КАРЛСЕН: «В команде города я играю на месте полузащитника»

Именно о нем Каспаров сказал, что таких талантов со времен Фишера на Западе не было

Второй такой случаи в моей практике. Первый был с Каспаровым - Гарри тоже было 15, когда я начал о нем писать. Было это ровно 30 лет назад в Тбилиси, на Высшей лиге чемпионата СССР.

Малыш Карлсен, как тогда называли Магнуса Карлсена все, кто был знаком с персонажем книги Астрид Линдгрен или слышал о нем, попал в поле моего зрения тоже в 15 лет. Было это на турнире в Вейк-ан-Зее в январе 2006-го. Малыш играл в побочном турнире, поделил первое место и был допущен в главный, где на следующий год ему устроили небольшую головомойку, и он поделил последнее место.

В этом году Магнус поделил первое место в Вейк-ан-Зее, обойдя чемпиона мира и двух экс-чемпионов, занял второе место на супертурнире 21-й категории в Линаресе, отстав от чемпиона мира Ананда лишь на пол-очка. Помню, когда я спросил Ананда о «прогрессе» юного норвежца, индиец удивленно поднял на меня глаза и сказал: «О каком «прогрессе» вы говорите?! Я рассматриваю Карлсена как самого серьезного конкурента!»

Но все же прогресс у Карлсена есть, и он впечатляет. В апрельском рейтинг-листе ФИДЕ 2006 года он занимал 66-е место, нынче он же 5-й. А к концу года намерен нарастить свой рейтинг на 50 пунктов. И если этот его «бизнес-план» осуществится, то, скорее всего, к началу будущего года мы увидим Магнуса на самой вершине рейтинговой пирамиды.

...Когда свежий зритель, наслышанный о подвигах юного норвежца, приходит в зал, где тот играет, и отыскивает табличку с его фамилией, он видит невзрачного подростка с сонным выражением лица, которое время от времени сменяется другим смесью брезгливости и отвращения от необходимости выполнять нудную работу. Потом сонный подросток начинает лениво потягиваться, зевает во весь рот и вдруг резко опускает голову на сложенные руки и так застывает. В этот момент он напоминает персонаж знаменитого офорта Гойи «Сон разума рождает чудовищ».

Но именно этот сонный внешне подросток уже обыграл за доской почти всех сильнейших гроссмейстеров мира. И именно о нем Каспаров сказал, что таких талантов со времен Фишера на Западе не было.

А после проигрыша Магнусу на турнире в Вейк-ан-Зее в начале этого года экс-чемпион мира Владимир Крамник произнес слова, мигом облетевшие весь шахматный мир: «Не исключено, что в шахматах появился свой Федерер. И вполне возможно, что через какое-то время Карлсен будет доминировать во всех турнирах. Пока с ним бороться еще можно. Через два-три года делать это будет уже тяжело».

Папа Магнуса - Хенрик - бросил работу инженера и сопровождает сына на всех турнирах. Он оберегает его покой, приносит ему еду в номер, снабжает двумя бутылками сока на игру, но при этом в отличие от некоторых родителей известных в прошлом вундеркиндов отец норвежского гения шахмат неизменно приветлив и любезен с представителями прессы. Он не скрывает, что его сын зарабатывает гораздо больше, чем зарабатывал он, но при этом говорит, что деньги для Магнуса сейчас не имеют никакого значения, потому что мальчик живет дома и ни в чем не нуждается. Впрочем, дома чудо-ребенок бывает редко. Так, в прошлом году он провел там лишь два месяца, а все остальное время играл в турнирах. В 2007-м Магнус окончил школу и поступил в институт физкультуры, где его специализацией являются шахматы. Это позволяет ему играть, так сказать, без отрыва от учебы.

Наша беседа с Магнусом Карлсеном состоялась сразу после окончания его последней партии с Этьеном Бакро в последнем туре бакинского супертурнира. Магнус выиграл эту партию и поделил 1 - 3-е места на первом турнире «Гран-при» ФИДЕ, сделав хороший задел для общей победы в этой серии супертурниров, открывающей ему дорогу к шахматному трону.

Я обещал папе Карлсена, что отниму у мальчика лишь 15 минут - на этом условии они согласились дать интервью. Времени у семейства Карлсенов было немного: их ждали закрытие турнира, награждение, банкет и отъезд домой.

И вот я говорю с юным гением шахмат. На меня смотрят, не мигая, внимательные карие глаза, которые светятся ровным мягким светом. Мой собеседник, внешне совсем еще мальчишка, абсолютно невозмутим и серьезен. Даже на простенькие, казалось бы, вопросы типа: «Кто ваги любимый футболист?», - он отвечает так, что мне становится ясно: он не из тех, кто позволяет себе раскрываться перед журналистом.

Естественно, наш разговор начался с прошедшего турнира, в котором Магнус долгое время оставался в тени, а под конец резко рванул к финишной ленточке и оказался в числе победителей.

- Это была ваша тактика: держаться весь турнир в тени, а потом совершить резкий рывок?
- Нет, это не было тактикой. Просто так получилось. Я старался в течение всего турнира. У меня были шансы и в начале турнира, и по его ходу, но я их не использовал. А в двух последних партиях это удалось.

- Какая партия из сыгранных на этом турнире понравилась вам больше всего?
- Я думаю, в двух последних партиях мои партнеры допускали не такие очевидные ошибки. Сегодняшняя партия с Этьеном Бакро, вероятно, мое лучшее достижение в турнире.

- Вы выиграли первый этап «Гран-при», это возможный путь к матчу с чемпионом мира. Рассчитываете выиграть весь «Гран-при»?
- Полагаю, у меня есть возможность выиграть этот цикл. Но я думаю только о конкретном турнире и не строю далеких планов.

- Каковы ваши ближайшие выступления?
- Сначала я сыграю матч с Леко по быстрым шахматам в Мишкольце, а после этого приму участие в турнире на Украине, в Форосе.

- Кого из ваших сверстников вы считаете лидерами вашего поколения?
- Кроме меня и Карякина хорошие шансы добиться больших успехов есть у Непомнящего из России и Вашье-Лаграваиз Франции.

- После турнира в Вейк-ан-Зее Крамник сказал, что с вами можно будет еще бороться года два-три, а потом играть станет невозможно. Как думаете, вы уложитесь в срок, указанный Крамником, чтобы стать недосягаемым для остальных?
- (Улыбаясь.) Думаю, это слишком оптимистичный прогноз. Но, во всяком случае, это хорошо, что они меня боятся.

- Обычно вы приходите на тур довольно поздно (так, во всяком случае, было в Вейк-ан-Зее и Линаресе) - это связано с тем, что вы поздно просыпаетесь?
- Да, я поздно ложусь и поздно встаю. Но стараюсь проснуться не позже, чем за полтора часа до начала тура. На завтрак никогда не хожу.

- А что вы обычно едите?
- Обычно мы ходим в итальянский ресторан.

- Вы любите футбол и, как мне говорили, во время турнира в Вейк-ан-Зее ходили на футбольный матч. За какую команду болеете?
- Да, я давно являюсь поклонником клуба «Аякс», время от времени он показывает очень хороший футбол. Но мне нравится игра и других клубов, в частности, мадридского «Реала».

- Есть ли у вас любимый игрок?
- Так много замечательных игроков... Мне трудно назвать кого-то одного.

- Вы сами играете в футбол?
- Да, в команде своего города я играю на месте полузащитника.

- В Норвегии популярны зимние виды спорта. Какой из них вы предпочитаете?
- Я часто катаюсь на лыжах, но по равнине, а не с гор.

- А на велосипеде летом?
- На велосипеде я ездил в школу и из школы каждый день, теперь сажусь на него редко.

- Читаете ли вы книги?
- Как вы понимаете, у меня очень мало времени, чтобы во время турниров читать книги. Если мне кто-то даст интересную, я ее прочту. Но вообще-то предпочитаю смотреть фильмы.

- А какое кино обычно смотрите?
- Фильмы в жанре «экшн».

- В Вейк-ан-Зее в 2006 году я видел вас в пресс-центре: вы сидели рядом с сестрой и играли в какую-то компьютерную игру. Сейчас часто играете?
- Честно говоря, я не очень увлекался компьютерными играми даже тогда, а сейчас совсем не играю в них.

- Сколько времени ежедневно вы занимаетесь шахматами?
- Смотря что понимать под занятиями шахматами. Переигрывать партии - это тоже заниматься шахматами. Читать шахматные журналы, книги - это тоже заниматься шахматами. О шахматах я думаю постоянно.

- Получается, что вы круглые сутки занимаетесь шахматами?
- Так можно сказать. Я постоянно в шахматах. Но это не значит, что, кроме них, я ничем не занимаюсь.

- Например, как мне говорили, вы иногда играете в покер. Сейчас многие шахматисты увлекаются этой игрой. А некоторые даже навсегда уходят из шахмат в покер. Существует опасность, что вы тоже когда-нибудь уйдете в покер?
- Нет, такой опасности нет. Шахматы не сравнимы с покером. Покер - это просто так, чтобы немного расслабиться с друзьями. Я не думаю, что покер когда-нибудь может стать для меня важным - для этого надо играть на большие деньги. А я никогда не играю на большие деньги.

- А вообще деньги для вас имеют какое-то значение в жизни?
- Конечно, я участвую в шахматных турнирах и зарабатываю деньги. Но в моей жизни они не играют большой роли.

- Есть ли у вас в жизни какая-то мечта?
- Вообще-то я не являюсь человеком, который оперирует такого рода категориями. Если вы хотите мой ответ: у меня нет никакой мечты.

Юрий ВАСИЛЬЕВ

Спорт-Экспресс

Источник Спорт-Экспресс
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 23 ноября 2024, 12:21 8

Экс-наставник сборной Украины Леонид Буряк прокомментировал жеребьевку Лиги наций