Президент Эйве

«...последовательно игнорирует многие предложения социалистических стран»

«Среди шахматных профессионалов он многие годы слыл любителем, а среди любителей всегда считался истинным профессионалом». Такое определение было дано Максу Эйве - не сказать что гениальному шахматисту. Тем не менее, он оставил выдающийся след в истории этой игры. И не только как игрок, сумевший обыграть самого Алехина и завоевать титул пятого чемпиона мира. Скорее, он в полной мере реализовал себя в качестве организатора и дипломата, находясь на посту президента ФИДЕ. Ведь ее раскол вполне мог произойти еще тогда, в 70-х годах прошлого столетия.

Итак, 20 мая 1901 года в семье амстердамского учителя церковной школы Корнелиуса Эйве родился сын, которому дали имя Махгиелис, но все звали его просто Макс. Согласно семейной легенде, Макс узнал, как ходят фигуры, уже вскоре после того, как научился ходить. В четыре года он уже играл с родителями, а два года спустя выигрывал у них. Легко преодолев ступень начальной школы, он быстро вошел в число первых учеников и захватил лидерство среди сверстников-шахматистов...

Эйве все выше поднимался по не совсем стройной в то время иерархической шахматной лестнице. И, в конце концов, вошел в число ведущих гроссмейстеров не только Голландии, но и мира. И именно его выбрал действующий чемпион Александр Алехин в качестве претендента на свой трон в 1935 году. (Тогда были такие правила.) Многие небезосновательно считают, что если бы Эйве был гражданином другой страны, а не Нидерландов, его матч с Алехиным никогда бы не состоялся. Макс просто не нашел бы спонсоров. Но тихая, спокойная, сытая и богатая Голландия деньги на такой поединок нашла. Эйве провалил начало - 3:6. Любой другой в такой ситуации, вполне возможно, доиграл бы матч до конца и был просто счастлив, что ему удалось в матче с Алехиным выиграть несколько партий. Однако Эйве смог не только сравнять счет, но и выйти вперед. И стать пятым в истории шахмат чемпионом мира.

Многие считают, что все дело было не столько в силе Эйве, сколько в том, что Алехин заранее начал праздновать победу. Во всех смыслах. Косвенным подтверждением может служить тот факт, что через два года состоялся матч-реванш, и русский гроссмейстер не оставил голландцу ни единого шанса, обыграв его 11 раз, а уступив всего четыре. Впоследствии Эйве еще раз пытался штурмовать шахматную вершину, но в матче-турнире, который состоялся в 1948 году, занял 5-е место...

Но его настоящий талант, на мой взгляд, проявился не столько за доской, сколько в кресле президента ФИДЕ, которое он возглавил в 1970 году. Его умению решать сложнейшие комбинации между СССР и остальным шахматным миром можно позавидовать. Вот лишь несколько фактов.

В первый срок его президентства матч между Спасским и Фишером в 1972 году в Рейкьявике вполне мог быть сорван. Но Эйве проявил принципиальность и, формально соглашаясь с претензиями Советской шахматной федерации (она настаивала на прекращении поединка из-за его несвоевременного начала, затем после неявки Фишера на вторую партию), фактически спас поединок.

В следующий раз президент Эйве оказался на высоте в 1974 году. В конце финального матча претендентов Корчной вдруг выиграл две партии у Карпова. Эйве был приглашен для переговоров. Несмотря на невероятное давление советской стороны по поводу немедленного изменения регламента, президент не уступил. (Карпов в итоге все равно победил.) Единственным случаем, когда Эйве проиграл, была история с уговорами Фишера весной 1975 года дать согласие на матч с Карповым. Но Бобби уже окончательно «соскочил с катушек», и уговорить его не смог бы, наверное, сам Господь Бог...

Восемь лет Эйве занимал пост президента ФИДЕ (1970-1978). Самыми сложными стали последние три года. В июле 1976 года Корчной после окончания турнира в Амстердаме принял решение остаться на Западе. Советские гроссмейстеры объявили Корчному бойкот и не участвовали в турнирах, где он играл. Ситуация зашла в тупик. Эйве предложил предоставить Корчному, оставшемуся без гражданства, гражданство ФИДЕ! По прошествии десятилетий, после рассекречивания «дела Корчного», всплыла секретная записка Спорткомитета в ЦК КПСС: «Президент ФИДЕ Эйве систематически и последовательно игнорирует многие предложения социалистических стран и осуществляет мероприятия, свидетельствующие о его проамериканской и просионистской ориентации, не стесняясь подчас принимать решения, ущемляющие законные интересы советских шахматистов».

Последнее мировое первенство в период президентства Эйве состоялось в Багио (Филиппины, 1978). Но после первых трех партий между Карповым и Корчным Макс покинул Багио. Он понял, что его время ушло. Впервые за всю историю мировых шахмат в борьбу за титул уже по-настоящему вступили не только сильнейшие игроки, но и большая политика. А с ней таким людям, как Эйве, уже было не справиться. В 1978 году он без сожаления оставил пост президента. «Гений компромисса», как его называли, ушел.

В мае 1981 года он принимал поздравления с 80-летним юбилеем. «Вот увидите, я еще стану чемпионом мира в игре по переписке!» - обещал он с улыбкой. А через полгода скончался от сердечного приступа...


Алексей МОЛОСТОВ, газета «Киевский телеграфъ»

Источник Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 24 ноября 2024, 13:02 6

Николай Балакин будет работать на поединке «Байер» – «РБ Зальцбург»