Юрий Максимов: «Приехал в Киев и не жалею об этом»
Интервью с бывшим игроков сборной Украины
- 04 марта 2005, 17:00
- |
- 622
- 0
В гостях у "Команды" побывал один из лучших украинских полузащитников 90-х годов, яркий и самобытный футболист...
Он успел поиграть в чемпионатах СССР, Украины, Германии и России, который везде оставил заметный след. Нынешней зимой 36-летний Юрий Максимов принял решение повесить бутсы на гвоздь...
- Юрий, твое решение закончить карьеру окончательное?
- Я для себя решил давно - доиграю до зимы и закончу. Надоело уже переживать за результат, нервничать... К тому же волею судьбы пришлось в последние годы выступать за команды, которые борются за выживание. Игра уже не в удовольствие становится, а в тягость. На полгода раньше закончить карьеру, на полгода позже - особого значения не имеет. Да и семейные обстоятельства сыграли свою роль. Все-таки пора уже быть поближе к семье, а то все время в разъездах. Если бы выступал за какую-то команду из Киева, а не за Запорожье, вполне возможно, что и доиграл бы до конца сезона.
Сейчас собираюсь получить лицензию тренера. Со мной вместе курсы лицензирования проходят известные в прошлом футболисты - Олег Саленко, Павел Шкапенко, Алексей Герасименко, Сергей Беженар, Илья Цымбаларь. Кроме того, занимаются с нами представители Греции и Азербайджана... Владимир Бессонов и Юрий Роменский также проходят эти курсы, повышают квалификацию. В конце концов, я слишком много времени отдал футболу, чтобы просто так с ним расстаться!
- Недавно Виктор Скрипник в интервью "Команде" говорил, что открыл для себя много нового за период работы тренером...
- Я недавно разговаривал с Цымбаларем, он сказал, что уже не хочет быть помощником, чувствует, что может работать главным. В России нет таких школ для будущих тренеров, как в Украине, ведь из республик бывшего СССР только нашей стране УЕФА предоставил право обучать тренерскому ремеслу. Если уж Скрипник из Германии приезжает, значит, и уровень преподавания отвечает европейским стандартам.
- Может ли Юрий Максимов с полным правом сказать, что карьера удалась?
- Конечно. Причем дай Бог каждому такую игровую карьеру! Я считаю, что за свою футбольную жизнь поиграл в сильных клубах, достиг определенных высот, выиграл Кубок Германии, участвовал в матчах Кубка УЕФА, Лиги чемпионов, выступал за сборную Украины. О чем жалею? О том, что не попали на чемпионат Европы 2000 года, проиграв словенцам в плей-офф. Должны ведь были их проходить, просто не повезло.
- Не было ли у тебя таких моментов, когда, выбрав тот или иной клуб, ты потом думал: "Эх, не то выбрал, лучше бы я поехал в другой город..."?
- Честно говоря, нет. Не привык жалеть о принятых решениях. Да и случай-то подобный был в жизни всего раз. Уже уходя из "Днепра", я подписал предварительный контракт с московским "Динамо". А трое тогдашних днепропетровцев - Коновалов, Беженар и Похлебаев - уже уехали в Киев. Меня тоже спрашивали, но я не захотел - думал, что не выдержу знаменитых киевских нагрузок. А потом позвонил Павлов и все-таки уговорил. Я приехал в Киев - и не жалею об этом.
- А почему боялся?
- Дело в том, что тогда ходили слухи о скором возвращении Лобановского, а мне тренировавшиеся под его руководством Тищенко и Горилый много рассказывали о нагрузках Валерия Васильевича. Тем не менее я сразу втянулся в тренировочный процесс, а дальше все пошло на автомате.
- А какие воспоминания у тебя остались о днепровском периоде?
- Как на духу вам скажу, у нас был отличный коллектив. Я играл с сильными футболистами - Полуниным, Похлебаевым, Тищенко, Юдиным, Горилым, в воротах стоял Городов... И значение тренера - Николая Павлова - преуменьшать не стоит. Мы жили, не думая ни о чем, ни о каких деньгах. Нам дали квартиры, а их нечем было обставить! Мебели не было! Однако тогда ни о чем не думалось, мы играли ради самой игры. К сожалению, чемпионство нам не далось, по очкам мы сравнялись с "Динамо", а по разнице мячей уступили первое место.
- Почему же тот "Днепр" так быстро перестал быть одним из фаворитов первенства?
- Наш тогдашний спонсор обанкротился и не смог выплатить ни премиальные, ни зарплату. В таком случае каждый решает свою судьбу сам. У меня возник вариант с Москвой, Николай Толстых поговорил со мной, и я подписал контракт. Вернулся в Днепропетровск, и здесь меня нашли Николай Павлов с Григорием Суркисом.
Павлов вообще проходит красной нитью через всю мою жизнь - сначала он в 1991 году вернул меня в Херсон, и я там забил за сезон почти три десятка мячей. Потом Николай Петрович ушел в Днепропетровск и снова позвал меня за собой. Он же впервые пригласил меня в сборную. Затем был Киев...
...А когда в "Динамо" пришел Лобановский, я хотел сразу же уйти. У меня тогда заканчивался контракт, было несколько вариантов из-за рубежа, которые не подошли по деньгам. Мы договорились с Валерием Васильевичем, что как только мне поступит достойное предложение, я уйду. "Вердер" был тут как тут, и я не отказался.
Мне к тому времени было уже 29 лет, и я хотел попробовать свои силы за границей. Поздновато, конечно, что-то доказывать, жалею, что не уехал раньше, в 23--25. Насколько я знаю, скауты из Бремена давно за мной наблюдали, приезжали и на поединок сборной с хорватами, и на выездную игру "Динамо" с "Ксамаксом", и даже на матч чемпионата Украины с винницкой "Нивой".
- Твои первые впечатления от Германии?
- Акклиматизироваться мне помог Витя Скрипник, игравший за "Вердер" уже продолжительное время. Но, конечно, отличия в тренировочном процессе разительные. Первый раз попав на тренировку команды, я подумал: "Елки-палки, всю жизнь бы тут играл!" - настолько легко было после киевских нагрузок. Еще что бросилось в глаза -- при кажущемся отсутствии настроя на матч немцы проводят встречу, как будто она последняя в их жизни! Если же все-таки проигрывают, то часок попереживают, а потом все забывается, даже тренер говорит: "Так, все, забыли!" У нас же носишь всю горечь поражения в себе дня два-три...
Интересно, что болельщики не могли понять, как это я пришел из клуба, играющего в групповом турнире Лиги чемпионов, в команду, барахтающуюся в середине таблицы бундеслиги. Но приняли меня хорошо.
Конечно, самые приятные воспоминания от времени, проведенного в "Вердере", - завоеванный Кубок Германии. В финале мы обыграли мюнхенскую "Баварию" по пенальти. Гуляли, конечно, после выигрыша здорово, масштабно. Дошло до того, что швейцарец Рафаэль Викки обменялся формой... с полицейским, так и прилетев в ней в Бремен! Что было с тем стражем порядка, так и не знаем. После аэропорта, где нас встречало восемь мерседесов-кабриолетов, мы отправились к ратуше, где вышли на балкон с Кубком. На площади собралось тысяч тридцать народу. Было, конечно, приятно.
- А бывало такое, что всей командой собирались, например, попить пива?
- Частенько. В основном перед важными матчами или если не выходило что-то в командной игре. Хорошие отношения в команде я наладил со всеми, в особенности с Боде. Еще могу выделить заядлых картежников Пицарро и Фрингса, которые со мной и Скрипником образовывали квартет игроков. Где бы ни выпадала свободная минутка - в самолете, в автобусе, в гостинице перед отходом ко сну, - мы сражались в карты... На деньги, конечно, но по мизеру, по сто-двести марок. Там и тренеры играли, были три или четыре четверки. За счет карт и словарный запас свой пополнял.
Кстати, в бытность мою игроком "Динамо" точно так же убивали время, играя в домино, карты. Очень тяжело было сидеть на базе... Если бы и за границей так поступали, я бы, наверное, не выдержал. Хотя и в Бремене нас "закрывали" в гостинице за день до игры.
Если у кого-то день рождения в команде, покупали на весь состав сосиски, пиво, праздновали в раздевалке. Был еще такой обычай - если приходил новичок в коллектив, он должен был пригласить всех в ресторан. За режимом никто не смотрел. Ешь все, что хочешь, лишь бы выполнял свою работу на тренировках и во время матчей. У тебя ведь контракт, и каждый хочет получать побольше, правда? А Феликс Магат вообще заставлял всех пиво пить вечером накануне поединка, чтобы спалось лучше...
- Прозвищем тебя наградили в "Вердере"?
- Максом называли. Как и везде, в принципе.
- Почему же тебе пришлось расстаться с "Вердером"?
- У меня просто характер неудобный - я всегда говорю то, что думаю. У меня возник конфликт со спортивным директором бременцев Клаусом Аллофсом. Долго терпел, потом попросил продать меня, хотя по контракту должен был еще полгода отыграть. Сразу поступило неплохое предложение от ростокской "Ганзы", миллион с чем-то они за меня платили. Но я пришел домой и подумал: чего я буду уходить сейчас, отработаю контракт, потом уйду. Однако тут обиделся уже Бремен, и тренер перестал ставить меня в состав. Пришлось уходить в перволиговый "Вальдхоф". Эти полтора года я вообще считаю вычеркнутыми из жизни...
- А чем объяснить феномен Скрипника, который надолго задержался в Германии?
- Витя, наверное, просто лучше меня умеет найти общий язык с руководителями клуба. Но никаких разногласий по этому поводу у нас нет, сейчас поддерживаем контакт, правда, нерегулярно...
- С кем из известных футболистов довелось повстречаться в Германии?
- Выступая за "Вердер", виделся с Заваровым, посидели, поговорили. А вот с Савичевым, Лютым, которые после завершения карьеры остались в Германии, ни разу не встречались. Как-то после финала Кубка Германии сдавали тесты на допинг вместе с Янкером, Эффенбергом и Айльтсом, пива попили, поговорили немного.
- После немецких странствий на горизонте появился российский вариант...
- Да, "Ростов". Поехал с ними на сборы в Турцию, прошел восстановительный период - незадолго до этого сделал операцию, вырезали мениск - и подписал контракт. Тогда там был неплохой тренер Балахнин, замечательный человек. Самое главное в команде, по-моему, - тренер, который тебя понимает. Вот за счет наставника мы и играли.
Хотя, конечно, в "Ростове" все решал президент Иван Саввиди. И кого менять, говорил по телефону, и обматерить тренера при всех мог... Человек, который не то что никогда в футбол не играл - мяч в глаза не видел, начинает менять состав в перерыве по телефону! Естественно, долго там задерживаться не было смысла.
- Какое впечатление произвел российский чемпионат на фоне немецкой бундеслиги?
- Первенство у наших северных соседей поинтереснее, чем в Украине, зрители активнее ходят на стадионы. У нас есть "Шахтер" и "Динамо", две команды, что на голову выше остальных. Только сейчас стали "Днепр" с донецким "Металлургом" подбираться к ним по финансовым аппетитам. В России нет явных лидеров и аутсайдеров. Мы прилетели в Москву играть с ЦСКА и выиграли - 1:0. Ну кто думал, что мы обыграем армейцев? У нас разве такое может быть, чтобы команда, идущая на предпоследнем месте, обыграла Киев или Донецк?!
- "Борисфен" же прошлой весной смог...
- Ну, это такое, единичный случай. В "Борисфен" я перешел, чтобы уже быть поближе к дому и к семье. А вообще это детская забава по сравнению с теми клубами, в которых я побывал, даже вспоминать не хочется. Ни команды, ни базы, ни полей - вообще ничего нет. Да еще и президент... Конфликтов, правда, у меня с ним не было, но у других было серьезное недопонимание.
Самое главное, что тренер - Рябоконь - находил общий язык с футболистами. Есть такие наставники, как Балахнин, Рябоконь, Шааф. С ними можно разговаривать как человек с человеком, а не только как футболист с тренером. Самое главное для тренера - найти общий язык с футболистом. Дистанцию какую-то иметь нужно, но и быть с игроками как бы на одном уровне. Как коллегам, выполняющим одну работу.
- А сам уровень чемпионата Украины повышается?
- Да, но он должен еще вырасти. То, что клубы покупают легионеров, это плюс для команд. Лишь бы только эти игроки были хорошего уровня. Я думаю, что богатые клубы просто не позволят себе купить никуда не годного легионера, если под рукой, образно говоря, есть такой же украинец. А вводить ли ограничения на зарубежных игроков - не мне решать...
Да еще инфраструктура клуба должна соответствовать уровню исполнителей. Пока что лишь у "Динамо", "Шахтера" и донецкого "Металлурга" созданы все условия для футболистов. Сейчас, правда, начали работать школы для молодых игроков, ФФУ детские площадки строит.
- Следующей остановкой Максимова стало Запорожье...
- "Металлург" предложил нормальный контракт, хорошие деньги. Я приехал, глянул, там база очень хорошая и поля. Условия неплохие, по сравнению с "Борисфеном" - небо и земля. И стадион строится, уже трибуны есть, сейчас козырек доделывали, когда я уезжал. Видно, что есть небезразличные к футболу люди. Приезжали чуть ли не каждый день на базу, смотрели, как мы тренируемся. Единственное, чего я не могу понять, - что за переполох с тренерами такой... Да и селекция там, я считаю, неправильная идет. Каждый сезон меняют полкоманды.
Вот только с Яремченко, если честно, вообще никаких отношений не сложилось. Он меня гонял, как в Киеве, а толку никакого. В "квадрат" мы не играли, в держание мяча - тоже. Сплошная "физика". Я ему как-то раз высказал свое мнение, он обиделся.
Когда "Шахтер" выиграет в Лиге чемпионов - праздник! Постоянные просмотры, мне надоело смотреть на одного Матузалема! Говорю, может, как-нибудь матч с участием "Динамо" посмотрим? Молчание. Как только Донецк проиграет, а Киев выиграет - траур...
- С "Металлургом" уже попрощался?
- Да, все уже, простился с парнями, с Яремченко. Мне недавно звонили из команды: "Ты будешь приезжать на сборы?" Я говорю: "Да нет, у меня тут свои проблемы, нужно их решать..." После этого никаких звонков. Хватит уже ездить. Что дальше будет, жизнь покажет.
Дословно
"С женой познакомился во время отпуска"
"Мы с Татьяной родом из Херсона. Еще когда я выступал в Симферополе в первой союзной лиге, приезжал домой в отпуск. Там и познакомились. Потом начали встречаться - ездили друг к другу в гости. Ну а там и женитьба была не за горами.
Сейчас у нас двое детей: Юре - 13 лет, Илье -- 7. Взрослые уже, большие пацаны... Пока в школе учатся, иногда в футбол бегают. Младший даже подавал кое-какие надежды, но у него со здоровьем проблемы, пришлось оставить мечту о футбольной династии..."
"Херсонский стадион легче взорвать, чем реконструировать"
"Да, в Херсоне родилось немало известных футболистов -- Головко, Ниченко, Лебедь, но в городе сильной команды как не было, так и нет. Недавно приезжал в Херсон, зашел на стадион -- сложилось впечатление, что его легче взорвать, чем реконструировать! Ни скамеек нет, ничего. Он просто упадет скоро... Нет людей, которые могли бы прийти в команду, вложить в нее деньги. Хоть бы мэр города позаботился, ведь это все-таки областной центр! Можно ведь было бы при желании найти финансы, это достаточно богатый край..."
Остров невезения в океане есть...
"Что больше всего запомнилось за время выступления в сборной Украины? Победный гол португальцам в Киеве! А вообще, честно говоря, в памяти навсегда останется наше фатальное невезение -- все время вторые места занимали, а в плей-офф проигрывали.
Может, в этом году украинская команда выйдет в финальную часть чемпионата мира? Молодцы ребята, бьются. Самое главное, чтобы ты приезжал в расположение сборной и отдавался игре. Дай бог, чтобы в оставшихся матчах им везло. Если попадем в Германию, уже хорошо будет.
Самое главное в футболе - везение, и примеров этого много. Вот возьмем греков - дай им еще десять чемпионатов Европы, и они ни один не выиграют. А прошлым летом получилось, как будто каждый день - их день, один удар в створ - и гол...
А один из последних матчей за сборную был против румын, когда меня Буряк вызвал. Мы тогда проиграли - 1:4, я вышел во втором тайме. Потом еще один раз вызывали, а у меня началась череда травм..."
"Германия - страна для пенсионеров"
"Пришлась ли по вкусу жизнь в Германии? Нет, там скучновато. Мы у себя весь день бегаем, решаем какие-то важнейшие дела, а там у людей одна забота - как убить время. Первый год мне понравился, второй - уже меньше. И так далее. Страна для пенсионеров, я считаю. Еще и погода такая сонная в Бремене стояла - каждый день дождь моросил...
Еще там не принято, например, ходить в гости. У меня, конечно, были хорошие знакомые из числа местных, я смотрел российские телеканалы, посещал Интернет. Потихоньку учил язык..."
"Айльтс тренировался, не зашнуровывая бутсы"
"Аилтон? Когда он появился в Бремене и пришел Магат, тренер сразу отправил бразильца на трибуну. Но пришел Шааф, отношения с ним наладил. И тот как пошел забивать! У него стартовая скорость сумасшедшая, несмотря на проблемы с весом. Левая нога убойная, а правой вообще, можно сказать, нет. На тренировках никогда особо не выкладывался. В "Вердере", в принципе, к этому относились философски. Знаменитый Дитер Айльтс на тренировки шнурки на бутсах не завязывал даже! Зато на поле выходил и цеплялся за каждый мяч, все колени были в крови..."
"Сейчас самое время для молодых игроков"
"В последнее время все отмечают, что украинцы все реже и реже уезжают в зарубежные клубы. Почему? Стимулов покидать родину меньше. К примеру, в той же Германии стали меньше денег платить футболистам, да и в Украине финансовые условия существенно улучшились. Раньше ведь как было? За счастье считалось в Израиль уехать, а сейчас туда никто не хочет, потому что дома на порядок больше денег можно заработать. Мне кажется, что сейчас самое время для молодых игроков, и наш футбол просто обязан улучшить свои показатели в Европе".
Досье
Максимов Юрий Вильевич
Родился 8 декабря 1968 года в Херсоне.
Рост 187 см, вес 79 кг.
Выступал в командах: "Кристалл" (Херсон), СКЧФ (Севастополь), "Таврия" (Симферополь), "Днепр" (Днепропетровск), "Динамо" (Киев), "Вердер" (Бремен, Германия), "Вальдхоф" (Маннхайм, Германия), ФК "Ростов" (Ростов-на-Дону, Россия), "Борисфен" (Борисполь), "Металлург" (Запорожье).
Чемпион Украины 1995, 1996 и 1997 годов.
Серебряный призер 1993 года, бронзовый - 1992-го.
Обладатель Кубка Украины 1996 года.
Обладатель Кубка Германии 1999 года.
В национальной сборной Украины провел 27 матчей, забил 5 мячей (первый матч -- 28 октября 1992 года, Белоруссия - Украина - 1:1; последний матч - 17 апреля 2002 года, Украина - Грузия - 2:1).
В высшей лиге Украины провел 166 матчей, забил 48 мячей.
В первой немецкой бундеслиге провел 69 матчей, забил 9 мячей.
В Премьер-лиге России провел 18 матчей, забил 2 мяча.
Андрей Кудырко, Олег Лысенко, Владимир Пояснюк, газета "Команда"