ВАРДАНЯН: «Киргизского спортсмена, наверное, недооценил»
Нормальные герои всегда идут в обход
- 14 августа 2008, 12:09
- |
- 747
- 0
БРОНЗОВАЯ «БРАУЛИЯ»
У входа в спортзал Пекинского сельскохозяйственного университета в обнимку стояли два молодых и очень счастливых человека, каждому из которых уже точно стукнуло за шестьдесят. Один из них в разговоре с корреспондентом «СЭ» внес своевременную поправку: «Семьдесят!»
-24 октября мне исполнится семьдесят лет, и сегодня самый счастливый день в моей жизни! - взахлеб делился своим счастьем один из наставников бронзового призера в весовой категории до 66 кг Евгений Чертков. - Впервые я увидел Армена, когда ему было тринадцать, и он со своей семьей и тренером Муратом Саргсяном покинул разрушенный очередным землетрясением Ереван. Видит Бог, я сделал все, чтобы они ни в чем не нуждались, и вот, тринадцать лет спустя Армен преподнес мне такой прекрасный подарок. Поверьте мне, если бы вместо него мне предложили миллион, я бы отказался. Зачем мне этот миллион?
Тем временем, главный тренер сборной Украины Нельсон Давидян. видимо, вспоминал памятный совет Ильфа и Петрова: «Дышите глубже, вы взволнованы!» И только, отдышавшись, приблизился к моему диктофону.
- Сборную по греко-римской борьбе я возглавил в Афинах, а сейчас думал: «Неужели мы приедем домой без медали? А потом сам себя успокоил: нет, так быть не может, потому что мы проделали огромную работу, и она не может пройти бесследно. Жребий у Армена сегодня был очень тяжелый: обыграть фаворита турнира Фарида Мансурова мог один лишь Варданян. Армен сегодня должен был бороться в финале: ему там было бы гораздо легче, чем в матче за бронзу с болгарином.
- Что случилось в трагическом поединке с Бегалиевым?
- Знаете, кто не работает, тот не ошибается. Была допущена мелкая тактическая ошибка, но она оказалась роковой. И именно она отняла у нас как минимум серебро. В первом периоде Варданян выигрывал, а если бы выиграл и второй, то все бы для киргиза закончилось. Но Армен внезапно пошел в атаку там, где это было абсолютно не нужно. На какую-то секунду мне показалось, что его как будто заклинило.
- В матче за третье место его ждал еще один чемпион мира - болгарин Николай Гергов...
- Схватка проходила тяжело, и я был просто восхищен тем, как хладнокровно Варданян провел эффектный прием «браулия» - захват за голову и руку с проворотом. Поверьте мне, это было единственное, что можно было придумать в той ситуации.
- Какие три определения больше остальных подходят борцу Армену Варданяну?
-Уверенный, управляемый, физически сильный.
- После поражения от Бегалиева вам только и оставалось, что болеть за киргиза...
- Скажу откровенно, если бы было нужно, я бы даже сделал ему массаж.
- Армену когда-нибудь приходилось идти к медали такой извилистой дорогой?
- Нет, обычно он выбирал прямые дороги. А на этот раз пришлось идти в обход. Поймите, после проигрыша тяжело перестроиться, необходимо начинать все сначала, а это вдвойне тяжелее. Поэтому сегодняшнюю бронзу Варданяна смело можно приравнять к золоту.
Армеи ВАРДАНЯН: «СТОЯЛ И ДУМАЛ: ПОЧЕМУ ИГРАЕТ «МАРСЕЛЬЕЗА»?»
О разговорчивости 25-летнего атлета из Запорожья я до вчерашнего дня от коллег-журналистов слышал только несколько весьма одноплановых эпитетов - замкнутый, немногословный, колючий. А потому за два часа, проведенных под комнатой допинг-контроля в ожидании Армена, успел придумать с десяток служебных записок в редакцию, испещренных убедительными аргументами, объясняющими отсутствие интервью с бронзовым призером в свежем номере «СЭ».
Но интервью состоялось. Более того, мне навстречу вышел сияющий, приветливый, красноречивый и тонкий собеседник. Полная противоположность тому Варданяну, о котором я слышал.
- Армен, прием, который принес вам победу в схватке за третье место, специалисты обсуждают взахлеб до сих пор. Как вам пришло в голову использовать хитрое «браулия»?
- Наверное, от безысходности. Я ведь на тот момент проигрывал всего лишь один балл, а времени оставалось совсем немного. Вот и решил бороться до последнего и применить прием, который сами борцы называют «задний». К счастью, желание полностью совпало с возможностями. А, может быть, просто помог Всевышний. Но в первую очередь, я хочу поблагодарить своих тренеров, родных и близких. Это моя медаль, но это и медаль моего первого наставника Мурата Мартыновича Саргсяна, и, безусловно, общая медаль для всей Украины. Она принадлежит всем, кто держал за меня кулаки.
- Важность первого боя для вашего вида спорта переоценить очень сложно, о чем лишний раз свидетельствует пример вашего коллеги по команде Владимира Шацких...
- Я в первой схватке боролся с главным претендентом на золото в моей весовой категории - действующим чемпионом мира, олимпийским чемпионом Афин Фаридом Мансуровым. Настраивался на него как на последний бой в жизни и победил. Что же касается Шацких, то он проиграл не по делу - ему просто не повезло со жребием. Владимир вытащил шарик, который обязывал его атаковать и зарабатывать активные очки. Увы, но сделать этого не удалось, и Володя проиграл, не пропустив ни одного приема соперника. Таковы жестокие правила современной борьбы. Должен сказать, что он - мой самый близкий друг, я жутко за него переживал и даже молился... Жаль, что это не помогло.
- Что произошло в проигранной вами схватке с Бегалиевым?
- Очень досадная случайность. Киргизский борец ногой задел мою ногу, мы упали, и ему засчитали очки. Досадно...
- Может быть, подвела самоуверенность?
- Если честно, я не думал, что могу проиграть Бегалиеву. Основной считал самую первую схватку, потому что помнил: передо мной - мастер с большой буквы: Так что киргизского спортсмена я, наверное, недооценил.
- После этого боя не было мысли, что все для вас в Пекине уже закончилось?
-Нет, я подумал, что допущена грубая ошибка, которую нужно исправить, выиграв медаль. Потому что, если бы не этот казус, я должен был бороться в финале...
- Ну а так в финале боролся Бегалиев. Тем самым, он предоставил вам возможность претендовать на бронзу в утешительном турнире...
- Когда Канатбек боролся с болгарином Николаев Герговым за выход в финал, мои тренеры нервничали больше чем я сам. Нельсон Амаякович (Давидян. - Прим. М.С.) спросил: «Что думаешь?», и я сказал, что уверен в победе киргиза. Так в итоге и вышло, и через несколько часов уже я отправился на ковер, чтобы драться за медаль с болгарином.
- Вы когда-нибудь пробирались к медали такими окольными путями?
- Нет, раньше все было проще: или проиграл и остался за бортом, или выиграл и стал чемпионом. Но остаться без медали на Олимпиаде мне было бы очень обидно. Хотя схватка за третье место была очень напряженной.
- А самой продолжительной, судя по всему, для вас выдалась «схватка» в комнате для допинг-контроля...
- Да уж (смеется), у меня никак не получалось сдать анализ. Для этого нужно выпить слишком много воды, а пить так быстро я не могу.
- Если бы вместо воды было пиво, дело пошло бы легче?
- Нет. Пиво я не пью категорически.
- Чем займетесь по возвращении в Украину?
-Пройду восстановительный период, чтобы вскоре появилось желание тренироваться. Я очень надеюсь, что через четыре года буду давать вам интервью уже с другой медалью на шее. Золотой.
- О чем думали, стоя на пьедестале?
- Почему играет «Марсельеза», а не наш украинский гимн? А еще все время смотрел на ступеньку, где стоял француз. Присматривался (улыбается).
Михаил СПИВАКОВСКИЙ, газета «СЭ в Украине»
Все подробности Олимпиады на сайте Олимпийские Игры в Пекине-2008