БЕЛЕНЮК: С кем делать фото на Олимпиаде мне не объясняли. Учился на ошибках
Вторая часть большого интервью с олимпийским чемпионом Токио-2020
- 27 сентября 2021, 18:06
- |
- 29 октября 2021, 23:32
- 8349
- 9
Во второй части эксклюзивного интервью для Sport.ua Жан Беленюк высказал мнение о «травле» украинских спортсменов в СМИ, теме допинга в спорте, а также заверил, что не стремится занять пост министра спорта.
Первая часть интервью здесь.
- Жан, наверное, согласитесь, что по итогам Олимпиады неспортивное общество в Украине говорило не столько о вашей победе и остальных медалях, сколько обсасывало тему фотографии легкоатлетки Ярославы Магучих с Марией Ласицкене, а также реакцию на это фото каратиста Станислава Горуны. Ваша реакция тоже была. Однако позже, по итогам финала Бриллиантовой лиги, появился еще один снимок, на котором Ярослава рядом с Марией, и разговоры вспыхнули с новой силой. При этом объяснений Магучих в обоих случаях никто не слушал.
- Когда меня спросили мнение о втором фото, я еще ничего не знал. «Да это уже давно было. Что еще я могу добавить?» - сразу спросил. Но это же новая фотография получилась! Причем на этот раз Ярославу, кажется, не обвинишь в желании сфотографироваться даже приближенно. Но наши СМИ... Их не беспокоит, как будет чувствовать себя после всех этих обвинений атлетка. Их интересуют клики, ругань и общественный резонанс.
Убежден в одном: Магучих и первое, и второе фото сделала не нарочно. Из того, что я вижу, из моего личного общения сделал вывод, что Ярослава - патриотка Украины. В Токио она себе сделала макияж в цветах украинского флага. И в фото после получения медали она не вкладывала ничего.
Я не буду обвинять Ярославу. У меня в свое время тоже были похожие истории, которые мне любят припоминать до сих пор. Акцентирую внимание на другом. В последнее время много дискуссий велось вокруг состава украинской делегации на Олимпийских играх. Нужно ли в Токио такое количество чиновников? Можно ли было вместо части из них отправить тренеров? Спорить можно долго. Но. Представители делегации должны объяснять спортсменам, какие последствия могут быть в случае, если они с кем-то сфотографируются, что-то не то скажут. Никому указывать не нужно. У нас демократическая страна и каждый вправе решать, что ему делать, самостоятельно. Но о возможных последствиях атлета предупреждать надо.
- Вас кто-то предупреждал?
- Ни разу. Я учился на собственном опыте, на своих ошибках. Сейчас мне постоянно вспоминают фото со Скабеевой. Однако в Рио она была простым штатным корреспондентом. Она еще не была Скабеевой в нынешнем понимании. Я тогда вообще не знал, кто это. Выходил с медалью, а девушка просит сфотографироваться. Разве я против? Моя ошибка заключалась в том, что не обратил внимания, что она тихонечко просунула с другой стороны от меня микрофон. И именно той стороной, где надпись «Россия». После этого она эту фотографию распространяла на всех своих аккаунтах. Как она была сделана - никого не интересовало.
- Вы это объясняли, а российская пропагандистка от этого становилась только злее. Ее сюжет о вашей олимпийской победе вообще выглядит чуть ли не как личная месть.
- Впервые она отомстила мне, когда снова выставила это фото во время предвыборной кампании. А то, что она говорила сейчас? У нее такая работа.
- Вы следите за соцсетями Семена Новикова?
- Подписан на него. А что?
- Обратили внимание на одну из его новых фотографий?
- С Карелиным?
- Да. Конечно, для борцов Александр Карелин - икона, трехкратный олимпийский чемпион, возможно, самый выдающийся борец в истории. Но, кроме того, он - депутат Госдумы от «Единой России». Удивительно, что после скандала с совершенно невинными на этом фоне фотографиями Магучих на Новикова не обратили внимания вообще.
- Люди, которые раздувают такие скандалы, четко осознают, от чего будет резонанс, а что останется незамеченным. Новиков, при всем уважении к нему, не настолько раскручен, насколько это нужно для тех людей, которые придают таким историям публичности. Ярослава Магучих по сравнению с Семеном более известна. Это раз. Второе - надо учитывать, что это была Олимпиада. Вот вам мой пример. Выставил у себя в Instagram фотографию, на которой сижу на кольцах в олимпийской деревне. Лайков было в три или четыре раза больше, чем обычно. Олимпиада была на слуху.
- От темы «Спорт вне политики» - к допингу. Гимнаст Олег Верняев - один из многих топовых украинских спортсменов, которые не смогли выступить на этой Олимпиаде. Двукратная чемпионка Европы в беге на 800 м Наталья Кроль (Прищепа), чемпион Европы по тяжелой атлетике Дмитрий Чумак, титулованная триатлонистка Юлия Елистратова, призер континентального первенства по боксу Евгений Барабанов. Это, мягко говоря, многовато, чтобы говорить о какой-то случайности. Время идет, меняются президенты и министры, а проблема появления в Украине современной медицинской лаборатории, отвечающей среди прочего за фармакологическое обеспечение атлетов, остается нерешенной.
- Помню, сколько шума год назад было вокруг того, что Центр спортивной медицины, находящийся в Киеве, перешел из подчинения Министерства здравоохранения в Минмолодежспорт. Не так давно мы написали запрос - что за этот год в Центре изменилось. Меня это заинтересовало лично, потому что когда травмировался, понял, что не могу в диспансере любой из спортивных баз сделать МРТ. Более того, не смог сделать магнитно-резонансной томографии, даже позвонив как нардеп в Феофанию. Но ладно, с Феофанией - другая история. Спорт связан с травмами напрямую. Как такое допустимо, что для спортсменов остается недоступным элементарное МРТ?
Ответ на запрос я получил. В нем говорилось, что в отношении Центра спортивной медицины в течение года проведены какие-то заседания, намечены дальнейшие планы по совершенствованию заведения. Конкретики нет вообще. А тем временем атлету, который хочет получить результат того же МРТ с сегодня на сегодня, надо платить собственные средства в частных клиниках. Это при условии, что для многих наших спортсменов тысяча или две тысячи гривен - существенные деньги. Раз уж Центр спортивной медицины подчиняется Минмолодежспорту, то надо работать в интересах атлетов. Сейчас условия остаются примитивными. Во всем, начиная с элементарных обследований и заканчивая диагностикой повреждений. Что в киевском диспансере, что в харьковском. О вопросах фармакологического обеспечения вообще молчу.
Также в одном из ответов Министерство отметило, что в 2020-2021 годах было приобретено для нужд Украинского медицинского центра спортивной медицины медицинского оборудования на сумму более 9 млн грн с целью улучшения реабилитации спортсменов. Решил отдельно поинтересоваться, что именно было приобретено и когда спортсмены уже получат возможность воспользоваться этим дополнительным оборудованием. Ответ меня удивил.
Беленюк предоставил нам выдержку из этого ответа в печатном виде.
В 2020 году было приобретено:
1. 2 анализатора LQS - система для in-vitro диагностических, химико-токсикологических и биохимических исследований на общую сумму 580 000 грн. (один - для Украинского медицинского центра спортивной медицины, второй - для Олимпийского учебно-спортивного центра «Конча-Заспа»). Анализаторы были переданы 10 марта 2021 для использования спортсменам.
2. Диагностическое медицинское устройство, принцип работы которого основан на ультразвуковых волнах - 1 540 271,03 грн.
Устройство также 10 марта 2021 было передано для Украинского медицинского центра спортивной медицины.
И все. Больше ничего за 2 года не было передано. В 2021 году, по информации «Укрспортобеспечения» приобретено 13 позиций, но доступны они будут только в октябре. То есть, ни до Олимпиады, ни сразу после, спортсмены не имели возможности получить соответствующую реабилитационную помощь. Все должно делаться вовремя.
Instagram. Жан Беленюк и Олег Верняев
- И смех, и грех, когда в допинг-пробе Верняева нашли запрещенный пять лет назад мельдоний. На этом препарате попалось немало российских атлетов. А что для нас запрет мельдония - проблема, мне говорил еще в конце 2016-го сейчас, к сожалению, покойный Роман Вирастюк. Бывший легкоатлет, а в то время заместитель министра молодежи и спорта отмечал, что с запретом мельдония украинский спорт потерял главный восстановительный препарат, заменителя которому до Олимпиады в Рио не нашли и это, мол, сказалось на результате выступления команды на Играх-2016. Сейчас прошло пять лет, а ситуация, раз мельдоний находят у атлетов уровня Верняева, значит, не исправилась?
- Для меня эта ситуация вообще выглядит странной. Потому что одно дело, если бы мельдоний обнаружили вскоре после того, как он был запрещен. Но кто бы этот анаболик сознательно принимал сейчас, спустя пять лет после того, как он начал считаться допингом? Мне эта история кажется слишком загадочной. Такой, которая требует тщательного расследования. Употреблять мельдоний в наше время - это самоубийство. Тебя сразу поймают и дисквалифицируют. Тем более, что положительная допинг-проба сделана в тот период, когда Олег ни к чему не готовился и необходимости что-то принимать не было вообще.
Знаете, я сам принимал мельдоний до того, как его запретили. И я бы не сказал, что этот препарат является феноменальным восстановителем. Я знаю разрешенные препараты, которые по эффективности мельдонию не уступают. Поэтому запрет этого средства на моей подготовке не сказался никак.
Должен отметить еще одну деталь. Недавно на заседании комитета Верховной рады по вопросам молодежи и спорта мы рассматривали кейс по антидопинговому законопроекту. Всемирное антидопинговое агентство (WADA) постоянно посылает нам поправки, чего этому законопроекту не хватает. По словам представителя министерства, возглавляющего это направление, такая придирчивость связана с конкуренцией. Дело в том, что пробы украинских спортсменов исследуются в Польше. А президент WADA Витольд Банька - поляк. И поляки якобы могут быть заинтересованы в том, чтобы в Украине не было сертифицированной допинг-лаборатории.
Поймите, что проверка каждой пробы стоит денег. Полякам терять прибыль не хочется. Очередные встречи с представителями WADA должны состояться в ближайшее время. Надеюсь, нам удастся наконец выяснить, чего именно нам не хватает, чтобы открыть сертифицированную лабораторию. Самое интересное, что «антидопинговый» законопроект в первом чтении Верховной Радой уже проголосован. И период внесения поправок уже прошел.
- У Украины вроде бы есть свой представитель в WADA - бывший спортивный министр Игорь Жданов в октябре 2019-го стал членом совета учредителей организации. Он принимает участие в слушаниях?
- Насколько мне известно, господин Жданов еще выполняет обязанности в совете учредителей WADA, но по сути, с этой должности его уже сняли. В каком формате наш бывший министр представлен в агентстве сейчас - для меня загадка.
- Вернемся к теме Олимпиады. Украина заняла в медальном зачете 44-е место, самое низкое в истории. Этот результат является отражением состояния нашего спорта?
- Это реальное количество медалей, которое мы получили. Конечно, можно использовать различные принципы определения мест и радовать себя, что мы вошли в 20-ку. Нынешний министр спорта считает общее количество медалей. Жданов в 2016-м советовал учитывать пятые-шестые места. С их учетом мы тоже должны быть значительно выше тех позиций, которые заняли. Однако есть общепринятая всем миром система. Имея одну золотую медаль, мы 44-е. Однако тот факт, что по сравнению с Рио мы получили на восемь медалей больше (19 против 11-ти - авт.), все же обнадеживает. Тем более, что отдельные наши спортсмены подготовились таким образом, что были готовы завоевывать золотые медали. Скажем, пловец Михаил Романчук. Он победил всех своих традиционных конкурентов. Но неожиданно появился американец Роберт Финк, который проплыл быстрее всех, включая Михаила. Однако меня радует уже тот факт, что медаль в плавании Украина выиграла впервые с 2004 года. Это значит, что мы постепенно восстанавливаем свой потенциал. Способствовать этому должно строительство бассейна на олимпийской базе в Конча-Заспе. До сих пор тот же Романчук готовился в Турции, бассейнов современного уровня в Украине, по сути, не было.
- Проблема отсутствия инфраструктуры - ключевая для нашего спорта?
- Ситуация исправляется. Половину базы в Конча-Заспе сейчас не узнать. Строятся бассейн, тренировочный зал, легкоатлетический сектор. Соответственно, назрел вопрос возведения дополнительного спального корпуса. Потому что мест для проживания в дни пиковых нагрузок даже на те залы, которые есть сейчас, уже мало.
- На ваш взгляд, Украина должна сосредоточиться на развитии профильных видов спорта, которые в перспективе могут принести по несколько медалей Олимпиады, или продолжать вкладывать деньги в каждое направление? Ведь профильность - тоже понятие условное. Скажем, до 2004 года у нас стабильно были олимпийские медали в парусном спорте. В Токио Украина впервые в истории не была представлена ни одним представителем этого вида.
- Философия вроде же проста: национальная федерация должна делать все для развития вида спорта. В зависимости от результата вид входит или выпадает из когорты приоритетных, на которые выделяется больше финансирования. С одной стороны, это правильно, потому что появляется стимул - показывать результат. Выравнивать тех, кто что-то делает, достигает успехов, побеждает и тех, кто ожидает, заложив нога на ногу, подачек от государства, не очень уместно. Но есть виды спорта, которые действительно имеют традиции и при соответствующем подходе успехи снова придут. Взять, например, художественную гимнастику. Да, на этой Олимпиаде наград украинские гимнастки не снискали. Но на предыдущих Играх наши девушки регулярно входили в число призеров. Не финансировать художественную гимнастику, наверное, неправильно.
- Тем более, что несмотря на победы, наши гимнастки десятилетиями жалуются на отсутствие зала с надлежащими условиями для тренировок. Они готовятся в зале с потолком на высоте семь метров, тогда как для того, чтобы оптимально подбрасывать мяч, нужны девять метров.
- Знаю, что Школа Дерюгиных вынуждена была покинуть «Октябрьский дворец», в котором потолки, в конце концов, тоже не той высоты, которые нужны. Это еще одно подтверждение, что перед тем, как требовать результата, нужно создать условия. Это мы, борцы, в ковидный период могли тренироваться на улице. Гимнастки на улице не потренируются.
- Жан, в спортивной среде сейчас только ленивый не говорит о вашем желании стать министром спорта. У вас действительно есть такие амбиции?
- Нет. Я просто хочу разобраться в ситуации, почему те или иные процессы в украинском спорте происходят именно таким образом. Просто у нас привыкли воспринимать, что когда чье-то мнение расходится с позицией руководства, человек автоматически претендует на руководящую должность. Я сразу говорил, что для меня главные - спортсмены. Чиновники - те люди, которые должны делать все, чтобы атлетам было комфортно выступать и показывать результат. Если есть проблема - ее надо решать, а не предполагать, что я на что-то претендую.
- После Олимпиады вы используете откровенно оппозиционную риторику относительно нынешнего министра спорта Вадима Гутцайта.
- Я и по отношению к прошлому министру Жданову такую же риторику использовал.
Facebook. Вадим Гутцайт и Жан Беленюк
- Но Жданов не был вашим однопартийцем. И вообще вы тогда не были политиком.
- Это не меняет сути дела. Все мы живые люди и все склонны ошибаться. Если я вижу, что история вроде той, о которой в своем интервью рассказала легкоатлетка Марина Килипко, то не могу не реагировать. А особенно сложно сдержаться после объяснений, что тренера Марины не могли отправить, потому что есть квота. После того узнаем, что есть федерации, которые отправили с шестью спортсменами семь тренеров (речь о Федерации фехтования, виде спорта, который представлял господин Гутцайт - авт.). Так о какой квоте речь? Объясните, почему так, и вопросы исчезнут. Мы же декларируем прозрачность в работе? Да, слезы Килипко меня задели. Я и сам не знаю, как бы выступил без тренера.
Также есть вопросы относительно легкоатлетов, которые получили лицензии, даже приехали в Токио, но не выступали, потому что не имели достаточного количества допинг-проб. Почему так случилось? Однако критика и конструктивная дискуссия почему-то не воспринимается. Зато на каждое замечание реагируют в штыки.
- Недавно Верховная Рада приняла за основу проект закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно государственной поддержки сферы спорта», а именно поддержала снижение налоговой ставки в размере 7% при реализации билетов на спортивные мероприятия. Если не ошибаюсь, о целесообразности принятия такого закона говорится последних 15 лет.
- Такой закон давно пора принять и он давно действует в странах Западной Европы. С помощью пониженной ставки на реализацию билетов стимулируется спрос на спортивные мероприятия. Государство должно стимулировать людей к любви к спорту. Также несколько ранее был принят законопроект о поддержке меценатства в сфере спорта. Однако, чтобы этот закон начал действовать, нам нужно добиться внесения изменений в Налоговый и Таможенный кодексы. А с этим возникают трудности, так как против выступает и Министерство финансов, и профильный комитет.
- Зато без лишних сомнений выделяются равнозначные с олимпийцами средства на паралимпийское движение в нашем государстве. И вообще сейчас наблюдаем уникальное явление, когда многие на полном серьезе противопоставляют паралимпийский спорт олимпийскому.
- Я считаю, не очень корректно противопоставлять достижения паралимпийцев и олимпийцев, указывая на сравнительно низкий результат представителей олимпийской сборной с количеством медалей наших представителей на Паралимпиаде. Можно сравнить простые цифры - количество участников Олимпиады и Паралимпиады, количество наград, которые там разыгрывают. На Паралимпиаде было 4400 участников, разыгрывали 540 комплектов наград. Зато на Олимпиаде 11000 атлетов соревновались за 339 комплектов медалей.
Я очень уважаю наших паралимпийцев и искренне ценю то, что они борются за такие высокие места.
- По инициативе бывшего министра молодежи и спорта Игоря Жданова премиальные олимпийцев и паралимпийцев выровнялись. Соответственно, 98 добытых украинцами наград на недавней Паралимпиаде ощутимо ударят по государственной казне.
- Это чувствительный вопрос. Раз предыдущая власть так решила, то никто отменять этой их инициативы не будет. Но нам надо обращать внимание не только на вознаграждения паралимпийцам, а на инклюзивность нашей страны. Людей с инвалидностью в Украине должны вспоминать не только во время Паралимпийских игр. Им нужно создать элементарные бытовые условия, чтобы люди с инвалидностью не чувствовали себя ограниченными, чтобы они не боялись выйти на улицу, потому что для них там не созданы условия для комфортного пребывания в городе. Сейчас по инициативе супруги Президента Елены Зеленской проходит масса мероприятий и принимается много решений на уровне государства по инклюзивности. Мы должны работать в этом же направлении.