Несносные боссы. Каково это, когда твой тренер – Пеп Гвардиола?
Победа через боль и слезы – и никак иначе
- 11 ноября 2020, 11:23
- |
- 11 ноября 2020, 11:27
- 6200
- 1
«Каждый день, каждую тренировку, даже во время разогрева, он всегда за всем следит. Не существует ни одной детали, которую бы он не учел. Это заставляет себя стопроцентно фокусироваться на своих задачах. Потом он зовет тебя на разговор и объясняет все, что увидел, что надо делать, чтобы получить тот или иной результат. И он оказывается прав. В этом смысле он настоящий визионер. С ним постоянно становишься лучше».
Марк Бартра хорошо помнит свое время в «Барселоне». Он пытается вспомнить, каким был Пеп. Это нелегко, потому что Гвардиола очень сложный человек. Попробуем разобраться, каково это - работать с ним.
***
Футболистам часто сложно определиться, что они думают о Гвардиоле. Как-то Йозуа Киммих признался, что после тренировки у него болела голова - столько тактической информации он получал от тренера. Когда у тебя такой босс, сложно сказать, что ты о нем думаешь.
Каталонец зачастую теряется в собственных мыслях и молчаливо бродит по коридорам базы «Манчестер Сити». А затем он будто пробуждается и оживает, внезапно загребая игрока в крепкое объятие или даже одаривая поцелуем. Застигнутый врасплох подопечный от таких нежностей может опешить и тут же забыть о всех беспокойствах.
«Иногда он холодный и отчужденный, а иногда чересчур эмоциональный, - пишет в своей книге «Пеп Гвардиола: Эволюция» Марти Перарнау. - И не всегда удается найти баланс между двумя состояниями».
Твиттер Баварии
Это было написано еще до появления тренера в Англии.
Отношения с тренером зависят от многих факторов. Важнее всего найти правильное время. К сожалению, довольно быстро Гвардиола просто перегорает от большой интенсивности во всем, однако в последние годы он изменил свой подход. Он научился дистанцироваться от игроков, что заметно по каждому его новому клубу.
«Я стараюсь не слишком сильно с ними сближаться, чтобы они не думали, что наши отношения влияют на их игровую практику. Я принимаю решения, и я не хочу, чтобы на них повлияли эмоции».
Близкие к нему люди считают, что отношения Пепа с игроками в «Сити» совсем не такие, как были в «Барселоне». И такой переход не остался без внимания футболистов, которые нередко отмечают отчужденность наставника, чье настроение меняется моментально, и который то вроде бы на тебя плюет, а то готов расцеловать. Но его идеи остались на месте.
«Мне нравилось быть в эпицентре всего этого, потому что мы одинаково смотрим на игру, - рассказывает Хави. - В перерыве в моей голове крутилось три мысли, и эти же мысли он затем высказывал нам. У нас есть понимание».
В последние годы учитель и ученик встречались в Барселоне - очевидно, что между ними и правда много общего. Это не удивительно: каталонцы, которые выступали за каталонскую сборную, играли в «Барселоне» и говорили (буквально и фигурально) на одном языке.
Желание Пепа дистанцироваться можно понять: в его последний сезон «Барселона» очевидно нуждалась в обновлении состава, но он так привязался к футболистам, что не мог их «предать». По словам Перарнау, как бы Гвардиола ни пытался не сильно дружить с подопечными в «Баварии», к концу своего «срока» он побратался со многими. Его команда была «неразделима».
В Германии одним из главных приверженцев специалиста стал Филипп Лам. Он даже лично умолял тренера продлить свой контракт. «Я сам слышал, как Пеп вопил «я люблю тебя, Филипп, люблю!», после чего он обнял и поцеловал немца в обе щеки».
Но поцелуи достаются не каждому. «Гвардиола разочаровал меня, потому что он ко мне относился без уважения. Когда у нас был Юпп Хайнкес, все было в разы лучше. Соглашусь ли я попить кофе с Гвардиолой? Этому не бывать. В профессиональной жизни мне не обязаны все нравиться, но когда от человека идет негативная энергия, я предпочитаю держаться от него на расстоянии» - признавался Марио Манджукич.
Твиттер Баварии. Марио Манджукич и Хосеп Гвардиола
Примерно то же говорил и Ибрагимович. Очевидно, что каталонец не ко всем относился одинаково. Если верить книге шведа, то в «Барселоне» выступали «школьники», которые вели себя тихо и послушно. Кому не нравится система, оказывались вне ее. Впрочем, следует отметить, что самые громкие противники каталонца (Ибра, Манджукич, Туре, Это'о) могут похвастаться огромным эго.
«В Мюнхене критики указывали не недостаток эмпатии, но я не могу с ними согласиться, - считает Ян Кирхгофф, игравший в той «Баварии». - Мне он показался теплым и умным - тренером, который переживает сердцем и душой за футбол. Когда ты возвращался с отпуска, он обнимал тебя и разговаривал о всяких бытовых мелочах».
Хеффрен, игравший под руководством Гвардиолы в «Барселоне» Б и первой команде, вспоминает: «Мне всегда казалось, что он хочет добиться от меня максимума. Это выделяет его как тренера - он действительно любит помогать подопечным».
Марк Муньеса, которого Пеп поднял в основу «Барсы», согласен: «Ему плевать, 17, 20 или 30 тебе. Если ты хорош, он готов дать тебе шанс».
Есть и многие в «Сити», кто говорит то же - например, Алеш Гарсия. Но не все смогли найти общий язык со специалистом, который теперь старается не брататься с каждым. Сейчас сложно понять, какую эмоцию он испытывает.
Илкай Гюндоган очень признателен своему боссу. Когда он получил жуткую травму в 2016, он буквально рыдал на плече Гвардиолы, который неоднократно уверял немца в его будущем в «Сити» несмотря ни на что.
Каталонец нередко сам связывается с будущими покупками клуба и рассказывает об их будущей роли в клубе. Многие указывают, что без вмешательства тренера немало покупок и вовсе не состоялись бы. Впрочем, иногда новобранцы натыкались на «холодного Пепа», который приветствовал их парой фраз и тут же исчезал. Кто-то так и не находил общий язык с тренером. Кто-то потихоньку к нему притирался.
«Среди принципов Пепа - крепкая командная этика. Он хочет, чтобы игроки были тесны и работали сообща даже без его вмешательства.
«Он такое любит, - признается Гарсия. - Когда я был в команде, он три-четыре раза проводил барбекю. Бывало, мы ходили в кино. Он хочет, чтобы мы были вместе. Он любит, когда всем комфортно в компании».
В «Баварии» Гвардиола не заходил в раздевалку перед матчами, но в «Сити» он изменил старой привычке.
«Он всегда в раздевалке, - говорит Гарсия. - Иногда он просто носится по комнате! Он болтает с игроками, особенно, наверное, с такими, как я, потому что Давид Сильва и Кевин Де Брейне - и так идеальные футболисты - в его советах не нуждались. А вот с молодыми он часто болтал. Он просил меня расслабиться, играть как всегда, или быть осторожней. Он всегда просит «наслаждаться» игрой».
***
Известно, что то мотивационное видео, которое Гвардиола показал подопечным в финале ЛЧ 2009 года только помешало им сосредоточиться. Оно так сбило игроков, что тогда еще начинающий тренер поклялся больше к таким методам не прибегать. Впрочем, у него есть другие методы мотивации.
Твиттер Барселоны
В преддверии матча с «Реалом» в феврале он позвал Тони Надаля - дядю и бывшего тренера знаменитого теннисиста Рафы. Тот рассказал команде о том, как важно работать в поте лица и не бояться никаких испытаний. Как подтверждает Гарсия, это стандартная практика для Пепа.
«Сложно назвать какой-то один метод мотивации, потому что перед каждой игрой он находит что-то новое. Он любит показывать видео спортсменов и инвалидов, которые превозмогли все невзгоды».
Гвардиола изменился и в другом плане. В «Барсе» и «Баварии» он мотивировал игроков на маленькие игры используя видеоанализ.
«Мы противостояли «Хетафе» или «Кельну», с которыми легко расслабиться, думая, что проблем не возникнет», - признавался Пеп в книге «Блокнот Манчестера».
В свой третий сезон в Мюнхене он потратил 12 дней на анализ 10 разных матчей «Бенфики» в преддверии очного противостояния в Лиге чемпионов. Коуч так долго сидел в офисе, что у него заболела спина и он еле мог ходить. Так он впервые пропустил тренировку в Германии - и все для того, чтобы досконально изучить своего соперника из Португалии. После этого футболистам показали 45-минутное видео (что очень долго), в котором указывалось на все сильные стороны «Бенфики».
Еще в свой первый сезон в «Сити» каталонец осознал, что детальные анализы соперников только пугали игроков. По этой причине впоследствии он больше фокусировался на сильных сторонах команды.
Пусть мотивировать подопечных Пеп стал иначе, что-то не менялось никогда. Например, он все так же любит видеоанализ.
«Это короткие видеоролики. Одно видео как правильно длинное, он показывает, как соперник играет, а другие видео не длиннее 20 минут. И так каждый день».
Огромное множество игроков признавались, что Гвардиола всегда в деталях рассказывал, чего ожидать от матча и что обязательно произойдет.
«Он часто говорил нам о том, как будет разворачиваться игра, - вспоминает Кирхгофф. - Большинство хороших тренеров так делают, но он всегда был чуточку лучше в своём анализе слабостей оппонента».
В документальном фильме Take The Ball, Pass The Ball Дани Алвес красноречиво описал то, какую уверенность у игроков вызывают слова босса: «Если бы Пеп сказал мне спрыгнуть с третьего яруса «Ноу Камп», я бы прыгнул, свято веря, что у него была весомая причина».
Но как предугадать будущее? «Все просто: просмотрите последние четыре-пять матчей соперника, и поймете, как они сыграют, - говорит Доменек Торрент, в прошлом помощник каталонца. - Вы смотрите их игры и замечаете, как футболисты двигаются. Надо просто работать не покладая рук и изучать записи».
Поскольку Гвардиоле было важно подготовить своих ребят ко всему, он нередко звал в команду молодежь для того, чтобы та изобразила того или иного соперника. В Германии многие изображали Юлиана Вайгля или Обамеянга. В Манчестере юниоры сразу радуются, когда их имена называют - значит, они произвели впечатление.
Кирхгофф продолжает: «Для него многие мелочи имеют значения. Например, он много ставит на правильное позиционирование в момент получения мяча, и на пасы игрокам в зависимости от того, правши они или левши. Все это создает ритм передач. И все объяснялось: помню, он просил меня управлять пасами с левого фланга моей правой и отдавать их вперёд правой, если была такая возможность».
«Звучит, может, банально, но я многому научился. Он объяснил, что пас правой был лучше, потому что от него был «позитивный» эффект: мяч пролетал мимо соперника вперед, прямо перед одноклубником вместо того, чтобы идти по другой траектории, которая заставила бы его остановиться и приручить мяч. Если играть правой, то игра шла быстро и агрессивнее, а левая все замедляла. Мелкая разница, которую многие не замечали, однако мы сразу понимали, что он имеет в виду».
Большинство игроков «Баварии» любили Пепа за то, что он делал их жизнь легче. Многие вещи звучали, как китайская грамота, но стоило им разобраться, как они начинали прогрессировать на глазах. Чего еще можно желать от тренера?
«Впечатляло, как он помогал нам прямо посреди матча, - вспоминает Кирхгофф. - Иногда всякой мелочью, вроде перемещения вингеров выше или ниже, или перемещения защитников в полузащиту - инновация того времени. И чаще всего такие модификации помогали. Поразительно!».
Ключевая особенность каталонского специалиста - умение оценивать все умения игрока, игнорируя его позицию и опыт. Джо Харт был хорошим вратарем, но он наотрез отказывался менять свой стиль. Франк Рибери не мог превратиться в «десятку» - он жил на правом фланге, однако Арьен Роббен был не прочь попробовать себя на острие. Не удивительно, что Рияд Марез и Жуан Канселу привыкали к «Сити» на протяжении года.
Сразу становится понятнее, почему звезды вроде Ибрагимовича не сработались с ним - они были совершенно против идеи что-то менять в их стиле. Стоит отдать должное Серхио Агуэро, который принял рекомендации Гвардиолы несмотря на то, что и его привычный стиль приносил ему успех.
«Помню, Пеп указывал на проблемы «Дортмунда» в защите, - вспоминает Хави Мартинес, в прошлом полузащитник «Атлетика». - Поэтому он меня туда и поместил, чтобы я сразу начал прессинговать. Я был «десяткой», «шестеркой» (опорником) и «четверкой» (центральный защитник) в той игре. Я начал высоко, и ушел вглубь. Еще десять минут, и я потеснил бы самого Мануэля Нойера!»
Если футболист не понимал, чего от него хотели, можно было попросить объяснить ассистента. По этой причине недооценивать влияние Торрента и Микеля Артеты тоже нельзя.
«Когда начинаешь в чем-то сомневаться, это как школа. Иногда учитель спрашивает «вы поняли?» и никто не поднимает руку, потому что стыдно. Поэтому когда кто-то не понял, чего от него хотят, гораздо легче спросить по дороге домой ассистента, - говорит Торрент. - Если Пеп на правом фланге тренирует, ты размещаешься слева, откуда можно отдавать советы игрокам».
Это позволяет Пепу сохранять ту самую интенсивность, которой он так известен. Как считает Перарнау, эта энергия и пыл связаны с искренней верой тренера, то он не талантлив от природы.
«Пеп давит на всех каждый день, - подтверждает источник внутри «горожан». - Он задает стандарты, выжимает из людей всё и постоянно чего-то требует. Это тяжело - люди перегорают».
По этой причине многие игроки «Баварии» были счастливы, когда в команду пришел более спокойный Карло Анчелотти. Тут все зависит от характера: кто-то просто не приемлет такие требования каждый день. От игроков требуют, чтобы они были в форме и без травм. Они должны правильно питаться и вовремя отдыхать (у многих в «Сити» есть персональные тренеры и диетологи), и максимально быстро оправляться от болячек. «Что, устали? - спрашивал Гвардиола в документалке «Все или ничего» от Amazon Prime. - Да пошли вы на ***!»
Бывает, что Гвардиола и его помощники заставляют футболистов работать даже тогда, когда это может быть опасно для здоровья. Перарнау вспоминает такой разговор с Джеромом Боатенгом в ноябре 2015, после пары пропущенных тренировок: «Джером, я прошу тебя играть по двум причинам. Первая - мне нужно, чтобы ты помог нам цепляться за мяч. Второе - я хочу, чтобы ты играл даже несмотря на боль. Мне нужно, чтобы ты показал, что можешь. В последние два года ты был хорош, но ты ретируешься при первом же признаке дискомфорта. Весной нам предстоит принять участие в больших матчах, и придётся играть даже если не оправляешься от повреждения. Я должен знать, что могу на тебя рассчитывать. Покажи, что ты совладаешь с болью, и всё будет хорошо».
Гвардиола не отдыхает, а игроки не отдыхают от него. Всё сделано так, что его помощники руководят тренировками пока он занимается видеоанализом. Но если что, он всегда может спуститься и взять на себя практику. За три года в «Баварии» он пропустил всего три тренировки, и то речь о послематчевых восстановительных мероприятиях.
Спустя два дня после матча, когда вся команда в сборе, вновь начинается видеоанализ. Победа, ничья, поражение - Пеп и его команда всегда найдут, что игроки сделали правильно или неправильно. Реакция на ничьи и поражения наиболее рациональная, хотя случаются и обвинения в том, что футболисты «забывали играть», то есть замедлялись, зазнавались или просто не выполняли план.
«Мы выигрывали во всех финалах, когда я был в «Барсе», но я никогда не забуду предсезонную игру против «Чиваса», которую мы проиграли со счетом 4:1, - говорит Муньеса. - Он ворвался в раздевалку и стал уверять нас, что такое повторяться не может, что это был стыд, что имидж «Барсы» не подразумевает такой разгром. Он хорошо по нам прошёлся. И многие, особенно молодые, этот урок усвоили. Даже в товарищеском матче он был настроен только на победу».
Гвардиола говорит, что ближе всего к игрокам он после поражений. Когда все хорошо, футболисты сами разберутся, а если все плохо, нужно помогать. Если кому-то тяжело, он звонит или даже сам приходит. Игроки «Сити» как правило молчаливы после поражений и домой с гостевых выездов возвращаются в гробовом молчании. Когда все совсем мрачно, каталонец старается быть рядом. После череды тяжелых матчей Ляпорту надо было дать отдохнуть, но после двух ошибок в игре с «Тоттенхэмом» Гвардиола не рисковал его убирать, чтобы тот не подумал, что это наказание. В итоге он опять его поставил.
Твиттер Манчестер Сити. Эмерик Ляпорт и Хосеп Гвардиола
Манджукич, Это'о, Туре и Ибрагимович рассказывали, как Пеп вел себя в преддверии их ухода. В случае с Это'о тот сказал, что «чуял», что команда станет лучше без его услуг - и это несмотря на 34 гола. То же относится к Харту, который хотя бы смог попрощаться с болельщиками.
«Он был со мной честен, и я все понял, - считает Хеффрен. - В том году у меня было три травмы, и я долго не играл. Он позвал меня перед возвращением сезона и сказал, что я много играть не буду. Сразу всю правду - он же знает, как это важно каждому футболисту».
После своего первого сезона Гарсия отправился в аренду. «Это моя с Пепом идея, потому что он честен. Он сказал: Алеш, можешь остаться, но в аренде у тебя будет больше шансов. Не проблема, если останешься. Будешь тренироваться со всеми. Хорошо, что он всегда говорит правду».
Так каково же это работать с Гвардиолой? Кто-то в восторге, кто-то не выдерживает, а кто-то банально устает. Но результат, чаще всего, того стоит.
Перевод и адаптация Денис КОШЕЛЕВ