Евро-2012: сбой программы
Госпрограмма подготовки к чемпионату не выполняется и отвечать за это некому
- 27 июня 2008, 09:09
- |
- 3712
- 4
В 1983 году мировой футбол потряс скандал: Колумбия отказалась от проведения чемпионата мира-86. Причина - проблемы в экономике, которые не дали возможности подготовить мундиаль. За три года до чемпионата его передали Мексике. До Евро-2012 ровно четыре года. Время еще есть, сейчас отбирать чемпионат у нас никто не собирается. Но если не поторопимся, судьбы колумбийцев нам не миновать.
Сказать, что мы готовимся плохо, будет слишком оптимистично. Мы - не готовимся. И что самое ужасное, за это никто не отвечает - как всегда, там, где два украинца, три гетмана. В прошлом году полномочия по подготовке к Евро делились между министерством молодежи и спорта Виктора Коржа и федерацией футбола Григория Суркиса. Руководство двумя структурами приводило к трениям, которые выливались в скандальные заявления, однако кое-что с места сдвинулось - была разработана программа подготовки к Евро-2012, которую с небольшими изменениями приняли в феврале 2008-го. А дальше...
Со сменой правительства сменились и лица во главе подготовки к чемпионату. В Минспорта вернулся Юрий Павленко, имеющий неплохие отношения с Григорием Суркисом. Сам Суркис всерьез рассчитывал на пост вице-премьера по Евро-2012. Однако вместо этого поста появилось нацагентство по Евро-2012 во главе с Евгением Червоненко.
«Минспорта отстранен от большей части работ по Евро-2012, - говорит экс-министр спорта Виктор Корж. - Оно отвечает только за какие-то фан-зоны, которые будут созданы в будущем, за повышение мастерства футболистов во всех лигах. Поэтому на реальное развитие событий министерство никак не влияет».
Вне игры нынче фактически пребывает и федерация футбола, о которой сам Червоненко сказал, что «посредники в отношениях с УЕФА ему не нужны».
То есть, по идее, вся власть находится в руках агентства Червоненко. Но в реальности... «Генеральный план работ не утвержден, поэтому программа подготовки не действует, - объясняет экс-министр Корж. - И непонятно, кто выполняет государственную программу, кто ее мониторит и кто по ней отчитывается. Вы слышали, чтобы кто-то отчитался о ее выполнении? И я не слышал. Кругом одни загадки. Для меня загадка, с чем едет в УЕФА Червоненко. Что он будет докладывать?! Правда, Суркис и Червоненко у Шустера рассказывают, что в стране все хорошо, но это не больше чем заклинания. То, что все плохо, это очевидно. То, что мы не укладываемся ни в какие графики, тоже очевидно».
Генеральный план, отсутствие которого беспокоит Коржа, должен принять Кабмин. Но и здесь у Червоненко побиты горшки - причем с самого начала, так как главу нацагентства через голову премьера фактически назначил президент. Да и сам Евгений Альфредович подлил масла в огонь, заявив, что Евро-2012 состоится в Украине не благодаря правительству, а благодаря частным инвесторам. Вот, видимо, Юлия Тимошенко и проводит эксперимент под названием «Как Червоненко проведет Евро без Кабмина».
А пока проходят эксперименты, в Украину собирается Мишель Платини. 3-4 июля он будет своими глазами наблюдать, как мы «готовимся». И здесь важно, кто будет вводить француза в курс дела - Червоненко или Суркис. Судя по всему, до последнего времени в УЕФА больше слышали мнение федерации - недаром одним из выводов комиссии УЕФА в мае было предложение ликвидировать нацагентство и ввести пост вице-премьера по Евро, как в Польше. Почему-то кажется, что в июле это предложит сделать сам Платини...
СТАДИОНЫ. В КИЕВЕ И ЛЬВОВЕ РАБОТЫ ВЕДУТСЯ ПОКА ТОЛЬКО НА БУМАГЕ
Стадионы были и остаются светлым пятном на карте Евро-2012. Но не везде
Днепропетровск. Сроки сдачи объекта не раз переносились. Сейчас обещают сдать осенью этого года. В любом случае, к сроку успеют.
Донецк. Сдадут к весне 2009-го. Должны сдать, потому что в июне 2009-го в Донецке будет юношеский Евро. По срокам Евро-2012 проблем нет.
Одесса. Сейчас демонтируют трибуны на стадионе, половину уже убрали. Обновленную арену обещают к июню 2010-го. То есть к сроку УЕФА.
Харьков. На «Металлисте» работы идут в две смены. К осени этого года внутренняя чаша стадиона будет готова. Уже заливается фундамент для новой крыши. Полностью арена будет готова к лету 2010-го.
Киев. Результаты тендера по «Олимпийскому» отменены, от услуг тайванской компании отказались. В четверг планировали провести новый конкурс.
Львов. Все работы пока на бумаге. По плану 1 июня на стадион уже должны были выехать экскаваторы. «На строительство нет денег - а нужно 550 млн гривен. Нет инвестора. Фирма, выигравшая тендер как инвестор, на самом деле является подрядчиком. Как такое могло случиться, должны разобраться правоохранительные органы. Не готов пока даже рабочий проект - только эскизы», - объясняет причины задержки депутат Львовского горсовета Владимир Гирняк. «На самом деле, выигравшая тендер австрийская фирма «Альпина» является инвестором - она выделяет деньги на подготовку проекта и сметы, а также на первый этап строительства, - уверяет в обратном пресс-секретарь мэрии Наталья Михнова. - На второй этап, вероятно, будем еще искать дополнительные средства». Несмотря на срыв сроков, в горсовете обещает построить стадион вовремя.
ГОСТИНИЦЫ: В НОРМЕ ТОЛЬКО ОДЕССА
Проблема гостиниц делится на две части - проживание для болельщиков и места для VIP. В первой части у Украины проблем нет, так как большую часть фанов могут принять реконструированные студенческие общежития. По количеству койко-мест в этих параметрах все шесть городов соответствуют требованиям УЕФА.
Хуже с четырех- и пятизвездочными гостиницами, которые будут выделяться для официальных делегаций. Из шести городов только один гарантированно будет иметь в 2012-м нужное количество VIP-мест.
Одесса. На данный момент требованиям УЕФА соответствуют одна пятизвездочная и 11 четырехзвездочных гостиниц общей вместимостью 671 место. Плюс уже есть гарантии на постройку двух пятизвездочных и четырех четырехзвездочных. В общем, к 2012-му в черноморском городе будет 2109 VIP-мест при требовании в 1300. То есть даже больше, чем надо.
Киев. К нему требования особые, так как это город финала. УЕФА требует 6335 мест, а сейчас есть около двух тысяч. Гарантии даны еще почти на две тысячи - то есть точно будет к 2012-му 3800 мест в четырех- и пятизвездочных гостиницах. Впрочем, Киев есть Киев, здесь все зависит от того, даст ли мэрия землю, - а застройщики найдутся.
Львов. 5-звездочных гостиниц нет вообще, есть три 4-звездочные, которые могут получить дополнительную звездочку после соответствующей модернизации. Мэрия за последнее полгода выдала 24 разрешения на строительство новых гостиниц. Уверяют, что поселят всех футбольных фанов. Но действительность менее прекрасна: по требованиям УЕФА, нужно 2021 VIP-место, а гарантии существуют только на тысячу.
Днепропетровск. Нужно 1303 VIP-места, есть 182. И гарантии еще на 600.
Донецк. Нужно 2021 место, есть 227, и гарантии еще на 481.
Харьков. С него требуют меньше всего - 1100 VIP-мест в гостиницах. Но и есть у него меньше всего - 164. Правда, по словам директора городского департамента «Харьков-Евро-2012» Виктора Христоева, одна пятизвездочная гостиница должна в скором времени появиться на ул. Клочковской, другая - на площади Свободы, в третью переоборудуют старый корпус того же «Харькова». Всего к 1 января 2012 года в городе обещают открыть 10 пятизвездочных и 15 четырехзвездочных отелей.
АЭРОПОРТЫ. ХАРЬКОВ УЖЕ РАБОТАЕТ
«По аэропортам не выработана концепция относительно формы собственности - там у мэров позиция одна, а у Кабмина другая, - говорит экс-министр спорта Виктор Корж. - Мэры хотят объединить усилия городов и центральной власти, с тем, чтобы взлетно-посадочные полосы оставить в госсобственности, а инфраструктуру отдать инвесторам. У правительства позиция противоположная - они не хотят ничего отдавать». Тем не менее, в отдельных местах работа движется.
В марте этого года компания «Нью Системс АМ», входящая в группу DCH, выиграла конкурс на право аренды харьковского аэропорта на 49 лет. Как сообщил президент группы DCH Александр Ярославский, работы по реконструкции аэропорта планируется начать в сентябре этого года.
Минтрансом объявлен тендер на реконструкцию киевских аэропортов «Борисполь» и «Жуляны», а также аэропорта «Львов». Но результатов пока нет ни там, ни там. Во львовской мэрии есть только стратегия развития, разработанная совместно с венской консалтинговой компанией и предусматривающая модернизацию взлетно-посадочной полосы, строительство нового терминала с инфраструктурой, благодаря чему количество пассажиров увеличится со 160 тысяч до миллиона. На все про все нужно 112 миллионов евро. По словам Наталии Михновой, пресс-секретаря мэрии, уже началось проектирование нового промежуточного терминала, на что в городской бюджет выделяет 7,5 млн грн. «Сооружение построят из легких, быстро монтирующихся конструкций, поэтому строительство займет всего 8-9 месяцев. Намного больше времени требуется на подготовку, на сессию горсовета будет вынесен вопрос о выделении земельного участка на промежуточный терминал», - рассказала Михнова.
О реконструкции донецкого аэропорта говорят давно, и не только говорят - есть готовый проект. Нет денег. И при нынешнем правительстве вряд ли будут. Тем более, что сумма требуется немаленькая - около $300 млн.
Запланированы реконструкции в Одессе и Днепропетровске. Но пока движения нет.
ДОРОГИ. РАЗВЕ ВЕЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕШАЮТСЯ?
Если мы справимся с проблемой дорог, мы, наверное, перестанем быть собой. Но кое-что все-таки делается и планируется.
В нужном объеме ведутся работы на трассе Москва-Симферополь. Однако, по словам замглавы Харьковской обладминистрации Сергея Стороженко, здесь все зависит от госфинансирования. Если оно не прекратится, то участок «Харьков-Перещепино» трассы «Москва-Симферополь» будет сдан в середине августа. «Я вчера проехался по этой трассе и получил удовольствие», - сказал замгубернатора.
Больше удовольствия не получает никто. В Одессе решают, нужна ли дорога, соединяющая поселок Котовского и поселок Таирова - два крупнейших спальных района города. Именно эта дорога могла бы решить проблему пробок в Одессе.
Во Львове планируют залатать более тысячи километров путей и построить новые. Но местные жители не очень верят в то, что властям за четыре года удастся то, что не делали последние лет двадцать.
В 2009-м планируют построить новую железнодорожную ветку Киев-Полтава, а на Одессу из столицы пустить скоростной экспресс - такой же, которые уже ходят на Харьков и Днепропетровск.
Сегодня|Спорт
Сегодня|Спорт