Угнать желтую майку за 60 минут. Итоги Тур де Франс-2020

Sport.ua подводит итоги «Большой петли» 2020 года

ПогаЦАРЬ: по стопам Эдди Меркса

Сегодня, 21 сентября, Тадей Погачар празднует свой 22-й день рождения. Празднует он его в Париже, в желтой майке - вчера на Елисейских полях он был коронован новым чемпионом Тур де Франс. На протяжении всех трех недель казалось, что гонка находится в руках и под полным контролем Приможа Роглича и его команды, «Jumbo Visma».

Однако всего за день до финиша в Париже, когда Роглич уже чувствовал запах шампанского, Погачар на глазах у всего мира менее чем за час увел желтую майку у своего друга и соотечественника. Эта кража была одним из самых эпичных событий в истории Тур де Франс, и до сих пор сложно понять, как такое произошло. Но мы все же попытаемся.

Погачар приехал на Тур в качестве дебютанта «Большой петли», но при этом рассматривался в качестве претендента на самые высокие места в общем зачете. Хотя, будем откровенны, даже в топ-3 фаворитов он не входил. Тем не менее, кредит доверия к нему был очень высок. Заработал он его год назад, феерически дебютировав на Гран Турах: три победы на этапах и подиум общего зачета Вуэльты.

По ходу первой недели Погачар показал, что находится в отличной форме, но при этом все равно складывалось впечатление, что гонка у него рассыпается: на седьмом этапе он проиграл полторы минуты в эшелонах, а два его главных горных грегари, Давиде Формоло и Фабио Ару, сошли из-за проблем со здоровьем. Команда «UAE Emirates» и до этого была далеко не сильнейшей в пелотоне, а после схода двух итальянцев начала и вовсе казаться осиротевшей. Из реально боеспособных горных грегари в распоряжении молодого словенца остались только Давид де ла Крус и Ян Поланц.

Тем не менее, два пиренейских этапа, которые закрывали программу первой недели, были для Погачара максимально удачными. На пути к Луденвьеллю Тадей атаковал на спуске и отыграл 40 и более секунд отставания у большинства конкурентов по общему зачете, а в воскресенье в Ларуне одержал первую в карьере победу на Тур де Франс, переспринтовав Роглича и Марка Хирши, который стал еще одной звездой и открытием нынешнего Тура.

На второй неделе стало понятно, что именно Погачар является главной и даже единственной угрозой Рогличу в общем зачете: Эган Берналь, Найро Кинтана и Ромен Барде выбыли из числа претендентов на победу из-за проблем со здоровьем, а другие гранды просто были недостаточно сильны для борьбы за желтую майку - для них пределом мечтаний было третье место на подиуме.

Погачару было необходимо атаковать в горах, однако ресурсов для подготовки масштабного наступления было маловато: с де ла Крусом и Поланцом очень трудно расшатать оборонительные построения желто-черного «поезда смерти» во главе с Рогличем. Тем не менее, в конце второй недели было очевидно, что нужно пытаться это делать: на 15-м этапе с финишем на Гран Коломбье лидер «Jumbo Visma» явно чувствовал себя не лучшим образом, и всеми силами пытался «засушить» гонку. Ему это удалось, но в горном спринте Погачар его переиграл - вторая победа на дебютном Туре в кармане.

Многие ждали от Роглича спада формы на третьей неделе, однако на заключительных горных этапах никаких проблем у Приможа не было. На самом тяжелом горном финише нынешнего Тура, Коль де ла Лоз, он даже увеличил свое преимущество над Погачаром с 40 до 57 секунд, а на следующий день поиграл мускулами на гравийной части Плато де Глиер: на атаку Роглича никто из грандов ответить не смог, но лидер общего зачета решил не добивать конкурентов и не пытаться увеличить свое преимущество.

В итоге к финальной разделке на 36 км, последние 6 из которых - это тяжелый подъем на Планш де бель Фий, Погачар подошел с отставанием почти в минуту от лидера. Реально ли было такое отыграть? Сказать сложно. По логике вещей казалось, что это невозможно, однако определенные моменты давали надежду на интригу. Во-первых, это то, что Роглич разделки в конце третьей недели Гран Туров ВСЕГДА проезжал ниже своего привычного уровня.

Во-вторых, истинный уровень Погачара как раздельщика не был известен никому, в том числе и ему самому. В первую очередь потому, что 21-летний словенский вундеркинд к тому моменту этих самых разделок в принципе проехал всего 5 штук. 4 из них - в прошлом, дебютном для себя сезоне на взрослом уровне, и ни одну из них он не прошел на по-настоящему топовом уровне. Но последняя разделка Погачара, в конце июня на чемпионате Словении, давала надежды на интригу: Тадей на очень непростой по рельефу 16-километровой трассе в очной борьбе обыграл все того же Роглича.


twitter.com/LeTour

Ну а дальше была написана история. Равнинные 30 км дистанции Погачар прошел практически в одни ноги с лучшим графиком (второй результат с отставанием в 1 секунду от Тома Дюмулена), в то время как Роглич уже на равнине проиграл своему сопернику 36 секунд. Запас лидера «Jumbo Visma» перед горой составлял всего 21 секунду, и уже тогда было понятно, что сохранить его будет практически нереально.

Но то, что выдал Погачар на самом подъеме Планш де Бель Фий - это просто космос. Гонщик «UAE Emirates» привез 1 минуту и 22 секунды Дюмулену и ровно полторы минуты Рогличу. Погачар на 10 секунд улучшил рекорд времени прохождения Планш де Бель Фий, который в 2017 году установил Фабио Ару - и это после 30 км индивидуальной работы в режиме full-gas на равнине, в конце третьей недели!

Эта развязка Тур де Франс уже стала легендарной. Многие сравнивают ее с финальной разделкой Тура-1989, когда Грег Лемонд на Елисейских полях в Париже отобрал желтую майку у Лорана Финьона и выиграл «Большую петлю» с самым малым преимуществом в истории - всего 9 секунд.

Победив на Тур де Франс, Погачар установил целый ряд исторических достижений. Повторять мы их не будем - вчера об этом было написано отдельно. Отметим лишь один факт: Погачар стал вторым самым молодым победителем Тура в истории, и в этом рейтинге он оттеснил на третье место прошлогоднего чемпиона Эгана Берналя. Лучшая иллюстрация того, насколько за последние годы омолодился мировой велоспорт, и как наступает молодое поколение.

Что дальше для словенского вундеркинда? Уже на этой неделе он выступит в групповой гонке чемпионата мира. Пока что возможности Погачара как однодневщика нам не известны, однако в такой сумасшедшей форме он точно будет одним из фаворитов.

Если говорить глобально, то под такого капитана «UAE Emirates» явно должна собрать более сильную команду, если хочет его удержать. Погачар выиграл Тур де Франс практически в одиночку, но захочет ли словенец каждый раз идти на такие подвиги, если появятся гораздо более простые и надежные пути к успеху?

Для того, чтобы обеспечить мощную поддержку в горах, «UAE Emirates» даже не обязательно увеличивать бюджет команды. В конце сезона уходит Фабио Ару, зарплата которого составляет 2,5 миллиона евро в год и которую он совершенно не отрабатывает. На эти деньги «UAE Emirates» сможет подписать как минимум четырех топовых горных грегари и создать Погачару условия для того, чтобы в ближайшие годы превратить Тадея в серийного победителя Гран Туров. Все данные для этого есть, хотя история велоспорта богата примерами, когда феномены, которые рано выстрелили, потом не могли поддерживать свой уровень и расти. Ближайшие месяцы станут очень непростым испытанием для Погачара: в одно мгновение он стал суперзвездой, и ему самому и его окружению нужно будет очень хорошо постараться, чтобы внезапная слава не вскружила ему голову.

Роглича и «Jumbo Visma» наказали за пассивность

По ходу Тур де Франс мы неоднократно критиковали Приможа Роглича за пассивный стиль ведения гонки и предупреждали, что на третьей неделе капитан «Jumbo Visma» может быть за это наказан. В итоге это и произошло.

Конечно, было практически нереально предположить, что Погачар выдаст такой космический перфоманс на финальной разделке, и это поражение Роглича можно было бы списать на факторы, которые от него не зависели вообще. Да, вряд ли кто-то мог подумать, что Погачар привезет ближайшему преследователю на этапе почти полторы минуты. Но при этом существовали гораздо более реалистичные сценарии, при которых Тадей мог отыграть почти минуту своего отставания даже без такого феноменального выступления.


twitter.com/LeTour

Начнем с того, что сам Роглич провел далеко не худшую разделку. Да, Примож проехал ниже своего привычного уровня. Но при этом все мы помним о его проблемах в разделках на Гран Турах в конце третьей недели. И в предыдущих случаях он в таких ситуациях проседал по уровню намного заметнее, чем в субботу на Планш де Бель Фий. В итоге Роглич выступил примерно посередине: ниже привычного уровня, но не так слабо, как в предыдущих случаях на финальных разделках Гран Туров.

Это говорит о том, что теоретически лидер «Jumbo Visma» мог выступить еще слабее, чем он это сделал. И в итоге мы приходим к выводу, что сценарий, при котором Погачар проезжает разделку даже на минуту (или даже больше, чем на минуту) медленнее, но все равно перехватывает желтую майку у Роглича, был отнюдь не фантастическим. Но в «Jumbo Visma» такой сценарий почему-то не просчитали. За что в итоге и подверглись справедливой критике со стороны многих авторитетных людей из мира велоспорта, включая самого Эдди Меркса.

По большому счету, за весь прошедший Тур был только один горный этап, на котором Погачар выглядел сильнее Роглича - это 15-й этап с финишем на Гран Коломбье в конце второй недели. И фактически это был единственный горный этап, на котором ультразащитная тактика «Jumbo Visma» была оправданной.

На третьей неделе Роглич выглядел сильнее Погачара на обеих горных этапах, но фактически не сделал ничего, чтобы конвертировать свое превосходство в реальное временное преимущество. А с такой сильной командой возможностей сделать это было более чем достаточно. Роглич и «Jumbo Visma» слишком полагались на финальную разделку, и тем самым загнали себя в тактическую ловушку, словно позабыв о проблемах своего капитана в индивидуальных гонках под конец супермногодневок.


twitter.com/LeTour

Лэнс Армстронг - далеко не идеальный пример для подражания для велогонщиков, однако он сформулировал одно золотое правило: «Если у тебя сегодня есть возможности привезти время своим прямым конкурентам - никогда не пренебрегай такой возможностью, никогда не откладывай дело на завтра, когда расстановка сил может измениться». Роглич это правило не усвоил, и был за это очень жестоко наказан.

Проиграть Тур де Франс в статусе фаворита №1 с командой, которая была на голову сильнее всех остальных в пелотоне - это провал. Проиграть сопернику, над которым к тому же удалось получить полторы минуты преимущества на ровном месте в эшелонах на первой неделе - провал вдвойне. Рогличу уже почти 31 год, но, конечно, даже после такой неудачи ставить на нем крест никто не собирается. Учитывая то, насколько поздно экс-прыгун с трамплина начал свою велосипедную карьеру, у него еще будут шансы выиграть Тур де Франс. Ну а в этом сумасшедшем 2020 году мы увидели очень яркий пример того, как защитная тактика ведения гонки не приносит успеха.

Порт таки добрался до подиума Тура

Борьба Ричи Порта на место на подиуме нынешнего Тур де Франс была одной из самых крутых и трогательных, почти голливудских, сюжетных линий нынешней «Большой петли». За годы карьеры за «Тасманским дьяволом» закрепилось реноме главного неудачника Гран Туров: падения, проколы, сходы, провалы, кризисные дни - каждый раз что-то мешало австралийцу реализовать свой большой потенциал, который он показывал на недельных многодневках.

В последние два года карьера Порта пошла на спад, и даже топовые результаты на недельных гонках пропали. В Ричи как в претендента на подиум Тур де Франс не верил уже никто, даже он сам. Именно поэтому перед стартом Тура Порт заявил, что это его последний заход на супермногодневку в качестве капитана команды: со следующего года он возвращается к роли элитного грегари.

И внезапно нынешний Тур стал лебединой песней Порта. Хотя и в этот раз без невезения не обошлось: на седьмом этапе Порт вместе с Погачаром и несколькими другими капитанами поймал полторы минуты в эшелонах, а на 18-м этапе на гравийном участке Плато де Глиер поймал прокол колеса и отстал от группы фаворитов более чем на полминуты в самый неподходящий момент.

Но в целом Порт был четвертым по силе горняком нынешнего Тура, и, с учетом финальной разделки мог спокойно заезжать в топ-3 общего зачета. Однако полторы минуты отставания на седьмом этапе сводили шансы Порта на подиум к минимуму. Это понимали и в «Астане», поэтому, вместе с «Bahrain Mclaren» проявили благородство и позволили Порту вернуться в группу после прокола на Глиере.

Казалось, мы переживаем дежавю. В 2016 году Порт также по своему уровню должен был заезжать на подиум Тура, однако остался только пятым из-за прокола на равнинном этапе, из-за которого он потерял почти две минуты.

К решающей разделке Порт подходил четвертым в общем зачете с отставанием в 1 минуту и 39 секунд от Мигеля Анхеля Лопеса. Большинство считало, что шансы лидера «Trek Segafredo» заехать на подиум минимальные, несмотря на то, что в целом как раздельщик Порт по классу намного выше капитана «Астаны».


twitter.com/TrekSegafredo

Но на самом деле шансы у Порта были. В первую очередь потому, что и он, и Лопес - раздельщики очень непредсказуемые. Ричи всегда слабо ездил разделки в рамках Гран Туров, но на других гонках в лучшие дни иногда показывал топовый уровень в индивидуальных гонках. Что касается Лопеса, то для него разделка всегда была слабой стороной, хотя за последние два года он выдал две по-настоящему классные как для себя разделки. Это дало многим повод говорить о прогрессе колумбийца как раздельщика, и тот факт, что эти два сильных выступления в индивидуальных гонках шли вперемешку с очередными провалами, их не смущало.

В любом случае, вероятность того, что Порт проедет разделку на своем лучшем уровне, а Лопес - на своем привычном плохом, сохранялась. В итоге именно этот сценарий и осуществился. Порт в разделке замкнул топ-3, проехав в одно время с Дюмуленом, а Лопес провалился еще сильнее, чем можно было себе представить: 45-е место, 6 минут и 17 секунд отставания от Погачара и почти 5 минут от Порта.

В итоге австралиец в 35 лет таки добрался до столь желанного подиума Тур де Франс, и вряд ли хоть у кого-то повернется язык сказать, что он этого не заслужил. Ну и, возможно, теперь Ричи пересмотрит свои планы на будущее, хотя пока что никаких заявлений по этому поводу не давал.

Ну а Лопес остался у разбитого корыта. В общем зачете он отлетел сразу на шестое место, пропустив двух испанцев - Микела Ланду и Энрика Маса. Тем не менее, победа на королевском горном этапе до Коль де ла Лоз и место в топ-6 - такой итог дебютного для Мигелито Тур де Франс провалом никак не назовешь. Однако сейчас кажется, что Лопес уперся в свой потолок. Если даже на Гран Туре с таким минимальным количеством разделок он не дотянулся до подиума, то как он планирует выигрывать супермногодневки? Работать над индивидуальным ходом просто необходимо, это очевидно.

Но работать Лопес будет уже в другой команде. В воскресенье генеральный менеджер «Астаны» Александр Винокуров сообщил о том, что в конце сезона колумбиец покинет команду - денег на новый контракт для него нет. Что касается этого сезона, то Лопес поедет в роли грегари на Джиро д'Италия, где будет помогать Якобу Фугльсангу и Александру Власову.

А дальше что?

Тур де Франс уже позади, однако велосезон по-прежнему в самом разгаре. Уже на этой неделе в итальянской Имоле состоится чемпионат мира, который изначально должен был пройти в Швейцарии. В этом году Мундиаль будет урезанным: комплекты наград будут разыграны только среди взрослых мужчин и женщин.

Разделка у мужчин в этом году будет равнинной и непривычно короткой - всего 32 км. Главным фаворитом считается Филиппо Ганна, который может принести Италии золото на домашней трассе. Недавно итальянец выдал просто феноменальную разделку на Тиррено-Адриатико, но есть небольшие опасения по поводу того, что для Ганны 32 км может быть слишком длинной дистанцией: все же он, как типичный трековик, специализируется на более коротких дистанциях.

Кто может помешать Ганне завоевать золото? В первую очередь, чемпион предыдущих двух лет Роан Деннис. В разделке на Тиррено - Адриатико австралиец проиграл Ганне, став третьим, однако все мы знаем, как Деннис умеет подводиться к чемпионатам мира.

Кроме него в числе фаворитов - Том Дюмулен, Штефан Кюнг, Реми Каванья и Виктор Кампенартс. Особенно интересно будет понаблюдать за Воутом Ван Артом, который является претендентом на золото как в разделке, так и в групповой гонке. При чем в групповой гонке букмекеры именно бельгийца и видят главным фаворитом.

Кроме него, на титул претендуют Жулиан Алафилипп. На второй части Тур де Франс француз выглядел слабо, но сам говорил, что едет не в полную силу, чтобы не ставить под угрозу свои шансы на ЧМ. Правда ли это узнаем только в Имоле.

Дуэлянты Тур де Франс, Роглич и Погачар, на ЧМ превратятся в партнеров по команде, у каждого есть шанс побороться за победу. У сборных Дании, Канады и Швейцарии вопросов по поводу капитана нет: эти команды надеются на Якоба Фугльсанга, Майкла Вудса и Марка Хирши соответственно.

Фугльсанг был в великолепной форме в августе, но на Тиррено-Адриатико выступил слабо. У Вудса ситуация обратная, а блестящую форму Хирши мы все видели на Тур де Франс. Вся Италия на домашней трассе будет болеть за Винченцо Нибали. «Акула» на Тиррено-Адриатико выглядел бледно, но ехал явно в тренировочном режиме. А как Нибали умеет выходить на пик в нужный момент, знают все. Если же у Винченцо что-то пойдет не так - Италия также может рассчитывать на Диего Улисси, который сейчас в отличной форме.

Отлично подходит трасса и двум экс-чемпионам мира - Алехандро Вальверде и Михалу Квятковски. Поляк на недавнем Туре выиграл этап, а вот Вальверде выглядел бледно.

Олег Дидух Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Другие виды | 22 декабря 2024, 09:28 1

В ночь на 22 декабря Александр победил Тайсона Фьюри в Эр-Рияде

Комментарии