Безнравственное благо. Что значит продажа Ньюкасла принцу Саудовской Аравии
Мысли о сделке, которая неизвестно как аукнется не только Премьер-лиге, но, возможно, и всей Европе
- 24 мая 2020, 09:12
- |
- 24 мая 2020, 19:48
- 29253
- 20
Судя по всему, в ближайшие дни будет официально объявлено о том, что консорциум из Саудовской Аравии, во главе которого стоит наследный принц этой страны и нынешний ее министр обороны Мухаммед бин Салман станет новым собственником клуба английской Премьер-лиги «Ньюкасл Юнайтед». Сделка обойдется инвесторам ориентировочно в 300 миллионов фунтов, и еще за несколько месяцев до ее официального подтверждения в английских медиа возникли серьезные дебаты - насколько правильным является этот поступок, и можно ли позволять саудитам получать влияние в одном из наиболее популярных клубов северо-восточной Англии.
Кто бы и какие аргументы не выдвигал, но факт остается фактом - английский футбол ныне лишь пытается выглядеть благочестиво, хотя он уже давно пошел на сделку с дьяволом.
На самом же деле, во всей этой истории единственное, что удивляет, так это то, что все еще находятся удивленные. Кто бы и какие аргументы не выдвигал, но факт остается фактом - английский футбол ныне лишь пытается выглядеть благочестиво, хотя он уже давно пошел на сделку с дьяволом.
Еще задолго до нынешней истории с «Ньюкаслом», в 2007 году, Премьер-лига утвердила покупку «Манчестер Сити» бывшим премьер-министром Таиланда Таксином Чинаватой. Все это происходило на фоне того, что международные неправительственные организации Amnesty International и Human Rights Watch активно старались донести до умов функционеров и руководителей английского футбола информацию о различных злоупотреблениях, которыми буквально пестрит политическая карьера Чинавата. Не сработало.
Спустя год Чинават продал акции «Манчестер Сити» шейху Мансуру, представляющему Объединенные Арабские Эмираты. Та сделка происходила на фоне многочисленных обвинений в адрес новых потенциальных собственников «горожан», которые, по мнению некоторых аналитиков и специалистов, приобретали английский клуб лишь для того, чтобы обеспечить себе нужный пиар на европейском континенте и скрыть за спортивными успехами «Сити» многочисленные нарушения прав человека, допускаемые в их стране. В частности, речь шла о задокументированных случаях пыток, жестокого обращения с трудовыми мигрантами, дискриминации в отношении женщин и целого ряда несправедливых судебных процессов.
Но все перечисленное выше кажется настоящими «цветочками» на фоне тех «корнеплодов», которые в виде едва ли не прямых обвинений ныне активно выдвигаются в западной прессе в адрес потенциальных собственников «Ньюкасла» из Саудовской Аравии. Если сделка по продаже «сорок» американцем Майком Эшли состоится, то контрольный пакет английского клуба будет принадлежать Государственному инвестиционному фонду Саудовской Аравии, формальный руководитель которого Ясир Аль-Румайян станет новым президентом «Ньюкасла».
TalkSPORT
В реальности за всеми этими организациями и «вывесками» прячется фамилия Мухаммеда бин Салмана - сына нынешнего короля Саудовской Аравии. Эта арабская страна в настоящий момент имеет далеко не лучший международный имидж. Многочисленные неправительственные организации западных стран активно обвиняют саудитов в применении пыток, ограничениях свободы слова, запрете существования и деятельности правозащитных организаций, продолжении военной интервенции в Йемене и т.д. Однако едва ли не главным темным пятном на репутации Саудовской Аравии в мировом сообществе является обвинение руководителей государства в организации убийства журналиста Джамаля Хашогги, которое произошло в октябре 2018 года на территории консульства Саудовской Аравии в Стамбуле. Впоследствии в СМИ попала информация о том, что ЦРУ по итогам проведенного расследования пришло к выводу, что тело убитого Хашогги было расчленено при помощи пилы, а заказчиком преступления лично выступил Мухаммед бин Салман. Сам наследный принц Саудовской Аравии подобные обвинения категорически опровергает, однако невеста Хашогги Хатидже Дженгиз заявила, что несколько часов прождала жениха за воротами консульства, но тот так оттуда и не вышел.
Однако едва ли не главным темным пятном на репутации Саудовской Аравии в мировом сообществе является обвинение руководителей государства в организации убийства журналиста Джамаля Хашогги, которое произошло в октябре 2018 года на территории консульства Саудовской Аравии в Стамбуле.
Узнав о стремлении Мухаммеда бин Салмана приобрести «Ньюкасл», Хатидже Дженгиз выступила с заявлением: «Руководители Великобритании и Премьер-лиги не должны допустить, чтобы кто-то вроде Мухаммеда бин Салмана, которого международному сообществу еще предстоит привлечь к ответственности за убийство моего жениха, Джамаля Хашогги, столь активно занимался спортом на территории этой страны. В противном случае это всерьез испортит репутацию Премьер-лиги и самой Великобритании. Нужно понимать, что Мухаммед бин Салман стратегически настроен использовать международные виды спорта для восстановления своей всерьез испорченной репутации после убийства Джамала».
Очевидно, что Эшли стал тем человеком, чья деятельность заставляет ныне плохих парней казаться для подавляющего большинства окружающих хорошими.
Но это лишь часть айсберга, настоящие габариты которого ныне, вероятно, не может оценить ни один футбольный функционер. Можно смело утверждать, что потенциальный приход Мухаммеда бин Салмана в «Ньюкасл» сам не подозревая того спровоцировал нынешний собственник клуба Майк Эшли. Американец стал символом краха и безнадеги, а потому любой другой владелец ныне кажется подавляющему большинству англичан едва ли не мессией. Очевидно, что Эшли стал тем человеком, чья деятельность заставляет ныне плохих парней казаться для подавляющего большинства окружающих хорошими.
Вероятно, после завершения сделки болельщики «Ньюкасла» разойдутся на три лагеря. На двух полюсах окажутся те, кто категорически не воспринимает такое решение, и те, кто поддерживает его. Первые, очевидно, окажутся в меньшинстве, ибо широким массам людей, как правило, нет дела до большой политики и ее тонкостей, а потому фигура бин Салмана вызовет негодование лишь у небольшой и осведомленной части фанатов «сорок». Вторые же легко поддадутся на активную пропаганду со стороны саудитов, которая уже реками льется в социальных сетях.
Большинство же фанатов «Ньюкасла», вероятно, будет чувствовать определенный дискомфорт в отношении персоны нового собственника клуба, который с лихвой будет покрываться эйфорией от ухода ненавистного Эшли. Однако вряд ли болельщики всерьез виноваты в том, что оказались неспособны предотвратить приход в клуб человека, чей имидж запятнан кровью. Для этого и существует Премьер-лига, где должны понимать, что впуская на вечеринку гостей с сомнительной репутацией, не стоит впоследствии плакаться о пятнах грязи, которые те оставили после себя на дорогом ковре.
Подобные ситуации показывают, что современный футбол давно находится в затруднительной с моральной точки зрения ситуации, ведь органы, которые призваны защищать клубы и их репутацию, на самом деле закрывают глаза на многие моменты, оказываясь заложниками чрезмерной коммерциализации футбола и прогрессирующей от года к году идеи о победе любой ценой.
Для этого и существует Премьер-лига, где должны понимать, что впуская на вечеринку гостей с сомнительной репутацией, не стоит впоследствии плакаться о пятнах грязи, которые те оставили после себя на дорогом ковре.
«Ньюкасл Юнайтед» - прекрасный футбольный клуб с традициями и потенциалом, который упал в грязь по неосторожности человека, задачей которого было выведение «сорок» на путь прогресса. Не стоит проводить опрос среди фанатов «Ньюкасла», чтобы знать его результаты - клуб заслуживает большего. Однако не стоит и обманывать себя, наивно полагая, что репутация и успехи современного футбольного клуба зависят только от того, сколько суперзвезд он способен приобрести, или насколько богаты его владельцы.
В конце концов, «Ньюкасл» - лишь очередная жертва, попавшая в чудовищные жернова давно изменившегося футбола современности, где все больше и больше точек опоры в виде сверхбогатых инвесторов, имеющих, как правило, весьма неоднозначную репутацию…