь при последующих допросах, видимо, по совету адвоката, Вильяр настоял, что у Томассини была сломана нога. Дело в том, что уж больно подозрительно выглядела гибель футболиста - он считался очень опытным пловцом, и в нормальном состоянии для него не составляло особых проблем продержаться на воде сколько угодно! Однако, по окончательной версии Вильяра, силы Томассини всё же иссякли, и он с третьей попытки (дважды Вильяр его вытягивал) ушел под воду.

Третий выживший вовсе уплыл куда-то во тьму, и судьба его так и осталась невыясненной. Зато, вполне возможно, именно его существование заставило Вильяра поведать о судьбе Альберто Томассини.

1989, 7 ИЮНЯ. При посадке в аэропорту Парамарибо-Зандерей (Суринам, Южная Америка) задел деревья и разбился самолет с футбольной сборной «11 цветных» на борту. Погибли 14 игроков команды и тренер, всего из 187 человек на борту выжили лишь 11, из них трое игроков. Один из них, Радейн де Хаан из голландского «Телстара», даже попытался вернуться в футбол, но не смог и близко выйти на свой предыдущий уровень, двое - Зиги Лене из ситтардской «Фортуны» и Эду Нандлал из «Витесса» - получили тяжелые травмы, несовместимые с дальнейшей спортивной карьерой.

«Цветные 11» - неофициальная сборная голландских футболистов суринамского происхождения. В 1986 году ее сумел организовать некто Сони Хасно, общественный деятель, мотавшийся между двумя странами - Голландией и ее бывшей колонией. Товарищеский матч между «ЦП» и ведущим суринамским клубом «Робин Гуд» прошел с таким успехом, что решили непременно повторить. В июне 1989-го как раз и должен был состояться второй поединок такого рода.

История о том, что этим рейсом якобы должны были лететь Франк Райкаард и Рууд Гуллит, но опоздали, застряв в автомобильной пробке - не более чем красивая легенда. На самом деле Гуллита, Райкаарда, Винтера, Роя и Блинкера не отпустили клубы. Голкипер «Аякса» Стенли Менцо и его бывший партнер Хенни Мейер наплевали на запрет, но прилетели в Парамарибо другим рейсом и избежали судьбы друзей, представлявших самые разные, но далеко не сильнейшие клубы страны (20-летний Йоманкхан играл за бельгийский «Брюгге»). Судьба сохранила Мейера для большого дела - на его счету первый гол учрежденной в 1993 году японской J-лиги...

Причина катастрофы всё та же: ошибка экипажа, напрасно доверившегося в тумане устаревшей и неточной навигационной системе. Борт 764 шел на недопустимо малой высоте, что и привело к трагедии - один из двигателей самолета задел вымахавшее на 25 метров в высоту дерево. Компанию «Суринамские авиалинии» признали частично ответственной за случившееся - потому что недостаточно внимания уделялось подготовке пилотов.

1993, 27 АПРЕЛЯ. Поздним вечером 18 футболистов сборной Замбии погибло, когда команда летела на встречу отборочного турнира ЧМ-94 со сборной Сенегала. Самолет замбийских ВВС (тип DHC-5 Buffalo, выпускаемый компанией «Де Хевиленд») по не выясненным до конца причинам потерял управление и упал в море. Основная версия: о проблемах с двигателями было известно, их в меру возможного ремонтировали во время остановки в Конго. Сразу после взлета со второго «аэродрома подскока» (Либревиль, Габон) один из двигателей двухмоторного транспортника загорелся. Усталый пилот, для которого это был уже не первый полет за день, ошибочно заглушил ИСПРАВНЫЙ двигатель, и не успевший набрать высоту самолет рухнул в воду в 500 метрах от берега.

2001, 27 ЯНВАРЯ. Погибла американская баскетбольная команда государственного университета Оклахомы. Причина: чрезмерно крутой вираж вправо сразу после взлета, самолет, не набравший нужной скорости, свалился в боковое скольжение, упал и взорвался.


Артем ФРАНКОВ, газета «Совершенно секретно»

Источник Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 24 ноября 2024, 07:25 2

«Горожане» проиграли в последнем матче «Тоттенхэму»